Каналы сбыта
Сбыть или не сбыть? О различных способах распространения товаров
Главная цель производителя — как можно быстрее сбыть свой товар. Какими путями продукция попадет в руки потребителя, по сути, не важно, однако желательно, чтобы каналы сбыта товаров были стабильными и не заставляли фирму каждый раз искать новый подход к клиенту.
Количество посредников, которые стоят на пути от производителя к покупателю, может быть различным. Прямые каналы продаж предполагают доставку продукта клиенту непосредственно производителем. Такой короткий путь наладить довольно сложно, если только компания не производит, к примеру, авиамоторы, которые на свободный рынок не идут и поставляются под конкретный заказ. Большинству фирм приходится иметь дело с длинными каналами продаж, правда, тут возможны варианты взаимодействия с посредниками.
Интенсивный путь сбыта товаров
Если фирма избрала интенсивный путь, то она старается задействовать максимальное количество точек сбыта товара. Например, можно продавать колбасу в продуктовых магазинах, в онлайн-супермаркетах, можно поставлять ее в различные госучреждения и кормить ею чиновников, если удастся выиграть тендер на госзакупках. Также можно заключить партнерский договор и поставлять эту же колбасу в кафе, где одной из позиций меню значатся сэндвичи, или опять же, договорившись с какой-нибудь фирмой, организовать поставки продукции в местную столовую для сотрудников. Способов сбыта товара масса, и, чтобы добиться успеха, нужно только выбрать правильные методы продвижения.
Селективная политика сбыта
Селективная политика предполагает, что производитель работает только с определенными партнерами и их представители предлагают товар по заранее оговоренной определенной схеме. Этот вариант распространения продукции по-своему хорош. Компания может быть практически уверена в том, что ее товар будет правильно презентован потребителю. Кроме того, в отличие от интенсивного пути, где сбыт зависит от сиюминутных обстоятельств (например, компания может проиграть какой-то тендер и запланированные поставки не состоятся), селективная политика дает возможность более точного планирования. Однако есть и минус: если сеть посредников еще не слишком развита, то компания волей-неволей будет подстраиваться только под них, что грозит застоем. Развитие возможно только при расширении масштабов сбытовой сети или диверсификации каналов поставок.
Эксклюзивные каналы продаж
Эксклюзивные каналы продаж используют компании, которые работают только с собственными дилерами. Этот метод подходит для тех, кто уже имеет постоянных клиентов или рассчитывает только на определенную целевую аудиторию. При использовании этого способа организации продаж фирма очень сильно завязана на сервис. Из-за сильно ограниченного числа точек продаж компания будет ощущать любое минимальное снижение спроса. Если же по какой-то причине репутация компании пострадает, то вернуть клиентов будет практически невозможно. Но в этом случае можно изменить сбытовую политику, к примеру, на интенсивную.
Выбор посредника и канала продаж
Выбирая посредника, нужно обращать внимание на следующие показатели:
- наличие у партнера базы данных клиентов; посредник должен иметь представление о целевой аудитории глобально и в конкретном районе сбыта в частности;
- финансовые возможности и логистические мощности компании. Отсутствие оборудования, помещений и транспорта для реализации продукции является серьезным препятствием к тому, чтобы начинать работу с таким посредником.
При выборе каналов продаж следует руководствоваться показателями прибыли, которых предположительно удастся достичь при том или ином сценарии. Самый верный вариант сорвать куш — найти необычный сбытовой канал, который еще никем не использовался. И маленькие, и большие компании находятся в постоянном поиске вариантов сбыта. Поставщики чистой природной воды стали писать на бутылках «подходит для детей» и поставлять ее в детские сады и школы, производители дезинфицирующих салфеток и гелей для рук, кроме того что продают свою продукцию по аптекам и магазинам, поставляют товар в больницы и поликлиники.
