Отдых это единственный способ профилактики профессионального выгорания сдо

Эмоциональное выгорание и его профилактика

«Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда»

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).

Сам термин «синдром выгорания» был введён К. Маслач (1978 г.) в соответствии с трёхкомпонентной моделью «выгорания». «Выгорание» определяется как синдром и включает три компонента: эмоциональное истощение (чувство постоянной усталости, нежелание ходить на работу, ощущение беспомощности, безнадежности, снижение работоспособности, отсутствие положительных эмоций) , деперсонализация («обезличивание» человека, личная отстраненность, отсутствие эмоциональной включенности, деформация отношений с другими людьми), а также редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства, чувство некомпетентности, осознание неуспеха.

Выгорание — понимается, как состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью, трудящиеся с профессией типа «человек — человек», так как именно они подвержены постоянному взаимодействию и общению с людьми. (Сегодня это актуально для медицинских работников, специалистов отдела гигиенического обучения и воспитания Центра гигиены и эпидемиологии). Выгорание также понимается как профессиональный кризис, связанный не только с межличностными отношениями, но и с работой в целом. «Профессиональное выгорание — плата за сочувствие» (К. Маслач).

В конечном итоге резко ухудшается качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой.

Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.

Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов, людей, чья профессия относится к «помогающему» типу профессий, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т.д.

По наблюдениям психотерапевтов, эмоциональному выгоранию особенно подвержены интроверты. Людям с таким психотипом рекомендуется тщательно дозировать уровень общения, избегать излишнего воздействия текущих новостей и принимать другие меры, ограничивающие нагрузку на эмоциональную сферу.

При эмоциональном выгорании отмечается три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциальная атмосфера, дестабилизирующая обстановка. Повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление,- человек пытается более или менее оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Психологи из университета г. Манчестер (Англия) составили «шкалу стрессов» на более 150 различных профессий. Степень стресса определялась по частоте различных заболеваний, например, сердечных приступов, алкоголизма, участию в дорожных происшествиях, разводов. Так, «показатель риска» для шахтеров- 8,3 балла, полицейских- 7,7 балла, строители и журналисты- 7,5 баллов, актеры-7.2 балла, врачи-6,8 баллов, водители общественного транспорта-5,4 балла, работники библиотек и музеев — 2,8 балла.

Читайте также:  Бюджет маркетинга способы расчета

Рассматривая противодействие синдрому выгорания в контексте субъектно-личностного подхода, важно, чтобы у человека была активная позиция и заинтересованность в саморазвитии и самоуправлении. Высокая мотивация, своевременное позитивное подкрепление (как внешнее, так и внутреннее) помогают наиболее эффективно овладеть техниками и приемами саморазвития, укрепить ресурсы преодоления синдрома выгорания.

Помощь «выгорающему» человеку может быть оказана не только специалистом. Возможно помочь самому себе. Однако системная помощь будет намного эффективнее. Она включает в себя самопомощь (подробнее будет описана ниже), оптимизация гигиенических и мотивационных условий труда, а также организационной культуры, и, конечно же, оказание специализированной профессиональной помощи консультирующих психологов, социально-психологической, морально-психологической, профилактико-реабилитационной, деловой и др.

Для того, чтобы помочь самому себе, необходимо

  1. научиться осознавать симптомы психологического стресса и «выгорания»;
  2. знать и понимать негативные последствия процессов выгорания;
  3. иметь желание противостоять негативным последствиям трудовых стрессов — развивать мотивацию (самодетерминацию) к самоизменению и личностному росту;
  4. овладевать широким спектром приемов саморегуляции (самоорганизации) и преодоления ключевых причин выгорания — дефицита личностных и профессиональных компетентностей, а также преодоления отчуждения личных жизненных смыслов от смыслов выполняемой профессиональной деятельности.

В случае недостаточности самопомощи требуется профессиональная консультативная или коррекционная помощь специалистов, владеющих методами стресс-менеджмента.

Основные направления профилактики

1. Забота о себе, снижение уровня стресса: здоровый образ жизни. Общение. Положительные эмоции, своевременное переключение от «рабочих переживаний».

