Отрасль практической психологии разрабатывающая способы психологической помощи клиенту это
46. Открытыми являются вопросы консультанта, .
• на которые невозможны однозначные, короткие ответы
47. Отличительной особенностью психологического консультирования по сравнению с психотерапией является то, что .
• оно охватывает более широкий круг проблем
48. Отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии, это:
• консультативная психология
49. Отрасль психологии, предмет которой — психологическая помощь, это психология .
• практическая
50. Ощущение исключительности произошедшей с человеком беды или совершенного им самим проступка относится к такой группе причин обращения его к психологу, как:
• потрясение
51. Перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного — это:
• вытеснение
52. Передача собеседнику его же сообщения, но словами того, кто слушает, называется:
• перефразированием
53. Переживаемые клиентом изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий, называется:
• инсайт
54. Перенос на пациента собственного эмоционального опыта психотерапевта называется:
• контртрансфером
55. Переход к другому масштабу видения ситуации или сведение в одну логическую систему разрозненных деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем, — это вид интерпретации .
• обобщения
56. Перечисленные сведения: очередность рождения, отношения в семье, первые воспоминания; успехи и неудачи в учебе, в отношениях с учителями, ровесниками; отношения с лицами другого пола; удовлетворенность работой, браком; экономические условия жизни; утрата близких; употребление алкоголя, наркотиков; планы на будущее, относятся к такому виду информации о клиенте, как:
• психосоциальный анамнез
57. Перечисленные стадии консультирования, в реальном консультировании составляют следующую последовательность:
1) установление контакта
2) уяснение проблемы клиента
3) осознание желаемого состояния
4) формулирование терапевтической задачи
5) обобщение результатов взаимодействия
58. Положение о том, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются очень рано и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении, характерно для психологии
• глубинной
59. Постоянная ориентация на индивидуальный рост клиента — характерная черта психологии
• гуманистической
60. Предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента, — это:
• консультативная гипотеза
Источник
Понятие о психологическом консультировании
В жизни каждого человека бывают такие критические моменты, проблемные ситуации, когда собственных психических сил не хватает для их решения. Спектр таких проблем может быть очень широк. Это и неприятности на работе, и неустроенность личной жизни, и неурядицы в семье, и трудности выбора профессии, и многое другое. Помочь в такой ситуации может квалифицированный специалист, осуществляющий психологическое консультирование.
Консультирование, как вид психологической помощи человеку, тесно связано с развитием психологии как науки и практической деятельности.
Практическая психология — отрасль психологии, предмет которой — психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п. Психологическая помощь — система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.
Однако реально существовавшие формы и элементы консультирования намного старше “научного” существования психологии. Испокон веков люди, осуществляющие накопление душеведческого опыта, становились своеобразными источниками психологических консультативных “услуг”, т.е. неформальными психологами. Трудности, испытываемые людьми, не ограничивались рамками медицинских проблем, поэтому репертуар психологических услуг был довольно широким. Всевозможные знахари, ведуны, шаманы осуществляли свои психологические предвидения и прогнозы, давали объяснения различным событиям, предлагали нуждающимся решения и пути выхода из трудных ситуаций. Прекрасным примером психологической помощи является религиозная исповедь верующего служителю церкви.
Эволюция консультативных услуг тесно связана с развитием психотерапии. Применение психологических методов в лечении различного рода недугов постепенно упрочило позиции психотерапии, выведя ее тем самым из-под “крыла” медицины. Начало немедицинской психотерапии совпало с появлением в начале XX в. первых психологических и психотерапевтических школ, и в первую очередь, психоанализа. Поистине революционным тогда было признание того, что причины многих болезней вообще лежат за пределами медицины и могут быть преодолены сугубо психологическими методами. Таким образом, если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются психологи, работники других социальных служб.
Позднее, в 50-х гг., содержательно и организационно оформляется консультативная психология— отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии. Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи. Она исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.
Организационной формой реализации консультативных услуг является психологическая консультация — психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования. Взаимодействие консультанта и клиента психологической консультации (т.е. человека, получающего психологическую помощь от психолога-консультанта) происходит, как правило, в форме консультативной беседы. Консультативная беседа — это основная форма психологического консультирования, процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении.
