Индивидуальные задания. 1. Вставьте пропущенные буквы
1. Вставьте пропущенные буквы. Определите способы связи в словосочетаниях.
Отреж. те кусочек, золоч. (н, нн)ое кольцо, расп. хнуть насте. больш. нство труже(н, нн)иков, (в) глубь океана, впеч. тляющие дост. пр..мечательности, мчит. ся (в)скач. (не)смотря на (не)летную погоду.
2. Вставьте пропущенные буквы. Определите способы связи в словосочетаниях.
Те(р, рр)итория ст. диона, прив. легии депутатов, ист. (н, нн)о сочу. ствующий, уча. ствовать в реп. тиции пье(с, сс)ы, вопл. щ. нный замысел, увл. кат. ся белл. тристикой, ударить наотма. любуясь и(л, лл)юминацией.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
Долгий осенний закат дог. рал. Погасла последняя б. гровая узенькая как щель полоска рдевшая на самом краю г. ризонта между сизой туч. й и землей. Уже (не, ни) стало видно (не, ни) земли (не, ни) деревьев (не, ни) неба. Только над головой большие звезды дро(ж, жж)али своими ресницами средь темной ночи.
Звез. ч. тые цветы белого табака в п. лисаднике запахли острее из темноты и прохлады. (А. И. Куприн)
4. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.
В языке много образных выр. жений в которых и. пользуют. ся имена то (не, ни)ведомых (не, ни)кому то всем извес. ных людей то библейских то литературных перс. нажей.
5. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.
В Сред. земном море как помнит читатель в ста милях от (острова)тюрьмы находился остров (Монте)Кристо скала с прав. льными оч. ртаниями сахарной головы.
6. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
Для пр. ключеаческих произв. дений характерны (не, ни)пр. рывные колебания стрелки су. ьбы. (Не, ни)отвратимая казалось(бы) гибель сменяет. ся изб. влением торжество отч. янием. Движущей силой пр. ключенческого сюжета как правило являет. ся опасность иногда тайна.
7. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
Осенью 1836 года за год до гибели Пушкин закончил Капитанскую дочку и сдал в цензуру на разрешение напечатать. Тут(же) он отправил цензору (не)коему Корсакову письмо. Как мы увид. м Пушкин пр. давал этому письму большое значение.
8. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.
В. Г. Белинский писал Никакие описания путешественников не дадут вам такого верного такого живого изображения нравов и условий общественной жизни мусульманского Востока как Тысяча и одна ночь.
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
По экранам всего мира прошагал бр. дяга в потрепа(н, нн)ой визитке (не)померно больших башмаках с чуж. й ноги с маленькими усиками в (не)лепом котелке. Фильмы Чаплина рождали и рождают чу. ство (не)обыкнове(н, нн)ой жалости к обездоле(н, нн)ому человеку.
10. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
Гоголю был извес. ен секрет сл. яния смешного и трог. тельного к. мического и тр. гического смеха и слез. Име(н, нн)о слияние а не только совмещение или чередование.
11. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
В эпоху Великих географических открытий велика была роль маяков. В Британии тогдашней вл. дычиц. морей и океанов маяки пр. знали делом поист. (н, нн)е государственной важности. К примеру в Ш. тландии с ее береговой линией в две тыс. чи пят. сот ки(л, лл)ометров и частыми штормами с. гналы маяков стали вопросом жизни и смерти для всех кто связ. н с морем (ш. тлан. ские рыбаки и моряки редко дож. вали до сорока лет).
12. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений.
В свете утре(н, нн)ей з. ри скалы окраш. вают. ся в (нежно)розовые и красн…ватые тона и только после полудня пр. обр. тают теплый к. ричн. ватый оттенок. Округлые мя. кие контуры гор местами занесе(н, нн)ых светлой пылью напом. нают пр. чудл. вое произв. дение к. ндитера.
