Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:
1. Выделить и сформулировать новое знание.
2. Смоделировать способ открытия нового знания.
3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.
5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.
6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.
10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.
11. Провести анализ урока по конспекту.
12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.
Структура урока открытия нового знания:
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
- Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
актуализировали норму пробного учебного действия («надо» — «хочу» — «могу»)
попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
- Этап выявления места и причины затруднения
Основная цель этапа — организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)
соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)
- Этап построения проекта выхода из затруднения
Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)
предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
выбрали способ построения нового знания (как?) — метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)
выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
- Этап реализации построенного проекта
Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы
при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.
применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение
зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково
зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия
при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону
создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка
для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления
- Этап включения в систему знаний и повторения
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:
выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний
довести его до уровня автоматизированного навыка
при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса
повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
Источник
Технология деятельностного метода «Ситуация» в дошкольном образовании
Светлана Глушко
Технология деятельностного метода «Ситуация» в дошкольном образовании
Ж. Ж. Руссо, писал, что для любой деятельности, в том числе нашей педагогической, необходим инструмент. Таким инструментом — универсальным механизмом, ключиком для открытия детьми нового, развития их познавательной сферы служит технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон «Ситуация». Технология описывает конкретные шаги, позволяющие каждому педагогу достичь поставленной образовательной цели в совместной с детьми деятельности. Основана технологияна дидактических принципах:
• Принцип психологической комфортности предполагает создание атмосферы доверия, радости новых открытий, уверенности в своих силах. Задача педагога – быть организатором и помощником, развивать и поддерживать детскую жажду познаний, живой интерес, активность, самостоятельность, чувство значимости и уникальности каждой личности.
• Принцип деятельности предполагает организацию детских «открытий» в разнообразных видах детской деятельности.
• Принцип минимакс. Все дети разные, у каждого свой неповторимый путь развития, необходимо учитывать это, моделируя образовательные ситуации, и предлагать детям задания на достаточно высоком посильном для них уровне сложности. Кто-то из детей сможет решить задачу, выполнить задание самостоятельно; кому-то потребуются наводящие вопросы; а кто-то из детей пока сможет выполнить задание только «по показу». Но каждый ребенок сам, пытаясь дотянуться до своего максимума, легко освоит базовые основные знания предусмотренные программой.
• Нельзя ограничивать образовательный процесс только регламенти-рованными занятиями в детском саду, игнорируя общение с семьей, досуги, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников, процесс образования должен быть целостностным.
• При создании проблемных ситуаций, необходимо поощрять детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. Важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор, в этом состоит принцип вариативности
• Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в творческой деятельности, придумывая и создавая что-то новое. Таким образом, реализуется принцип творчества
• Принцип непрерывности предполагает формирование общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных институтов, в частности семьи.
Нельзя учить ребенка чему-то, что ему не интересно, необходимо помогать детям делать свое открытие в сотворчестве с взрослым. В этом педагогам ДОО поможет технология деятельностного метода «Ситуация» пройдем по ее этапам.
На первом этапе введение в ситуацию создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности — мотивации включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, так называемую, «детскую» цель. Для этого, они включаются в беседу, связанную с их жизненным опытом, личностно значимую для них. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.Ключевыми вопросами для завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Как подчеркивал Л. С. Выготский, самым характерным для волевого действия, является свободный выбор цели своего поведения, мотивированной самим ребенком. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной «взрослой» целью педагога. Задавая вопросы в последовательности «Хотите?» – «Сможете?», воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, и приложу усилия то обязательно смогу!», «Я верю в свои силы!», «Я все сумею, все преодолею, всего добьюсь!».
Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» включается методологически обоснованный механизм («надо» – «хочу» – «могу»).
На этапе актуализации знаний и умений воспитатель направляет деятельность детей, актуализирует мыслительные операции, актуальные знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». У детей формируется опыт понимания цели своей деятельности, путей взаимодействия со сверстниками, выявления и коррекции своих ошибок, а педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».
