Отметьте основные черты азиатского способа производства тест

Азиатский способ производства

Содержание

Терминология

Термин азиатский способ производства фигурирует в переписке Маркса с Энгельсом, а также некоторых статьях, например «Британское владычество в Индии». В качестве определяющей черты этой формации Маркс указывал отсутствие частной собственности на землю [1] .

Согласно более поздним исследованиям авторов, придерживающихся формационного подхода к истории, через данную формацию прошли многие общества на разных континентах. В связи с этим, ряд учёных предложили альтернативные названия: Ю. Семёнов в своих работах использует термин политарный способ производства [2] , А. Дробан — государственно-общинный строй [источник не указан 88 дней] , Л. С. Васильев — государственный способ производства [источник не указан 88 дней] .

Характерные черты

Для азиатского способа производства характерны [1] :

  • Особый вид собственности. Oтсутствие частной собственности на землю; почти полное отсутствие частной собственности как системы отношений.
  • Малая роль торговли. Товарообмен играет второстепенную роль, касаясь лишь дополнительных продуктов питания.
  • Особой способ эксплуатации. Принципиально отличный как от классического рабства, так и от крепостничества — «поголовное рабство«. Основные признаки этого способа эксплуатации:
    • Эксплуатация даровой рабочей силы больших масс крестьян
    • Расточительное расходование дешевой рабочей силы на создание грандиозных сооружений (См. Великая китайская стена)
    • Массовое государственное принуждение к тяжелому физическому труду.
    • Эксплуатация через посредство коллективов, образуемых сельскими общинами;
    • Централизованное авторитарное руководство, деспотический государственный строй.
  • государство контролирует основные средства производства

При азиатском способе производства выделяются два основных класса: крестьянство и бюрократия. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. Закрепленного законом или религией жесткого наследственного сословного или кастового деления нет, хотя на деле социальная мобильность низка. Социальная иерархия образуется государственными чиновниками и пополняется через систему экзаменов [3] .

По мнению некоторых исследователей [4] , «азиатская формация» представляет большие трудности для марксистского исследования, поскольку формально средства производства не принадлежат правящему классу. Господствующим классом при этом оказываются не люди, а государство как таковое, в лице чиновников и функционеров [4] . При это место в правящей иерархии определяется не собственностью на средства производства, а наоборот, место в иерархии определяло, в том числе, и экономическое положение функционеров. Правящий класс чиновников эксплуатировал крестьян-общинников не на основе собственности на средства производства, а на основе своей функциональной роли в управлении обществом и его экономикой [3] .

История изучения

Маркс и Энгельс об азиатском способе производства

Согласно принятому в СССР при Сталине трактованию учения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, на стадии цивилизации общество поочерёдно проходит рабовладельческую (классическую антическую), феодальную и буржуазную формации с перспективой перехода к социалистической. Однако в труде «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству», являющимся разделом «Экономических рукописей 1857—1859 годов», Маркс выделил также азиатские производственные отношения, что позволяло говорить об особой азиатской (архаической) социально-экономической формации, предшествовавшей рабовладельческой у древневосточных обществ.

Впервые понятие азиатского способа производства употребляется в переписке Маркса и Энгельса в 1853 году (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 28, с. 174—267) и в статье Маркса «Британское владычество в Индии» (там же, т. 9, с. 130—36). В предисловии к труду «К критике политической экономии» (1859) (там же, т. 13, с. 1—167) Карл Маркс прямо утверждает, что «…азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации». Характеристика отдельных аспектов азиатского способа производства встречается и в последующих работах основоположников марксизма (в «Капитале» и «Анти-Дюринге»). Новые археологические открытия и исследования, обобщающие представления о первобытно-общинном строе и древности (в первую очередь, Льюиса Генри Моргана) вызвали дальнейшее развитие концепции азиатского способа производства. При этом с течением времени взгляды Маркса несколько трансформировались. В более поздний период своей деятельности (1870-1880 гг.) он перестал упоминать азиатский способ производства в своих работах.

Дискуссии в Советском Союзе

Собственно, «азиатская» формация получила своё условное название не потому, что была характерна исключительно для восточных обществ, но по причине первоначального обнаружения характерных её пережитков у отдельных народов Азии (в частности, Индии). Однако в 20-30-х годах XX века в Советском Союзе разгорелась первая дискуссия относительно азиатского способа производства: отдельные советские историки, находясь в рамках дихотомии «Восток-Запад», пытались объяснить уникальность азиатского способа производства, существовавшего только у восточных обществ, в противовес установившемуся в Древней Греции и Древнем Риме классическому рабовладельческому, а следовательно, отстаивали нелинейность и поливариантность исторического процесса (Л. И. Мадьяр, В. В. Ломинадзе, Е. С. Варга). Эта дискуссия (1925—1931 гг.) была вызвана как ростом национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, так и стремлением советского правительства/ВКП(б) экспортировать пролетарскую революцию на Восток. Интерес к этой теме у марксистских теоретиков был стимулирован ещё и особым отношением Маркса к Востоку.