Ответы
1. Отрежьте кусочек (управление), золоченое кольцо (согласование), распахнуть настежь (примыкание), большинство тружеников (управление), в глубь океана (управление), впечатляющие достопримечательности (согласование), мчится вскачь (примыкание), несмотря на нелетную погоду (согласование).
2. Территория стадиона (управление), привилегии депутатов (управление), истинно сочувствующий (примыкание), участвовать в репетиции пьесы (управление), воплощенный замысел (согласование), увлекаться беллетристикой (управление), ударить наотмашь (примыкание), любуясь иллюминацией (управление).
3. Долгий осенний закат догорал. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среды темной ночи.
Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады. (А. И. Куприн)
4. В языке много образных выражений, в которых используются имена то неведомых никому, то всем известных людей, то библейских, то литературных персонажей.
5. В Средиземном море, как помнит читатель, в ста милях от острова-тюрьмы находился остров Монте-Кристо, скала с правильными очертаниями сахарной головы.
6. Для приключенческих произведений характерны непрерывные колебания стрелки судьбы. Неотвратимая, казалось бы, гибель сменяется избавлением, торжество — отчаянием. Движущей силой приключенческого сюжета, как правило, является опасность (иногда тайна).
7. Осенью 1836 года, за год до гибели, Пушкин закончил «Капитанскую дочку» и сдал в цензуру на разрешение напечатать. Тут же он отправил цензору, некоему Корсакову, письмо. Как мы увидим, Пушкин придавал этому письму большое значение.
8. В. Г. Белинский писал: «Никакие описания путешественников не дадут вам такого верного, такого живого изображения нравов и условий общественной жизни мусульманского Востока, как «Тысяча и одна ночь».
9. По экранам всего мира прошагал бродяга в потрепанной визитке, непомерно больших башмаках с чужой ноги, с маленькими усиками, в нелепом котелке. Фильмы Чаплина рождали и рождают чувство необыкновенной жалости к обездоленному человеку.
10. Гоголю был известен секрет слияния смешного и трогательного, комического и трагического, смеха и слез.
11. В эпоху Великих географических открытий велика была роль маяков. В Британии — тогдашней владычице морей и океанов — маяки признали делом поистине государственной важности. К примеру, в Шотландии, с ее береговой линией в две тысячи пятьсот километров и частыми штормами, сигналы маяков стали вопросом жизни и смерти для всех, кто связан с морем (шотландские рыбаки и моряки редко доживали до сорока лет).
12. В свете утренней зари скалы окрашиваются в нежно-розовые и красноватые тона и только после полудня приобретают теплый коричневатый оттенок. Округлые, мягкие контуры гор, местами занесенных светлой пылью, напоминают причудливое произведение кондитера.
Контрольные тесты
Вариант I
1. Отметьте слова, в которых пишется буква а:
1) пр. образ героя;
2) докрасн. раскаленный;
3) поражать вообр. жжение;
4) декл. рация прав.
2. Отметьте слова, в которых пишется букваи:
1) деревья в ине. ;
3) во избежани. ошибки;
3. Отметьте слова, в которых пишется буквае:
1) масл. ная краска;
2) осв. щенный солнцем;
3) наб. рать телефонный номер;
4) ид. альная форма.
4. Отметьте слова, в которых пишется буква и:
1) первоапрельский роз. грыш;
2) вз. мать налоги;
3) хорошая дикц. я;
4) ц. линдрический сосуд.
5. Отметьте слова, в которых пишется звонкий согласный:
1) стихийный митин. ;
2) речной во. зал;
3) бе. проволочный телеграф;
4) совсем и. худал.
6. Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная:
1) избранная профе. ия;
2) коло. альный интерес;
3) а. егорический образ;
4) художественная га. ерея.
7. Отметьте слова, в которых пишется ь:
1) спряч. тесь поскорее;
2) комп. ютер нового поколения;
3) раз. емная конструкция;
8. Отметьте слова, которые пишутся раздельно:
1) не. смотря на дождь, пошли гулять;
2) сидит бок. о. бок;
3) ученики, не. сдавшие тетради;
4) он и. так все знает.
