- Постановка управленческого учета с нуля
- Постановка управленческого учета с нуля
- Организация управленческого учета на предприятии
- Методы составления управленческих отчетов на предприятии
- Этапы внедрения управленческого учета на предприятии
- Проведение анализа потребностей, диагностика бизнес-требований, описание существующей системы управления
- Определение целей деятельности компании, стратегии развития компании
- Описание бизнес-процессов компании
- Формирование требований к организационной структуре компании, финансовой структуре (определение различных ЦФО в рамках новой организационной структуре)
- Разработка методологии управленческого учета, модели учета, системы формирования управленческой отчетности, перечень и структура основных классификаторов.
- Разработка положения и стандарты по управленческому учету, учетную политику, систему контроля.
- Подготовить техническое задание на автоматизацию управленческого учета.
- Ошибки и проблемы при постановке управленческого учета
- Методология ведения управленческого учета
- Принципы управленческого учета
- Источники данных в управленческих отчетах
Постановка управленческого учета с нуля
Автор: Юрий Мартынов Руководитель проектов 1С-WiseAdvice
Постановка управленческого учета с нуля
Автор: Юрий Мартынов
Руководитель проектов 1С-WiseAdvice
В условиях жесткой конкуренции и быстрых изменений внешней среды практически в каждой отрасли рынок заставляет взвешенно подходить к принятию управленческих решений. Задача по управлению компанией включает в себя управление персоналом, маркетингом, продажами, поставками и развитием компании.
По мере роста бизнеса собственникам/топ-менеджерам для выработки оптимального решения необходимо анализировать бόльшее количество информации. Для подготовки информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, может использоваться управленческий учет, так как финансы являются связующим звеном всех областей управления и все принятые решения находят свое отражения в финансовом результате деятельности компании.
Управленческий учет подразумевает под собой систему правил сбора информации и методик ее интерпретации, используемых для обеспечения руководства компании (или других пользователей управленческих отчетов) максимально полными данными, необходимых для оптимального управления компанией.
Управленческий учет может состоять из различных модулей:
- Формирование управленческой отчетности
- Бюджетирование
- Казначейство
- Международный учет
Организация управленческого учета на предприятии
При формировании методологии управленческого учета с нуля необходимо исходить из того, какой объем информации достаточен руководителям компании для выработки управленческих решений. Структура отчетов и состав показателей, характеризующих состояние компании, определяется конкретными задачами, стоящими перед пользователями отчетности.
На первом этапе, компания для ведения управленческого учета может использовать только «3 основных отчета»:
- Отчет по прибылям и убыткам (финансовый результат, P&L)
Позволяет оценить финансовый результат деятельности компании за отчетный период. Структура доходов и расходов определяется необходимой степенью детализации. Используется не только по компании в целом, но по отдельным ЦФУ (центры финансового учета – сегменты бизнеса, проекты, организационная структура) для анализа эффективности их деятельности. - Движение денег (cash flow)
Состоит из 3 разделов по следующим видам деятельности: операционная, финансовая и инвестиционная. Данный отчет показывает возможность компании осуществлять инвестиционные и финансовые вложения за счет денежного потока от операционной деятельности. - Управленческий баланс
Назначение и структура управленческого баланса часто совпадает с бухгалтерским, но в нем отражаются экономическое состояние компании по управленческому учету, показывается взаимосвязь между предыдущими отчетами и проверяется корректность их составления. Основное правило составления Управленческого баланса — разница между Активами и Пассивами должна равняться нулю.
