Отметка как способ формирования самооценки учащегося

Роль оценки и отметки в становлении самооценки младшего школьника

Вы будете перенаправлены на Автор24

Самооценка — это оценка самого себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Она представляет собой системообразующее ядро индивидуальности личности, которая главным образом определяет жизненные позиции человека, его уровень притязаний и др.

Самооценка младших школьников

Самооценка имеет важнейшее значение для детей, так как она представляет собой ключевой фактор во всех отношениях жизни. Чем увереннее будет себя чувствовать ребенок в отношении своих общественных, физических и умственных успехов, тем скорее он сумеет их достичь. Напротив, чем не увереннее себя ощущает школьник, тем более вероятна его неудача.

Дети приходят в мир, не имея каких-либо представлений о должном поведении, у них отсутствуют критерии самооценки. Они вынуждены ориентироваться на опыт близких людей, на оценки, которые они смогли дать им как личности.

На формирование самооценки огромное воздействие оказывает положительная (отрицательная) оценка своей внешности, а также оценка собственных успехов и неудач.

В педагогической возрастной психологии младший школьный возраст выделяется особо, так как именно в этот период происходит освоение учебной деятельности, формирование произвольности психических функций, возникновение рефлексии, проявление самоконтроля, соотнесение своих действий с внутренним планом.

Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает самого себя, свои мотивы и потребности в мире человеческий отношений. По этой причине особенно важно в это время закладывать основу дифференцированной адекватной самооценки.

Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников

В каждом возрасте на самооценку преимущественно оказывает влияние та деятельность, которая является ведущей. В рассматриваемый период ведущей является учебная деятельность, поэтому от её хода и будет зависеть в решающей степени формирование самооценки школьника. Так, она будет напрямую связана с его успеваемостью и успехами в учебе.

Готовые работы на аналогичную тему

Самооценка младшего школьника ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, каким образом дает себе оценку учащийся, и представляет собой копию оценок, сформированных учителями. Отстающие дети не способны легко мириться с низкими оценками их действий и качеств личности. В связи с этим возникают конфликты, которые усиливают эмоциональное напряжение, волнение и растерянность.

Важную роль в процессе обучения играет школьная оценка, которая заключается в процессе оценивания, выражающемся в виде проставления отметки и вынесения развернутого оценочного суждения. Отметка представляет собой цифровое (бальное) выражение уровня знаний школьника.

Большое влияние на школьника оказывает преподаватель, который дает знания, контролирует выполнение заданий, оценивает действия. Отметим, что оценки ставятся не только за наличие (отсутствие) знаний, но и за старательность, поведение на уроках и перемене.

В нравственной сфере школьника происходят изменения, что связано с появлением у него собственных взглядов, отношения, требований и оценок. Появляются новые виды деятельности, возникают новые связи с окружающими людьми. В связи с этим у детей проявляются новые критерии, мерки оценки. Это относится как к самому себе, так и к товарищам.

Взяв за основу суждение учителя, родителей и товарищей, школьник дает себе оценку в отношении всего, что имеет отношение к школе. Это не значит, что его оценка является правильной, чаще всего бывает наоборот. Оценка самого себя больше отражает желания ребенка, чем действительное положение дел.

Оценочное воздействие школы на формирование самооценки у младших школьников

В ходе формирования самооценки младшего школьника огромное значение имеет оценочное воздействие учителя. Роль таких воздействий на самооценку школьников раскрывали в своих трудах многие ученый (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. И. Липкина), указывая на необходимость принимать к вниманию мотивы школьников к педагогической оценке их поступков.

Читайте также:  Новом способе кражи денег с банковских карт

Ребенок в процессе обучения и воспитания усваивает определенные нормы и ценности, начиная под влиянием оценочных суждений учителя или сверстников относиться соответствующим образом, как к реальным результатам собственной учебной деятельности, так и к самому себе в качестве личности.

С возрастом школьник все с большей определенностью способен различать свои действительные достижения и то, что он мог бы вероятно достичь, если бы у него были определенные личностные качества. Таким образом, у школьника в учебно-воспитательном процессе происходит формирование установки на оценку своих возможностей.

Представление о себе считается основой самооценки младшего школьника, при этом его самосознание происходит в рамках учебной деятельности. Дети ориентируются на оценку учителя, начиная считать себя (своих сверстников) отличниками, двоечниками. При этом представитель каждой группы наделяется с их стороны соответствующими качествами.

По существу, оценка успеваемости в младших классах — это оценка личности в целом, определяющая социальный статус ребенка. По этой причине необходимо различие между оценкой деятельности и оценкой личности. Так, не нужно допускать переноса оценки отдельных результатов деятельности на личность в целом. Это обусловлено тем, что младший школьник еще не может дифференцировать данные понятия.

В случае, если в учебной деятельности младший школьник не может чувствовать себя компетентным, происходит искажение его личностного развития. Дети способны осознавать важность компетентности именно в области обучения. Они описывают качества самых популярных сверстников, указывая, в первую очередь, на ум и знания.

Исследователи доказали, что у младших школьников можно обнаружить все типы самооценки:

  • адекватную устойчивую,
  • завышенную устойчивую,
  • неустойчивую самооценку (в сторону неадекватного завышения или занижения).

При этом отмечается, что от класса к классу растет умение правильно оценивать себя и собственные возможности. Но, наряду с этим, снижается тенденция переоценивать себя.