2. Позитивное мышление: умение радоваться жизни, управлять негативными эмоциями, находить позитив в любых жизненных событиях.

3. Повышение уровня профессионального мастерства.

Уместно остановиться на саморегуляции — управлении своим психоэмоциальным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

— Сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка, приготовить что-то вкусное, сходить в театр и многое другое- естественные способы регуляции.

Дыхательная гимнастика— закрыв глаза дышите медленно и глубоко. Сделать вдох и на секунд 10 задержать дыхание. Выдох не торопясь, расслабиться. Повторить пять-шесть раз. Обхватить себя руками, медленно раскрывая руки, сделать глубокий вдох, на 2-3 секунды задержать дыхание и вновь охватить себя руками, произвести медленный выдох. Сделать 5-7 раз.

Мышечный зажим — остаточное явление напряжения. Сделать упражнения «Напряжение-Расслабление» и «Крылья». Встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить и руку расслабить. Повторить с левой рукой, затем поочередно правой и левой ногой, поясницей, шеей.

Глубоко вдохнуть и выдохнуть, расправить плечи, представить, что за спиной крылья. Почувствовать, как вас наполняет свет. Подумать, как прекрасен мир, ощутить легкость внутри себя.

Вербальное воздействие. Самоприказ — распоряжение самому себе. Самоодобрение (самопоощрение) не менее 3-5 раз в течение рабочего дня.

Музыка – при переутомлении и нервном раздражении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;

Читайте также:  Примером корректирующих субсидий как способа решения проблемы положительных внешних эффектов

— при меланхолическом настроении- ода Бетховена «К радости», Шуберта «Аве Мария»;

— при раздражительности – «Сентиментальный вальс» Чайковского;

— расслабляющее действие- Сен-Санс «Лебедь», Чайковский «Баркарола»;

— тонизирующее действие – «Чардаш» Кальмана, «Шербурские зонтики» Леграна;

Кроме указанного, рекомендуется использовать приемы звуковой гимнастики, аромотерапии.

Материал подготовлен зав. отделом ГО и В Стром Ф.К. с использованием информации Центра медицинской профилактики и реабилитации МЗ Калининградской области и сети Internet.

Источник

Тест «Профессиональное выгорание: самодиагностика и профилактика»

Проверь свои знания в тесте «Профессиональное выгорание: самодиагностика и профилактика»

1. «Суровая» мимика, категоричная речь, отсутствие готовности слушать являются признаками экономии энергии по сценарию

1) бездействие
2) доминирование
3) избегание
4) компромисс
5) обособление

2. Виды потери энергии

1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные

3. Второй этап изменения профессионального поведения

1) адаптация
2) дебют профессионального выгорания
3) профессиональное выгорание
4) социализация
5) экономия энергии

4. Главным в планировании отдыха является

1) планировать перерывы через каждые 2 часа
2) продумать время его начала
3) продумать его продолжительность
4) спланировать действия, которые дадут максимальный эффект
5) уходить домой вовремя

5. Для восстановления контакта с собой используют технику

1) приседания
2) прыжков
3) растяжения
4) суммирования
5) уединения

6. Дополнительные траты энергии, связанные с особенностями профессиональной деятельности специалиста, называются

1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные

7. Если специалист выглядит суровым, не выслушивает собеседника, его речь категоричная, то это указывает на отсутствие у него

1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности

8. Если специалист перестает высказывать свое мнение, предлагать идеи и вносить предложения, то это указывает на отсутствие у него

1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности

9. Если у специалиста «осевшая» осанка и замедленная реакция, то это указывает на отсутствие у него

1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности

10. К параметрам самоконтроля над функциональным режимом специалиста относятся

1) мимика
2) осанка
3) речь
4) скорость реакции
5) характер

11. Какие дела сохраняют позитивный настрой на деятельность?

1) обязательные
2) отложенные
3) привлекательные
4) рутинные
5) трудные

12. Какой этап изменения профессионального поведения характеризуется отсутствием инициативности и доброжелательности в течение 1 месяца и более?

