Оценка введение способа оценки

Методическая разработка занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь» — Занятие «Оценка. Введение способа оценки»
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе.

Скачать:

Вложение Размер
1-d_otsenka._vvedenie_sposoba_otsenki.docx 27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь» (автор Г.А. Цукерман)

Учитель: Золотова М.В.

Образовательное учреждение: ГБОУ «Школа № 41»

Технологическая карта урока.

Занятие «Оценка. Введение способа оценки».

День второй, урок третий.

Цель занятия: Ввести знак «линейка» для оценивания деятельности на уроке.

— Познакомить детей с оценочной линейкой

— Учить определять критерии оценки

— Учить оценивать свою и чужую работу

— Формировать адекватную самооценку.

Оборудование: знаки «Я», «Хор», «+», «-», «Мы»; тетрадь в клетку; цветные карандаши

Содержание этапов урока

  1. Организация начала урока (психологический настрой учащихся);

Дети рассаживаются группами по 6 человек в каждой группе.

Напоминание о правилах поведения на уроке.

Подготовка рабочего места. Проверка наличия всех необходимых принадлежностей.

Дети вспоминают, как надо здороваться на уроке.

Дети проверяют рабочее место, сообщают, если чего-то не хватает.

  1. Сообщение темы урока и его задач;

— Сегодня мы будем учиться оценивать свою работу и работу всего класса на уроке. Для начала давайте вспомним знаки, с которыми мы научились работать.

  1. Повторение пройденного. Проверка усвоения работы со знаками.
  1. Знакомство с понятием «Линейка» и методами самооценки

Вот знаки, которые мы прошли. Давайте назовем их («Хор», «Я», «+» — согласен, «-» — не согласен)

— Вы умеете работать хором? (знак «Хор»)

— Что нужно сделать, если я показываю на этот знак? (знак «Я»)

— Какой знак нужно показать, если вы согласны с тем, что говорит учитель? (знак «Хор») Покажите мне этот знак (знак «+»)

— Какой знак нужно показать, если вы не согласны с тем, что увидели или услышали на уроке? (знак «Хор») Покажите мне этот знак (знак «-»)

Покажите мне, пожалуйста, знаки «+» или «-» в зависимости от верной или неверной услышанной фразы:

— Сегодня хорошая погода.

— Солнце светит ярко

— За окном стаями летают птицы

Молодцы! Вы все справились с заданием.

А теперь откройте тетради. В своих тетрадях простым карандашом нарисуйте солнышко в левом верхнем углу.

Справа от солнышка нарисуйте гриб.

В правом нижнем углу поставьте, пожалуйста, знаки «+» или «-» — в зависимости от того, правильно ли вы все нарисовали – получились ли у вас солнышко и грибок.

Учитель корректирует выполняемую детьми работу.

— Поднимите руку, кто поставил под своим рисунком знак «+».

— Как интересно получилось. Вы все нарисовали и солнышко и грибок. И поставили за это плюс. Но одни из вас нарисовали солнышко слева, а другие справа. Значит, кто-то невнимательно слушал? И выполнил задание не совсем верно? Как же мне оценить вашу работу? Для этого существует волшебная линеечка (Учитель показывает линеечку на доске). Если задание выполняется полностью верно (нарисовано именно то, что нужно и с правильной стороны: солнышко слева, грибок справа) – на этой линеечке ставится крестик в самом верху. Если совсем неправильно (нет ни солнца, ни гриба) – крестик ставится в самом низу. Если правильно наполовину – солнце и гриб есть, но нарисованы не с той стороны – крестик ставится в центре линеечки. Давайте теперь оценим свою работу с помощью волшебной линеечки. Прочертите карандашом линеечку, сделайте на ней нужную отметку.

Учитель ходит по классу и помогает тем детям, которые не справляются с заданием.

— Ребята, но может быть и такое, что все в тетради нарисовано правильно, но очень неаккуратно. Что тогда делать? Тогда нужна еще одна линеечка, на которой мы уже не будем оценивать, как правильно выполнена работа. Мы будем оценивать – аккуратная она или нет. Нарисуйте простым карандашом еще одну линеечку через две клетки справа от первой. Если у вас ровное, аккуратное солнышко и красивый грибок, и вы очень старались, когда их рисовали – отметьте крестиком верх линеечки. Если солнышко кривое и неаккуратное и грибок не получился, вы рисовали его быстро, не стараясь – отметьте самый низ линеечки. Если работа аккуратная наполовину – отметьте середину линеечки.

