От глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида укажите способ образования учить

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.
план-конспект по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_glagolov_sovershennogo_vida_ot_nesovershennogo.docx 17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глуховская –школа-интернат №2

Тема: ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА. (Е.В.Мазанова)

Провела: Шулятьева И.Н.

Тема: ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

  1. Закрепить знания детей о действии предмета
  2. Учить детей обозначать действия при помощи графической схемы
  3. Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида
  4. Учить подбирать антонимы к словам-действиям
  5. Учить составлять предложения по схемам
  6. Учить задавать вопросы к глаголам совершенного и несовершенного вида
  7. Формировать навыки словообразования (обр-е приставочных глаголов)
  1. Оргмомент
  1. Развитие представлений о словах-действиях
  • Послушайте и запишите (запись на доске) только те из них, к которым можно задать вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛИ?

Слова : машина, едет, машинный, матрешка, поезд, звенит, звонок, звонкий, падал, летела, капали, капель, ручка, руль, рулил.

  1. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске
  1. Основная часть
  1. Обозначение действий при помощи графической схемы
  • Прочитайте словосочетания и выберите только те слова, которые можно подчеркнуть двумя чертами. Что это за слова? Выпишите такие слова и отметьте так, как обозначают на письме глаголы (работа на карточках)
  • Бежал в город, пил из ручья, упала с сосны
  • Кормил голубей, строил дом, светило на небе
  • Чистил ботинки, вешал на гвоздь, носила на шее
  • Почитала в книге, узнала на улице, стоило дорого
  1. Обозначение действий при помощи графической схемы
  • Нам прислали письмо из страны Грамматики. Повелительница страны просит нас зашифровать ответ, чтобы никто не смог прочесть и понять, о чем идет речь. Она посылает схему для шифровки.
  • В ней говорится о том, что все действия, которые встречаются в тексте, необходимо заменить графическим обозначением.

Мама купила на рынке свежую морковь. – Мама на рынке свежую морковь.

Много лет в лесу жили олени. Зимой они забирались в молодой осинник и обгладывали кору. Рядом с ними жили волки. Однажды стая волков попыталась напасть на оленей. Но быстрые ноги оленей выручили их, спасли от острых зубов хищников.

  1. Подбор антонимов к словам-действиям (зад. 13, с. 44)
  • Давайте поиграем в игру «Наоборот», прочитайте слова-действия. Запишите действия, обозначающие противоположные действия по образцу.

Образец : завязывает – развязывает.

СНИМАЕТ — … ПРЯЧЕТ — … ДАЕТ — …

СИДИТ — … ХВАЛИТ — … ГОВОРИТ — …

  1. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида
  • Рассмотрите картинки, назовите действия на них. Например: девочка ставит чайник – девочка поставила чайник. Что делает девочка на первой картинке? (ставит) А на второй что сделала? (поставила)
  • Логопед обращает внимание детей на различия в вопросах и ответах и выставляет на доску карточки с вопросами: ЧТО ДЕЛАЛ(А)? ЧТО СДЕЛАЛ(А)?
  • Мальчик чинит тачку – мальчик починил тачку
  • Мальчик лепит грибок – мальчик слепил грибок
  • Девочка рисует бабочку – девочка нарисовала бабочку
  • Мужчина едет на машине – мужчина приехал на машине
  • Дедушка поднимается по лестнице – дедушка поднялся по лестнице
  • Бабушка пишет письмо – бабушка написала письмо
  • Девушка пьет сок – девушка выпила сок
  • Мама шьет платье – мама сшила платье
  1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Игра «Путаница»
  • Наведите порядок среди картинок и запишите слова в два столбика в зависимости от вопросов
  • Логопед перемешивает картинки из предыдущего задания и предлагает детям навести порядок – поделить картинки на две группы. Дети пишут слова-действия в два столбика и задают устно вопросы
  1. Физминутка
  2. Составление предложений по схемам
  • Рассмотрите схемы предложений и составьте по ним предложения. Запишите предложения в тетрадь и подпишите слова, Обозначающие действия. Задайте к данным словам вопросы устно.

  1. Итог занятия (зад. 14, с. 45)
  • Измените действия по образцу и запишите цепочку из слов, обозначающих действия предмета.

Источник

Разработка урока по русскому языку на тему «Парные глаголы. Способы образования видовых пар.» (6 класс)

Предмет русский язык класс __6______

Дата «_4__» апреля

ТЕМА: Парные глаголы. Способы образования видовых пар.

Обучающая: познакомиться с понятием «видовые пары глаголов», различать их значения; образование глаголов совершенного и несовершенного вида; выделение соотносительных видовых пар.

