- Образование глаголов от разных частей речи
- Словообразование разных частей речи
- Урок русского языка «Словообразование глаголов»
- Описание разработки
- От каких частей речи образуются глаголы какими способами
- Словообразование глаголов
- Как образуются глаголы
- Ход урока
- I. Оргмомент.
- II. Актуализация знаний.
- III. Постановка учебной задачи. Учащиеся сами ставят перед собой цель урока.
- IV. Найдите глаголы, которые соответствует схеме: прис. + корень + суф. + окон.
- V. Образуйте и запишите глаголы по образцам:
- VI. Упражнение “Веер”.
- VII. Проблемная ситуация. На доске записаны слова:
- VIII. Словарный диктант: Выпишите глаголы (словосочетания) в три столбика.
- IX. Самостоятельная работа.
- X. Подведение итогов.
- XI. Домашнее задание.
Образование глаголов от разных частей речи
Образование глаголов от разных частей речи
от наречий иначе – переиначить, много – множить
от местоимений я – якать, ты – тыкать, свой – присвоить
от собирательных числительных двое – удвоить, трое – утроить
от междометий ох – охать, ой – ойкать
от звукоподражательных слов ух – ухать, ку-ка-ре-ку – кукарекать
от существительных беседа – беседовать, озорник – озорничать
от прилагательных синий – синеть, кислый – киснуть
от глагола писать – списать, моргать – моргнуть
Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.
Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и-, -ова-, -ева-, -ирова-, -изирова-, -нича-
Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса –ся.
Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Образование глаголов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола»
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Словообразование разных частей речи
В русском языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных частей речи:
Существительное
1. приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город → при-город,
2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от
– существительных: стол → стол-ик,
– прилагательных: синий → син-ев-а, синь—Ø,
– глаголов: бежать → бег-отн-я, бег—Ø,
– числительных: сто → сот-н-я, двое → двой-н-я,
– наречий: сообща → сообщ-ник, почему → почему-чк-а,
3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от
– существительных: окно → под-окон-ник,
– глаголов: служить → со-служи-вец,
– прилагательных: полярный → за-поляр-j-е,
4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь → лес(о)степь, Московский государственный университет → МГУ,
5. усечение: специалист → спец,
6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое,заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),
7. сложение с суффиксацией: земля + делать → земл(е)дел-ец.
Прилагательное
1. приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный → пре-огромный,
2. суффиксальный, образующий прилагательные от
– прилагательных: синий → син-еньк-ий,
– существительных: осень → осен-н-ий,
– глаголов: читать → чита-льн-ый,
– числительных: двое → двой-н-ой,
– наречий: внутри → внутр-енн-ий,
3. приставочно-суффиксальный: берег → при-бреж-н-ый,
4. сложение: русский + английский → русско-английский;
5. сложение с суффиксацией: кривой + бок→ крив(о)бок—Ø-ий
Числительное
Числительные образуются от числительных следующими способами:
1. суффиксальный: два → дв-адцать, пять → пят-надцать, два →дв-оj-е,
2. сложение: три + сто → триста;
Местоимение
Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто → ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь;
Глагол
1. приставочный – от глаголов: бежать → про-бежать,
2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от
– глаголов: перечитать → перечит-ыва-ть, мыть → мыть-ся,
– прилагательных: красный → красн-е-ть, видный → видн-е-ть-ся,
– существительных: партизан → партизан-и-ть, толпа → толп-и-ть-ся,
– числительных: двое → дво-и-ть («разделять надвое»),
– междометий: ах → ах-а-ть,
3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от
– существительных: тень → за-тен-и-ть, банкрот → о-банкрот-и-ть-ся,
– прилагательных: прямой → вы-прям-и-ть,
– числительных: трое → у-тро-и-ть,
– глаголов: любить → недо-любл-ива-ть, прыгать → рас-прыгать-ся, звонить → пере-зван-ива-ть-ся;
4. сложение: труд + устроить → труд(о)устроить,
5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить → у-мир(о)творить;
Наречие
1. приставочный – от наречий: долго → не-долго, как → кое-как,
2. суффиксальный, которым наречия образуются от
– существительных: зима → зим-ой,
– прилагательных: хороший → хорош-о,
– числительных: три → тр-ижды,
– глаголов: лежать → леж-а,
– наречий: хорошо → хорош-енько, как → как-нибудь,
3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от
– прилагательных: новый → по-нов-ому, давний → из-давн-а,
– существительных: верх → в-верх-у,
– числительных: двое → в-дво-ем,
– глаголов: догонять → в-догон-ку, скакать → в-скачь-Ø
– наречий: долго → по-долг-у,
4. сложение с суффиксацией: мимо + ходить → мимоход-ом.