Физкультминутка «Гриша шел»

Гриша шел-шел-шел (Шагаем на месте)

Белый гриб нашел (Хлопки в ладоши)

Раз – грибок (Наклон вперед),

Два – грибок (Наклон вперед),

Три – грибок (Наклон вперед).

Положил их в кузовок (Шагаем на месте, показывая руками полный кузовок)

(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок)

Сейчас мы будем выполнять задания в парах и оценивать свои работы. Для того, чтобы начать, нужно выбрать себе пару в группе. Разделитесь, пожалуйста, на пары и покажите, что вы готовы работать (знак «Мы»).

Вы будете работать в одной тетради в клетку. Выберете, в чьей тетради вы будете выполнять задание.

Мы будем выполнять графический диктант. Сначала первый человек в паре слушает диктант и выполняет его, второй человек в паре продолжает узор. Потом вы меняетесь. Тот, кто продолжал узор, выполняет задание под диктовку. Можно своему партнеру помогать, если он начинает ошибаться.

Вам нужно выбрать, кто будет работать сначала. Итак – поднимите руку, кто первый будет в паре выполнять задание.

Учитель объясняет, где начинать выполнять задание.

Графический диктант № 1: Одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо

Графический диктант №2: Одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

— А теперь нарисуйте в правом нижнем углу две «волшебные линеечки». Давайте сначала оценим, правильно ли вы выполнили задание.

Теперь давайте оценим, как красиво и аккуратно вы выполнили узор.

Источник

Тема 15. Оценка. Введение линейки оценок

Задачи: познакомить детей с оценочной линейкой; учить определять критерии оценки; учить умению оценивать свою и чужую работу; формировать адекватную самооценку.

Оборудование: изученные знаки, тетрадь в клетку, простой карандаш, тетрадь «Солнышко».

Повторение школьных правил

Ребята, к нам на урок снова пришли Знайки.

Учитель разыгрывает с куклами сценку: учитель загадывает загадки, а куклы наперебой «кричат» ответы.

Два конца, два кольца — посередине гвоздик? Сколько дней в неделе? Какие мультфильмы вы любите смотреть? Ребята тоже знают ответ, но не кричат так, как вы.

Знайки, вы не переживайте. Вы просто не знаете того, о чем мы с ребятами уже договорились. Не знать — не стыдно. Ребята, объясним Знайкам, что означают эти знаки. Кто скажет, что это за знаки?

Дети объясняют значение знаков «Я», «Хор», «Согласен» и т.д.

Примем ли мы Знаек в школу? Не подведут ли они нас?

Дети решают взять Знаек с собой: пусть поучатся быть настоящими школьниками.

Игра «Кто чему хочет научиться в школе?»

Дети встают в круг и разучивают три жеста. Руки вперед: «И я тоже. Согласен». Руки за спину: «Я не буду. Не согласен». Руки на голову, почесать в затылке: «Я подумаю. Я еще не знаю». Начинает игру ведущий: «Я — Серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться. А вы?». Дети отвечают одним из трех жестов. Игру продолжают Знайки.

Чему мы учились в этой игре? Вот видите, Знайки, в школе, даже играя, дети учатся.

Знакомство с оценкой

Создание проблемной ситуации

Сегодня мне надо собрать ваши работы и посмотреть, кто чему научился. Чтобы я не перепутала тетради, подпишите на странице свое имя (кто не умеет — срисовывает со своего медальона).

Оцените свою работу знаками «+ -». Как-то непонятно получилось. Все ребята написали по-разному, а оценки у всех одинаковые — «+». Что же нам придумать с оценками?

Знакомство с оценочной линейкой

Знайки хотят вам что-то сообщить. Оказывается они видели, что в лесной школе у всех учеников есть волшебные линеечки, на которых очень легко ставить оценку. Они хотят вам показать, как это делать. Посмотрим?

Учитель демонстрирует на доске волшебные линеечки.

Введение способа оценки

На доске написано имя Павлик с ошибками в изображении букв.