1) адаптация
2) дебют профессионального выгорания
3) профессиональное выгорание
4) социализация
5) экономия энергии

13. Комфортная семейная обстановка и материальная обеспеченность являются ресурсами для сохранения

1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности

14. Минимальное количество привлекательных дел в день, необходимое для сохранения позитивного настроя на деятельность

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5

15. На дефицит энергии указывает следующее самонаблюдение

1) бодрость не возвращается после 40 минут отдыха
2) настроение не улучшается после 20 минут отдыха
3) настроение не улучшается после 40 минут отдыха
4) самочувствие не улучшается после 20 минут отдыха
5) самочувствие не улучшается после 40 минут отдыха

16. На какое состояние специалиста указывает следующее поведение маскообразная мимика, категоричная речь, сутулость, отсутствие готовности слушать и предлагать, замедленная реакция или, напротив, торопливость?

Читайте также:  Оптоволоконный кабель способ монтажа

1) «дефицит энергии»
2) «экономия энергии»
3) бездействие
4) доминирование
5) обособление

17. Наличие результата деятельности является условием сохранения

1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности

18. Наличие эмоциональных ресурсов и способность специалиста самостоятельно решать возникающие проблемы является характеристикой следующего функционального режима

1) «дефицит энергии»
2) «полное горение»
3) «экономия энергии»
4) «энергетический баланс»
5) «энергетический кризис»

19. Особенностью функционального режима «Полное горение» является следующее

1) специалист «горит» в отношении привлекательных дел
2) специалист «горит» гордо
3) специалист «горит» периодами
4) специалист «горит» постоянно
5) специалист «горит» ярко

20. Отказ от активности (бодрости) является экономией энергии по сценарию

1) бездействие
2) доминирование
3) избегание
4) компромисс
5) обособление

21. Отказ от доброжелательности является экономией энергии по сценарию

1) бездействие
2) доминирование
3) избегание
4) компромисс
5) обособление

22. Отказ от инициативности является экономией энергии по сценарию

1) бездействие
2) доминирование
3) избегание
4) компромисс
5) обособление

23. Отсутствие эмоциональных ресурсов и неспособность специалиста самостоятельно решать возникающие проблемы является характеристикой следующего функционального режима

1) «дефицит энергии»
2) «полное горение»
3) «экономия энергии»
4) «энергетический баланс»
5) «энергетический кризис»

24. Первый этап изменения профессионального поведения

1) адаптация
2) дебют профессионального выгорания
3) профессиональное выгорание
4) социализация
5) экономия энергии

25. Потери энергии при выполнении определенных должностных обязанностей называются

1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные

26. Потери энергии, которые сопровождают любой умственный и физический труд называются

1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные

27. Рекомендация «Больше общайтесь со здоровыми людьми» позволяет сократить следующие траты энергии

1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные

28. Рекомендация «Думайте о пациентах на работе, но не дома» позволяет сократить следующие траты энергии

1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные

29. Рекомендация «Работайте на улучшение климата в коллективе» позволяет сократить следующие траты энергии

1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные

30. Рекомендация «Решайте конфликты» позволяет сократить следующие траты энергии

1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные

31. Сохранению контакта с собой помогает

1) концентрация на деле
2) концентрация на пациенте
3) ориентация на других
4) ориентация на себя
5) сосредоточение на предмете

32. Траты энергии при конфликтах, избыточном контроле руководителя, неблагоприятном климате в коллективе и т.п. называются

1) естественные
2) непрофильные
3) нерациональные
4) профессиональные
5) профильные

33. Третий этап изменения профессионального поведения

1) адаптация
2) дебют профессионального выгорания
3) профессиональное выгорание
4) социализация
5) экономия энергии

34. Удовольствие, радость и интерес являются условием сохранения

1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности

35. Физическая активность является условием сохранения

1) бодрости
2) доброжелательности
3) инициативности
4) привлекательности
5) спонтанности

Источник

Оцените статью
Разные способы