Довольно старая идея цветочных компаний продавать букеты с игрушками и шоколадными наборами вышла на новый уровень, когда фирмы стали предлагать доставку композиций с украшениями Tiffany & Co и других известных ювелирных брендов. Действительно, доставка цветов довольно логичное дополнение к ювелирному украшению, и компании, которые это поняли и нашли партнеров в реализации этой задумки, наверняка улучшат свои показатели.
Не стоит забывать, что сервисная сфера тесно связана с производственной. Производители канцтоваров, например, могут сбывать свои ручки и папки не в «Школьники», а рекламным агентствам, которые занимаются изготовлением именной сувенирной продукции для различных фирм.
Стратегия сбыта товара — одно из важнейших направлений, определяющих работу всей фирмы. Столь важный аспект нельзя пускать на самотек. Грамотный подбор путей распространения дает возможность фирме улучшить финансовые показатели и занять прочное место в своей нише.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
Мир ждет второй волны COVID-19. Что это значит для фондового рынка
По данным Всемирной организации здравоохранения, на второй неделе сентября было зафиксировано около 2 млн новых случаев заражения коронавирусом. А по данным университета Джонса Хопкинса, 24 сентября установлен абсолютный рекорд: 361,9 тыс. новых инфицированных.
Число заболевших в России также растет: 25 сентября впервые с июня выявлено более 7 тыс. зараженных. И хотя власти заверяли, что повторного локдауна не будет, мэр Москвы Сергей Собянин уже вернул часть ограничений: с 28 сентября пожилым москвичам и гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, предписано оставаться дома, а предприятиям рекомендовано снова перевести сотрудников на удаленку.
Угроза возвращения других ограничений также вполне реальна: в Испании на постоянной основе действует масочный режим, в Израиле объявлен всеобщий трехнедельный карантин, в Великобритании обязали все пабы и рестораны закрываться в десять вечера, а в отдельно взятой Шотландии даже запретили походы в гости.
Возможен ли второй тотальный локдаун?
Ведущий аналитик «Открытие Брокер» по глобальным исследованиям Андрей Кочетков уверен, что поскольку тотальный карантин оказался крайне разрушительным для экономики, на его повторное введение мало кто решится. Однако он не исключает ужесточения ограничений для мест массового скопления людей, от чего могут пострадать сфера развлечений, общественного питания, туризм.
При этом Кочетков отметил, что меры личной гигиены и санитарные предосторожности позволят сфере услуг, розничной торговли и другим сферам, где происходит общение продавца и покупателя, оставаться в рабочем режиме.
«Наиболее ощутимый удар со стороны COVID-19 могут испытать на себе Европа и США. Полномасштабный карантин, как весной, маловероятен. Однако точечные ограничения в отдельных странах и регионах, скорее всего, будут усилены. Это негативно скажется на мобильности населения и замедлит восстановление экономики», — заявил эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Игорь Галактионов.
Что будет с российским рынком, если вторая волна окажется серьезной?
Аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк уверен, что если вторая волна настигнет российскую экономику сильнее, чем в апреле-мае, спад проявится в финансовой отрасли. Растущая закредитованность предприятий и организаций сочетается с трудностями погашения существующих кредитов, что может вызвать рост просроченной задолженности в банках и перерасти в долговой кризис, заключил эксперт. Также он допустил рост стоимости золота выше $2000 за унцию.
«Для рынка акций такая ситуация означает, что наметившееся перераспределение инвестиций в цикличные сектора вновь затормозится. На первый план повторно выйдут бумаги компаний, выигрывающих от пандемии. Отчетность за второй квартал показала основных лидеров. Это и компания доставки FedEx, и онлайн-мегамаркет Amazon, и онлайн-кинотеатр Netflix, и сервис видеоконференций Zoom. В России можно говорить, что от мер социального дистанцирования также выигрывают IT-компании, включая «Яндекс» и Mail.ru Group», — заявил Андрей Кочетков.