Мальчик из подготовительного «Г» класса написал свое имя так. Давайте оценим, красиво ли написано имя (рисует линейку). Если я считаю, что слово написано красиво, красивей невозможно, я поставлю свою оценку тут (ставит практически возле верхней границы линейки). Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, не бывает хуже, я поставлю свою оценку тут (ставит чуть выше нижней границы линейки). А куда поставить оценку, если я считаю, что слово написано красиво, но может быть и лучше? (помощники указывают место на линейке). Понятно ли, как оценивать работу по линей-

ке? Давайте оценим теперь, правильность работы Павлика. Аналогичный разбор.

Практическая работа детей

Каждый учащийся написал свое имя. Группа оценит, правильно ли написано имя и красиво ли. Выбирают одного учащегося, который кладет листик на центр стола. Работа сначала оценивается по линейке «красота», затем — «правильность». Т.о. оценивают все работы.

Понравились вам волшебные линеечки? За что на них можно ставить отметки?

Организация групповой работы

Мы продолжаем работать в группах. Сейчас вы будете выполнять интересные задания и оценивать их. Причем оценивать правильность их выполнения будете не только вы сами, но и ваши друзья. Покажите, что вы готовы работать вместе. (Руки детей должны быть соединены и подняты вверх).

Подвижная игра «Ниточка с иголочкой»

Знайки вмешиваются в разговор: «Ребята, как здорово, что у вас есть друзья, с которыми вы можете работать вместе! Мы при-готовили для вас удивительную игру, в которую можно играть вдвоем. Сейчас мы проверим ваше внимание и ловкость. Попробуете сыграть? Тогда будьте внимательны, в игре есть важные правила. Вы группами показываете ниточку с иголочкой. Кого вам сначала нужно выбрать? (иголочку). Ниточка не отрывается от иголочки и всегда двигается следом. По звоночку вы начинаете сшивать все в классе. Как? Но как только слышите 2 звонка, каждая группа должна занять свое место. Отрываться ниточке от иголочки нельзя. Победит группа, которая выполнит задание первой».

Стрельба по мишеням (в тетради «Солнышко»)

А сейчас продолжим учебу. Чему мы сегодня учимся? Правила игры объясняют Знайки, демонстрируя «стрельбу» на доске. Знайки договариваются, кто будет первым. Первый Знайка — стре-

лок, второй — командир. Первый Знайка: «Я беру карандаш и при-ставляю его к пистолету». Второй Знайка: «Я командую: «Готовься! Целься! Пли!». Первый Знайка: «Я по команде «Пли!» веду линию к мишени. Надо стараться, чтобы линия была ровной, чертить ее нужно, не отрывая карандаш от бумаги, и попасть в центр мишени. Пуля должна лететь прямо! У вас есть три попытки. После этого вы поменяетесь ролями. Повторите, какие команды отдает командир. По сигналу колокольчика вы начинаете стрельбу. Договоритесь друг с другом, кто будет первым. По второму звонку начинайте стрельбу».

Как вы думаете, за что можно оценить стрелка? ( Дети высказывают предположения).

Учитель напоминает детям правила оценивания.

Оцените свою работу.

Звучит сигнал колокольчика.

Обменяйтесь своими работами и оцените работу своего друга. Помните, что оценка должна быть справедливой. Если вы согласны с оценкой, которую сам себе поставил ваш товарищ, то обве-дите ее кружком, — это значит, что он оценил свою работу правильно. Кто хочет поблагодарить своего командира, пусть пожмет ему руку.

Что очень важное научились сегодня делать на уроке? Почему для учеников это важно? Что можно узнать, когда оценишь свою работу? Как надо ставить оценку на линеечке? За что можно ставить оценку?

Источник

Как оценить успехи учеников: непривычные, но эффективные способы

Что такое формирующее оценивание? Это способ оценки, который не пугает и не угнетает ребёнка, а, наоборот, стимулирует интерес к учёбе

Одной из больших тем, которые обсуждали на февральской Международной научно-практической конференции Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) «Тенденции развития образования», стала тема оценивания учебных успехов ребёнка. Не секрет, что оценки — источник стресса для учеников. Мы привыкли к 5-балльной или 10-балльной шкале — а какие ещё есть варианты? Как уйти от карательной педагогики?

Последним исследованиям и лучшим практикам в этой области на конференции был посвящён пленум по внутриклассному оцениванию.

Какой опыт других стран стоит перенять

Елена Ленская, кандидат педагогических наук и директор центра изучения образовательной политики Шанинки, рассказала, какие практики оценивания существуют в других странах.