Читайте также:  Классификация химических реакторов по способу организации процесса

Им противостояли сторонники однолинейной марксистской интерпретации истории, которые расширили первоначальный географический ареал анализа производственных отношений и пришли к выводу о существовании подобного способа производства не только на начальных периодах развития восточных обществ, а и у всего человечества в целом, что давало основание считать его универсальным (например, он наблюдался в крито-микенском обществе, в Риме периода царей и ранней Республики, у цивилизаций Месоамерики); с другой стороны, такие восточные общества, как Древний Египет периода Нового царства или Персидская империя Ахеменидов, вплотную подошли к образованию классических рабовладельческих обществ в период масштабных завоевательных походов. В таком случае, азиатский способ производства представлялся как эволюционное звено между первобытным коммунизмом и рабовладельческим строем.

Характерной особенностью первой дискуссии был тот аспект, что среди среди её участников профессиональных востоковедов было крайне мало (среди участников дискуссий в начале 20-х годов только А. А. Ивин, В. В. Гурко-Кряжин, В. В. Струве и немногие другие успели получить востоковедное, или хотя бы историческое образование до революции). Кроме того, обсуждения 20-х годов были бедны конкретными историческими фактами и основывались на очень узкой «востоковедческой» базе.

После разгрома «азиатчиков» (то есть сторонников концепции азиатского способа производства) в советской науке утвердилась пятичленная схема формаций Сталина — Энгельса. В этой схеме все древние восточные общества были отнесены к рабовладельческой стадии, а все средневековые — к феодализму. Важным шагом был переход на сторону сторонников пятичленной схемы одного из самых видных советских востоковедов — египтолога и ассириолога Василия Васильевича Струве, принявшего существование рабства в шумерских городах-государствах. В. В. Струве отвергал понятие отдельного азиатского способа производства, рассматривая его как составляющую рабовладельческой формации. Опираясь на изданные к этому моменту в СССР сочинения Маркса, к 1933 году востоковед разработал «пятичленку», — парадигму смены пяти общественно-экономических формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, начальным этапом которой является социализм. Хотя «пятичленка» использовалась в качестве орудия вульгаризации учения Маркса [источник не указан 340 дней] , но её распространение способствовало утверждению материалистического понимания истории и обнаружению общих черт в политическом, экономическом и социальном прогрессе разных обществ. «Пятичленка» Струве, приписанная Марксу, продолжала оставаться господствующей схемой советской исторической науки для анализа всех исторических периодов.

Начало второй дискуссии об азиатском способе производства (1957—1971 гг.) было обусловлено рядом обстоятельств: ростом антиколониального движения после Второй мировой войны, публикацией некоторых неизвестных работ Маркса и оживлением общественной и культурной жизни после XX съезда КПСС. В ходе дискуссии было выдвинуто несколько обоснований концепции азиатского способа производства. В конечном счете, дискуссия вылилась в обсуждение многих актуальных проблем теории исторического процесса. Особо следует отметить «ревизионистские» концепции западных авторов, в которых подчеркивалось сходство азиатского способа производства и социализма (К. Виттфогель (Karl August Wittfogel), Р. Гароди), а также мнение А. Я. Гуревича о «личностном» характере докапиталистических обществ. В этот период прежде всего проблема азиатских производственных отношений была поднята на Московской дискуссии об азиатских производственных отношениях (1965) видными историками СССР, Франции, Венгрии и Германии. В современном западном марксизме распространён взгляд, согласно которому, азиатский способ производства, наряду с рабовладельческим и феодальным, является специфической вариацией единой докапиталистической формации, следующей непосредственно после первобытно-общинной.

После свержения Хрущева (и в особенности после «Пражской весны» 1968 г.) начался курс на «закручивание гаек» и дискуссия постепенно была свернута. Однако обсуждение поднятых вопросов не прекращалось и поэтому можно говорить, что третья дискуссия (1971—1991 гг.) состояла из «полуподпольного» периода в годы «застоя» [5] и периода активного обмена мнениями в годы «перестройки» [6] [7] [8] . Было высказано много разных точек зрения об особенностях эволюции обществ Востока [9] . Пик дискуссии пришёлся на 1987—1991 гг. Аналогичная дискуссия несколько ранее началась в Китае. Многие авторы в СССР уже откровенно писали о большом значении концепции азиатского способа производства для понимания природы социализма и истории России в целом (Шафаревич 1977; Афанасьев 1989; Васильев 1989; Нуреев 1990; Стариков 1996 и др.). Однако в КНР после студенческих волнений и восстановления консервативного курса азиатчики вновь были вынуждены умолкнуть. В нашей стране дискуссия закончилась почти автоматически после распада СССР и отмены марксистской монополии на теоретическое мышление. Дискуссия об азиатском способе производства подтолкнула к новым интерпретациям специалистов в истории первобытности и становления цивилизации.

