Общая характеристика двигательного навыка
Общая характеристика двигательного умения
Умение выполнять то или иное двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок:
— минимума основных знаний о технике действия;
— наличия двигательного опыта;
— достаточного уровня физической подготовленности;
— многократных повторений изучаемых действий.
Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе к процессу управления движениями. Данная особенность и составляет сущность двигательного умения.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.
Характерными признаками двигательного умения являются:
— управление движениями происходит неавтоматизированно;
— сознание загружено контролем каждого движения;
— невысокая быстрота выполнения действия;
— действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления;
— относительная расчленённость движений;
— непрочное запоминание действия.
В процессе обучения движениям умения, зачастую, несут вспомогательную функцию:
во-первых, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков;
во-вторых, умения выступают в качестве подводящих упражнений для последующего разучивания более сложных двигательных действий.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при его многократном повторении, уточнении и коррекции приводит к автоматизированному его выполнению. В результате появляется слитность, устойчивость движения. Таким образом, умение переходит в навык.
Для двигательного навыка характерно выполнение движения со значительно меньшим контролем сознания за деталями техники. Сознание направлено, главным образом, на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Данная особенность и составляет сущность двигательного навыка.
Опытные лыжники сосредотачивают своё внимание на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции, усилии при отталкивании; метатели копья – на выполнении мощного финального усилия и т.д.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой надёжностью исполнения.
Характерными признаками двигательного навыка являются:
— автоматизированное управление движениями;
— слитность движений (объединение ряда элементарных движений в единое целое);
— отсутствие излишнего напряжения мышц;
— высокая быстрота выполнения действий;
— экономичность и точность движений;
— высокая устойчивость действия;
Навык, если он сформирован и достаточно закреплён, не исчезает даже при длительных перерывах.
Человеку, умеющему плавать, ездить на велосипеде, играть в теннис и т.п., даже после многолетнего перерыва не нужно заново учиться этим двигательным действиям.
Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием:
первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение;
вторым – двигательный навык.
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от уровня умения до уровня навыка зависит от следующих факторов:
· двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);
· возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
· координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
· профессионального мастерства преподавателя;
· уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося.
Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача – научить человека свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.
Академик К.Д. Ушинский отмечал, что если бы человек не имел способности к навыку, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своём развитии, задерживаемый бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед.
Источник
Отличительные признаки умения как способа управления движениями
Умение и навык
двигательные умения и навыки
ИМХО это знание может быть полезно тем, кто играет без тренера и хочет играть лучше. А может и не быть.
Любая деятельность (профессиональная, военная, спортивная и др.) может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но и двигательными умениями и навыками.
В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматривать как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она возникает на основе:
— знаний о способе (технике) выполнения физических упражнений, т.е. когда имеется психический (идеальный) образ — модель будущего действия;
— наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определенного уровня физической подготовленности;
— многократных повторений изучаемых действий.
С точки зрения управления движениями двигательные умения и навыки характеризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием. Это крайние характеристики способности осуществлять двигательное действие, между ними лежит определенный диапазон переходных возможностей.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ
— это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.
Характерными признаками двигательного умения являются:
— Управление движениями происходит неавтоматизированно.
— Сознание ученика загружено контролем каждого движения.
— Невысокая быстрота выполнения действия.
— Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.
— Относительная расчлененность движений.
— Нестабильность действия.
— Непрочное запоминание действия.
— В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК
— это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.
Характерные признаки навыка:
— Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением. Однако автоматизация процесса выполнения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи.
— Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое.
— Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.
— Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).
— Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).
Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым — двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача — научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.
На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка.
Эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единоборствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения. Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определении образовательных задач.
От умений и навыков следует отличать привычки. Привычки — это усвоенное в процессе какой-либо деятельности действие, ставшее потребностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека. Привычки бывают положительные и отрицательные. Двигательные привычки — это автоматически совершаемые движения, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно.
Источник
Отличительные черты двигательных умений и навыков
О механизмах и закономерностях формирования двигательных умений и навыков
Особенности задач и подходов, зависящие от предмета обучения
Двигательные умения и навыки
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим:
1) обеспечить «начальную школу движений», т. е. Научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;
2) обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
3) сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.
В зависимости от характера этих задач и особенностей изучаемых двигательных действий процесс обучения приобретает ряд особенностей, которые зависят также от специфики проявляемых в них физических качеств и необходимого уровня их проявления.
Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения действием.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного умения.
В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличительной чертой является автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка характерна слитность движений и надежность действия. Двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью.
Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами:
Автоматизированное управление движениями — определяющая и ценная особенность двигательного навыка. Автоматизация движений существенно помогает выполнению двигательного действия. Сознание освобождается от необходимости постоянного контроля за деталями движений, что, во-первых, облегчает функционирование высших механизмов управления движениями и, во-вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и условия действия.
Слитность движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.
Надежность двигательного действия при навыке характеризуется повышенной способностью сохранять его эффективность при различных неблагоприятных факторах: необычном психологическом состоянии, сниженных физических возможностях, неблагоприятных внешних условиях и других помехах.
Достаточно прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Люди, давно прекратившие спортивную деятельность, способны воспроизвести технику спортивного действия.
Устойчивость двигательного навыка — ценная черта в тех случаях, когда техника действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям. «Переделка» техники действий, связанных с прочными навыками, представляет собой задачу значительной трудности. Поэтому следует подчеркнуть опасность превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов выполнения двигательных действий.
Источник