- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Урок по русскому языку по теме «Типы связи слов в словосочетании»
- Описание разработки
- Содержимое разработки
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
Источник
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Источник
Урок по русскому языку по теме «Типы связи слов в словосочетании»
Описание разработки
Цель:
1. Осмыслить и систематизировать изученный материал о словосочетании, его строении, отношениях между его компонентами
2. Развитие навыков аналитической деятельности, познавательной самостоятельности. Развитие навыков коммуникативной деятельности. 3.Формирование культуры речи. Воспитание ответственности за качество своих знаний;
Тип урока: урок обобщения; урок совершенствования ЗУНов;
Метод обучения: беседа, упражнения
Наглядные пособия: учебное пособие, карточки
Межпредметные связи: лит-ра
План урока
1.Оргмомент сообщение темы, цели
2. Актуализация опорных знаний
3. Упражнения по пройденному материалу
Ход урока
I. Организационный момент.
Закрепить изученный материал, отработать умения и навыки в определении способов связи слов в словосочетании.
Повторение по вопросам.
1. Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное).
2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.)
3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа).
4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу).
5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова).
Упражнения по пройденному материалу
Золото берез красиво оттеняет синеву реки и прозрачную голубизну неба.
Выписывают словосочетания и разбирают
Запишите словосочетания, распределяя их по графам в соответствии с типом связи.
Третий слева, открытая дверь , сверкая на снегу,
увидел её, спуск вниз, наше село.
Преобразуйте словосочетания по образцу:
Лисий хвост – хвост лисы.
Дом из кирпича – кирпичный дом.
С радостью сообщил – радостно сообщил.
Ответить смеясь – ответить со смехом
Смотреть с завистью – смотреть завистливо
Участок около школы – пришкольный участок
Легко преодолеть – преодолеть с лёгкостью
Поступок с умыслом – умышленный поступок
Словарный диктант Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
Желтеющие листья, падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.
Тестирование.
1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.
4) будто по сигналу.
2.Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»
1) бредешь по бору
2) дробно постукивает
3) высоченное небо
4) впереди опустилась
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
Тема: «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Цель: 1. Осмыслить и систематизировать изученный материал о словосочетании, его строении, отношениях между его компонентами
2.Развитие навыков аналитической деятельности, познавательной самостоятельности. Развитие навыков коммуникативной деятельности. 3.Формирование культуры речи. Воспитание ответственности за качество своих знаний;
Тип урока: урок обобщения; урок совершенствования ЗУНов;
Метод обучения: беседа, упражнения
Наглядные пособия: учебное пособие, карточки
Межпредметные связи: лит-ра
1.Оргмомент сообщение темы, цели
2. Актуализация опорных знаний
3. Упражнения по пройденному материалу
I. Организационный момент.
Закрепить изученный материал, отработать умения и навыки в определении способов связи слов в словосочетании.
Повторение по вопросам.
1. Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное).
2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.)
3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа).
4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу).
5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова).
Упражнения по пройденному материалу
Разбор словосочетаний
Золото берез красиво оттеняет синеву реки и прозрачную голубизну неба.
Выписывают словосочетания и разбирают
Запишите словосочетания, распределяя их по графам в соответствии с типом связи.
Третий слева, открытая дверь , сверкая на снегу,
увидел её, спуск вниз, наше село.
сверкая на снегу
Преобразуйте словосочетания по образцу:
Лисий хвост – хвост лисы.
Дом из кирпича – кирпичный дом.
С радостью сообщил – радостно сообщил.
Ответить смеясь – ответить со смехом
Смотреть с завистью – смотреть завистливо
Участок около школы – пришкольный участок
Легко преодолеть – преодолеть с лёгкостью
Поступок с умыслом – умышленный поступок
Словарный диктант Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
Желтеющие листья, падают вниз, срезать грибы, идти с братом, тяжелая корзина, трещит впереди, добросовестные труженики, легко дышится, владеть речью, уверенность в будущем, пестрый ковер, помогать по-соседски.
Тестирование.
1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.
1) я люблю
2) над лесом
3) черной тучей
4) будто по сигналу.
2.Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»
1) бредешь по бору
2) дробно постукивает
3) высоченное небо
4) впереди опустилась
3. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление»
1) по Ставропольскому бору
2) стесненно замирает
3) опустилась на елочку
4) с розовыми свечками.
4. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «примыкание»
1) трепетно замирает
2) невидимый работяга
3) взбалмошная сорока
4) взметнулась по сигналу.
Выберите словосочетания с грамматическим значением
а)«действие и предмет , на который оно переходит»
Пронзительно каркая, лесная сплетница, опустилась на елочку, стрекотать неуемно.
б) «Действие и его признак»
Огненные листья, блестящими глазами, слушает зачарованно, разноцветный шатер
в) « Предмет и его признак»
Унес тайну, последний лист, ходят медленно, собирают листья.
«Убери лишнее слово»
а) русские леса, по Ставропольскому бору, высоченное небо, лесной сплетницы, закружилось над лесом, желтых листьев.
б) золотая осень, уходит куда-то, падают кружась, таинственно шелестит, роняет медленно.
в) будит зайцев, услышал ворчание, забирались выше, хранит тайну.
Как вы нашли лишнее слово?
(а) все словосочетания, кроме словосочетания «закружилось над лесом», с подчинительной связью согласование;
б) все словосочетания, кроме словосочетания «золотая осень», с подчинительной связью примыкание;
в)) все словосочетания, кроме словосочетания « забирались выше», с подчинительной связью управление.)
Составить словосочетание со словом, чтобы оно было:
1) главным
2) 2)зависимым
осень, лист, дорожки, воздух.
(золотая осень — люблю осень, желтый лист – поднял лист, разноцветные дорожки — увидел дорожки, лесной воздух – вдыхал воздух)
1. Выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть с/соч.
2. Исходя из заданного задания, обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!
3. Проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание
Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием.
1.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки.
Первая грамматическая основа – я завидовал; вторая основа – были и сохранились библиотеки. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом предложении — всегда. Оно связано со сказуемым: завидовал (когда?) всегда. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: всегда завидовал
1.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
Ты идешь, а окрестный мир снабжает тебя информацией.
2. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.
В любовь все верят одинаково.
3.Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
Однажды в невеселый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному ученому и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет.
4.Из предложений выпишите словосочетание со связью согласование.
Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? Отчего вообще люди платят за цветы деньги? Наверное, оттого, что существует потребность в красоте.
5.Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.
Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга — другое.
Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.
Источник