Оценочная политика школ США:

  • Внутриклассное оценивание предназначено для того, чтобы информировать учащихся и их родителей об учебном прогрессе. Это правило должны соблюдать и частные школы.
  • В основе любой оценки — учёт « зоны ближайшего развития » ребёнка.
  • Задача оценивания — добиться того, чтобы ученики демонстрировали свои знания и понимание темы самостоятельно, а не потому что их контролирует и направляет к этому учитель.
  • Учитель должен постоянно сообщать учащимся об их прогрессе.

Именно концентрация внимания на прогрессе, а не на провалах составляет суть формирующего оценивания. В фокусе — индивидуальные достижения каждого ученика, а не сравнение результатов разных людей. Кроме того, результаты формирующего оценивания ни в коем случае не должны фигурировать при выставлении итоговой оценки и влиять на неё.

Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.

Оценочная политика школ Финляндии:

  • Задания проверяют не только учителя, но и сами ученики.
  • В ежегодных итогах учитывается всё разнообразие работ учащихся.
  • Ученику дают обратную связь, чтобы он понимал свои достижения и пробелы.

Рассматривая опыт Великобритании, Ленская упомянула ряд конкретных инструментов формирующего оценивания, которые применяют учителя начальной школы. Их можно адаптировать и для других ступеней образования. Вот некоторые из этих практик:

  • На доске размещают фото лучшего ученика недели — но отмечают не академические достижения, а другие успехи — например, то, что помог товарищу, внимательнее всех слушал на занятиях и так далее.
  • Достижения всего класса собирают в коллекцию в виде шариков: за каждый успех в стеклянную банку добавляется новый шарик — а когда она наполняется, весь класс получает награду.
  • В тетрадях учитель подчёркивает не худшее, а лучшее в выполненном задании.
  • Учитель не выносит отрицательных суждений — он даёт советы, над чем поработать.
  • Поощряется помощь детей друг другу.
  • Если кто-то совершил проступок, дети садятся в круг и говорят о провинившемся что-то хорошее, потом все предлагают решения. Например: «Давай я буду тебе звонить утром, чтобы ты не проспал первый урок». Эта практика называется «круг друзей».
  • Родителям отправляют развёрнутый отчёт в конце каждой четверти.

Приведённые примеры показывают, что практика формирующего оценивания уже применяется в ряде стран. Можно ли переложить их опыт на нашу систему образования? Какие при этом могут возникнуть трудности?

Как организовать формирующее оценивание

Специалист по управлению образованием Самарского филиала РАНХиГС Галина Голуб отметила, что при формирующем оценивании очень важно, чтобы ученик сам выбирал планку, к которой хочет стремиться. Преподаватель не должен заставлять его работать больше, чем тот хочет.

Она также выделила несколько базовых принципов формирующего оценивания. Вот что требуется для этого от учителя:

  • Планировать образовательные результаты по каждой теме.
  • Определять точки контроля для каждой темы.
  • Предъявлять ученикам планируемые образовательные результаты.
  • Продумать механизм обратной связи с учениками. Может казаться, что это лишь дополнительная работа, но на самом деле она упрощает процедуру оценивания. Галина Голуб рекомендовала использовать листы оценивания с конкретными критериями, понятными и учителю, и учащемуся.
  • Итоговое оценивание образовательных результатов в рамках темы. Вот здесь возможно выставление отметки.

Ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Марина Пинская отметила, что формирующее оценивание очень многолико и для его организации существует много инструментов. Главное, что оно даёт возможность развиваться ученикам с разным уровнем подготовки.

Пинская также выделила особую роль обратной связи от ученика к учителю. Можно просто спросить детей, поняли ли они учебный материал, а можно использовать способы получше, чтобы убедиться в том, что они действительно разобрались в теме.

  • Применить креативные инструменты — такие, как матрица словесных и визуальных ассоциаций. Учитель называет термин и спрашивает ученика, как он его понимает: можно предложить придумать ассоциацию, нарисовать комикс, показать образно.
  • Рисовать карты понятий — схематичное описание изученных терминов и связи между ними.
  • Предложить ученикам составить тесты друг для друга.

На первый взгляд может показаться, что эти инструменты сложно связать с оценкой, однако в реальности именно они позволяют увидеть прогресс ученика. Просто воспринимать их в таком качестве нам пока непривычно.

Конечно, по словам Пинской, никто не ожидает от учителей быстрого перехода на новый формат, поэтому, если поставить отметку всё же нужно, очень важно делать это по конкретным критериям, которые понимают и сам преподаватель, и ученик.