Игорь Галактионов считает, что более устойчивыми могут оказаться акции зрелых компаний, ориентированных на внутренний спрос — традиционно в четвертом квартале сильные результаты могут показать компании из отраслей ретейла и девелопмента. Эксперт также выделил бумаги АФК «Система», «МТС» и Московской биржи.
Как вторая волна скажется на нефтегазовой отрасли?
На прошлой неделе Международное энергетическое агентство снизило прогноз мирового спроса на нефть в 2020 году, объяснив это неопределенностью данных относительно перебалансировки нефтяного рынка и ожиданиями падения спроса на 8,4 млн баррелей в сутки с 2019 года. ОПЕК также понизила прогноз спроса на нефть, ожидая, что он упадет на 9,5 млн баррелей в сутки в 2020 году.
Андрей Кочетков отметил, что из-за угрозы второй волны восстановление спроса на нефть замедлится, поскольку сектор авиаперевозок снова оказался под ударом. Он добавил: «Однако пандемия привела к тому, что люди стали чаще пользоваться личным транспортом. Соответственно, если не будет тотального карантина, то спрос на топливо останется на уровне лета текущего года».
По мнению Игоря Галактионова, для России негативный эффект от COVID-19 стоит рассматривать через призму спроса на жидкое топливо. Цены на нефть являются наиболее чувствительными к текущему кризису, так что акции нефтегазового сектора могут оставаться в числе отстающих до конца 2020 года, добавил он.
«В нефтегазовом секторе эффект неоднозначен. Слабый рубль может, с одной стороны, поддержать маржинальность бизнеса, но с другой — более высокие доходы дадут больше оснований правительству для ужесточения налоговой нагрузки. В итоге позитивный эффект со стороны валютного фактора может оказаться нивелирован», — заявил Галактионов.
Когда ждать восстановления экономики?
Ралли американского фондового рынка весной и летом давало надежды на V-образное восстановление мировой экономики, однако увеличение числа зараженных делает этот сценарий малореальным. Ключевым фактором здесь становится вакцина против COVID.
«Никакой речи о V-образном восстановлении экономики в Европе и США не идет. В России сфера услуг и развлечений не являются доминирующими в деловой активности, поэтому замедление восстановления будет не столь сильным, как в странах, где доля непроизводственной экономики занимает более 50%», — заявил Кочетков.
Эксперт добавил, что основные надежды рынков связаны с появлением эффективных вакцин, которые переведут проблему COVID-19 в чисто медицинскую плоскость. В России начало массовой вакцинации ожидается уже до конца года, а в США и Европе она может стартовать в первом квартале 2019 года. Соответственно, настоящее восстановление экономики начнется в ближайшие три — шесть месяцев, но от властей многих стран потребуются дополнительные меры поддержки, дабы малый и средний бизнес смог вернуться к работе, заключил Кочетков.
Евгений Миронюк также уверен, что новые волны пандемии сильно замедлят деловую активность и восстановление спроса в реальном секторе мировой экономики, в том числе в США. По его мнению, если общий спад не будет сопровождаться ростом инфляции, а экономические показатели окажутся хуже, чем во время максимального задействования карантинных мер в апреле-мае, то широкий круг активов от акций до сырьевых товаров начнет терять в цене.
Миронюк также смоделировал наихудший сценарий: «В случае негативного развития событий, например при жестком локдауне в ведущих странах, фондовые индексы крупных стран могут скорректироваться на 20–30%. Более волатильные рынки развивающихся стран могут потерять до половины капитализации . Коррекция коснется и защитных активов, но снижение их стоимости будет ограниченным. Все же благодаря высокой ликвидности , предоставляемой основными регуляторами, восстановление будет соответствовать темпам, наблюдаемым в мае-июле».
Почему инвестиции в КНДР и Венесуэлу — самые перспективные? Потому что вложения в разрушенные страны приносят гигантскую прибыль. Так считает легенда Уолл-стрит Джим Роджерс — летом мы сделали с ним интервью. А 1 октября проведем вебинар, где вы сможете лично задать ему свои вопросы. Купить билет.
