Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
лариса пауль
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Cтандартизация содержания дошкольного образования особенно важна, т. к. сможет обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Это, в свою очередь, отвечает потребностям общества и государства.
Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования (школьное обучение).
Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей к концу дошкольного, каковы условия их развития.
Итак, первой предпосылкой формирования учебной деятельности является (воспитание познавательных интересов и потребностей. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особенно важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.
условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.
1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
2. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
3. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными. Слишком легкий либо слишком трудный материал не вызывает интереса.
4. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность, а учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Второй предпосылкой к учебной деятельности выступает (овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Доказано, что развитие учебной деятельности, возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий.
В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности, например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.
Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Уже в дошкольном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.
Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные
формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия.
Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая
должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.
Исследования ученых (Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой)
показали, что у детей детского возраста стихийно
складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя —
целенаправленно обучать детей действиям контроля.
Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий.
Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей, можно назвать основные компоненты учебной деятельности:
• выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;
• контроль, самоконтроль и самопроверка;
• личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.
Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер. Основным условием развития предпосылок учебной деятельности являются специальные методы и приемы обучения детей.
Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности, включенный в целостный образовательный процесс и интегрирующий в себе все виды детской деятельности.
Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, поэтому мы не будем подробно останавливаться на методике проектирования подробно. Умение пользоваться методом проектов, сегодня — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Ведущая идея нашего опыта заключается в том, что организация всей деятельности ребенка в рамках проекта позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью ребенка, помогает ему овладеть разными способами поиска информации и использовать ее для создания новых объектов деятельности, для применения знаний совершенно в иной, возможно не стандартной ситуации.
Новизну нашему опыту работы придает интеграция в проектную технологию других современных методов и приемов обучения детей.К их числу можно отнести:
— методы исследовательского обучения Савенкова
«Модель трех вопросов»
ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
(то что дети уже знают) План проекта Источники новых знаний, т. е. средства
«Матрица оценки выдвинутых гипотез»
Идеи Быстро Легко Дешево Безопасно
методический прием «Посмотри на мир чужими глазами» — этот прием развивает в детях способность смотреть на ситуацию с разных точек зрения, исследовать, анализировать, понимать её, а стало быть и находить пути решения.
— Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Именно этот приём — обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
На основе этих методов, дети осуществляют выбор путей и средств достижения цели, систематизируют свои знания, анализируют предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов в условиях детского сада, семьи и ближайшего окружения. И что самое главное – незаметно для ребенка — происходит переход от игры к учению с удовольствием и интересом, процессы познания и желание учиться становятся для ребенка приоритетными. А это и является одним из компонентов учебной деятельности.
Практическая значимость опыта достаточно велика, а это в свою очередь, обеспечивает повышение качества дошкольного образования.
Особое внимание при организации проектной деятельности мы уделяем исследовательским проектам («Огонь – друг или враг?», «Почему сосульки плачут?», «Почему собака кусается?», «Одиночка и коллектив», организация которых способствовала повышению самостоятельности, инициативности, уровня развития целенаправленной поисковой и исследовательской деятельности детей.
Эффективность социально-значимых проектов («Мы — за пожарную безопасность!», «Всем нужна вода!», «Город мастеров», «Сохраним березку», «Правила дорожные всем знать положено» и др.)с точки зрения развития личности ребенка неоспорима: разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование всех социально-нормативных возрастных характеристик, заложенных в стандартах, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Существенные особенности проектной методики в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности. К их числу можно отнести проекты нравственной, гражданско-патриотической направленности («Герои моей семьи», «Герб моей семьи», «Мое родословное древо», «Мама, папа, я – Анжерская семья», «Золотое место Кузбасса» и др.). Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию, активное отношение к окружающей действительности.
Какими вырастут наши дети – покажет время, (но сформированные на данном этапе личностные качества и предпосылки к учебной деятельности непременно будут способствовать успешному школьному обучению.
Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в соответствии с ФГОС Презентация опыта работы воспитателя Устиновой Марины Владимировны 1 слайд Уважаемые коллеги, разрешите Вам представить свой опыт работы.
Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС» Цель: познакомить педагогов.
Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО Самой важной задачей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья.
Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является.
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный.
Использование игр в работе учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО «Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не.
Изменение образовательного пространства детского сада в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Перед педагогическим сообществом РФ поставлена важнейшая задача — обеспечить качественно новый уровень образования, в кратчайшие сроки с.
Семинар «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС» Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов Цель:.
Источник
Консультация для воспитателей ДОУ «Предпосылки учебной деятельности»
консультация на тему
В консультации раскрывется понятие «Предпосылки учебной деятельности», дается их краткая характеристика, и описываются педагогические приемы, способствующие формированию предпосылок учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предпосылки учебной деятельности | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Дошкольное образование на современном этапе развивается в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии с ФГОС ДО (п.1.6) одними из задач дошкольного образования являются:
— «обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования»;
— «формирование предпосылок учебной деятельности».
Проблема формирования предпосылок учебной деятельности актуальна не только для педагогов, работающих со страшим дошкольным возрастом, потому что каждый возраст опирается на достижения в развитии предыдущего возраста; меняются только сензитивные периоды, ведущие виды деятельности, типы мышления, деятельности; в старшем дошкольном возрасте проблема формирования предпосылок учебной деятельности просто приобретает большую актуальность и значимость.
II. Содержание понятия «Предпосылки учебной деятельности»
«Дошкольник» и «младший школьник» — две разные возрастные группы в соответствии с возрастной периодизацией развития. Следовательно, каждая из этих групп характеризуется рядом новообразований, первоочередным из которых является смена вида ведущей деятельности: дошкольник – игровая деятельность, младший школьник – учебная деятельность.
Но каждый возраст опирается на определенную базу развития, которая была сформирована на предыдущем возрастном этапе. В случае перехода дошкольников в группу младших школьников этой базой являются предпосылки учебной деятельности. Т.е., в дошкольном возрасте в ходе игровой деятельности должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Если они будут сформированы, то переход на следующий возрастной период и освоение учебной деятельности пройдут более безболезненно. В этом и заключается подготовка детей к школьному обучению.
Относительно формирования этой «переходной базы», подготовки детей к школе высказывались разные педагоги:
«Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» А.Л.Венгер.
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л.С.Выготский.
«Дошкольный возраст должен заканчиваться усвоением тех умений, которые на следующей ступени развития будут играть роль главных способов овладения основами знаний» (Н.Ш. Сыртланова, педагог).
«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А.Сухомлинский).
Итак, что же такое «предпосылки учебной деятельности.
Словарь педагогических терминов не содержит такого определения. Поэтому, сформулируем это понятие исходя из определения его составляющих:
«предпосылки» — это основания, стимулы, мотивирующие события;
«учебная деятельность» — это особая форма учения, направленная на овладение обобщенными способами учебных действий, теоретических знаний и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом.
Таким образом, работая с дошкольниками, мы должны сформировать основания для освоения детьми теоретических знаний, развить личность для учебной деятельности.
III. Предпосылки учебной деятельности (ПУД): краткая характеристика, педагогические приемы, способствующие формированию ПУД
ФГОС ДО только говорит о необходимости формирования предпосылок учебной деятельности, но не раскрывает, что к ним относится. Это позволяет сделать изучение литературы по педагогике и педагогической технологии.
Итак, к предпосылкам учебной деятельности относятся:
— овладение общими способами действий;
— самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач;
-овладение контролем способа выполнения собственных действий, самоконтроль;
— произвольность (в том числе умение работать по правилу);
— умение планировать свои действия;
— умение работать по образцу.
3.1. Краткая характеристика ПУД:
1) познавательный интерес – это интерес к приобретению знаний, к познанию окружающего мира;
2) овладение общими способами действия – подразумевается способность ребенка после некоторого количества действий путем проб и ошибок выделить общий алгоритм действий для ряда практических или познавательных задач, умение выделять новые связи и отношения; решение определенного класса конкретно-практических задач.