Методы составления управленческих отчетов на предприятии
Существует несколько методов составления управленческих отчетов на предприятии:
- Метод параллельного учета
Метод заключается в том, что каждая операция отражается параллельно в разных системах учета, например, бухгалтерском и управленческом. Данный метод обладает наибольшей детализацией и точностью, однако, он и самый затратный при использовании, так как необходимо организовать несколько параллельных баз учета в соответствии с каждой учетной политикой. - Метод трансформации
Для формирования отчетности по разным методологиям используется один вид учета. В конце отчетного периода итоговая отчетность предприятия преобразовывается в другую систему. Метод достаточно прост, но имеет ряд ограничений – отчеты возможно формировать с одинаковой периодичностью, меньшая детализация отчетов по сравнению с остальными методами. - Последовательный метод (метод трансляции)
Схож с параллельным учетом, но отличается тем, что учет ведется в одной общей базе, в которой одна операция имеет признаки по различным системам учета. Например, последовательно при отражении операции соответствующие специалисты заполняют сначала необходимые для РСБУ реквизиты, а затем проставляются аналитики для управленческого учета. Данный метод отличает оптимальное сочетание затрат и результата ведения учета. Для внедрения этого метода учета необходимо описать модель не только каждого вида учета, но их взаимосвязи, получив таким образом общую модель учета по разным методологиям.
Организация управленческого учета на предприятии осуществляется в несколько этапов независимо от выбранного метода ведения учета.
Этапы внедрения управленческого учета на предприятии
Управленческий учет представляет собой инструмент, с помощью которого можно эффективно управлять финансовыми, материальными и людскими ресурсами. Основные этапы постановки и наладки управленческого учета включают в себя:
- Проведение анализа потребностей, диагностика бизнес требований, описание существующей системы управления.
- Определение целей деятельности компании, стратегии развития компании.
- Описание бизнес-процессов компании.
- Формирование требований к организационной структуре компании, финансовой структуре (определение различных ЦФО в рамках новой организационной структуре).
- Разработка методологии управленческого учета, модели учета, системы формирования управленческой отчетности, перечень и структура основных классификаторов.
- Разработка положения и стандарты по управленческому учету, учетную политику, систему контроля.
- Подготовить техническое задание на автоматизацию управленческого учета.
Остановимся на этих этапах подробнее:
Проведение анализа потребностей, диагностика бизнес-требований, описание существующей системы управления
Часто в компаниях уже используется управленческий учет в каком-либо виде – собираются показатели деятельности компании, формируются отчеты. Однако, эти отчеты могут не использоваться для анализа, так как содержат избыточную информацию или, наоборот, не позволяют сформировать суждение о состоянии компании.
Необходимо оценить требования к информации, которая требуется руководству компании для принятия решений, или для внешних пользователей отчетности (инвесторы, банки, заказчики, поставщики и пр.). Она должна быть достаточной, но не избыточной. Кроме требований к составу отчетности, необходимо проанализировать существующие в фирме системы учета на предмет оперативности, достоверности и полноты предоставления информации.
Определение целей деятельности компании, стратегии развития компании
Для проведения стратегического анализа деятельности компании необходимо разработать систему целей. Целей компании и методов их достижения может быть несколько, для каждой цели требуется выработать критерии оценки выполнения.
После оцифровки целей нужно провести стратегический анализ и выбрать приоритетные направления развития.
Описание бизнес-процессов компании
При описании существующих бизнес-процессов можно оценить их эффективность, увидеть проблемные места (дублирование ответственности, документов или, наоборот, отсутствие необходимых действий и документов).
Формирование требований к организационной структуре компании, финансовой структуре (определение различных ЦФО в рамках новой организационной структуре)
После описания бизнес-процессов может появится необходимость корректировки организационной структуры компании. Для качественной организации бизнес-процессов может возникнуть необходимость как в создании новых структурных подразделениях, так и в объединении существующих, чтобы исключить дублирование функций и ответственности.
На основе организационной структуры компании разрабатывается финансовая структура. В рамках этой работы из организационных звеньев (подразделений) формируются центры финансовой ответственности (ЦФО) и строится модель финансовой структуры.
Разработка методологии управленческого учета, модели учета, системы формирования управленческой отчетности, перечень и структура основных классификаторов.
Основной этап организации управленческого учета на предприятии, с помощью которого описывается структура всей внутренней управленческой отчетности. При этом не существуют жестких требований к разработке модели управленческого учета, так как для каждой компании она будет уникальной. На этом этапе необходимо определить какие отчеты (бюджеты) будут формироваться, их структуру и последовательность.
Разработка положения и стандарты по управленческому учету, учетную политику, систему контроля.
