Отметьте формы речи по способу ее формирования
ПЕДКАМПУС ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена
Психолингвистика — тесты для Педкампус
1. Отметьте какие фазы входят в горизонтальную структуру акта деятельности?
+ планирование деятельности
• ориентировочное бездействие
+ мотивация
+ реализация плана
2. По характеру общения речевая деятельность подразделяется на:
• эмоциональная (неосознанная) речь
+ устная речь
• осознанная речь
+ письменная речь
3. К какой подсистеме речевого умения относят наличие достаточного словарного запаса?
• СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА
• ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА
• ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА
• ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА
4. Система отношений, в которые вступают однородные элементы языка, единицы одного порядка, одного уровня — это:
• лексическая система
+ парадигматическая система
• синтагматическая система
• лексема
5. Теория речевого поведения индивида, как бы вырванного не только из общества, но и из реального процесса общения, который сведен к простейшей схеме передачи информации от говорящего к слушающему — это:
• психолингвистика четвертого поколения
+ психолингвистика первого поколения
• психолингвистика третьего поколения
• психолингвистика второго поколения
6. Какие выделяют виды речевой деятельности по направленности на прием или выдачу речевого сообщения?
• инициальные
• реактивные
+ продуктивные
+ рецептивные
7. Оптимальные параметры речевого навыка включают в себя:
• сознательность
+ устойчивость
+ соответствие норме языка
+ полная автоматичность
8. Важнейшим положением психолингвистики какого поколения является идея универсальных врожденных правил оперирования языком, сформулированная на основе того, что, во-первых, эти правила не содержатся в языковом материале в эксплицитной форме, а во-вторых, что ребенок может одинаково свободно овладеть любым национальным языком?
+ второго
• четвертого
• певрого
• третьего
9. Какая система отображает закономерности сочетаемости знаков языка при построении речевых высказываний?
• графическая система
• семантическая система
• парадигматическая система
+ синтагматическая система
10. По характеру выполняемой в процессе общения роли, речевая деятельность подразделяется на:
• рецептивная речевая деятельность
+ реактивная речевая деятельность
+ инициальная речевая деятельность
• продуктивная речевая деятельность
11. Единицы психолингвистического анализа являются:
+ речевая операция
+ элементарное речевое действие
• сенсорное восприятие
• визуальные знаки
12. К инициальным процессам речевого общения относятся:
• слушание
+ говорение
• чтение
+ письмо
13. Лексема — это:
+ лексическая единица языка
• лексическая структура речи
• лексическое многообразие текста
• словарный запас человека
14. Единицы психолингвистического анализа речи должны нести в себе все основные признаки деятельности. Уточните какие:
+ фазная организация
+ предметность
+ целенаправленность
• линейная организация
15. На каком уровне речевого поведения человека речевые стимулы перекодируются в нервные импульсы?
• интеграции
• самостимуляции
+ рецепции
• моторного кодирования
16. Укажите рецептивные видов речевой деятельности:
• говорение
+ слушание
• письмо
+ чтение
17. Отметьте формы речи по способу ее формирования:
+ внутренняя письменная
+ внешняя устная
+ внутренняя устная
+ внешняя письменная
18. Речевая деятельность включает в себя:
• речевые реакции и речевые акты
• речевые реакции
• речевые реакции, речевые акты, жесты
? речевые акты
19. Отметьте продуктивные видов речевой деятельности:
+ говорение
• чтение
• слушание
+ письмо
20. Укажите, какие правила включает в себя модель «трансформационной грамматики» Н.Хомского?
+ прагматические
+ фонологические
+ семантические
? грамматические
21. Какая область психолингвистики, изучает проблему происхождения, строения и функционирования индивидуальной системы знаний, опосредованной знаками языка?
• когнитивная психолингвистика
+ психосемантика
• практическая психолингвистика
• психосенсетивистика
Источник
Отметьте формы речи по способу ее формирования
Различают две формы речи: устная речь и письменная речь.
Устная речь — это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Она создается в ходе беседы. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация или на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее логическая, грамматическая и интонационная прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда — в неоправданном повторении одних и тех же слов, интонационная и грамматическая нерасчлененность: фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений.