В отечественной практической психологии существует несколько подходов к пониманию сущности психологического консультирования.
Так, по мнению Обозова Н.Н., психолог, работая с другим человеком, не столько должен и может предложить новые приемы поведения, решения жизненных ситуаций, сколько прояснить их причины и следствия. В этом случае основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменение установки клиента, как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.
С точки зрения Копьева А.Ф., ключевым событием консультирования является момент “диалогического прорыва”, который представляет собой кульминационную точку консультативного процесса, в котором происходит преодоление болезненной замкнутости личности в отношении существенных для нее сторон бытия. Консультация, правильно построенная, прямо или исподволь подводит клиента к диалогу, с одной стороны, раскрывает болезненную ситуацию, а с другой — высвечивает здоровые силы, способные к изменению.
Некоторая неопределенность предмета консультирования отражается не только в различном понимании динамики и основных механизмов коррекционно-развивающего эффекта консультативного взаимодействия, но и в разнообразии определений самого понятия “психологическое консультирование”. Так или иначе, все они в совокупности включают следующие основные аспекты:
1. Консультирование помогает клиенту осознать свою роль в возникновении проблемы.
2. Консультирование помогает человеку выбрать вариант решения этой проблемы.
3. Акцентируется ответственность и способность самого клиента к принятию самостоятельных решений в дальнейшем.
4. Консультирование способствует развитию личности и помогает обучаться новому поведению.
5. Непременным залогом успешности консультирования является эффективное консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом.
Таким образом, психологическое консультирование – это вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении клиенту психологической консультации его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личностного развития и решения психологических проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях.
Источник
Основы психологического консультирования. Тест с ответами
1. Деловая ориентация клиента, при которой клиент преувеличивает возможности консультанта, называется (по В.В. Столину):
• неадекватной
2. Особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и клиентом, характеризующееся проекцией на консультанта черт личности другого человека, называется:
• трансфером
3. Передача собеседнику его же сообщения, но словами того, кто слушает, называется:
• перефразированием
4. Бессознательное уподобление себя другой личности, неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности, — это:
• идентификация
5. Организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценка их результатов, а также предоставление информации о процессе консультирования — это процесс .
• структурирования
6. Ощущение исключительности произошедшей с человеком беды или совершенного им самим проступка относится к такой группе причин обращения его к психологу, как:
• потрясение
7. Гипотезы консультанта основываются, в первую очередь, на:
• том, что рассказывает клиент о себе и о своих проблемах
8. Неприятие определенной информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности называется:
• бегством
9. Обычная консультативная беседа, как правило, длится:
• 50 минут
10. Характеристика психологических проблем клиента, указание причин, которые их побудили, и возможных направлений их решения — это:
• психологическое заключение
11. Трудности в принятии человеком жизненного важного решения являются зачастую причиной его обращения к психологу-консультанту, и эта причина может быть обозначена как:
• сомнение
12. Процесс выяснения психологом того, какие действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей, называется:
• идентификацией проблемы
13. Совокупность обстоятельств жизни человека, его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем, — это:
• проблемная ситуация
14. Адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно, — это:
• жалоба
15. Символическая интернализация, т.е. включение в себя человека или образа, называется:
• интроекцией
16. Беседа консультанта с 5-7-летним ребенком должна длиться не более
• 20 минут
17. Перечисленные стадии консультирования, в реальном консультировании составляют следующую последовательность:
• 1) установление контакта
• 2) уяснение проблемы клиента
• 3) осознание желаемого состояния
• 4) формулирование терапевтической задачи
• 5) обобщение результатов взаимодействия
18. Прямые вопросы консультанта — это вопросы .
• где тема или проблема выражена открыто
19. Защитный психологический процесс, при котором вытесненное влечение заменяется какой-либо тенденцией или символом, называется:
• замещением
20. Эмоциональное реагирование человека на происходящие травмирующие жизненные события являются главной особенностью причины обращения его к психологу, и эта причина может быть названа как:
• уныние
21. Разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и замена ее новой — в психологическом консультировании бихевиорального направления, это методы .
