Деятельность как способ существования человека. план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Конспект урока по обществознанию 10 класс.
Скачать:
Вложение
Размер
deyatelnost.odt
28.15 КБ
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания на II курсе
Тема: «Деятельность как способ существования людей».
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
— осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;
— понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;
— умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;
— умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);
— умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;
— способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;
— владение понятиями «деятельность», «потребности»;
— целостное представление о структуре деятельности;
— понимание связей между сознанием и деятельностью;
— умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;
— умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.
1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;
2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;
3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;
4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;
5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.
II. Место темы в системе учебных занятий
При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).
Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.
III. Литература и оборудование
Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., «Просвещение» 2009 (§ 5).
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2003. — Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).
Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.
индивидуальный письменный опрос ( карточки)
I-вариант Соотнеси понятие с определением:
Это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
Это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Это то, что дорого и свято, как для одного человека так и для всего человечества.
II- вариант Верны ли суждения?
Какую сферу общества представляет религия, наука, искусство?
Перечисли какие виды мировоззрения ты знаешь?___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Определение темы урока. Учитель: Перед вами слайды. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайдах.( деятельность )
Изучение нового материала.
Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд1). Нам предстоит уяснить действительно ли деятельность -это способ существования людей?. (слайд 2) план: ( слайд 3)
Что такое деятельность?
Каковы её составляющие? (структура деятельности)
Виды деятельности.
Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация).
1. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование .( слайд 5)( записать в тетрадь).
Учитель: Можем ли мы жить и ничего не делать? Отличается ли деятельность человека от поведения животных?( Слайд 6,7) (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды) .
Учитель. Работа со схемой стр 169 (1,2 абзац). Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 8. )
— Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).
— Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).
Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 9,10)
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.
Каковы были цели помещика?
Какие он выбрал средства для их достижения?
Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 11,12)
2. Структура деятельности
Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
Действия.
Средства.
Результат.
Мотивы деятельности.( слайд 13)
Работа по закреплению структуры деятельности по конкретным примерам или упражнение «дополни схему», первый пример вместе, остальные по вариантам самостоятельно.
Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.
Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) ( слайд)14
Как вы думаете , что движет деятельностью человека? ( Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)
Какие мотивы вы знаете?( слайд 15)
Работа с учебником, ( пр. 5 стр. 46) заполнение таблицы, с последующей проверкой.
Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока . Объясни почему именно это высказывание.
Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. В.Г.Белинский
Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. А.С. Макаренко
Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить. Б. Шоу
Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет. Ф.Н. Глинка
Вернёмся к вопросу нашего урока: В чем сущность человеческой деятельности?
-Что я делал на уроке?
-Что узнал нового?
-Как я узнавал новое?
-Какой этап урока мне понравился?
Домашнее задание : пр. 5 сообщение по теме «Виды деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока обществознания. Тема:»Деятельность-способ существования человека».10 класс.
Презентация предназначена для проведения урока обществознания в 10 классе на базовом уровне.
Разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Деятельность — способ существования человека».
Урок является логическим продолжением серии уроков блока «Духовная культура». Разработка по учебнику Боголюбова Л.Н. базового уровня.
Деятельность — способ существования человека
Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме: «Деятельность».
урок обществознания в логике ИКТ для 10 кл. Деятельность как способ существования людей.
Урок в логике ИКТ. Приложения к уроку: обучающая презентация для учеников; демонстрационная для учителя.
Презентация к уроку обществознания «Деятельность как способ существования людей» 10 класс
Презентация иллюстрирует материал учебника (автор Боголюбов Л.Н.) . Данная работа призвана сформулировать представление о значении деятельности в жизни человека и развитии общества. .
Технологическая карта урока обществознания «Деятельность как способ существования людей» (10 класс)
Технологическая карта урока обществознания «Деятельность как способ существования людей» (10 класс).
Технологическая карта урока по теме «Деятельность как способ существования людей»
Технологическая карта урока » Деятельность как способ существования людей» , 10 класс, базовый уровень( УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова).
Источник
Урок по теме: «Деятельность как способ существования людей» (10 класс)
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Деятельность как способ существования людей». 10-й класс
учитель истории и обществознания
способствовать обобщению, повторению и закреплению изученного в данной теме материала;
способствовать развитию у учащихся навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самопроверки и взаимопроверки;
способствовать развитию умения применять полученные знания на практике
Тип урока: повторительно-обобщающий.
1 этап. «Раскрытие темы»
Учащимся предлагается выполнить задание «путаница»: из предложенных букв восстановите слово, которое будет определяющим на нашем сегодняшнем уроке.
2 этап. Целеполагание.
На основе знаний, полученных в ходе изучения данной темы, учащимся предлагается сформулировать цель повторительно-обобщающего урока.
