Соответствие. Воздействие педагога на ученика может быть
А) косвенным 1 — непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений получило название
Б) непреднамеренным 2 — осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения
В) преднамеренным 3 — педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение, изменяет обстоятельства жизни ученика
Г) прямым 4 — осуществляется ситуативно, как реакция на конкретные обстоятельства
28. Для демократического стиля педагогического общения характерно следующее поведение педагога:
а) педагог по сути самоустраняется от ответственности за происходящее;
б) педагог определяет не только общие цели деятельности и задания, но и указывает способы их выполнения, оценивает успехи участников субъективно;
в) педагог стимулирует активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации;
г) дистантные отношения с учениками, отсутствие доверия, обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
29. Для коммуникативной деятельности педагога характерно:
а) отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса, проектирование и подбор материально-технического оснащения педагогического процесса;
б) выполнение системы действий, направленных на включение учащихся на в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности;
в) установление педагогически целесообразных отношений педагога с учащимися, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями;
г) научный подход к педагогическим явлениям, использование методов научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.
30. Отметьте способы творчески разрешать проблемы учебно-воспитательного характера:
а) академические; б) креативные; в) дидактические; г) развивающие.
31. Наследственность, среда, воспитание являются: а) основными средствами формирования личности;
б) основными условиями развития личности; в) основными факторами формирования личности; г) внешними факторами формирования личности.
32. Для политического воспитания характерно:
а) формирование взглядов, правовых и моральных норм, культурно-исторических и национальных ценностей, характерных для конкретного социума; направленность на обеспечение в обществе гражданского порядка, противостояние внешней агрессии и соблюдение гражданами законов;
б) формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам;
в) формирование знаний норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей различных общностей и национальных групп.
33. Осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов отражает:
а) гражданскую культуру; б) политическую культуру; в) культуру межнационального общения.
34. Суть воспитания по В.А.Петровскому – заключается в: а) приобщении к миру человеческих ценностей и норм взаимоотношений с миром, и сознательное, свободное самоопределение человека в этом мире; б) целесообразной системе общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь; в) в социальных влияниях на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействие среды и активности самой личности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник
Творческий подход в работе педагога дополнительного образования
статья на тему
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творческий педагог — это тот, кто открывает, умудряет и ободряет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskih_podhod_v_rabote_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий подход в работе
педагога дополнительного образования
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творческий педагог — это тот, кто открывает, умудряет и ободряет.
Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.
Выделяют несколько уровней инноваций:
1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;
2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;
3) педагогическое рационализаторство — усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.
Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.
В современных условиях все больше появляется педагогов — мастеров своего дела: педагогов дополнительного образования года, экспериментаторов, исследователей. Это специалисты высшей квалификации, обладающие высокой культурой, разрабатывающие авторские программы, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Как отмечают ученые, творческий педагог — это, прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитым педагогическим чутьем и интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта. Все эти качества, так или иначе, характеризуют готовность завуча к управлению творческой деятельностью учителей. Исследователь проблемы творчества Н.М. Шакирова под готовностью педагога дополнительного образования к организации творческой деятельности понимает: сформированность соответствующих качеств и свойств личности; осознание себя в качестве творческой индивидуальности; потребность в творческом взаимодействии с учащимися; наличие перцептивно-рефлексивных и конструктивно-управленческих способностей, опыта по организации учебно-воспитательного процесса, управления общением как творческой деятельностью [13, c. 87].
Педагогическая деятельность — это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагогов дополнительного образования совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность и активность, настойчивость, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебного процесса, творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоционально волевые свойства.
Творчество педагога дополнительного образования определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами в образовательном учреждении и формирующая высокоэрудированного с точки зрения современной науки, творчески мыслящего педагога.
Существенно новым в развитии педагогического творчества, на наш взгляд, является так называемая креативная направленность обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Н.Ф. Вишнякова определяет следующую стратегию креативной психопедагогики: «Ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики и коммуникативной рефлексии в сотворческой деятельности» [14, с. 121].
Следовательно, формирование творческой личности руководителя следует рассматривать как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности педагога дополнительного образования, а с другой — с формированием у него опыта творческой деятельности.
По уровню творчества педагогов дополнительного образования их можно разделить на несколько групп. В первую группу входят педагоги дополнительного образования, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество); другая группа — педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий), и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Педагог-исследователь в логике педагогического творчества должен обладать следующими личностными качествами:
> научным психолого-педагогическим мышлением:
> высоким уровнем педагогического мастерства;
> определенной исследовательской смелостью;
> развитым педагогическим чутьем;
> потребностью в профессиональном критическом анализе самовоспитания и разумным использованием передового педагогического опыта;
> инициативностью и активностью;
> настойчивостью и ответственностью;
> глубоким вниманием и наблюдательностью;
> искусством нестандартно мыслить;
> интуицией и фантазией;
> исследовательским подходом к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач:
> самостоятельностью суждений и выводов;
В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.
Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог дополнительного образования на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.
Педагогу дополнительного образования приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог дополнительного образования, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.
Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею — гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом дополнительного образования при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.
Часто сферу проявления творчества педагога дополнительного образования непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога дополнительного образования проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога дополнительного образования на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных, путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Выделяют следующие уровни педагогического творчества педагога дополнительного образования:
1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.
2. Оптимизация деятельности на занятии, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.
3. Использование творческих возможностей живого общения с детьми.
4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.
Итак, педагогическое творчество само по себе — это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.
Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.
Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.
Таким образом, творческий подход в работе педагога дополнительного образования заключается в преобразовании существующего опыта, содержащий в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, который приводит к новаторству в деятельности.
Источник