Развивающая: формирование умения подбора видовой пары к глаголу; наблюдения над словами, помогающими определить вид глагола; сравнение лексического и грамматического значения видовых пар.

Воспитывающая: воспитывать внимательное отношение к языку

Тип урока: изучение и первичное запоминание нового материала

Форма организации урока: общеклассная, работа у доски, самостоятельная

Дидактическое обеспечение урока учебник для 6 класса З.К.Сабитовой, В.К.Павленко

ХОД УРОКА

Беседа по вопросам повторения

-Расскажите о глаголе как части речи?

-Назовите морфологические признаки?

-Какие глаголы относятся к совершенному виду?

-Какие к несовершенному виду?

-На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

3. Формирование новых понятий и способов действия:

Виды глагола

Вид глагола – это категория глагола, которая выражает взаимосвязь действия и результата этого действия. Категория вида присуща для всех глаголов, которые существуют в русском языке.

Все глаголы делятся на две категории: глаголы совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают те действия, которые уже имеют или будут иметь в будущем результат. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделать?

Совершенные глаголы включают в себя следующие действия:

— действия, которые закончились с определенным результатом: нарисовать, выучить;

— действия, которые начнутся в будущем и будут иметь результат: запеть, заиграть;

— действие, которое произошло однократно: прыгнуть, топнуть.

Глаголы, которые обозначают действия, не имеющие временных и пространственных границ, а также не предусматривают результатов, называются несовершенными глаголами.

Несовершенные глаголы отвечают на вопрос: что делать? Например: кричать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Видовые пары глаголов

Глаголы совершенного и несовершенного вида часто образовывают видовые пары. Видовые пары – это глаголы разных видов, которые имеют одинаковое лексическое значение. Например: вычеркнуть (совершенный вид) – вычеркивать (несовершенный вид); достигнуть (совершенный вид) – достигать (несовершенный вид); удвоить (совершенный вид) – удваивать (несовершенный вид).

Большинство глаголов, которые образуют пары, имеют одинаковый корень. Исключениями являются такие видовые пары как: взять (совершенный вид) – брать (несовершенный вид); найти (совершенный вид) – искать (несовершенный вид); поймать (совершенный вид) – ловить (несовершенный вид).

Двувидовые глаголы

Глаголы, которые совмещают в себе признаки одновременно совершенного и несовершенного вида, называются двувидовыми глаголами. Вид таких глаголов можно установить при помощи смыслового анализа предложения.

К категории двувидовых глаголов принадлежат такие глаголы: казнить, женить, ранить, использовать, асфальтировать, автоматизировать, воздействовать и телеграфировать.

Способы образования глагола совершенного вида от глагола несовершенного вида:

Приставок вы-, с-, на-, про- (писать — написать)

Суффиксов -и-, -ну- (решать – решить, колоть – кольнуть)

Чередования звуков (излагать — изложить)

Изменения ударения (отрезать — отрезать)

Замена одного слова другим (говорить — сказать)

Несовершенный вид

Продолжительность и повторяемость действия:

Начало или окончание действия:

4. Применение. Формирование умений и навыков.

Распредели глаголы по рубрикам таблицы.

Снять, идти, увлекать, заплакать, трясти, винить, наказать, информировать, помечтать, существовать, миновать, дирижировать, размечтаться, класть, тосковать, положить, брать, начать, раскричаться.

глаголы несовершенного вида глаголы совершенного вида

Найди «четвертое лишнее» слово.

Повторить, сжечь, хвалить, присоединить.

Рекомендовать, повторить, тренировать, критиковать.

Прочитать, нарисовать, говорить, решить.

Играть, веселиться, придумать, подсказывать.

Подчеркни глаголы, объединенные в видовые пары, укажи вид глаголов.

Делать дело еще не значит сделать его. Ты так долго списываешь задание, что я не знаю, спишешь ли ты его когда-нибудь. Ну вот, строил-строил и построил. Это мясо можно варить три часа. Все равно не сварится. Ремонтировать и отремонтировать — это не одно и то же. Ты так долго писал это сочинение, что наверно и не поверил, что все-таки написал его. Я слышал, что ты хотел покупать учебники, но купил ли ты их? Я начал решать эту задачу и решу ее во что бы то ни стало. Бабушка, ты с утра пилишь меня, думаю, что уже распилила.

Подчеркни глаголы настоящего времени, укажи вид.

Читаем, читал, выпишете, видишь, видела, ненавидят, смотри, смотрите, зависим, зависели, терпят, обидите, слышишь, вижу, гонят, думаешь, прислонишься, побежим, бегает, торопиться.

Работа по карточкам.

а) Определить виды глаголов, способ образования

б) Образовать видовые пары, указать способ образования

в) Составить предложения с данными видовыми парами глаголов

1 группа: Кричать, прятать, купить, заснуть, печатать.