Если у десятиклассников возникнут проблемы с постановкой цели можно предложить им вспомнить отдельные этапы изучения темы «Понятие деятельность», «Структура деятельности», » Мотивы деятельности» и т.д. и поставить цель.
На этом же этапе учащимся предлагается предварительно оценить уровень знаний по данной теме и выставить предварительную самооценку.
3 этап. Этап применения полученных знаний на практике.
3.1. Понятие деятельность и её структура.
Вопрос учащимся: Что такое деятельность?
После ответа учащихся учитель предлагает заполнить пропуски в схемах.
Учащимся предлагается самим проконтролировать выполнение задания.
Ключ: 1-субъект 2- объект 3- цель 4- средства 5- результат
Самооценка: правильных ответов количество набранных плюсов
После самопроверки учащиеся делают общий вывод о значении понятия деятельность и её структуре.
3.2. Мотивы и виды деятельности.
Задание 1: продолжить логические цепочки, устно определить принцип формирования.
Ключ:1. потребности, интересы, социальные установки (мотивы деятельности).
2. Биологические, социальные (виды потребностей).
3. Физиологические, экзистенциальные, социальные (виды потребностей по Маслоу).
Взаимооценка: правильных ответов количество набранных плюсов
Дополнительный балл получают те, кто определил принцип формирования цепочки.
Задание 2: Заполнить пропуски в схеме «Виды деятельности».
Самооценка: правильных ответов количество названных плюсов
Проверка усвоения данной части темы организуется следующим образом. Учащиеся должны восстановить порядок слов в значении понятия и определить данное понятие. Нечто, существовавшее, качественно, деятельность, порождающая, ранее, новое, не, никогда. Ключ: Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, понятие: творческая деятельность. Самооценка: за восстановление понятия 2 «плюса», за определение самого понятия -1 «плюс»
На полу в классе мелом наносится «шкала» с цифрами от ноля до десяти. Учащимся предлагается вспомнить качества, которые необходимы человеку для занятия творчеством и оценить с этой точки зрения свои возможности по «шкале».
Данное задание позволяет десятиклассникам осуществить двигательную активность (физминутки у ребят старшего школьного возраста часто вызывают неловкость) и способствует формированию самооценки.
3.4. Духовная деятельность.
Перед учениками ставится задача: оценить правильность высказывания и выполнить задание «да»-«нет»
Люди не могут опредмечивать знания, эмоции, жизненный опыт.
В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается.
Содержание духовных ценностей является субъективным, зависящим от воли и сознания отдельного человека.
Знаки и символы не играют роли в создании, трансляции, освоении духовных ценностей.
Одни и те же духовные ценности могут быть выражены с помощью знаковых систем.
Усвоение данной темы проверяется следующим образом.
Учащимся предлагается заполнить пропуски в предложенном тексте.
1. Цель трудовой деятельности: создание материальных и духовных . необходимых для жизни людей. 2.Различные технические устройства, необходимые для производства — это.
3. Сознательное соблюдение каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов — это.
4. Научно-технический прогресс вызывает изменение роли . в процессе производства.
5. Существенно меняется соотношение между . и . трудом.
6. Система взаимоотношений между органами государственной власти, представителями трудящихся и работодателями, предпринимателями, основанная на равноправном сотрудничестве это.
В менее подготовленном классе или для менее подготовленных учащихся можно предложить это задание с «подсказкой», под текстом расположить слова-ответы в произвольном порядке. Но баллы за такой вариант задания необходимо будет уменьшить.
3.6. Политическая деятельность.
Учащимся предлагается составить развернутый план к устному ответу по теме: «Политическая деятельность».
Возможный вариант плана.
1. Политическая деятельность — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, направленная на упрочение политической власти или её завоевание.
1.1 Субъекты политики.
1.2. Объекты политики.
2. Политические действия.
2.1. Действие и бездействие.
2.2. Рациональные и иррациональные.
2.3.Стихийные и организованные.
3.1. Экономическая, военная, духовная.
3.2. Законодательная, исполнительная, судебная.
3.3. Особенности политической власти.
4. Типы легитимности власти.
Учащимся предлагается сверить свои планы с эталоном и оценить свою работу совместно с учителем, т.к. проверка данного задания может вызвать вопросы и трудности, максимум за данное задание — 5 баллов.
Осуществляется по ходу всего урока. После выполнения каждого задания учитель предлагает обратить внимание на ошибки и проанализировать, что необходимо доработать. На завершающем этапе учащиеся переводят «плюсы», набранные за урок в отметку.
После оценивания учащиеся сравнивают отметку, поставленную себе в начале урока с тем, что получили по итогу работы. Учитель предлагает сделать самостоятельные выводы.
Критерии перевода набранных баллов в отметку за урок. Кол-во набранных «плюсов» Отметка