ДТОМ_1 / 5 Хранение машин +
1. Способы и места хранения машин
Большинство сельскохозяйственных машин (плуги, сеялки, комбайны) из-за узкой специализации и сезонности работ используются а в течение года непродолжительное время, как правило, меньше 10—15% от общего времени. Значительно больше работает трактор Однако и он в течение года имеет длительные нерабочие периоды
При неправильном хранении машин их естественный износ (
коррозия, гниение и другие виды повреждений и разрушений) происходит более интенсивно. Правильное хранение машин обеспечивает их сохранность, предупреждает разрушение и повреждение машинна протяжении периода их эксплуатации, способствует сокращению затрат на техническое обслуживание и ремонт.
Порядок и технические условия хранения установлены ГОСТ 7751—71 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения». Правила хранения обязаны знать и строго соблюдать руководители, специалисты и механизаторы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Хранение машин складывается из следующих элементов (мероприятий): а) выбор и подготовка мест хранения; б) подготовка и постановка машины,, на хранение; в) контроль _и техническое обслуживание машины в период хранения; г) снятие машины с хранения; д) техника безопасности и противопожарные мероприятия при хранении машин.
Кратковременное хранение организуется в период полевых работ для машин, которые временно (от 10 дней до 2 месяцев) не используются по тем или иным причинам. Длительное хранение машин организуется после окончания сезона их использования, а также в периоды, когда перерыв в использовании машин продолжается более двух месяцев.
Существует три основных способа хранения машин и их деталей: закрытый, открытый и комминированный, которые обусловливаются конструктивными- особенностями машин, природно-климатическими условиями, наличием соответствующих помещений или открытых площадок. В зависимости от принятого способа определяется содержание работ по подготовке машин к хранению, в период хранения я при снятии машины с хранения.
Закрытый способ хранения. Закрытый способ хранения (в сарае, гараже, на складе) по сравнению с другими способами позволяет уменьшить затраты труда на выполнение операций, связанных с хранением, уменьшить размеры складских помещений для снимаемых С машин агрегатов, узлов и деталей; при этом машины надежно предохраняются от атмосферных воздействий, солнечной радиации, дополнительных нагрузок и разукомплектования. Однако этот способ требует значительных затрат на строительство помещений.
Открытый способ хранения. Как показал опыт, при этом способе хранения можно добиться надлежащей сохранности машин при соответствующем оборудовании площадок и подготовке машин к хранению. Места для хранения машин выбирают с учетом особенностей их конструкции, расстояний от места работы, технического обслуживания и ремонта, а также величины затрат, связанных с их транспортированием. Машинные дворы и секторы хранения на центральных усадьбах и пунктах технического обслуживания размещают, как правило, • непосредственной близости от ремонтных мастерских. Перечень машин, которые должны храниться на центральной усадьбе, ваПТО, в отделениях и бригадах, устанавливает главный инженер хозяйства.
Для строительства открытых площадок хранения машин разработаны типовые проекты, например проект «Казгипросовхозводстроя»
для размещения техники на центральной усадьбе крупного хозяйства и проекты «Росгипросельхозстроя» для хранения машин на центральной усадьбе и в отделениях (бригадах) на различное количество маши* но мест 119].
, В хозяйствах, не имеющих площадок с твердым покрытием, следует применять бетонные опоры, чтобы предотвратить деформацию длинногабаритных деталей (из-за осадки грунта под обычными подставками).
Для хранения противопожарного запаса воды на площадках строят подземные железобетонные резервуары емкостью 100 м 3 , а на территории размещают ящики с песком и щиты с противопожарным инвентарем.
Электроосвещение открытых площадок обеспечивают от низковольтной воздушной сети 380/220 В, проведенной на деревянных опорах с железобетонными приставками. Для охранного освещения применяют светильники типа СПО-300.
Склады для снимаемых с машины при хранении агрегатов, узлов и деталей отапливают от котельной (при мастерской) или от общей системы отопления.