Источник
Вторая волна (индустриальная цивилизация)
· Основой экономики становится промышленность.
· Используется ископаемое топливо (действительно, добывать каменный уголь в Европе начали в XVI в. – Авт.) – очень эффективный источник энергии. Следствие – быстрый экономический рост.
· Семья: новый стандарт. Обрабатывать вместе землю больше не нужно. Работа на предприятии и жизнь в городе требует от семьи компактности и мобильности. Как следствие, большая семья уступает место малой, или нуклеарной (мама, папа, я). В классической нуклеарной семье работает только мужчина.
· Строительство рынка: кто работает, кто ест. Хозяйство перестает быть натуральным, производитель и потребитель разделяются. Вследствие этого резко возрастает значение денег и рынка. Рынок Тоффлером понимается широко – как любая система, с помощью которой производитель доносит свой товар до потребителя, а не только как капиталистический рынок, ориентированный на максимальную прибыль. Тоффлер указывает, что отрицательные черты, обычно приписываемые лишь капитализму, присущи любой системе, разделившей производителя и потребителя. Например, жажда наживы. В капитализме она заложена в конкуренцию за прибыль, а в социализме приняла форму тотальной коррупции.
Эпоха Второй волны – это эпоха построения глобального всепланетного рынка, проникновения отношений обмена во все сферы жизни общества. Естественно, рынок влияет и на человеческую психологию. По Тоффлеру, рынок (развитая система обмена между производителем и потребителем) способствует распространению:
1) веры в то, что экономическая мотивация является главной в жизни человека и общества
2) взгляда на человеческие отношения как на обмен, «ты мне, я тебе». Договоры, отметим, заключались еще между вассалами и сеньорами, не говоря о греческих полисах, да и отношения внутри крестьянской общины есть типичное «ты мне, я тебе». Но, если рынок (в тоффлеровском смысле) и не породил этих отношений, он, во всяком случае, способствовал их широчайшему распространению – Авт.
· Коммуникации: свяжитесь с нами. Чтобы сводить потребителя и производителя вместе, а также координировать сложные производства, нужны хорошие системы коммуникации. Появляются дороги и регулярная почта.
· Бессмертные существа: ставка на долгосрочность. Появляются корпорации – этакие бессмертные существа, которые легко переживают своих создателей и вследствие этого заинтересованы в масштабных и долгосрочных проектах. (Почему руководители корпорации отождествляют ее интересы с собственными и занимаются проектами, последствий которых им уже не увидеть – отдельный и сложный вопрос к человеческой психологии – Авт.) Раньше в глобальных проектах были заинтересованы только такие бессмертные существа, как государства, рыцарские ордена и церковь; теперь игроков прибавилось.
· Школы: научить послушанию. Чтобы снабжать общество кадрами, появляются массовые школы. По мнению Тоффлера, они нужны не столько для передачи знаний, сколько для воспитания пунктуальности, умения подчиняться командам и работать в большом коллективе. Крестьяне этих качеств были лишены – в пределах своего клочка земли они сами знали, что, как и когда им нужно делать.
· Реклама: общество вечных детей. Однако с набирающими силу СМИ пришла эпоха пропаганды потребления (в капитализме; совок пропагандировал аскетизм – Авт.) Возник конфликт двух воспитательных систем. Школа стремится воспитать дисциплинированных и скромных в запросах людей, винтиков в механизме гигантских корпораций. Реклама воспитывает «кадавров, неудовлетворенных желудочно», привыкших удовлетворять каждую свою прихоть, и притом незамедлительно («бери сейчас, плати потом»). По Тоффлеру, стремление системы выковать из каждого одновременно двух несовместимых людей служит причиной многих стрессов и проблем в этом мире. (А ведь это верно – Авт.)