Письменная речь — это речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста для выделения логически важных частей текста. Устная речь, включенная в ситуацию, сопровождаемая жестами, интонацией, семантическими паузами, допускает сокращения.
Письменная речь по своему строению это всегда речь в отсутствие собеседника.
Письменная речь не имеет никаких внеязыковых средств, поэтому она должна обладать достаточной грамматической полнотой, и только эта грамматическая полнота позволяет сделать письменное сообщение достаточно понятным.
Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности- понимание письменной речи, является более трудной операцией, чем понимание устной речи, так как в устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействуют пониманию.
Существуют также формы речи, такие как диалогическая и монологическая. Монологическая ф орма речи обращена к одному или группе слушателей иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью, наличием распространенных конструкций грамматической их оформленностью.
Диалогическая –это такая форма речи при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Письменная монологическая речь — это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются субъектом. Если мотивом письменной речи является контакт или желание, требование, то пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя.
Письменная монологическая речь может выступать в различных формах:
-в форме письменного сообщения,
-письменного выражения мысли или рассуждения и т. д.
Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи.
Письменная речь не имеет почти никаких дополнительных средств выражения, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка. Значит грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста.
Итак, письменная монологическая речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот почему длина фразы в письменной речи значительно превышает длину фразы в устной речи, так как в развернутой письменной речи встречаются значительно более сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Все это придает грамматике письменной речи совершенно иной характер.
Особое значение в развитии речи младшего школьника имеет освоение письменной речи, которая открывает ему природу родного языка и возможность более совершенного овладения им. Письменная речь является существенным средством в процессах мышления. Включая, с одной стороны, в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает в совсем ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь, с другой стороны, позволяя многократное обращение к уже написанному, она обеспечивает и сознательный контроль за протекающими операциями. Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь используется не только для того, чтобы передать уже готовое сообщение, но и для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль.
Источник
Разновидности речи по форме выражения мысли
Речь является не только способом выражения мысли, но и способом ее формирования.
Естественно, что способ формирования и формулирования мысли посредством языка у каждого человека в процессе общения индивидуален. Однако все индивидуальности находятся в пределах трех способов, которыми пользуется человек, говоря себе или другому, если другому, то присутствующему в данный момент или отсутствующему.
Соответственно выделяют и формы речи: внутренняя речь и внешняя речь, а в свою очередь внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной.
1)Внутренняя речь выделяется как самостоятельный специфический способ формирования и формулирования мысли. Внутренняя речь характеризуется тем, что процесс оформления мысли осуществляется без ее выражения, устного или письменного. Определяющие ее процессы могут осуществляться как средствами языка, так и средствами предметно-схемного, внутреннего, индивидуального кода, являющегося высшей формой абстракции вербального мышления.
Специфика использования такого кода в этой форме речи определяется исходным коммуникативным намерением субъекта речевой деятельности общаться с самим собой.
Если же человек намерен высказаться, он предварительно обдумывает свою речь. Обдумывание начинается с ориентировки в ситуации общения, это умение осознавать:
· мотив общения (спросить, сказать, побудить),
· задачу речи (зачем говорю или пишу),
· особенности адресата (к кому обращаться: к близкому, к знакомому, постороннему человеку, к равному по возрасту, положению или нет, к одному или многим людям),
· предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать);
· общий замысел, основную мысль (что хочу донести).
Л.С.Выготский писал, что человек, который решил что-то сказать (написать), имеет замысел, знает предмет этого высказывания. Он установил, что звеном, которое существует между исходной «мыслью» и конечным речевым высказыванием, является внутренняя речь. Внутренняя речь, по его мнению, имеет иное строение, чем речь внешняя. Основной особенностью внутренней речи является ее предикативность. Человек, использующий внутреннюю речь в процессе решения задач, знает, какая задача стоит перед ним. Это позволяет опускать все то, что называет задачу. Остается лишь то, что необходимо сделать, то есть указание, какими должны быть последующие действия. Эту особенность внутренней речи и называют предикативностью, подчеркивая, что важно не назвать предмет речи, а что-то сообщить о нем.