Комбинированный способ хранения. Этот способ предусматривает хранение сложных и дорогих машин, а также машин, имеющих детали, изготовленные из резинотекстильных, деревянных и других легко подверженных порче материалов, в закрытых помещениях, а простых машин (плуги, бороны, сцепки и др.) — на открытых площадках. Соотношение между видами машин, хранящихся открытым и закрытым способами, зависит от местных климатических условий, наличия закрытых помещений или средств для их строительства.
Следует отметить, что нельзя сравнивать экономичность закрытого и открытого способов хранения, учитывая лишь стоимость строительства сооружений. Необходимо принимать во внимание преимущества хранения в закрытом помещении, о которых было сказано выше.
2. Организация хранения машин
Ответственность за организацию хранения и сохранность машин по хозяйству в целом возлагается на руководителей и главных инженеров (инженеров-механиков) хозяйств, а в отделениях, фермах, бригадах, гаражах — на руководителей этих производственных подразделений. При xранении машин на машинном дворе ответственность за хранение возлагается на заведующето машинным двором.
Подготовка к кратковременному хранению машин должна проводиться после окончания работ, а- к длительному хранению—не позднее 10 дней с момента окончания работ. Машины по внесению удобрений и ядохимикатов надо готовить к хранению сразу после окончания работ.
Перед постановкой на хранение проверяют техническое состояние машины и проводят очередное техническое обслуживание. Машины должны храниться по видам и маркам с соблюдением интервалов между ними для проведения профилактических осмотров. Минимальное расстояние между машинами в одном ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами — не менее 6 м.
Ремонтный фонд и отремонтированные машины следует хранить раздельно. Работы по подготовке машин к хранению должны производиться специализированными звеньями или механизаторами под руководством лица, ответственного за хранение (бригадира, механика, мастера-наладчика, заведующего машинным двором).
Постановку машин на хранение и снятие с хранения оформляют приемо-сдаточными актами или записью .в специальном журнале с указанием технического состояния и комплектности машины.
При складском хранении сдача снятых с машин агрегатов, узлов, деталей, инструмента и принадлежностей оформляется описью, прилагаемой к приемо-сдаточному акту. К агрегатам, узлам, деталям, инструментам и принадлежностям или к ящикам, в которых они хранятся, должны быть прикреплены бирки с указанием марки и хозяйственного номера машины.
Машина в ожидании ремонта должна храниться в соответствии с требованиями, установленными для кратковременного хранения. При этом допускается хранение машин с сухими картерами и топливными баками (на бирке делается надпись «Масло из картеров слито»).
В тех случаях, когда машина будет находиться в ожидании ремонта более двух месяцев, ее необходимо подготовить и установить согласно правилам длительного хранения.
Специализированное звено, кроме основной работы по хранению машин в нерабочий период, может дополнительно выполнять: 1) приемку, сборку, регулировку и хранение поступающих в хозяйство новых машин; 2) комплектование машин в агрегаты; 3) после-сезонное обслуживание и ремонт несложных машин; 4) реализацию списанных машин.
3. Технология хранения машин
Постановка машин на хранение. При кратковременном хранении машины устанавливают, как правило, комплектно, без снятия с них агрегатов, узлов и деталей.
Хранение машин может осуществляться на станах бригад, в отделениях, на фермах и центральной усадьбе хозяйства, а также при ремонтных мастерских в период ожидания ремонта или после его окончания.
; Перед постановкой машины на хранение проводят техническое обслуживание. Топливную систему машины полностью заполняют горючим.
В холодное время года удаляют из системы охлаждения воду.
При хранении машин с пневматическими колесами сроком до 10 дней следует несколько повысить давление в шинах против нормального, а при сроке хранения более 10 дней — установить машину на подставки, снизив давление в шинах до 70—80% от нормального. У машин, установленных на подставки, между шинами и опорной поверхностью обязательно должен быть просвет не менее 8—10 см, а сами шины покрывают предохранительной обмазкой.