· Специфические черты индустриального общества:
1) Стандартизация всего и вся – неизбежная плата за массовость. Первый в мире магазин без торга с покупателем (т.е. с фиксированными ценами) появился в 1825 г. (в Нью-Йорке). Это было началом эры массового потребления. Особое значение имеет стандартизация мер, ибо пространство и особенно время резко прибавили в цене. Появляются точные часы и стандартные единицы времени. В средневековой же Европе, например, день от рассвета до заката делился на равное число часов, но продолжительность часа менялась вместе с продолжительностью светового дня. Для малых промежутков времени имелись своеобразные единицы: «Отче наш» в Англии (время одной молитвы), «варка риса» и «время жарки одной саранчи» на Мадагаскаре, и т. п. Одновременно окончательно побеждает концепция стрелы времени – представление о времени, неуклонно текущем из абсолютного прошлого в абсолютное будущее. В обществах Первой волны концепция циклического времени была распространена не только у индусов, буддистов и майя (в Китае, однако, время обычно мыслили стрелой); c ней были знакомы древние греки, и даже в средневековой Европе концепции «циклического» и «линейного» времени вполне себе конкурировали. Одновременно со стандартизацией единиц времени произошла и стандартизация единиц длины. Прямая линия и прямой угол вернули себе место эталона, утраченное со времен античности (взгляните на планировку средневековых городов). В пространстве очерчиваются, наносятся на карту и закрепляются в договорах точные границы между государствами (раньше в них не было особой нужды, ибо огромные территории были не заселены; границы государства определялись текущей сферой его влияния).
2) Специализация труда – плата за сложность, но и повышение производительности. Булавки Адама Смита: мануфактура из 10 человек, где каждый производил все 10 операций по изготовлению булавок от начала до конца, изготовляла 200 булавок в день. Мануфактура (ручной труд!) из тех же десяти человек, где каждый выполнял только одну операцию – СОРОК ВОСЕМЬ ТЫСЯЧ булавок в день. Так-то. Социальные аспекты понятны: миру требуется не человек, а винтик, способный производить единственную операцию.
3) Синхронизация – время становится деньгами, огромный часовой механизм распределенного производства должен тикать без сбоев. Потому появляются жесткие временные рамки выполнения работы и трудовая дисциплина. Десятки миллионов людей начинают и заканчивают работу в одно и то же время.
4) Концентрация – все концентрируется. Население (невиданный рост городов), производство (заводы стягиваются к месторождениям ископаемых), капитал (время гигантских корпораций и монополий). Концентрируются виды и участники деятельности: рабочие – на гигантских фабриках, дети – в массовых школах.
5) Гигантомания – больше, больше, больше. Самый большой завод! Самая крупная электростанция! Самый высокий небоскреб! Размер как самоцель, в ущерб эффективности. Также Тоффлер отмечает здесь культ роста: обязательно увеличивать – прибыль, ВВП, товарооборот – все обязательно увеличивать, боязнь стабильности. (Но не связано ли последнее с объективными экономическими законами, которые, похоже, не допускают статичности, и, как только подъем прекратился, сразу же начинается спад? – Авт.).
6) Централизация. Координация сложных и распределенных процессов требует жесткого управления, система тяготеет к диктатуре – и в корпорации, и в государстве. (Действительно, оформление абсолютизма в Европе – XVII – XVIII в.в. – совпало с мощнейшим развитием промышленности. – Авт.)
По мнению Тоффлера, именно экономические причины стали движущей силой появления национальных государств. Применение дорогостоящих технологий Второй волны не могло окупиться, если рынком сбыта был крохотный феод, посему нужно было объединить их в единое экономическое пространство, чтобы «путешествуя по Европе, законы не пришлось менять столь же часто, как лошадей». (Действительно, например, объединение Франции закончилось к концу XV в., а уже в середине XVI в. каменный уголь добывали промышленными темпами (правда, в Англии). Но здесь еще вопрос, что было причиной, а что следствием. Не явилось ли основной причиной объединения земель банальное властолюбие, а единая экономика явилась уже как результат? – Авт.)
