Профессиональная компетентность педагога
Структура профессиональной компетентности педагога понимается через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (часть которых может быть автоматизирована до навыков), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.
Педагогическая же задача есть часть педагогической действительности, и вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи цикл ее решения сводится к триаде — «мыслить — действовать — мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями.
В. А. Сластенин классифицирует все педагогические умения, объединяет их в четыре группы:
• умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т. е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;
• умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации)
• умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать необходимые материальные, материально-психологические, организационные, валеологические и прочие условия, обеспечивать связи школы со средой; активизировать личность школьника, развивать его деятельность таким образом, чтобы переводить его из объекта в субъекта воспитания; организовывать совместную деятельность и т. д.
• умение учитывать и оценивать результаты педагогической
деятельности, т. е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач.
Что представляет собой содержание теоретической готовности учителя, педагога? Она проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.
Аналитические уменияпредставлены такими частными умениями, как:
• анализировать педагогические явления, т. е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.);
• осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами;
Прогностические умениясвязаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом. В состав прогностических умений педагога входят:
• формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;
• отбор методов их достижения;
• предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;
• мысленная проработка структуры и отдельных компонентов
образовательного процесса;
• предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;
Проективные умениямогут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения:
• вычленять поле образовательных проблем;
• обосновывать способы их поэтапной реализации; планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;
• определять форму и структуру образовательного процесса в
зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников;
• определять отдельные этапы педагогического процесса и за
дачи, характерные для них;
• планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей;
• отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания
для получения качественного педагогического результата;
Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.
Рефлексияможет пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих ^собственных учительских действий. Рефлексия — это не просто знание иди понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают его как педагога, его личностные особенности, эмоциональные реакции, профессиональные способности и возможности. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности.
Содержание практической готовности учителя, педагога молено увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних, предметных) действиях, которые проявляются через две группы умений — организаторские и коммуникативные.
Организационная (организаторская) деятельность педагога связана с включением учащихся в различные виды деятельности и организацией деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъекта образования.
К группе общепедагогических организаторских умений относят мобилизационные, информационно-дидактические, развивающие и ориентационные.
Мобилизационные умения— это умения учителя:
• привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению;
• формировать потребности в знаниях;
• формировать учебные навыки и обучать приемам научной
организации учебной деятельности;
• формировать у учащихся активное, творческое отношение к
явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций;
Информационно-дидактические умения — умения, связанные не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.
В ходе обучения группа информационно-дидактических умений проявляется в собственно дидактических умениях.
• доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал; используя различные методы обучения и их
сочетания (рассказ, объяснение, беседа, проблемное обучение и др.), логиче- ски правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации учащимися;
• доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;
• эффективно использовать ТСО, средства наглядности, ЭВТ;
• оперативно диагностировать характер и уровень усвоения
учащимися учебного материала.
Развивающие уменияпредполагают:
• определение «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;
• создание специальных условий и проблемных ситуаций для
развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;
• стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (от частного к общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений.
Ориентационные уменияучителя связаны с формированием
морально-ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науке, производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; с организацией совместной творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств личности.
Коммуникативные умения учителя — это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники .
Источник
Педагогическая цель — это что такое? Характеристика и анализ педагогических целей
Любое действие, совершаемое человеком, делается для достижения определенной цели. Каковы же они в педагогике? Давайте рассмотрим основные педагогические цели и задачи, а также кратко охарактеризуем их.
Что такое цель и как она формируется
Цель – это понятие, которым оперирует не только педагогика, но и философия, психология и множество других наук. Во всех них данным термином именуется предвидимый результат деятельности, опережающий само событие в человеческом сознании.
Проще говоря, цель является мотивом, побуждающим любого индивидуума к деятельности. При достижении ее она утрачивает свойства стимула.
К примеру, девочка мечтает о кукле. Родители обещают купить ее, если у дочери в конце года будут только хорошие отметки по всем предметам. Воодушевленная школьница, для которой кукла становится целью, усердно занимается и выполняет условие родителей. Те, в свою очередь, покупают желанную игрушку.
Завладев куклой, ребенок утрачивает стимул, так как цель достигнута, и можно расслабиться и не налегать на учебу. Однако родители, убедившись в том, что их дочь способна на большее, при наличии соответствующего стимула, решают мотивировать ее на хорошую учебу, предложив купить в следующем году горный велосипед или отправить в престижный лагерь, куда девочка давно мечтала поехать.
Поскольку количество человеческих потребностей велико, то грамотно выбирая стимулы, родители все школьные годы смогут добиваться от дочери усердия в учебе. В дальнейшем либо девочка осознает, что знания ей необходимы для жизни и будет сама стараться, либо научится самостоятельно ставить себе цели и достигать их.
Хотя приведенный выше пример довольно прозаичен, в действительности система целей любого индивидуума формируется подобным образом. Понятно, что не у всех они материальны и достижимы, но принцип все тот же. Стоит отметить, что выбор целей во многом характеризует саму личность и ее систему ценностей.
Педагогическая цель – это…
В педагогике этим термином именуется предвидение учителем и учеником результатов их совместной работы, направленной на приобретение новых знаний и умений.
Несмотря на то что любая педагогическая цель — это результат взаимодействия между обучающимся и его педагогом, для каждого из участника процесса она будет отличной.
Так учительская цель — преподавание. Поэтому именно на педагоге лежит ответственность по постановке образовательных и воспитательных задач перед учениками: их формирование, оптимизация и оценка достигнутых результатов.
Ученическая цель – обучение в общем. Однако в частности цели учащихся не всегда соответствует целям наставника, а могут и расходиться с ними. Так, если рассмотреть приведенный выше пример с девочкой и куклой, можно заметить, что педагоги этой школьницы стремятся дать ей знания, однако сама ученица имеет другую цель — получить заветную игрушку.
