Цели, средства, способы
Территориальный императив можно понимать как потребность жить. Но на уровне человека это общее определение -«жить» — может значить чрезвычайно многое и разное, вплоть до прямо противоположного. Конкретизируется эта потребность в видах и разновидностях, иногда весьма далеких от своего первоначального, исходного содержания.
Такое удаление последующих трансформаций от исходного содержания свойственно человеку именно потому, что он -теоретик, и вооружен способностью к обобщениям. Вследствие этой способности человек может длительно, постепенно и планомерно преодолевать множество разнообразных препятствий на пути к объекту удовлетворения сильной потребности и к целям, самым отдаленным; за удлинением пути следует нужда в использовании все более разнообразных способов ее достижения. Если объект окружающего мира может удовлетворить потребность, но по той или иной причине не может быть использован непосредственно и немедленно, то возникает надобность в способе приближения объекта, приведения его в состояние, пригодное для потребления. Способ выступает как средство, а сам объект остается целью, которая, в свою очередь, призвана служить удовлетворению потребности.
На цель в окружающей среде указывает потребность, а уже цель и представления об этой среде указывают на способы ее достижения: субъект призывается потребностью найти в арсенале своих возможностей то, чего требует положение, состояние, качества и свойства цели. Так способ диктуется природой объекта (поскольку она известна субъекту), ставшего субъективной целью под давлением потребности. Если данный способ не отвечает назначению, то остается либо отказаться от цели, либо искать другой способ. Если цель значительна, то есть продиктована острой потребностью, то ищутся все новые способы, которые представляются подходящими к цели или приближают ее — в некоторой степени отвечают ее свойствам и качествам, значит, в какой-то мере служат удовлетворению потребности.
В цели наиболее существенно то, что выделяет ее из множества других окружающих объектов, потому что в ней конкретизировалась субъективная потребность; в средстве наиболее значимо то, что соответствует объективной природе цели. Существование способа оправдывается только его продуктивностью. В способ входит использование средств. Средство может быть использовано так или иначе. Очки, надетые на хвост, мартышке не помогли. Поэтому продуктивность способа зависит не только от соответствия средства объективной природе цели, но и от умений субъекта. Поэтому способы бывают более или менее трудными и сложными в двойной зависимости — и от объективных качеств цели в данной среде, и от оснащенности субъекта.
Чем ближе цель, чем яснее, определеннее ее материальная природа, тем яснее либо средства ее достижения, либо ее недоступность. В процессе непосредственного овладения целью (употребления, использования ее) средств не видно. На некоторой дистанции между целью и субъектом отчетливо видны и средства и цель, видны их взаимосвязь и отличия между ними. В частности, бывает виден выбор одного из возможных разных способов достижения той же цели. Чем дальше цель, тем больше разных путей к ней. Возникает возможность выбора — сопоставление и сравнение разных способов и средств и предпочтение одних — другим.
Это, в сущности, и есть мышление — установление связей. Оно чрезвычайно обогащается способностью к обобщениям -второй сигнальной системой. Способность теоретического предвидения, отличающая человека от животных, во-первых, удалила его цели и, во-вторых, вследствие этого — привела к разграничению целей и средств.
Отсюда вытекает много значительных последствий:
1. Для достижения цели, достаточно значительной для человека по его представлениям, он может в течение длительного времени делать то, что ни в коем случае не делал бы, небудь у него такой цели.
2. Для достижения отдаленной цели каждый пользуется свойственным ему выбором средств и способов, и в этом выборе обнаруживается его опыт, знания, способности и другие индивидуальные качества.
3. 3.Одно и то же средство может служить достижению самых разных целей, вплоть до противоположных.
4.Человеку, занятому освоением средств, предназначенныхдля достижения отдаленной цели, свойственно от этой целиотвлекаться, иногда настолько, что она может совершенно неосознаваться и, следовательно, оставаясь потребностью, неиметь оснований называться «целью».
Поэтому средство превращается в цель, если цель далека и препятствия на пути к ней значительны; теперь изыскиваются и отбираются средства для достижения этой новой цели, которая сама была средством и в которой под влиянием сложившихся обстоятельств конкретизировалась предыдущая. Так случается, например, при заболеваниях: первоначально принимаются оздоровительные меры как средства немедленно приступить к делу, к работе; потом выясняется: дела нужно отложить, чтобы специально заняться здоровьем. Выздоровление делается целью. Если заболевание серьезно, то способы лечения, трудно осуществимые, сами могут превратиться в ряд целей, каждая из которых иногда чуть ли не целиком поглощает субъекта (найти надлежащего врача, достать определенное лекарство и т.п)„
Так же происходит и обратный процесс: то, что первоначально занимало внимание как цель, потом, по мере овладения ею, превращается в средство достижения цели вышестоящей. Например: изучение иностранного языка — в использование этого языка в тех или иных целях. Так бывает при всяком обучении, при выработке разных навыков, едва ли не в любом, успешно развивающемся деле. Пока ребенок или больной учатся ходить и говорить, цель того и другого -само передвижение при помощи собственных ног и само правильное произнесение слов. После овладения тем и другим ходьба и речь делаются средствами, не отвлекающими от целей их применения.
Источник
Отличие средств от способов
Что бы найти разницу между словами нужно к каждому из них подобрать синоним!)