Вторым признаком он назвал ее свернутость, сокращенность и грамматическую аморфность.
После того, как мысль в предикативном и свернутом виде оформилась во внутренней речи, наступает этап ее кодирования, то есть речевого оформления.
Процесс кодирования речевого сообщения начинается с общей схемы высказывания, затем переходит к поиску отдельных лексем, при котором существенную опору играет опора на все синтагматические средства (порядок слов, флексии, использование связок и др.).
На этом этапе используются правила, которые регулируют порождение синтаксических единиц высказывания. Правила эти являются в то же время фильтрами, отбирающими нужные синтаксические формы и не допускающими неприемлемых конструкций.
Фрагментарность, свернутость, предикативность внутренней речи приводят к таким, например, ситуациям, когда студент уверен, что знает материал (предмет речи), потому что на уровне внутренней речи он сам себя понимает, так как уловил некоторые связи и отношения в предлагаемой для обдумывания теме и обозначил ее предикаты. Но изложить материал связно, последовательно не может из-за разрыва между внутренней и внешней формой (устной или письменной). Студенту ясна логика мысли, но он плохо ее оформляет во внешней речи, а его высказывание получается неполным, непоследовательным. Поэтому языковое оформление мысли на этапах подготовки к речевому высказыванию способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли.
Обдумывание речи почти всегда предшествует основным формам взаимодействия человека с другими людьми, играя роль «черновика» письменной речи (Л.С.Выготский), подготовки, самопроверки правильности последующего выполнения таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо, слушание, чтение (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев).
Без внутренней речи человеку не обойтись, без нее нельзя мечтать, надо научиться обдумывать свои высказывания, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
Проблема внутренней речи относится к числу наиболее сложных и все еще недостаточно изученных. Первоначально считали, что внутренняя речь по своей структуре подобна внешней, разница лишь в отсутствии звуковой реакции, так как это речь «про себя».
Оказалось, что это далеко не так. Исследователи показали, что в процессе внутренней речи присутствуют движения языка и гортани. Изучение скрытых движений речевого аппарата показало, что усложнение задачи повышает активность речевой моторики.
Исследования Н.И.Жинкина доказали, что внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя. Работы П.Я.Гальперина определили место внутренней речи в организации сложных видов интеллектуальной деятельности, которые ученый назвал «умственными действиями».
Артикуляционная функция внутренней речи, то, что с ее помощью человек планирует и корректирует свои последовательные действия, убедительно раскрыты А.Р.Лурией.
Следовательно, внутреннюю речь нельзя рассматривать как беззвучный аналог внешней речи. На отличается существенными особенностями своего строения.
Внутренняя речь ситуативна, то есть всегда связана с определенной ситуацией, определенными условиями, ее вызывающими. Этим и объясняется ее фрагментарность, сжатость, устранение ряда элементов.
Наряду со словами во внутренней речи могут быть использованы образы и схемы, то есть предмет речи может быть не назван, а представлен себе в виде его образа, часто в виде образа-схемы. Замысел высказывания двучленен. Он содержит указания на предмет высказывания (тема) и на то новое, что об этом предмете необходимо сказать (рема). Внутренняя речь характеризуется предикативность, так как ее назначение не в обозначении предмета будущего высказывания (он, в силу ситуативности, перед глазами говорящего или пишущего), а в подготовке того нового, что следует сказать об этом предмете. Поэтому указание на предмет высказывания (тему) может не иметь словесного оформления. Но и рема во внутренней речи не имеет развернутого, завершенного выражения. Внутренняя речь включает в свой словесный состав лишь отдельные слова и их потенциальные связи.
2)Развернутая внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной. В свою очередь устная речь может быть разделена на диалогическую и монологическую речь.
Речевое общение осуществляется во времени и пространстве. устная форма речи определяется временем, письменная речь — пространством. Пространство статично, значит, письменная речь статична. Звуки речи, реализуясь во времени, динамичны, следовательно, устная речь динамична.
Источник