2 группа: Сеять, жечь, носить, умолкнуть, сказать.

3 группа: Выехать, плакать, лечить, объявлять, отрезать.

5. Этап информации о домашнем задании.

Работа по карточкам

От данных глаголов несовершенного вида образовать глаголы совершенного вида при помощи суффиксов:

а) бросать, прыгать, махать, повторять, решать.

б) получать, стучать, изменять, выделять, шагать.

в) чихать, сверкать, выключать, отменять, улыбаться.

6. Подведение итогов урока.

учащиеся объясняют определение вида глагола и способы образования глагола совершенного вида, опираясь на таблицу.

7. Этап рефлексии.

Что мы сегодня повторили на уроке?

Что нового вы сегодня узнали?

Что показалось самым сложным?

Школа при Казахско-Американском университете

Преподаватель: Казакова Т.Ю.

Учебный год: 2017-2018

Тема: Парные глаголы. Способы образования видовых пар.

Видовые пары глаголов

Глаголы совершенного и несовершенного вида часто образовывают видовые пары. Видовые пары – это глаголы разных видов, которые имеют одинаковое лексическое значение. Например: вычеркнуть (совершенный вид) – вычеркивать (несовершенный вид); достигнуть (совершенный вид) – достигать (несовершенный вид); удвоить (совершенный вид) – удваивать (несовершенный вид).

Большинство глаголов, которые образуют пары, имеют одинаковый корень. Исключениями являются такие видовые пары как: взять (совершенный вид) – брать (несовершенный вид); найти (совершенный вид) – искать (несовершенный вид); поймать (совершенный вид) – ловить (несовершенный вид).

Двувидовые глаголы

Глаголы, которые совмещают в себе признаки одновременно совершенного и несовершенного вида, называются двувидовыми глаголами. Вид таких глаголов можно установить при помощи смыслового анализа предложения.

К категории двувидовых глаголов принадлежат такие глаголы: казнить, женить, ранить, использовать, асфальтировать, автоматизировать, воздействовать и телеграфировать.

Способы образования глагола совершенного вида от глагола несовершенного вида:

Приставок вы-, с-, на-, про- (писать — написать)

Суффиксов -и-, -ну- (решать – решить, колоть – кольнуть)

Чередования звуков (излагать — изложить)

Изменения ударения (отрезать — отрезать)

Замена одного слова другим (говорить — сказать)

Задание 1. Распредели глаголы по рубрикам таблицы.

Снять, идти, увлекать, заплакать, трясти, винить, наказать, информировать, помечтать, существовать, миновать, дирижировать, размечтаться, класть, тосковать, положить, брать, начать, раскричаться.

глаголы несовершенного вида глаголы совершенного вида

Задание 2. Найди «четвертое лишнее» слово.

Повторить, сжечь, хвалить, присоединить.

Рекомендовать, повторить, тренировать, критиковать.

Прочитать, нарисовать, говорить, решить.

Играть, веселиться, придумать, подсказывать.

Задание 3. Задание по рядам.

а) Определить виды глаголов, способ образования

б) Образовать видовые пары, указать способ образования

в) Составить предложения с данными видовыми парами глаголов

1 ряд: Кричать, прятать, купить, заснуть, печатать.

2 ряд: Сеять, жечь, носить, умолкнуть, сказать.

3 ряд: Выехать, плакать, лечить, объявлять, отрезать.

Задание 4. Подчеркни глаголы, объединенные в видовые пары, укажи вид глаголов.

Делать дело еще не значит сделать его. Ты так долго списываешь задание, что я не знаю, спишешь ли ты его когда-нибудь. Ну вот, строил-строил и построил. Это мясо можно варить три часа. Все равно не сварится. Ремонтировать и отремонтировать — это не одно и то же. Ты так долго писал это сочинение, что наверно и не поверил, что все-таки написал его. Я слышал, что ты хотел покупать учебники, но купил ли ты их? Я начал решать эту задачу и решу ее во что бы то ни стало. Бабушка, ты с утра пилишь меня, думаю, что уже распилила.

Задание 5. Подчеркни глаголы настоящего времени, укажи вид.

Читаем, читал, выпишете, видишь, видела, ненавидят, смотри, смотрите, зависим, зависели, терпят, обидите, слышишь, вижу, гонят, думаешь, прислонишься, побежим, бегает, торопиться.

СРС: От данных глаголов образовать видовую пару при помощи суффиксов, обозначить вид:

а) бросать, прыгать, махать, повторять, решать.

б) получать, стучать, изменять, выделять, шагать.

в) чихать, сверкать, выключать, отменять, улыбаться.

Источник

Читайте также:  Способы банковского надзора это
Оцените статью
Разные способы