Все отверстия и щели, через которые атмосферные осадки могут попасть внутрь агрегатов и узлов, закрывают крышками, пробками, заглушками или другими приспособлениями. Полотняные транспортеры уборочных машин снимают и убирают.
При длительном хранении технологический процесс подготовки машин включает: 1) техническое обслуживание машины (очистку, мойку, смену масла и смазку подшипников); 2) снятие с машины агрегатов и деталей, которые следует хранить в специально оборудованных складских помещениях; 3) закрытие отверстий после снятия агрегатов и деталей и герметизацию корпусов, картеров и блоков машин, чтобы внутрь них не проникала влага и пыль; 4) установку машины на подставки и подкладки на закрепленное за ней место хранения на машинном дворе; 5) нанесение защитной смазки на поверхность детали (ее консервация) и подкраску мест с поврежденным лакокрасочным покрытием.
Снятые с машин резиновые и резинотекстильные детали нужно хранить в затемненном, отапливаемом и хорошо вентилируемом помещении, в котором хранение нефтепродуктов и химикатов запрещается; аккумуляторные батареи — в прохладном помещении с приточно-вытяжной вентиляцией; узлы и детали из металла, древесины и текстиля— в сухом вентилируемом помещении.
Контроль и техническое обслуживание машин при хранении.
Правильность хранения машин на открытых площадках и под навесами проверяют не реже одного раза в месяц, а после сильного ветра, снегопада и дождя — немедленно. Правильность хранения машин в закрытых помещениях проверяют через каждые два месяца.
При проверке машины осматривают снаружи, проверяя правильность их установки, устойчивость, отсутствие перекосов и прогибов длинногабаритных деталей, комплектность машин, давление воздуха в шинах, отсутствие течи масла, надежность герметизации отверстий, состояние противокоррозионных покрытий и защитных устройств. Обнаруженные дефекты надо немедленно устранять.
Правильность хранения снятых агрегатов, узлов и деталей проверяют периодически, причем детали из резины и текстиля каждые 2—3 месяца проветривают, перекладывают, а при необходимости насухо протирают, припудривают тальком, дезинфицируют. У аккумуляторных батарей ежемесячно контролируют уровень и плотность электролита.
Снятие машин с хранения. По окончании хранения машину снимают с подставок и подкладок, расконсервируют — очищают от предохранительной смазки, пыли и грязи, удаляют заглушки и другие герметизирующие устройства. Снятые при постановке на хранение агрегаты, узлы, детали, инструмент и принадлежности устанавливают на место, проверяют уровень и плотность электролита, при необходимости подзаряжают аккумуляторные батареи.
У тракторов и других машин, имеющих двигатель, прокручивают его стартером или вручную при открытых отверстиях под форсунки или свечи зажигания и проверяют исправность механизмов. Заправляют машину топливом, маслом, водой, пускают и прогревают двигатель, проверяют работу его механизмов, затем на малой скорости с поворотами в разные стороны и движением вперед и назад проверяют исправность действия механизмов трансмиссии, ходовой части и рулевого управления.
У рабочих (навесных, прицепных), машин проверяют на месте медленным прокручиванием исправность действия механизмов. Обнаруженные неисправности сразу же устраняют.
Технология хранения основных сельскохозяйственных машин излагается в специальных технологических картах и правилах; нормативы затрат труда и расхода материалов на подготовку и хранение сельскохозяйственной техники, обслуживание во время хранения в снятия с хранения приводятся в соответствующих руководствах и справочной литературе.
Вопросы для самопроверки
1. Какие применяются способы хранения машин?
2. Каковы основные элементы хранения машин?
‘ 3.. Перечислите основные мероприятия по организации хранения машин. 4. Какова технология постановки машин на хранение, контроля и технического обслуживания при хранении, снятия машин с хранения?