Образно выразить содержание этой предпосылки можно так: «Если человек голодный, то, что ему нужно дать: рыбу или удочку? ( Удочку; научившись ловить рыбу, он никогда не будет голодным);
3) самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач — умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, подбирать решение и находить верный вариант;
4) овладение контролем способа выполнения собственных действий, самоконтроль — умение сопоставлять свои действия с образцом, контролировать их;
5) произвольность (в том числе умение работать по правилу) — умение действовать по установленным правилам, умение соподчинить «хочу» и «надо»;
6) умение планировать свои действия — возможность ребенка намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели; начинает формироваться в возрасте 4 лет.
7) умение работать по образцу – умение копировать. Например, ребенку, который не умеет писать, предлагают срисовать слово, написанное латинскими буквами («Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть, еще не учился писать, но попробуй, наверное, ты сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом, на этом пустом месте напиши тоже так»).
3.2. Педагогические приемы, способствующие формированию ПУД
— Возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;
— обоснование необходимости и важности учебного материала;
— связь нового материала с усвоенным ранее;
— посильность усвоения, познавательная сложность нового материала;
— яркость и эмоциональность материала;
— положительное оценивание успехов детей
— вопросы проблемного характера;
— СРИ «Школа»: роль «учителя» дети исполняют по очереди. Педагогу следует подсказать детям форму, игры, но не задавать ее конкретное содержание. Пусть они сами выберут урок, в который будут играть, задания, которые «учитель» будет давать классу. В таких играх для детей особенно полезно выполнение роли учителя. «Перевоплощаясь» в него и видя устремленные на себя глаза своих «учеников», он непосредственно ощущает роль и значение учителя.
— рисование впечатлений от экскурсий. Возможные темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника»;
— совместное оформление иллюстративный альбома о школе «Школа, в которой я буду учиться», «Я — первоклассник».
Овладение общими способами действий
— Переориентации сознания детей с конечного результата на способы его достижения;
-упражнения на анализ сходств и различий;
— предложить, чтобы один ребенок объяснил другому, как решать задачу (прием, близкий к «игре в школу», но осуществляемый при решении конкретного задания);
— предложить детям придумать задание, которое выполняется так же, как заданное воспитателем;
— при выполнении аналогичных заданий попросить ребенка, не выполняя задания, рассказать, как он будет его выполнять.
способов выполнения практических и познавательных задач
— Доверительные эмоционально насыщенные отношения, при которых сведены до минимума порицания, замечания, «нотации»;
— дополнительные наводящие вопросы. Если в результате опроса нескольких детей найдено верное решение, то похвалить надо их всех — в том числе тех, чьи ответы были неправильны: ведь в конечном итоге именно коллективные рассуждения привели к успеху;
— учебные задания даются в свободной игровой форме, когда детям предлагают «догадаться», «продумать» что-либо и т.п. (удобной формой является форма «загадки»);
— свободные задания, не имеющие однозначного решения.
Например, сделать рисунок, задав тему в общих словах: «нарисуй праздник», «нарисуй лето»; сочинить рассказик на такую же относительно свободную тему; сделать красивый узор из квадратиков и треугольников; построить из кубиков пароход (не давая образца).
-положительно оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения, хвалить ребенка за саму попытку найти решение;
-деятельность детей без педагога.