Учетная политика должна определять основные параметры управленческого учета. Система контроля предназначена для проверки корректности управленческого учета, точности и своевременности внесения данных в систему, предотвращение ошибок и т.д. Так же формализуются и закрепляются регламентами этапы сбора, регистрации и хранения информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Подготовить техническое задание на автоматизацию управленческого учета.
Основная задача технического задания – определить и прописать требования к автоматизированной системе управленческого учета. Требования должны соответствовать трем к критериям: понятность, конкретность и тестируемость.
Для этого необходимо изучить рынок программных продуктов и выбрать программу, позволяющую внедрить управленческий учет на предприятии.
Ошибки и проблемы при постановке управленческого учета
С помощью настроенного управленческого учета руководители могут получить объективную информацию о текущем финансовом состоянии компании.
Однако, при наладке управленческого учета возможны ошибки, которые затрудняют формирование и анализ управленческой информации. Основные ошибки при постановке системы управленческого учета связаны с плохой проработкой или отсутствием информации по этапам внедрения, особенно это касается этапов анализа существующей ситуации.
Помимо этих ошибок можно выделить следующие:
- Управленческие отчеты плохо структурированы, содержат избыточную информацию, либо в них не хватает необходимой информации. Использовать такие отчеты крайне затруднительно, они не обладают наглядностью и могут приводить к ошибочным управленческим решениям.
- Отсутствие целей и плана постановки учета. Управленческий учет в этом случае не сможет дать полноценную информацию для анализа деятельности компании.
- Отсутствует регламентация графика документооборота системы управленческого учета, что может повлечь за собой срыв сроков предоставления отчетности.
- Некорректно выбраны объекты формирования себестоимости, что приводит к некорректным расчетам показателей деятельности компании.
- Отсутствие системы оптимизации учета. Единожды внедренная система управленческого учета должна поддерживать возможно изменения, так как в течении времени могут меняться цели учета, направление деятельности фирмы и прочее.
- Внедрение системы обособлено от остальных областей функционирования компании. Управленческий учет объединяет все области решения задачи управления фирмой, поэтому внедрение учета должно происходить в комплексе с оптимизацией существующих бизнес процессов, организационной структурой, повышения оперативности и качества управления.
В итоге внедренная система управленческого учета позволит сформировать управленческую отчетность, максимально соответствующую потребностям менеджмента компании или внешних пользователей.
Источник
Методология ведения управленческого учета
Под методологией принято понимать методы, способы и стратегию исследования определенного предмета. Управленческим учетом называют направление учета в компании, информационно поддерживающее систему управления ее бизнес-деятельностью. Предметом управленческого учета являются анализ, учет и планирование. Постановка управленческого учета выполняется для увеличения результативности работы организации.
Управленческий учет, наряду с системой бюджетирования, производственным и коммерческим планированием составляет важную часть стратегического управления предприятием, поэтому методология ведения управленческого учета должна быть разработана максимально тщательно и грамотно.
Объекты управленческого учета:
- расходы ЦФО (центров финансовой ответственности);
- их доходы;
- достигнутые результаты их деятельности.
Перечисленные выше объекты подразделяются на:
- обеспечивающие возможность осуществления трудовой деятельности персоналом предприятия ресурсы производства, в числе которых:
- средства производства, включая производственные помещения, оборудование и пр., их состояние и использование – основной фонд;
- объекты долгосрочных инвестиций, в том числе аренда помещений и земли, стандарты, лицензии и др. — нематериальные активы;
- предметы труда, предназначенные для обработки с помощью средств труда в производственном процессе — материальные ресурсы;
- объемы живого труда, которыми располагает компания, его использование в бизнес-деятельности и результаты — трудовые ресурсы.
- Хозяйственные процессы и их результаты, в совокупности составляющие производственную деятельность.