· Буйство наций. Созданию национальных государств сопутствует всплеск национализма и буйство самоопределения наций, не прекращающееся по сей день. Тоффлер и этому видит чисто экономическое обоснование (национальное государство как территориальная единица соответствовало экономическим возможностям Второй волны).
· Протоколы административных мудрецов, или кто правит нами. Как естественное следствие разрастающихся механизмов управления, возникает бюрократия как класс – управленцы в количествах, не виданных ранее в мире. Ярче всего это проявилось в СССР вследствие его стремления управлять всем до времени посещения уборной включительно. И проявляется сейчас в России как следствие неуклюжих попыток сделать страну более управляемой — Авт. Но и в капитализме возникает любопытное явление: собственники фирм уже не управляют своей собственностью. Акционерам приходится слепо полагаться на менеджеров, т. к. сами они в современных бизнес-процессах ничего не понимают и понять не могут (это требует специальной квалификации), голосование на совете акционеров подобно голосованию на выборах: побеждает тот, кто лучше сумеет запудрить мозги неподготовленному пиплу.
Мощная прослойка управленцев необходима цивилизации Второй волны: кто-то должен сводить вместе производителя и клиента, школу и работодателя, государственных служащих и налоги на их содержание, сводить воедино все элементы сложнейшей мозаики индустриального общества. Иначе оно утратит связность и распадется, откатившись обратно в феодализм. Именно управленцы, а не собственники, как казалось Марксу, имеют в индустриальном обществе реальную власть. Впрочем, во времена Маркса управленцы как класс только зарождались и предприятиями управляли собственники. Это, видимо, и сбило с толку этого очень неглупого человека.
· Народные избранники. Тем не менее, всюду возникают выборные органы власти (или хотя бы псевдовыборные, как в СССР). Понятно, что система наследования абсолютной власти независимо от способностей правителя не могла выжить в эпоху, как никогда требующую эффективных менеджеров. Чтобы принимать грамотные решения, необходимо было увеличить число голов, обдумывающих его. Тоффлер предполагает, что система представительской демократии сложилась именно поэтому. Традиционно причиной установления парламентаризма считается появление прослойки собственников, имевших что терять и намеревавшихся защищать свои интересы – см. историю гражданской войны между королем и парламентом в Англии. Я бы еще порассуждал о возросшей политической активности масс в связи с распространением грамотности – Авт. Однако он с удовольствием проходится по иллюзорности власти народа в эпоху представительской демократии, старательно подчеркивая, что избранные «представители» входят в класс управленцев и думать забывают о нуждах тех слоев населения, кто за них голосовал.
· Имперская напористость, или новый тип колониализма. Цивилизация Второй волны породила новый тип колониализма. В пору его молодости (XVI-XVII в.в.) из колоний вывозились в основном редкие и дорогостоящие товары: золото, пряности, шелк. Вызревший капитализм, однако, придал колониям новую функцию: они превратились в источник всевозможного дешевого сырья и рынок сбыта товаров. Сырье действительно было очень дешевым, ибо европейцы навязывали свои цены с помощью пулеметов. Кроме того, местные народы не использовали многие свои ресурсы и не знали им ценности: арабы не использовали нефть, индейцам не нужен был хром. Продажа бесполезного, по мнению местного вождя, товара вооруженным до зубов европейцам и не могла осуществляться по высокой цене. Но далее работал закон первой цены: всякая компания, выходящая на рынок, должна была закупать сырье не дороже, чем конкуренты, если хотела продавать готовый продукт по конкурентоспособным ценам. Это поддерживало крайне низкие цены на сырье и служило мощным экономическим стимулом цивилизации Второй волны.
· Ключевые идеи. Для идеологии Второй волны, по Тоффлеру, характерны некоторые принципы, равно проявлявшиеся и в капиталистическом, и в социалистическом обществе:
1) Человек – царь природы. Фактически – диктатор и тиран. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Идея, что природу следует «покорять» во благо человека, служила оправданием и мотивацией для масштабных изменений, вносимых в лицо Земли. Гимны этой идее пел еще Жюль Верн, см. его «Таинственный остров».