Читайте также:  Описать технику прыжка способом согнув ноги

Взгляды российских историков до и после перестройки

В ходе дискуссии об азиатском способе производства сформировались новые формационные схемы, отличные от схемы пяти формаций. В одних концепциях формаций шесть между первобытностью и рабовладением исследователи располагают «азиатский (политарный) способ производства» (Ю. И. Семенов и др.). В других, более популярных схемах, формаций четыре: вместо рабовладения и феодализма — «большая феодальная формация» (Ю. М. Кобищанов) [10] , единая докапиталистическая формация — «сословно-классовое общество» (В. П. Илюшечкин) или «вторая формация» (Л. Е. Гринин). Кроме однолинейных формационных схем, появились многолинейные, фиксирующие, например, отличия развития западной цивилизации и незападных обществ. Многолинейный подход к всемирной истории наиболее последовательно отстаивают Л. С. Васильев, А. В. Коротаев и Н. Н. Крадин [11] . Правда при этом они, как и А. И. Фурсов, уже выходят за рамки собственно марксистской теории.

К середине 1990-х гг. можно говорить о научной смерти пятичленной схемы формаций. Даже её главные защитники в последние десятилетия XX в. признали её несостоятельность. В. Н. Никифоров в октябре 1990 г., незадолго до своей кончины, на конференции, посвященной особенностям исторического развития Востока, публично признался, что четырёхстадийные концепции Ю. М. Кобищанова или В. П. Илюшечкина более адекватно отражают ход исторического процесса.

Вместе с тем, отход от традиционной «пятичленки» не повлёк за собой автоматическое признание азиатского способа производства, реальность существования которого и по настоящее время остаётся предметом спора историков [источник не указан 88 дней] .

Источник

Основные черты азиатского способа производства

Азиатская система впервые сложилась в странах древней Азии и древней Африки ( Египет, Вавилон, Ассирия, Персия, Индия, Китай), а также в ряде стран Латинской Америки ( государства ацтеков, инков, майя и некоторые другие).

Азиатская система выражала более высокий уровень развития производительных сил, нежели первобытнообщинная. Здесь повсеместно использовались металические орудия труда, появились мельницы, ирригационные сооружения, каналы, дамбы, водохранилища. Получило распространение садоводство, огородничество, строительное и военное дело, возникли деньги, торговля. Выделились купцы, ростовщики. Зародилась астрономия, математика, философия. Возникло государство.

Главной отраслью общественного производства было сельское хозяйство. Важнейшей отличительной особенностью азиатской системы было то, что земля находилась в государственной собственности, которая тесно переплеталась с частной собственностью господствующего класса (светская военная и религиозная аристократия). Господствующий класс совпадал с госапаратом. Прибавочный продукт созданный трудом крестьян – членов общины поступал госаппарату и распределялся в соответствии с занимаемыми местами в административной иерархии. Данную систему называют политарной ( от греческого “государство”). За общиной оставалось право пользования землей. Положение крестьян порою мало отличалось от положения рабов. Сложилась централизованная система управления общественным производством.

4. Античная система, античный полис, развитие торговля и ремесла.

Античная система достигла классической формы в 5-ом веке до н.э. в Древней Греции и Древнем Риме и просуществовала до 5 в н.э. Здесь рабство стало основой общественного строя. Все население делилось на свободных и рабов. Первые пользовались всеми гражданскими, имущественными и политическими правами. Последние были бесправны. Свободные люди делились на классы крупных землевладельцев (рабовладельцев) и класс мелких крестьян, ремесленников. Зажиточные слои последних, также использовали рабский труд. Интересы господствующего класса охраняло государство. Главной отраслью было сельское хозяйство. Каменные орудия уступили место металлическим. Развивались основы математики, физики, астрономии, медицины, истории, философии, литература, театральное искусство, архитектура,скульптура и т.п. Выросли города, появились деньги, рынки.