Принципы управленческого учета
- полезность получаемых данных (использование способов анализа, планирования и учета, предоставляющих возможность получать полезные в работе данные);
- скорость получения информации (возможно снижение требований к степени полноты получаемых данных в пользу их оперативности);
- контроль над показателями внутренней отчетности (при раздельном составлении отчетности руководителем сегмента предпринимательской сферы организации по неконтролируемым и контролируемым показателям);
- конфиденциальность (раздельное ведение управленческой бухгалтерии);
- гибкость учетной системы (ее соответствие особенностям данного предприятия, модификация системы при внесении изменений в бизнес-деятельность);
- прогнозируемость учетной системы (ее направленность на улучшение получаемых результатов работы с помощью прогнозирования будущих доходов и расходов);
- экономичность представленных данных (в управленческом учете используются только информация и отчеты, которые нужны для достижения управленческих целей);
- система управления отклонениями (в отчетность должны входить и данные об отклонениях фактических показателей от запланированных; это помогает устанавливать ответственность за появившиеся отклонения от плана и оперативно ликвидировать их причины);
- распределение ответственности среди исполнителей (перераспределение обязанностей между руководителями разных уровней; сюда также входит определение критериев, по которым проводится оценка деятельности сотрудников).
Основные функции управленческого учета:
- осуществление оперативного учета, анализа, контроля, планирования и прогнозирования работы ЦФО;
- постановка управленческого учета обеспечивает формирование механизмов мотивации, позволяющих привести в соответствие цели отдельных сегментов и общие стратегические и тактические цели компании;
- информационная поддержка управленческих решений, направленных на получение наибольшей прибыли и успешное развитие предприятия.
Компоненты методологии управленческого учета
Обобщение данных и их группировка — применяется в процессе принятия решений при стратегическом управлении.Документация, включающая в себя первичные документы, отражающие бизнес- деятельность компании; основным источником информации управленческого учета является первичный учет.
Контрольные счета – представляют собой записи итоговых сумм операций за определенный период; нужны для установления достоверности учетных записей.
Инвентаризация – необходима для определения положения объекта в конкретный момент времени.
Анализ, которому необходимо подвергать работу всей компании в целом и ее отдельных подразделений; результаты анализа помогают выявить отклонения и установить причины их появления.
Планирование – является непрерывным процессом, необходимым для сопоставления внешних факторов (условий на рынке) и внутренних (возможностей компании).
Контроль – является завершающим процессом планирования, дающим возможность ликвидировать появившиеся отклонения.
Нормирование – расчет норм, направленный на превращение произведенных затрат в конечный продукт. Лимитирование – контроль над материальными затратами.
Эффективность управленческого учета определяется выбором методики его ведения (в частности, подхода к оценке активов, способа обработки финансовых данных с учетом временных факторов, калькуляции затрат и пр.). Технологии, по которым выполняется постановка управленческого учета, а также методы его ведения должны быть описаны в организационных документах – распоряжениях руководителя, приказах.
Источники данных в управленческих отчетах
Как и бухгалтерский, управленческий учет базируется на подсчете 2-х разных видов данных: потоков и состояний. Ключевой формой, в которой фиксируются потоки финансовых средств в бухгалтерском учете, является «Отчет о прибылях и убытках», в котором отражается движение денежных и материальных потоков за период между 2-мя отчетными датами. Помимо того, постановка управленческого учета позволяет узнать об объеме совокупной прибыли, который был получен компанией в процессе бизнес-деятельности.
Управленческий отчет, в отличие от «Отчета о прибылях и убытках», используется для оценки денежных потоков, поэтому в нем может не учитываться амортизация. Балансовая ведомость используется в качестве формы, необходимой для фиксирования состояний. Она должна быть составлена на конец отчетного периода. Отличаясь по названию статей, «Отчет о прибылях и убытках» и балансовая ведомость взаимосвязаны напрямую, что необходимо для правильного ведения учета.
Хотя постановка управленческого учета выполняется на основе тех же, что и бухгалтерский, принципах, для удобства использования в конечный отчет могут быть включены самые значимые элементы «Отчета о прибылях и убытках», а также балансовой ведомости, сгруппированные так, чтобы ознакомиться с данными не составляло труда и тем, кто не имеет специальных знаний в области бухгалтерии и финансов.
Уже сегодня наши специалисты
бесплатно проконсультируют
вас по теме:
Источник