Тест на тему Словообразование
Тест на тему Словообразование существительных
Тест на тему Словообразование глаголов
Тест на тему словообразование наречий
Тест на тему Словообразование прилагательных
Источник
Урок русского языка «Словообразование глаголов»
Описание разработки
Цель урока:
1. Актуализация знаний о глаголе как части речи,
2. Развитие и формирование навыков определения способов образования глаголов.
Задачи:
1. Научить определять способы образования глаголов.
1. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.
2. Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.
Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы учебной деятельности:
фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Исследовательский, словесный, наглядный.
Компьютер, проектор, карточки с заданиями.
Ход занятия.
I. Организационный момент
– Звучит музыка (под нее дети заходят в класс, встают у своих мест)
– Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего настроения!
Вас встретила сегодня веселая мелодия…
– Как вы думаете, что можно делать под эту музыку?
(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)
– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).
На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.
– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)
Интересно еще и то, что бездействие мы тоже обозначаем глаголом (молчать, лежать, сидеть и др. )
– А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.
– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)
– А какие вам известны способы образования слов?
– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока
«Способы образования глаголов»
– Запишите в тетрадях число и тему урока.
– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)
Источник
От каких частей речи образуются глаголы какими способами
Словообразование глаголов
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:
прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать
Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.
Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.
Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.
От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.
Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы
улететь, приставка у—
перелететь, приставка пере—
вылететь, приставка вы—
залететь, приставка за—
облететь, приставка об—
налететь, приставка на—
слететь, приставка с—
вылететь, приставка вы—
долететь, приставка до—
Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
беседовать ← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес
Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.
Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.
Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.
Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.
Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.
- от прилагательных. Например:
синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий
Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.
Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.
Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.
Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.
- от прилагательных. Например:
Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.
- от местоимений. Например:
Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.
- от числительных. Например:
Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.
Повторим
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным — от других глаголов;
- суффиксальным – от существительных, прилагательных;
- приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Источник
Как образуются глаголы
Цель урока: знать способы образования глагола; научиться образовывать глаголы тремя способами; различать раздельное написание глаголов с частицей НЕ и слитное написание глаголов с приставкой НЕДО-.
Ход урока
I. Оргмомент.
Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Геннадиевна. Я работаю в школе №26. А с вами я познакомлюсь в ходе урока. Я сегодня проведу у вас урок. И хочу, чтобы он запомнился вам так же, как и мне. А что мы обычно помним долгое время? Что-то приятное, какие-то хорошие события. Значит, нам нужно постараться, чтобы этот урок стал приятным событием в нашей жизни. Мы с вами на эти сорок минут должны стать партнерами (по ходу речи глаголы “звать”, “работать”, “постараться”, “стать”, “запомнить”, “познакомиться”, “пожелать” выносим на доску). Давайте пожелаем друг другу успеха в освоении новых знаний.
II. Актуализация знаний.
Вопрос: А какими частями речи являются слова, вынесенные на доску? Что обозначают эти слова? (действие) А какая часть речи обозначает действие? (глагол). И как нам повезло, что тема урока перекликается с тем, что мы должны сделать на уроке.