Античная система базировалась на частной собственности не только на средства производства, но и на рабов. Сущность данной системы составляла личная зависимость рабов от рабовладельцев.Существовало внеэкономическое принуждение к труду.Рабовладельческое производство было основано на простой кооперации рабов. В сельском хозяйстве основной хозяйственной единицей были латифундии ( поместья), а в ремесле – мастерские. В античном производстве существовало два уклада: рабовладельческий и мелкотоварный. Производство было преимущественно натуральным. Одной из особенностей античной системы было огромное отвлечение прибавочного продукта на непроизводительные нужды: сооружение пышных дворцов,храмов, проведение празднеств, игр прочих зрелищ. Лишь незначительная часть прибавочного продукта использовалась на расширение производства. В античном обществе наиболее интенсивно чем в азиатском развивались товарно-денежные отношения.

Читайте также:  Образованы суффиксальным способом поверху увеличение распылить ледоходный окончательно

Античный полис — типичное поселение античности, представляющий городскую земледельческую общину. Население полиса – от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Наиболее крупные: Рим, Афины, Александрия, Карфаген.

5. Причины разложения рабовладельческой экономики

В основе кризиса рабовладельческой системы были противоречия:

— между принудительным рабским трудом и рабовладельческой собственностью;

— между двумя видами хозяйств: крупных рабовладельческих и мелких, принадлежащих крестьянам и ремесленникам. Мелкие производители в борьбе с крупными разорялись.

Кризис рабовладения состоял в том, что основанное на рабском труде хозяйство латифиндий перестало приносить доход, так как непосредственный производитель не был заинтересован в результатах своего туда. В таких условиях стал невозможен технический прогресс. Приметивные средства производства ограничивали возможность роста производительности труда. В латифундиях наблюдалось всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения,запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню. Кроме того рабство не решало проблему воспроизводства рабочей силы.

6. Экономическая сущность феодализма.

Феодализм – это система принудительной эксплуатации экономически полусамостоятельного, но юридически зависимого, т.е. крепостного крестьянина. Экономической основой феодального способа производства является монополия частной собственности феодалов на землю и неполная собственность на непосредственного производителя (крепостного крестьянина). Соединение работника со средствами производства осуществлялось с помощью грубой физической силы.

Основные признаки феодальной экономики:

— господство натурального хозяйства;

— наделение непосредственного производителя (крестьянина) средствами производства, и в первую очередь землей:

— личная зависимость крестьянина от феодала (земледельца)т.е. внеэкономическое принуждение к труду;

— низкое состояние техники производства.

Внеэкономическое принуждение к труду выступало в виде феодальной ренты(рента продуктами (натуральный оброк), отработочная рента (барщина, денежная рента ( денежный оброк)

7. Характеристика аграрного сектора и его роль в экономике феодального общества.

Хозяйство феодального способа производства было преимущественно натуральным. Преобладало зерновое производство. Подсечное и огневое земледелие постепенно уступало место трехполью ( озимые, яровые, пар). Повсеместно применялся тяжелый плуг, появилось стойловое содержание скота.

8.Периоды в развитии западноевропейского феодализма.

В наиболее классической форме смена рабовладельческого способа производства феодальным произошла на европейском континенте. К концу существования Римской империи объективной необходимостью стала замена раба, полностью незаинтересованного в своем труде, работником имеющим определенную заинтересованность в работе.

Феодализм в Западной Европе прошел несколько этапов, которые делятся на три периода: ранний феодализм (раннее средневековье) – с У в. до конца Х в. В этот период складывается крупное землевладение и просходит постепенное закрепощение свободных крестьян-общинников. Наиболее значительным ранним феодальным государством было государство франков. Период развитиго феодализма (расцвет средневековья) Х1 – ХУ вв. Полное развитие феодального производства в деревне и в городе. Формирование крупного централизованного государства. Время мощных крестьянских восстаний. Период позднего феодализма (позднее средневековье) – конец ХУ в. – середина ХУП в. – время разложения феодализма.

9. Формы организации ремесла феодальной экономике.

Главным занятием городского населения становится ремесло и торговля. Наиболее распространнеными отраслями являдлись: текстильная, плавка и обработка металлов, производство оружия. Характерной чертой средневекового ремесла стала его цеховая организация. Каждый цех объединял ремесленников одной профессии, специальности. Цех имел свой устав, свою выборную организацию старшин. Полноправными членами цехов были мастера. Кроме мастеров в цехе работали подмастерья и ученики. В цехах не было разделения труда. Для борьбы с конкуренцией в цехах все регламентировалось: объем производства, качество, цена, число подмастерьев и учеников, количество оборудования, сырья, продолжительность рабочего дня. Никто в городе не имел права заниматься тем или иным ремеслом если он не являлся членом соответствующего цеха. Цеховая регламентация вначале имела положительное значение, так как защищала ремесленников от конкуренции. Постепенно цехи стали тормозом в развитии общественного производства, искусственно сковывая развитие производительных сил.

Источник

Оцените статью
Разные способы