Овладение контролем способа выполнения
собственных действий, самоконтроль
— Сравнение своей работы с заданным образцом;
— работа в парах, тройках с приемами взаимопроверки;
— формирование адекватной самооценки через систему правильной оценки ребенка взрослым:
- Важны не формальные слова «молодец» и т.п. в любой ситуации, а адекватная оценка положительных действий ребенка;
- Содержательная оценка (система Ш.А.Амонашвили), которая предполагает:
во всех случаях доброжелательное отношение;
положительную оценку усилий ребенка, направленных на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
конкретный анализ трудностей, вставших перед ребенком, и допущенных им ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Например, общий смысл оценочного высказывания должен быть примерно таким: «Ты действовал очень хорошо, но пока еще у тебя не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задание еще лучше, чем выполнил сейчас». Далее должны следовать указания на то, как именно можно добиться ликвидации ошибок. Оценка должна звучать таким образом даже в том случае, когда результат работы ребенка отрицателен.
- Оценка работы должна содержать критерии, по которым сравнивают старания и результаты этих стараний.
- При высказывании оценки делать акцент не на результате, а на динамике ребенка.
— ненавязчивый контроль педагога. Основной формой указаний должно быть не замечание, а совет.
— использование на занятиях физической культурой могут пиктограммы основных положений, движений и упражнений, видов спорта как образца выполняемых движений.
Произвольность (в том числе умение работать по правилу)
— Игры с правилами;
— игры на развитие волевой сферы;
— обсуждение действий ребенка, чтобы он имел возможность посмотреть на себя со стороны;
— систематическое соблюдение режима дня;
— не выполнять за ребенка то, с чем он может справиться сам;
— не использовать метод «пустых угроз» и «принцип непоследовательности» (разрешать сегодня ребенку то, что нельзя было вчера);
— постоянные трудовые поручения.
Умение планировать свои действия
— Использование конструирования (учить детей предварительному анализу образца, включающему его соотнесение с имеющимися строительными деталями. Затем подбирать необходимые детали, определять место, которое они должны занять в постройке, и лишь затем начинать строить);
— игры на установление и анализ причинно-следственных связей между действиями и их последствиями;
— совместный, коллективный анализ последовательности действий какого-либо дела;
— составление рассказа по плану;
— обыгрывание составление плана какого-то дела. Например, рассказать, как будут готовиться к встрече гостей и как будут их встречать;
Формирование умения планировать проходит несколько этапов:
первый этап – детей приучают принимать план взрослого,
второй этап – совместное планирование деятельности с воспитателем
третий этап – самостоятельное планирование.
Умение работать по образцу
— упражнения по типу «Образец и правило».
Предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок может рисовать фигуру, похожую на заданную, но пренебречь правилом и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом.
Формирование предпосылок учебной деятельности происходит, прежде всего, при работе с детьми в группах. Но и мероприятия в ДОУ, рассчитанные на всех участников образовательного процесса, (культурно-досуговые мероприятия с детьми, работа с родителями, методическая работа) также не должны обходить стороной данную проблему.
- Мухина В.С. Общая характеристика учебной деятельности (лекции и практикум по психологии) / В.С. Мухина // Ваш психолог. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/2038-lekcziya-obshh (дата обращения 23.10.2015г.)
- Тимофеева Л.Л. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования / Л.Л. Тимофеева // Детские сады: информационный портал о государственных и частных детских садах. URL: http://www.deti-club.ru/obespechenie-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya (дата обращения 23.10.2015г.)
- Тимофеева, Л.Л. Работа с детьми в предшкольный период / Л.Л. Тимофеева // Методист дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 13 – С. 6 – 43.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В консультации дано определение непосредственно образовательной деятельности, рассказывается о порядке конструирования технологической карты непосредственно образовательной деятельности. Дан при.
Способность восприятия красоты – уникальное по своей природе явление. Оно появляется с первых дней и сопровождает человека на протяжении всей жизни.Ребенок и мир красоты, искусства – эти два понятия н.
В дошкольном возрасте происходит становление основ учебной деятельности, включающее формирование умений принять или поставить задачу, отобрать способы решения, умение усваивать и применять обобщенные .
Материал для воспитателей работающих над этой темой.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию.
Данная статья содержит анализ учебно – методической литературы по проблеме формирования основ безопасности в дорожно – транспортной среде. Будет полезна для работы воспитателей занимающихся данн.
Формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи: • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно.
Источник