Машины ставят на хранение: межсменное — перерыв в использовании машин до 10-дней, кратковременное —от 10 дней до 2 мес и длительное — более 2 мес. Они должны находиться в закрытых помещениях или под навесом. Допускается хранение на открытых Оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по консервации, герметизации и снятию составных частей.
Для хранения машин специально обозначают места по группам, видам и маркам с соблюдением расстояний, между ними для проведения профилактических осмотров, а расстояние между рядами должно обеспечивать установку, осмотр и снятие машин с хранения.
На открытых площадках, обслуживаемых автокранами, автопогрузчиками, минимальное расстояние между машинами в ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами машин — не менее 6 м. На открытых площадках, обслуживаемых козловыми и мостовыми кранами, это расстояние не менее 0,7 м, а между рядами машин —0,7. 1 м.
При хранении машин в закрытых помещениях и под навесами расстояние между машинами в ряду и от машин до стены помещения должно быть не менее 0,7 м, а минимальное расстояние между рядами — 1м.
Машины на межсменное и кратковременное хранение должны быть поставлены непосредственно после окончания работ, а на длительное хранение —не позднее 10 дней с момента окончания работ.
Машины для приготовления, внесения и транспортирования удобрений и ядохимикатов должны быть поставлены на хранение сразу после окончания работ.
Техническое обслуживание машин при подготовке к длительному . хранению включает в себя: очистку; доставку на закрепленные места хранения; снятие с них и подготовку к хранению составных частей, подлежащих хранению в специально оборудованных складах; герметизацию отверстий (после снятия составных частей), щелей, полостей от проникновения влаги, пыли; консервацию машин, составных частей (или восстановление поврежденного лакокрасочного покрытия); установку машин на подставки (подкладки).
При длительном хранении машин на открытых площадках должны быть сняты, подготовлены к хранению и сданы на склад следующие составные части: электрооборудование (аккумуляторные батареи, генератор, стартер, магнето, фары и др); втулочно-роликовые цепи: приводные ремни; составные части из резины, полимерных материалов и текстиля (шланги гидросистем, резиновые семяпроводы и трубопроводы, тенты, мягкие сиденья, полотняно-планчатые транспортеры и др.); стальные тросы; мерная проволока; ножи режущих аппаратов; инструмент и приспособления.
Детали для крепления снимаемых составных частей машины (обязательны бирки с указанием хозяйственного номера) должны быть установлены на свои места.
При хранении машин в закрытом помещении составные части (кроме аккумуляторных батарей) допускается не снимать с машин при условии их консервации и герметизации.
Электрооборудование (фары, генератор, стартер, магнето, аккумуляторные батареи) нужно очистить и обдуть сжатым воздухом, клеммы покрыть защитной смазкой. Аккумуляторы, бывшие в эксплуатации, следует полностью залить электролитом и хранить заряженными в неотапливаемом вентилируемом помещении. В период хранения необходимо ежемесячно проверять плотность электролита и подзаряжать батареи (при плотности электролита ниже 1,23 и температуре хранения ниже 0°С или при плотности электролита ниже 1,12 и температуре хранения выше 0°С).
Втулочно-роликовые цепи очищают в промывочной жидкости и выдерживают не менее 20 мин в подогретом (80. 90 °С) автотракторном или моторном масле, просушивают и скатывают в рулон. Приводные ремни промывают теплой мыльной водой или обезжиривают неэтилированным бензином, просушивают, припудривают тальком и связывают в комплекты.
Допускается открыто хранить пневматические шины в разгруженном состоянии на машинах, установленных на подставках. Поверхность шин при этом покрывают воском или защитным составом. Давление в шинах при закрытом и открытом хранении должно быть снижено до 70 % нормального.
Наружные поверхности гибких шлангов гидросистемы очищают от масла, просушивают, припудривают тальком. Рабочую жидкость из шлангов сливают, отверстия закрывают пробками-заглушками. Допускается хранить гибкие шланги гидросистемы на машине. При этом их поверхности дополнительно покрывают светозащитным составом или заворачивают в парафинированную бумагу.