Задачи педагогики
В образовательной сфере, помимо понятия «цели», выделяются еще и педагогические задачи. По своему значению этот термин близок к первому, однако не столь глобален.
Задачи реализуются через поиск способов достижения поставленных целей. Фактически такими задачами можно условно считать краткосрочные педагогические цели.
В отличие от последних, задач у педагогики намного больше.
- Разностороннее изучение науки об образовании, исследование ее проблем и разработка различных методов достижения ее целей. Использование полученных знаний и умений для общественной пользы.
- Создание полноценной научной картины педагогической реальности, которая будет соответствовать нуждам общества в целом и каждого его представителя в частности.
- Разработка детальной многоуровневой системы учебной работы в обществе для успешной передачи накопленных знаний новому поколению.
- Создание системы образовательных учреждений, которые будут соответствовать современным реалиям.
- Попытки предсказать педагогические последствия происходящих событий на государственном уровне.
- Создание обучающих программ, адаптированных к нуждам учеников разного возраста.
- Разработка систем подготовки научно-педагогических и педагогических работников, просвещение руководителей и ответственных должностных лиц, практических работников, предприятий, чья деятельность связана с системой обучения.
Достижение вышеперечисленных педагогических целей и задач – это то, к чему стремится общеобразовательная система любого государства. Стоит отметить, далеко не всегда удается достигнуть всех их. Дело в том, что как бы хорошо они не были продуманы, всегда существует человеческий фактор, который нельзя полноценно предсказать.
Структура педагогических целей
Рассмотрев, что такое цели в педагогике, стоит более подробно рассмотреть их структуру. Она является трехкомпонентной.
- Целевой объект — личность в разных ролевых позициях обучения.
- Целевой предмет — сторона личности обучаемого индивидуума (его опыт, мотивы, индивидуальные качества) которая должна подвергнуться корректировке и развитию в ходе педагогического процесса.
- Целевое действие — непосредственные поступки педагога, совершаемые им для развития целевого предмета.
Классы целей
Как и обычные цели, их педагогический вид делится на разные классы. Критерий выделения – это та личность или организация, которые устанавливают их.
- Являясь одновременно главным потребителем и спонсором системы образования, государство определяет собственные нормативные цели. Они указаны в государственных документах и стандартах образования.
Обычно это совокупность требований, обязательных для реализации в процессе обучения. Главная направленность класса государственных педагогических целей и задач — это формирование полноценных, образованных трудоспособных граждан, которые в дальнейшем будут работать для процветания своей родной страны.
Общественные цели сосуществуют с государственными. Они направлены на то, чтобы образование максимально соответствовало нуждам различных слоев общества.
Индивидуальные педагогические цели, иногда именуются инициативными. Они устанавливаются отдельными учителями (иногда самими учащимися) и адаптируются к нуждам определенного типа учеников, применяясь в отдельных образовательных заведениях.
Учреждениями, к которым помимо государственных и общественных педагогических целей относятся еще и индивидуальные, являются специализированные школы для детей с ограниченными возможностями, трудовые исправительные учебные заведения, школы (лицеи, гимназии) с углубленным изучением определенного предмета и т. п.
Предметы целей педагогики
Зная ответ на вопрос «Педагогическая цель – это что такое?», стоит сконцентрировать свое внимание на ее предмете.
У каждой цели он свой, все зависит от того, что планируется развить у ученика после завершения процесса обучения и воспитания.
Проводя характеристику педагогических целей с точки зрения их предметов, можно выделить 3 вида.
- Цели, направленные на формирование сознания и поведения обучаемых лиц. То есть предметом их является приобретение определенных знаний и умений.
- Цели, формирующие правильное отношение индивидуума к самым важным сторонам жизни: обществу, труду, различным социальным институтам (семья), искусству, религии и подобным явлениям. Иными словами, предметом данных целей является система ценностей и нравственных ориентиров, которая принята в определенном обществе.
- Цели, направленные на развитие талантов личности. То есть предметом их являются способности и интересы отдельно взятого индивидуума.
Функции
Характеристику и анализ педагогических целей также можно провести через рассмотрение их функций.
- Цели служат эталоном желаемого результата всего педагогического процесса в целом. В таком случае, осуществляя какие-либо действия, педагог и ученик постоянно оценивают их целесообразность с точки зрения конечной цели. Фактически она является мерилом для всей учебной деятельности и ее эффективности.
- Любая педагогическая цель – это стимул. Стараясь достичь ее, все участники образовательно-воспитательного процесса преодолевают сложности и препятствия.
- Цели являются нормой при выборе средств для осуществления педагогического процесса.
Рассмотрев все функции, которые выполняют педагогические цели, можно сделать вывод, что они одновременно выступают в роли своеобразных способов достижения, регулируя избираемые педагогом и учеником методы взаимодействия.
Заключение
Проводя анализ педагогических целей с точки зрения их структуры, классов, предметов и функций, можно сделать вывод, что все они направлены на максимально быструю и эффективную социализацию личности, принятие ею системы государственных и общечеловеческих ценностей и ориентиров.
К сожалению, даже самый опытный педагог не способен на 100 % спрогнозировать, удастся ли достигнуть желаемого при работе с учащимся, поскольку любая педагогическая цель – это результат взаимодействия идеального учителя и идеального ученика в не менее идеальных условиях. При этом в действительности все эти 3 компонента редко соответствуют ожиданиям.
Поэтому, устанавливая общеобразовательные цели, государству, обществу или конкретному педагогу, важно всегда помнить, что люди не идеальны и вряд ли смогут такими стать. А значит, нужно адаптировать цели и задачи с учетом реальных, а не желаемых особенностей всех участников образовательного процесса.
Источник