2) Естественный отбор. Идея о том, что выживает наиболее приспособленное. Принцип, открытый для особей и видов, был перенесен на социальные, экономические, культурные институты.
3) Прогресс. История человечества течет по направлению к лучшей жизни. Тоффлер отмечает, что идея прогресса была бы невозможна без победы идеи о стреле времени.
4) Атомизм. Культура Второй волны все и вся рассматривала как состоящее из отдельных, взаимодействующих между собой, но автономных частей. Атомизм утвердился, наконец, в физике (напомним, еще во времена молодости Вернадского существование атомов было скорее гипотезой – Авт.). Личность стали рассматривать как автономный атом общественной жизни, свободный в своих решениях. Это было идеологическим обоснованием капитализма, частного предпринимательства – и либерализма, европейских представлений о свободе личности. То же произошло и в политике: элементарной единицей стал голос. Атомизм проявлялся и в методологии познания – основным методом решения любой задачи стало разложение на возможно более элементарные части. Тоффлер высказывает оригинальную мысль, что всеобщий атомизм легко утвердился в цивилизации Второй волны в том числе и потому, что это была цивилизация множества промышленных изделий, собираемых из отдельных взаимодействующих деталей. В связи с чем интересно вспомнить, что идея об атомах принадлежит таки Демокриту, а европейские политические и правовые нормы уходят корнями в Римскую республику. Детальки тут скорее ни при чем – Авт.
5) Гностицизм. Миром управляет небольшое число простых, познаваемых, универсальных законов. Такому мировоззрению, без сомнения, способствовал невиданный прогресс науки.
Причины кризиса Второй волны, по Тоффлеру:
1) Существующие неэкологичные технологии не могут и далее развиваться столь стремительно – они просто отравят биосферу.
2) Технологии Второй волны основаны на потреблении невосполняемых ресурсов. При сохранении нынешних темпов эти ресурсы скоро закончатся. Необходим переход на возможно более замкнутые циклы обращения веществ (переработка отходов) и новые источники энергии. Переход, отметим, наблюдается: в некоторые страны мусор уже ввозят в качестве сырья – Авт.
3) Низкие цены на сырье изначально основывались на слабости доиндустриальных стран в сравнении с индустриальными. По мере того, как различия сглаживаются и страны-экспортеры сырья приобретают все больше «собственного достоинства», сырье становится все дороже.
4) Существующая политическая система находится в кризисе. Она слишком неповоротлива, чтобы принимать решения в реальном времени во все усложняющемся мире. Мы стремительно движемся к ситуации, когда никто ничем не управляет. Отследите количество принимаемых в России законов за год (оно равно номеру последнего закона, принятого в данном году): новый закон принимается каждую пару дней. Возникает сомнения, что эти законы хорошо продуманы. И, по свидетельству Тоффлера, такая же ситуация наблюдается и в США. К тому же политики в эпоху СМИ, политтехнологий и расплодившихся психических вирусов слишком заняты тем, как понравится избирателю, чтобы выполнять свои менеджерские функции (отмечено Броуди, см. его книгу «Психические вирусы») – Авт.
Добавим также от себя:
5) Капитализму постоянно нужны все новые и новые рынки сбыта, а между тем свободные рынки скоро закончатся: в мировой рынок сполна войдут даже самые отсталые страны (отмечено Переслегиным).
6) В эпоху мгновенно передающихся сообщений финансовые рынки, а вслед за ними и вся экономика, также стали опасно нестабильными (отмечено автором).
7) Капитализм все более обрастает вспомогательными механизмами. Конкуренция приводит к тому, что все больше ресурсов тратится на маркетинг и иже с ним. В результате КПД капиталистической экономики как системы удовлетворения человеческих потребностей становится все ниже (отмечено автором, см. его заметку «КПД капитализма становится все ниже»). – Авт.
Источник