Вариант II
1. Отметьте слова, в которых пишется буква а:
1) образное выр. жение;
3) пост…новление правительства;
4) театральная дек. рация.
2. Отметьте слова, в которых пишется буква и:
2) участие в соревновани. ;
3) ветер гон. т листья;
4) в заключени. сделаем выводы.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква е:
1) прим. рять противников;
2) замасл. нная спецовка;
3) разр. дить посадки;
4) лишить прив. легий.
4. Отметьте слова, в которых пишется буква и:
1) без. мянный герой;
2) ц. рковой трюк;
3) стоять на ц. почках;
4) ц. стерна с бензином.
5. Отметьте слова, в которых пишется звонкая согласная:
2) красивый лан. шафт;
3) ра. пахнуть окно;
4) приво. зальный буфет.
6. Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная:
1) а. естат зрелости;
2) иску. ный мастер;
3) режи. ер спектакля;
4) праздничная и. юминация.
7. Отметьте слова, в которых пишется ь:
1) непод. емная тяжесть;
2) интер. ер здания;
4) намаж. те хлеб маслом.
8. Отметьте слова, которые пишутся раздельно:
1) Ты то. же устал?
2) чуть. чуть не хватило времени;
3) не. выполненное задание;
4) я думаю так. же, как ты.
Вариант III
1. Отметьте слова, в которых пишется буква а:
1) новогодний к. рнавал;
2) фр. гмент книги;
3) смотрит искос. ;
4) вопл. тил в жизнь.
2. Отметьте слова, в которых пишется буква и:
1) трава стел. тся по земле;
2) побывать в Англи. ;
3) находиться в сомнени. ;
4) во исполнени. приказа.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква е:
1) повышенная ст. пендия;
2) разж. гать костер;
3) принести изв. нения;
4) веселая Масл. ница.
4. Отметьте слова, в которых пишется буква и:
1) сердито ц…кнуть;
2) из…скать средства;
3) знать пред…сторию;
4) квитанц…я об оплате.
5. Отметьте слова, в которых пишется звонкая согласная:
1) великий зо. чий;
2) одета бе. вкусно;
3) сдавать э. замен;
4) памятная на. пись.
6. Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная:
1) пье. а А.П. Чехова;
2) и. юстрированная книга;
3) высокий инте. ект;
4) иску. твенный разум.
7. Отметьте слова, в которых пишется ь:
1) фальш. в голосе;
2) молодец пригож. ;
3) отреж. те кусочек;
4) первый под. езд.
8. Отметьте слова, которые пишутся раздельно:
1) ни. один не. позвонил;
2) повторить точь. в. точь;
3) цех закрыт в. виду ремонта;
4) не. скошенная трава.
9. Отметьте слова, в которых буква пишется:
1) прои. шествие на дороге;
2) в ближайшем буду. щем;
3) ч. резвычайное положение;
4) звез. чатьий цветок.
10. Отметьте предложения, в которых неправильно поставлены знаки препинания:
1) «Подите по дворам, — сказал им Дубровский. — Вас не нужно».
2) Заморозки прихватили не успевшие расцвести бутоны.
3) За дверью послышался не то смех не то плач.
4) Последнее время приходилось работать и день и ночь.
5) Честно говоря, я боюсь темноты.
6) Мы ребята решительные.
7) Оперенье фламинго, будто кружевное розовое платье.
8) Что ты клонишь над водами, ива макушку свою?
9) Сад был окружен забором, старым, ветхим.
10) Сила, мужество, желание победить в справедливой борьбе: все эти качества присущи настоящему спортсмену.
11) Вы любите легкий фруктовый йогурт?
12) Быстро поднимался золотистый шар солнца, согревая, просыпающееся море.
Источник
Отрежьте кусочек способ связи
• С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др.;
• В. В. Бабайцевой и др.;
• М. М. Разумовской и др.
• Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и др.
Издание допущено к использованию в образовательном процессе в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 № 729 (в ред. от 13.01.2011).