Третий этап затруднение в ситуации является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации. В рамках выбранного сюжета, моделируется ситуация в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Для достижения своей «детской» цели детям требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным», выполнение этого действия опирается на то новое знание, которое им только предстоит «открыть» и которое на данный момент у них пока отсутствует. В связи с этим возникает затруднение.Воспитатель с помощью системы вопросов: «Смогли?» – «Почему не смогли?», помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида, не отказ от деятельности, а поиск причины и путей ее устранение. У детей вырабатывается важное качество — умение видеть свои ошибки,признавать: «я чего-то пока еще не знаю, не умею». Затруднение является личностно — значимым для каждого ребенка ведь оно препятствует достижению его «детской» цели, возникает желание преодолеть его, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием, соответствующая «взрослой» цели. Воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто» новое. Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они только что сами во взаимодействии со взрослым назвали причину затруднения.
На этапе «Открытия» нового знания (способа действий) воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. Вначале он побуждает детей выбрать путь преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения — «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в интернете, энциклопедии», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Используя различные приемы и методы: побуждающий диалог, подводящий диалог, педагог организует построение нового знания, способа действий, которые фиксируются детьми в речи или, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка
Происходит в различных видах деятельности, в них новое знание, способ действий используется совместно с освоенными ранее, или в измененных условиях. Педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Дети приобретают первичный опыт самоконтроля своих действий и контроля действий сверстников. На этом этапе целесообразнее строить работу в команде, в парах или малых группах.
Шестой этап осмысление — необходимый элемент любой деятельности, ведь он позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных учебных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили этой цели добиться.С помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее,с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества, способности) пригодились?» – подводит детей к выводу, что своей «детской» цели они достигли потому, что что-то узнали, чему-то научились, проявили себя. Это сводит воедино «детскую» и «взрослую»цели: «Удалось … потому что узнали (научились…».
Технология деятельностного метода «Ситуация», является доступным инструментом для системного и целостного формирования у дошколят предпосылок универсальных учебных действий, которые определяются как умение учиться, способность личности к самоизменению, саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Опыт работы показывает, что использование технологии «Ситуация» позволяет педагогу соблюсти в своей работе все требования ФГОС ДО, а главное, достичь высоких результатов в развитии дошкольников. Благодаря использованию описанной выше технологии, наши дети научились рассуждать, размышлять, делать самостоятельные выводы, они не бояться выдвигать свои идеи, предположения, проявляют желание научиться новому. Процесс познания превратился в увлекательное занятие, дети чувствуют себя уверенно, знают, что у них все получится и их ждет успех в любой деятельности.
1. Петерсон Л. Г. Теория, методические положения и результаты апробации деятельностного метода обучения «Школа 2000. » — М, 2007г.
2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться» Методическое пособие для учителя. — М,2006г.
3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой-М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2018. – 352 с.
4. Материалы региональной конференции «Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000.» как средство реализации современных целей образования». М – 2008г.
Использование деятельностного метода обучения в ДОО как залог успешного обучения ребенка в школе Тема:_ Семинар-практикум «Использование деятельностного метода обучения как залог успешного обучения ребенка в школе» Цель: знакомство.
Дары Фрёбеля в дошкольном образовании Дары Фрёбеля в дошкольном образовании Как известно, игра – ведущий вид деятельности для ребенка от трех до шести лет. Благодаря игре у.
Игровые технологии в дошкольном образовании Игровая технология охватывает определенную часть учебного процесса в ДОУ. В нее включаются последовательно: • игры и упражнения, формирующие.
ИКТ в дошкольном образовании Важность ИКТ в обучении заключается не в современных чипах, а в богатых, разнообразных условиях, которые эти технологии обеспечивают для.
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «Снеговик» технология деятельностного метода по Л. Г. Петерсон для младшей группы Цели: 1. Сформировать умение детей предавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой. 2. Сформировать.
Консультации для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании» Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей.
Опыт использования ИКТ в дошкольном образовании Личный опыт Я помню то время, когда я еще ходила в детский сад (Поверьте это было давно. лет так 45 назад). Даже помню отрывками тот.
Компетентностный подход в дошкольном образовании Подготовил воспитатель первой квалификационной категории Кузина Мария Игоревна Компетентностный подход в дошкольном образовании Введение.
Презентация «Применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании» Работали над проектом «Внедрение интеллектуальной карты как метода формирования самостоятельной познавательной деятельности у детей дошкольного.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании Параскун Диана Викторовна МБДОУ Детский сад «Звёздочка» города Заозерного Целью здоровьесбегегающих технологий является сохранение и укрепление.
Источник