Задание: Теперь постарайтесь разбить глаголы на две группы (с приставками и без).
Вопрос: По какому принципу вы разделили слова на группы?
Учить, читать и верить в чудо
Поесть, поспать, помыть посуду –
Всё помогает сделать он,
Наш уважаемый глагол.
Так что же мы должны узнать?
Как нам глагол образовать?
Приставки стоит нам позвать?
А суффиксы на помощь взять?
III. Постановка учебной задачи. Учащиеся сами ставят перед собой цель урока.
(Цель: узнать, какими способами образовываются глаголы).
IV. Найдите глаголы, которые соответствует схеме: прис. + корень + суф. + окон.
позвонить
признать
купаться
посинеть
Вопрос: “От каких слов образованы данные глаголы? При помощи каких морфем (частей слова) образуются глаголы?”
V. Образуйте и запишите глаголы по образцам:
За + дремать => задремать;
При + лететь =
Пере + читать =
Горе + ева(ть) = горевать;
Свет + и (ть) =
Синий + е (ть) =
Вопрос: Посмотрите внимательно, есть какая-либо закономерность в образовании глаголов при помощи приставок и при помощи суффиксов?
Обратите внимание, от слов какой части речи образованы данные глаголы приставочным способом и суффиксальным способом?
VI. Упражнение “Веер”.
Детям предлагается выбрать карточки с определенной приставкой и придумать с этой приставкой три глагола. Постараться определить лексическое значение каждой приставки.
Приставки: ПОД-, ВЫ-, ДО-, ПРИ-, ПЕРЕ-, С-.
VII. Проблемная ситуация. На доске записаны слова:
Не доесть
Не достать
Не слышать
Не понимать
Не сыпать
Не говорить
Недоедать
Недоставать
Недослышать
Недопонимать
Недосыпать
Недоговаривать
Вопрос: Какой возникает вопрос? (В чем противоречие? Какие есть догадки?)
Ответ: Почему глаголы в правом столбике пишутся слитно?
Вопрос: А какое правило вы изучали до этого?
Ответ: Правописание НЕ с глаголами.
Вопрос: Как пишутся глаголы с НЕ?
Вопрос: А почему глаголы в правом столбике пишутся слитно?
Ответ: Значит, есть какое-то правило.
Вопрос: Как вы думаете, что объединяет все глаголы в правом столбике.
Ответ: Все глаголы начинаются с НЕДО-.
Вопрос: Какое общее значение объединяют все глаголы, образованные с помощью приставки НЕДО– ?
Ответ: Общее значение приставки НЕДО– – это незавершенное, незаконченное действие, неполное действие.
Задание: придумайте, пожалуйста, предложение с глаголами, в которых будет упоминаться глагол с приставкой НЕДО-.
Вопрос: А как вы думаете, есть ли приставка, противоположная по значению приставке НЕДО– (приставка ПЕРЕ-).
Задание: придумайте, пожалуйста, предложения, используя глагол с приставкой ПЕРЕ-.
VIII. Словарный диктант: Выпишите глаголы (словосочетания) в три столбика.
Не торопиться с ответом, не бояться трудностей, не сидится дома, не терпится вскрыть посылку, не поднять тяжелый груз, не пойти на вокзал.
Недопонимал разговор, недоедал во время войны, недодать сдачу, недосыпать каждое утро, недоглядел за братом, недоставало терпения.
Невзлюбить человека, недолюбливать соседей, с утра недомогать, недоумевать по поводу отметок. (Читать словосочетания нужно вперемешку)
IX. Самостоятельная работа.
Упр. №533. (комментированное письмо).
X. Подведение итогов.
Вопрос: “Какую цель ставили на урок? Достигли ли мы её? Что нового узнали? Что было трудно? На что нужно обратить внимание?”
XI. Домашнее задание.
Образовать пять глаголов приставочным способом и пять глаголов суффиксальным способом. Составить словарный диктант из 10-15 глаголов.
Источник