способ это метод применения а средство это лекарство для метода применения
способ _варианты существования:Средства_деньги существования
Способ — метод, средство — инструмент реализации.
Способ — предполагает, а средство располагает
гипноз — предполагает или располагает?
Гипноз — это средство, а возможность гипноза — способ
от способа залетить от средства сохранишся
способ — ехать быстро, средство — автомобиль
примерно как между стратегией и тактикой
способ это теория а средство-практика..
средство один из инструментов способа
Средство -это «что», а способ -это «как»
способ — тактика, средства — ресурсы)
гипноз — тактика или ресурс?
гипноз наверное способ..вид внушения.
а какие ещё бывают внушения? ударно-ломательные? это не способ
еще бывает множество приемов и видов внушения, открытую форму внушения полноценным гипнозом назвать нельзя. Так называемые НЛП-технологии относятся к скрытым формам внушения, и таких тоже немало, и занимаются ими люди уже тысячелетиями..
Источник
Понятие о методах, приемах и средствах обучения
Результативность и эффективность обучения зависят от используемых методов. Они определяют творческую работу педагога и ее уровень, усвоение знаний и формирование личностных качеств обучаемого. Методы обучения влияют на выполнение задач умственного и нравственного, трудового и эстетического, физического развития. Их формирование возможно под влиянием понимания закономерностей познания индивидом окружающего мира, наличия философского обоснования и результат правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.
Понятие о методах обучения
Методы обучения являются формой теоретического и практического освоения учебных дисциплин, исходящих из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.
Учитель выступает в роли посредника между потоком знаний и сознанием ребенка. Педагог служит в качестве наставника и указывает путь, который должен преодолевать для освоения определенных сторон человеческого опыта. Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Они все основаны на психологическом начале.
Возраст влияет на характер и методы преподавания. Определение эффективных способов обучения возможно при понимании мыслительной деятельности учащихся и учитывании их индивидуальности. На методы обучения влияют анатомо-физиологические и биологические особенности развивающегося человека. Именно они воздействуют на работоспособность, творческое состояние, физическое здоровье.
Немаловажно последействие сформировавшихся традиций преподавания. Обобщение передового педагогического опыта в педагогике, раскрытие научных положений традиционного обучения позволяет помочь при поиске современных эффективных методов. Их системность определяется степенью эффективности.
Понятие приемов обучения в педагогике
Структура методов обучения предусматривает использование приемов. Прием рассматривается в качестве детали метода, операции мышления, моментов в процессе усвоения знаний. Прием не содержит отдельную учебную задачу, но подчинен ей при выполнении с помощью данного метода. Одни и те же приемы обучения могут использоваться в разных методах и наоборот.
Классификация методов и средств обучения
Метод содержит приемы, но не является их совокупностью. Методы подчиняются определенным целям и выполняют определенную задачу, приводят к усвоению материала и требуемому результату. Методы обучения, основанные на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся, классифицируют на:
- метод усвоения знаний, основанный на познавательной активности репродуктивного характера;
- метод самостоятельного овладения знаний (проблемный), который основывается на творческой, познавательной активности в ходе решения проблемы;
- экспонирующий метод, акцентируется на эмоционально-художественной активности;
- практический метод с преобладающей практическо-технической деятельностью.
Методы в педагогике классифицируются по характеру познавательной деятельности учащихся:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Определение 2
Основа предложенного разделения – характер учебной познавательной деятельности, зависящий от источника получения знаний.
Источник учебной информации – это способ предоставления информации при помощи слов без использования наглядных пособий и практической работы, тогда и способы, применяемые при таком обучении, аналогичны. Такие методы получили название словесных. По способу передачи различают:
- беседу;
- дискуссию;
- лекцию;
- работу с литературой;
- программированное обучение в линейном, разветвленном и смешанном вариантах.
Целостный подход к обучению подразумевает три группы методов обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности имеют:
- словесные, наглядные и практические методы;
- индуктивные и дедуктивные;
- репродуктивные и проблемно-поисковые методы;
- методы самостоятельной работы или под руководством учителя;
- методы стимулирования и мотивации.
Определение 3
Методом обучения называют форму теоретического и практического усвоения учебного материала, идущего из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.
Средства и приемы обучения
В педагогике средства обучения представляются при помощи материалов, используемых учителем для осуществления учебного процесса. Они считаются важным составляющим урока и элементом учебно-материальной базы. Находясь в таком положении, средства обучения влияют на такие компоненты, как методы, формы, содержания, цели.
Классификация свойств обучения в педагогике:
- идеальные средства, являющиеся усвоенными знаниями, на основании которых происходит их пополнение;
- материальные средства, включающие в себя учебные пособия, литературу, визуальные средства представления.
Применение идеальных средств обусловлено дальнейшим их использованием для освоения новых, материальных средств – физических объектов, используемых для детализированного обучения. Средства обучения делят на:
- средства учения;
- средства преподавания.
Материальные средства обучения составляют систему, являющуюся производной от общей, и строятся согласно принципам:
- соотношение состояния оборудования с предъявленными требованиями;
- количество предоставленных средств обучения должно обеспечивать материальные потребности процесса обучения;
- соответствие средств обучения требованиям потребностей обучаемых и их условиям.
Каждый учебный предмет требует применения определенных средств обучения по методам и приемам.
Источник