• контробусловливания
22. Бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков называется:
• компенсацией
23. Процессы изменения содержания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособности контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие о различных психологических проблемах и трудностях человека, — это:
• защитные механизмы
24. Наиболее значимым качеством для психолога-консультанта является:
• эмпатия
25. Неконгруэнтная коммуникация — это общение, при котором .
• наблюдаются расхождения между вербальным сообщением и невербальным поведением собеседника
26. Процесс диалогического общения, в ходе которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении, называется:
• консультативной беседой
27. Перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного — это:
• вытеснение
28. Обнаружение психологом причинно-следственных связей между явлениями, вариантов решения психологических проблем, которые логически вытекают из ситуации, но это не явно для клиента — это вид интерпретации .
• вывода
29. Прием коррекционного воздействия, заключающийся в подведении клиента к пониманию закономерностей, формулированию выводов путем системы удачно поставленных проблемных вопросов, называется:
• майевтикой
30. В отношениях психолога с клиентами желательно:
• не переходить на дружеские отношения
31. Модель консультирования, при которой затруднения и конфликты человека рассматриваются как производные от его определенных личностных черт, называется:
• симптоматической
32. Прохождение личной терапии психологом-консультантом до начала консультационной практики
• поможет уяснению проблем будущих клиентов
33. Человека, обратившегося за помощью к психологу, лучше принимать:
• все время в одном рабочем кабинете
34. Ориентированность жалобы клиента на кого-то — это:
• субъектный локус жалобы
35. Уметь слушать рефлексивно — это значит .
• расшифровывать смысл сообщений, выявлять их реальное значение
36. Лучше, если интервью психолога с клиентом начинается с вступления, заданным вопросом-предложением
• «Слушаю Вас. »
37. Предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента, — это:
• консультативная гипотеза
38. Перечисленные сведения: очередность рождения, отношения в семье, первые воспоминания; успехи и неудачи в учебе, в отношениях с учителями, ровесниками; отношения с лицами другого пола; удовлетворенность работой, браком; экономические условия жизни; утрата близких; употребление алкоголя, наркотиков; планы на будущее, относятся к такому виду информации о клиенте, как:
• психосоциальный анамнез
39. Отличительной особенностью психологического консультирования по сравнению с психотерапией является то, что .
• оно охватывает более широкий круг проблем
40. Принимая во внимание эмоциональный тон консультирования, можно выделить следующие позиции психолога-консультанта
• «снизу», «на равных», «сверху»
41. Представителями глубинной психологии, как теоретического направления в консультировании, являются:
• К. Хорни, К. Юнг
42. Совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться, — это:
• психологическая проблема
43. Кульминационная точка консультационного процесса, в которой происходит преодоление болезненной замкнутости личности в отношении существенных для нее сторон бытия (по А.Ф. Копьеву), — это:
• диалогический прорыв
44. Опосредованные вопросы консультанта — это вопросы, .
• в которых интерес того, кто спрашивает, открыто не выражен
45. Защитный психологический процесс, при котором импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира, называется:
• проекцией
46. Наиболее типичной задачей психологического консультирования является:
• разъяснение человеку его психологических трудностей и активизация его внутренних ресурсов
47. Открытыми являются вопросы консультанта, .
• на которые невозможны однозначные, короткие ответы
48. Постоянная ориентация на индивидуальный рост клиента — характерная черта психологии
• гуманистической
49. Неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами, это:
• скрытое содержание жалобы
50. Диалог «верхней собаки», восприятие «здесь и теперь», метод пустого кресла — все это техники психотерапии .
• гештальттерапии
51. Эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки — это:
• «синдром сгорания»
52. Закрытыми являются вопросы консультанта, .
• на которые возможны однозначные, короткие ответы
53. В первой фазе второй стадии консультирования (стадии «исповеди» клиента) психолог должен:
• больше слушать клиента, не задавая вопросов
54. Установление контакта психолога с человеком, обратившемся за помощью, и достижение обоюдного доверия, — это:
• раппорт
55. Отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии, это:
• консультативная психология
56. Психолог в процессе работы должен в первую очередь ориентироваться на:
• жизненные идеалы и ценности клиента
57. Закрытость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами, называется:
• сопротивлением
58. Эмаптия — это качество психолога, характеризующее его способность .