руководитель структурного подразделения предметов социально-гуманитарного цикла ОМЦ ЦОУО г. Москвы И. И. Карпова;
учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 310 г. Москвы Г. Н. Можейко.
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 8 класса» написаны к учебникам С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др.; В. В. Бабайцевой и др.; М. М. Разумовской и др. и к другим учебникам, соответствующим Программе общеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Просвещение).
Актуальность данного издания несомненна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену, недавно ставшему обязательным в нашей стране.
Использование тестов для диагностики знаний учащихся 8 класса позволит постепенно прививать навыки работы с тестовыми материалами, аналогичными тестам ЕГЭ, т. е. фактически начать подготовку к Единому государственному экзамену.
Кроме того, материалы пособия помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку.
Материалы пособия разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами и нормативнометодическими документами. Учитываются принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. КИМы составлены с учётом возрастных особенностей учащихся, а также с опорой на Программы общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс).
Важно, что пособие позволяет реализовать межпредметные связи (русский язык и литература): многие задания под литерой В содержат фрагменты произведений, включённых в программу по литературе, и литературоведческих статей, а задания под литерой С дают возможность проверить знания по этому предмету.
Структура КИМов для 8 класса соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ. В конце книги приведены ответы на все задания.
Необходимо учесть, что ориентация на постепенную подготовку к ЕГЭ не отменяет контроля знаний и умений учащихся и традиционными методами. Содержащиеся в пособии тексты индивидуальных заданий, диктантов (словарных и контрольных), изложений учитель может использовать в процессе изучения каждой темы, а также при итоговых проверках.
Данное пособие предназначено не только для учителей, но и для учащихся, интересующихся предметом и желающих проверить свои знания по русскому языку, может применяться для подготовки к ЕГЭ в 10–11 классах при повторении пройденного материала.
В курсе русского языка в 8 классе изучаются следующие основные темы:
Функции русского языка в современном мире.
Повторение изученного в 5–7 классах.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Простые односоставные предложения.
Однородные члены предложения.
Обращения, вводные слова и междометия.
Обособленные члены предложения.
Прямая и косвенная речь.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.
Примечание. В таблице не учитывались устные виды знаний и умений.
Тематические тесты содержат 6–7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).
Уровень А — базовый (не менее 5 вопросов). К каждому заданию даётся 4 варианта, только один из которых верный.
Уровень В — более сложный (1–2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется записать развёрнутый ответ.
Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 11–18 вопросов и заданий, также трёх уровней сложности.
На выполнение тематических тестов отводится 7–15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания. Учитель по своему усмотрению может ограничить задание уровнями А и В, а задание под литерой С дать отдельно, в другое время.
На выполнение контрольных тестов отводится 40–45 минут, а на выполнение итогового — 90 минут. И хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.
Примеры заданий из части А
А1. Какое словосочетание имеет обстоятельственное значение? (Словосочетание.)
□ 1) на каждый день
□ 2) рыбачить на озере
□ 3) съешь пирожок
□ 4) йогурт с малиной
А2. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения? (Второстепенные члены предложения.)
□ 1) Я начал заниматься по-настоящему только недавно.
□ 2) Вы перестанете разговаривать на уроке?!
□ 3) Мушкетёры всегда готовы помочь другу.
□ 4) Капитан приказал поднять якорь.
Примеры заданий из части В
В1. Укажите тип сказуемого в данном предложении. (Главные члены предложения.)
Здание Лицея в Царском Селе под Петербургом является частью большого ансамбля.
Ответ: составное именное (1 балл).
В1. Из данного фрагмента поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» выпишите вводное слово (вводные слова). (Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.)
Ответ: пожалуй, словом (2 балла).
Примеры задания из части С
С1. Напишите, как вы думаете, почему Твардовский назвал свою поэму «книгой без начала, без конца».
С1. Напишите, как и с какой целью употребляются назывные предложения в драматических произведениях.
Критерии оценки ответов
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.
За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.
Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение). Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Источник