Тросы и мерную проволоку очищают, покрывают защитной смазкой и сворачивают в мотки. *
Все отверстия, щели (загрузочные, выгрузные и смотровые устройства, заливные горловины баков и редукторов, заслонки карбюраторов и вентиляторов, отверстия сапунов, выпускные трубы двигателей и другие), через которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости машин, плотно закрывают крышками, пробками-заглушками или другими специальными приспособлениями.
. Для обеспечения свободного выхода воды и конденсата из системы охлаждения сливные устройства оставляют открытыми. Капоты и дверцы кабин закрывают и пломбируют.
, Металлические неокрашенные поверхности рабочих органов машин (режущие аппараты, отвалы, ножи, сошники, шнеки и т. д.), детали и механизмы передач, узлов трения, штоки гидроцилиндров, шлицевые соединения, карданные передачи, звездочки цепных передач, винтовые и резьбовые поверхности деталей и сборочных единиц, а также внешние сопрягаемые механически обработанные поверхности подвергают консервации.
Подлежащие консервации поверхности машин очищают от механических загрязнений, обезжиривают и высушивают. Консервация должна быть проведена в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014—78 или технических условий на машину конкретной марки. Поврежденную окраску на деревянных и металлических деталях и сборочных единицах, -за исключением ремонтного фонда, восстанавливают.
При длительном хранении топливную аппаратуру (топливные насосы, баки и форсунки) подвергают консервации, заполняя внутренние полости топливом с добавкой антикоррозионной или специальных масляных присадок.
Внутренние поверхности машин (двигателя, гидросистемы, сборочных единиц трансмиссии, ходовой системы) подвергают консервации, заполняя внутренние полости рабочеконсервационными маслами.
Пружины в устройствах, регулирующих натяжение транспортеров, приводов ременных и цепных передач, и в других натяжных механизмах и приспособлениях разгружают и покрывают защитной смазкой или окрашивают. Рычаги и педали механизма управления устанавливают в положение, исключающее произвольное включение в работу машин их составных частей.
Машины располагают на подставках (или подкладках) в горизонтальном положении во избежание перекоса и изгиба рам и других сборочных единиц для разгрузки пневматических колес и рессор. Для навесных и полунавесных машин должны быть специальные подставки, обеспечивающие устойчивость при хранении и удобство при навешивании на трактор. Между шинами и опорной поверхностью должен быть просвет 8. 10 см.
Состояние машин следует проверять в период хранения: в закрытых помещениях не реже одного раза в 2 мес, а на открытых площадках и под навесами — ежемесячно. После сильных ветров, дождей и снежных заносов проверку и устранение обнаруженных недостатков следует проводить немедленно.
Техническое обслуживание машин в период хранения. Должны быть проверены: правильность установки машин на подставках или подкладках (устойчивость, отсутствие перекосов, прогибов); комплектность (с учетом снятых составных частей машины, хранящихся на складе); давление воздуха в шинах; надежность герметизации (состояние заглушек и плотность их прилегания); состояние антикоррозионных покрытий (наличие защитной смазки, целостность окраски, отсутствие коррозии); состояние защитных устройств (целостность и прочность крепления чехлов, ящиков, щитов, крышек). Обнаруженные дефекты должны быть устранены.
Техническое обслуживание машин при снятии с хранения включает в себя: снятие машин с подставок (подкладок); очистку и при необходимости расконсервацию машин, составных частей; снятие герметизирующих устройств; установку на машины снятых составных частей, инструмента и принадлежностей; проверку работы и регулировку составных частей и машины в целом; очистку, консервацию (или окраску) и сдачу на склад подставок, заглушек, чехлов, бирок и т. п.
Постановка машин (тракторов, комбайнов и других сложных сельскохозяйственных машин) на_ длительное хранение и снятие с него должны оформляться актами. Для простых машин допускается запись в специальном журнале с указанием технического состояния и комплектности машины.
Источник