Четыре плюса формирующего оценивания

  1. Позволяет даже самым слабым ученикам ощутить свои успехи.
  2. Помогает сформировать у детей мотивацию к учёбе, потому что акцентирует внимание на достижениях, а не провалах.
  3. Помогает учителю заметить личный прогресс каждого ученика, а не сравнивать их всех с единым стандартом.
  4. Его довольно просто реализовать без лишней бумажной работы для учителя.

А нужно ли всё это учителям и ученикам?

Во время обсуждения темы разные эксперты не раз отметили, что сейчас учителей ругают за отсутствие отметок в журнале. Всему виной стереотип: чем больше отметок, тем лучше поработал учитель. К иному подходу наши учителя попросту не привыкли. Даже сами ученики и их родители боятся отсутствия привычных оценок.

Так, учитель средней школы из Новгородской области Екатерина Батракова поделилась опытом: в процессе введения принципов формирующего оценивания она столкнулась с негативными отзывами самих детей — им было проще воспринимать всё через конкретную отметку. Она также предупредила, что переход к формирующему оцениванию занимает у учителя время и начинает приносить результаты не сразу. Поначалу дети не понимают, зачем смотреть примечания учителя в своей работе, если там не стоит конкретная отметка.

В своей практике Екатерина использовала различные информационные карты, печати и наклейки. По её словам, это и правда мотивировало учеников лучше, чем традиционный подход. Но быстро обнаружились и подводные камни:

В какой-то момент сталкиваешься с реальностью: тебе нужно пять отметок в журнале, чтобы поставить ребёнку оценку в четверти. А у меня не накапливалось этих пяти отметок из-за того, что б ольшую часть работ я оценивала печатями, наклейками и «обратной связью». Мне кажется, работу над введением формирующего оценивания нужно начинать не с учителей, а в принципе с системы образования.

Коллега Екатерины, учитель Ольга Кулешова, связала сопротивление формирующему оцениванию с влиянием нашей привычной культуры, в которой цифры определяют результат. По её мнению, это особенно заметно в реакции на изменения, которая обычно возникает у родителей учащихся. Она предложила представить ситуацию, когда ребёнок сделал в диктанте пятнадцать ошибок, а через некоторое время — семь. Согласитесь, прогресс есть, но в итоге для родителей и для самого ученика это та же двойка.

Формирующее оценивание плохо приживается именно из-за того, что оно тяжело встраивается в существующую систему, — родителям и ребёнку важно видеть оценку, чтобы знать, что всё в порядке и прогресс есть. Именно поэтому ученику вместе с преподавателем важно отвечать на следующие вопросы:

  • К какой цели мы идём?
  • Как я продвигаюсь к этой цели?
  • Какой мне сделать следующий шаг?

Кулешова отмечает, что это пока тоже непривычная модель. Чтобы начать активно её использовать, нужно время. Основная сложность состоит в том, что переход на новый формат иногда предполагает перестройку учебной программы. Именно в этом учителям и нужна поддержка.

Есть ли будущее у формирующего оценивания

Научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании МГПУ Галина Савиных постаралась переложить «идеальную» теорию формирующего оценивания на реальные условия преподавания в России. Конечно, одномоментно полностью отказаться от отметок в наших школах не получится — хотя бы потому, что сейчас вся работа учителей завязана на электронных дневниках. Но новые практики, по мнению эксперта, можно вводить параллельно с привычными.

В частности, Галина упомянула методику HADI-циклов , в рамках которой преподаватель:

  • формулирует некую гипотезу, например: «Если я буду объяснять что-то так-то, то мои ученики будут реже ошибаться»;
  • приступает к конкретным действиям (корректирует план уроков);
  • собирает данные о результатах (анализирует тренировочные тесты учеников, оценивает, сократилось ли время на повторение объяснения материала);
  • делает выводы — работает ли его новый подход, стоит ли применять его дальше.

Это способ проанализировать, как практики формирующего оценивания работают для учителя и учащихся.

Пожалуй, главный вывод обсуждения: сейчас формирующее оценивание применяют редкие энтузиасты, и при всей своей привлекательности эта практика вряд ли сможет широко распространиться у нас без должной поддержки. Причём поддержки не только на уровне администрации школ, но и на уровне государственной образовательной политики.

Источник

Читайте также:  Краска уход для волос estel deluxe способ применения
Оцените статью
Разные способы