• к сопереживанию клиенту
59. Указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить, называется:
• проблемой
60. Основным понятием в теории З. Фрейда является понятие:
• бессознательного
61. Общее название индикаторов действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента, — это:
• психологические ключи
62. Недостаток душевной близости в жизненных контактах побуждает человека искать компенсации в общении с психологом, и эта причина обращения может быть названа как:
• поиск участия
63. Завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека, — это:
• отреагирование
64. Образование психических или неорганических нарушений и заболеваний, выступающих символами и следствием аффективных переживаний и стремлений и «отстраняющих» больного от реального мира, называется:
• образованием симптомов
65. Представителем гуманистической психологии является:
• Ф. Перлз
66. Наиболее благоприятным является взаимное расположение консультанта и клиента
• за одним журнальным столиком в 1,5 метрах друг от друга
67. Переход к другому масштабу видения ситуации или сведение в одну логическую систему разрозненных деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем, — это вид интерпретации .
• обобщения
68. Защитный психологический процесс, при котором происходит изменение неприемлемой для сознания тенденции на какой-либо способ поведения, называется:
• образованием реакций
69. Положение о том, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются очень рано и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении, характерно для психологии
• глубинной
70. Перенос на пациента собственного эмоционального опыта психотерапевта называется:
• контртрансфером
71. Желательным во время консультирования является то, чтобы психолог
• не давал советы клиенту, предоставляя ему информацию в «нейтральной» форме
72. Всякая реакция консультанта, противоречащая «двойственному» поведению клиента, с целью показа ему способов психологической защиты, с помощью которых он стремится избежать обсуждения важных тем, а также мешающих увидеть и решить свои насущные проблемы в реальной жизни, называется:
• конфронтацией
73. Консультирование в большей степени, чем психотерапия, ориентировано на решение проблем
• когда они еще не обострились
74. Информация, полученная от клиента психологом во время консультирования, не может быть передана другим лицам без разрешения клиента
• если она не является угрозой здоровью других людей
75. Принятие людей такими, какие они есть, в большей степени связано с таким принципом консультирования, как принцип
• безоценочного отношения к клиенту
76. Представителями бихевиоризма являются:
• Д. Уотсон, Б. Скиннер
77. Преобразование энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую называется:
• сублимацией
78. Трактовка психологом-консультантом информации о характере психологических проблем клиента с целью улучшения его понимания природы и причин собственных затруднений называется:
• интерпретацией
79. Ключевыми словами клиента при кинестетическом режиме восприятия действительности являются слова
• чувствую, гладко, схватываю
80. Отрасль психологии, предмет которой — психологическая помощь, это психология .
• практическая
81. Скрытое содержание жалобы клиента по своему характеру — это содержание .
• недоговоренное
82. Кабинет для консультирования должен быть:
• небольшим, окрашенным в спокойные тона
83. Совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается, — это:
• консультативный анамнез
84. Трактовка или подача психологом в новом ракурсе сказанного или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения, — это вид интерпретации .
• комментария
85. Формированию терапевтического альянса психолога и клиента будет в больше мере способствовать:
• проработка и понимание психологом своих чувств к клиенту
86. Менее целесообразны в беседе с клиентом вопросы, начинающиеся со слова
• почему
87. Возможным случаем отказа от консультирования и необходимостью направления клиента к другим специалистам может быть, что .
• клиент является другом консультанта
88. Формирование положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как личности является содержанием механизма
• поддержки положительной Я-концепции
89. Человек, обратившийся за помощью к психологу-консультанту и получающий от него помощь, — это:
• клиент
90. Вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического обследования, называется:
• психологическим диагнозом
91. При перефразировании высказываний клиента
• нельзя заменять смысл высказывания клиента
92. «Фрейдовская ошибка» — это:
• ошибки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента
93. Модель консультирования, в основе которой лежит идея гомеостаза, называется:
• энергетической
94. Переживаемые клиентом изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий, называется:
• инсайт
Источник