Источник

Влияние отметки и оценки на личность учащегося
материал на тему

Влияние отметки и оценки на личность учащегося

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_otmetki_i_otsenki_na_lichnost_uchashchegosya.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние отметки и оценки на развитие личности школьника

Одной из основных задач школьного обучения, как известно, является формирование у ученика познавательной мотивации. В школе обычно в качестве основной побудительной силы выступают оценка и отметка. Актуальность проблемы оценки деятельности учащихся на уроке не снижается и по-прежнему этот вопрос остаётся сложнейшей педагогической проблемой.

Прежде всего, необходимо уточнить понятия: «оценка» и «отметка». Слова «оценка» и «отметка» не являются тождественными. Отметка — это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика. Оценка — развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Отметка выводится из оценки и потому оценка должна предшествовать отметке, а не наоборот.

Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью и развитием личности. Но для каждой возрастной группы влияние оценки будет разным.

Например, самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. От отношения родителей и учителей к ребенку зависит его отношение к себе (самооценка), самоуважение. Все это влияет на развитие личности.

Подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Главная ценность оценки для школьников этого возраста заключается в том, что она дает им возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость оценки падает.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Оценка значимых взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебе и учебному предмету и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального пути.

Кроме того, в любом возрастном периоде отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника: характера, темперамента, самооценки, коммуникативности.

Главный недостаток существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, — это их возможное травмирующее влияние на личность ребенка.

Отметка и оценка тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, отношение к учебной деятельности, тревожность, эмоциональной комфорт и благополучие, взаимоотношения с окружающими (между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем), психологический климат в классе, творчество.

Мнение педагога о ребенке часто влияет на его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от результатов своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой, никчемный. И, наоборот, при достаточно высоких отметках ребенок ощущает себя способным, — тем самым формируется позитивное самовосприятие.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. В ситуации постоянно отрицательного оценивания ослабевает мотив достижения успеха. Стремление к успеху сначала заменяется состоянием напряжения, а затем безразличным отношением.

Школьная тревожность также напрямую связана с оценками и отметками. У школьников часто присутствует страх не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт . Причем тревожен, может быть и отличник и двоечник. Как показывают исследования, самый большой страх в школе — это страх ситуации проверки знаний. Если ученик постоянно получает отрицательную оценку, то переживания неудачи провоцируют появление неуверенности в себе, вследствие чего снижается уровень притязаний, что препятствует формированию положительного отношения к учебной деятельности, угасает мотивация.

Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: «Тебе что, больше всех надо», — говорят ему одноклассники; «Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую» — говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки

Значительное влияние оказывает оценка и отметка на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта в школе и семье (отношения с родителями), а также могут послужить причиной суицида. Если неуспех стойкий и ребенок постоянно испытывает упреки, наказания, он ищет способ сохранить сложившиеся отношения и предотвратить конфликты. Такими способами могут быть прогулы, обман, списывание.

Существует также мнение, что оценки своего рода помогают проводить социальную селекцию : «удачники социализации» — отличники – поступают в университеты, получают доступ к престижным профессиям и должностям, высокой зарплате, «неудачники» скатываются на дно общества (преступники, нищие, безработные, бомжи). И часто всё начинается со школьных оценок. Вполне возможно, что неуспешный в учёбе может со временем стать и неуспешным по жизни.

Также оценка влияет на физиологическое здоровье школьника и может ухудшить физическое состояние и развить различные физиологические расстройства здоровья школьника.

Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны. Следует помнить что, отрицательная оценка – это не карательная мера, а средство, чтобы направлять и корректировать учебные действия ученика. Оценка должна быть объективной, понятной ученику, понятной родителям, прозрачной, критериальной.

Психологи выделяют факторы, которые могут повлиять на объективность оценивания: негативная установка, «эффект ореола». Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного. К типичным ошибкам, допускаемым при оценивании можно также отнести:

— ошибка великодушия: оценивающий склонен давать несколько завышенную оценку знакомым лицам, и предпочитает больше говорить о положительных свойствах и меньше о недостатках;

— ошибка контраста состоит в тенденции давать оценку людям на основании сопоставления и сравнения с другими людьми.

И всё-таки существуют ситуации, когда отрицательные отметки ставить вообще не рекомендуется : нельзя наказывать отметкой; или если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или стресс; или если отметка спорная, то ставить нужно в пользу ребенка.

В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем, предоставляя ученику возможность отстаивать своё мнение и тактично направляя рассуждение ребёнка, учитель тем самым помогает ему формировать свою оценочную деятельность, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя.
Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника . В этой случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.

Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты: целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности , так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок — либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает; оценка не должна носить обобщающего характера; необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.

Цель оценки – создание обратной связи между учеником и учителем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьников.

1) Оценка должна стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Необходимо каждую отметку комментировать.

2) В учебной деятельности надо сравнивать успехи каждого ребенка, по сравнению с его предыдущими достижениями.

3) При оценивании ответов учащихся можно использовать анализ работы другими одноклассниками (школьники отмечают достоинства и недостатки одноклассников, высказывая мнения об оценке). При такой форме работы учащиеся уже более адекватно самостоятельно анализируют свою работу, оценивают свой ответ.

4) Можно создавать «ситуацию успеха», которая позволяет повысить самооценку учащихся.

8) Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

Источник

Читайте также:  Как определить металл способы
Оцените статью
Разные способы