- Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
- Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
- 5.10. Складирование грузов
- Способы укладки (размещения)
- Способы фиксации и укладки грузов для автомобильных перевозок
- Общие требования
- Правила укладки
- Ящики, киповые грузы
- Катно-бочковые и цилиндрические грузы
- Длинномеры
- Штабельная укладка
- Размещение грузов в контейнерах
- Методы удержания
- Блокировка
- Блокировка прокладочным материалом
- Уступ
- Доски на платформе и колодки
- Увязка
- Запирание
- Проверка крепления грузов
- Программы для разработки схем
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
5.10. Складирование грузов
Грузы должны укладываться так, чтобы исключалась опасность их падения, опрокидывания, разваливания и обеспечивались доступность и безопасность их выемки при выдаче в производстве или при погрузке для отправки.
Каждая деталь, каждый материал требует определенного способа укладки и хранения, согласно правилам и нормам укладки на приобъектном складе в соответствии с ГОСТ 12.3.009—76.
Укладка грузов (на погрузочно-разгрузочных площадках и в местах временного хранения) вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю не допускается.
Расстояние от груза и стены, колонны должно быть не менее 1 м, между грузом и перекрытием здания — не менее 1 м, между грузом и светильником — не менее 0,5 м.
Чугунные трубы складируют на деревянных подкладках в штабеля высотой не более 1,5 м. Число труб в штабеле не должно превышать значений, приведенных в табл. 5.2.
На рис. 5.14, 5.15 показаны способы складирования железобетонных конструкций и металлопроката.
На рис. 5.16 показаны способы складирования труб. При укладке штабеля (см. рис. 5.16, г) на невыровненной площадке под нижний ряд кладут подкладки сечением 80 х 100 мм. При укладке железобетонных труб в штабель (см. рис. 5.16, д) подкладки кладут параллельно под цилиндрическую часть трубы. Трубы укладывают так, чтобы раструбы двух соседних рядов были направлены в разные стороны. Трубы последующего ряда располагаются перпендикулярно трубам предыдущего ряда. Трубы диаметром 1400 мм и более укладывают в один ряд. Трубы диаметром менее 100 мм и стержневую арматуру складывают на стеллажах или в инвентарных металлических скобах.
Трубы диаметром мене 500 мм складируют в штабеля высотой до 2 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами.
На рис. 5.17 показаны способы складирования лесоматериалов. При складировании круглого леса (см. рис. 5.17, а) площадку для складирования очищают от сухой травы, коры, щепы или покрывают слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 150 мм. Прокладки устанавливают симметрично продольной оси штабеля не далее чем 1 м от торцов бревен с каждой стороны. Лесоматериалы укладывают комлями и вершинами в противоположные стороны и выравнивают с одной из сторон штабеля. Концы лесоматериалов не должны выступать более чем на 0,5 м.
Источник
Способы укладки (размещения)
Одним из условий рациональной организации хранения грузов на складе является выбор оптимального способа их укладки, который определяется свойствами грузов, их формой, массой, особенностями Упаковки и т. д.
Различают два основных способа укладки грузов при хранении: штабельный и стеллажный.
Штабельную укладку применяют при хранении грузов, затаренных в мешки, бочки или иные средства тары (упаковки), имеющих правильные геометрические формы и способных воспринимать значительную нагрузку. Высота укладки штабелей зависит от прочности тары и свойств грузов.
Стеллажную укладку применяют, как правило, для хранения разукомплектованных грузовых единиц.
Виды стеллажной укладки условно делятся на:
— складирование в полочных стеллажах высотой до 6 метров;
— складирование в полочных высотных стеллажах;
— складирование в проходных (проездных) стеллажах;
— складирование в передвижных стеллажах;
— складирование в элеваторных стеллажах;
— складирование в других видах стеллажей.
Для отдельных видов грузов данные способы, впрочем, как и сам термин «укладка», не применимы. Речь идет о грузах, не поддающихся укладке по общепринятым схемам в силу своих характеристик. Так, грузы выгружаемые наливом, навалом или насыпью, либо предварительно упаковываются, либо помещаются внутрь специального оборудования (например, нефть — в цистерны). Ряд грузов допускается хранить навалом.
Способы укладки (размещения) должны обеспечивать:
— высокую степень используемой площади и объема;
— чувствительность к структурным изменениям грузов;
— низкие эксплуатационные затраты;
— возможность автоматизированного управления;
— возможность быстрого и оперативного поиска необходимого груза;
— устойчивость грузов, находящихся в укладках;
— механизированную разборку укладок и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;
— безопасность работающих в зонах укладок;
Штабели могут формироваться как из затаренных (упакованных) грузов, единичных незатаренных (неупакованных) грузов, так и из груза, складированного навалом. При укладке штабелей из грузов в различной таре (упаковке) необходимо помнить несколько основных принципов.
Так, формирование штабелей из ящиковосуществляется тремя основными способами:
1. Вертикальная укладка. При вертикальной укладке дощатые ящики размещают плотно один к другому и к стенам помещения, по ширине — с наличием просветов величиной 4-5 см между ящиками, а также штабелем груза и стенами. Через каждые два яруса на головки ящиков накладывают рейки сечением 2—3 см, концы которых должны по возможности упираться в стены. В двух верхних ярусах ящики обязательно должны устанавливаться на рейки. Ящики следующих ярусов точно укладываются на ящики нижнего ряда.
2. Перекрестная укладка. Ящики укладывают в первом ярусе вдоль помещения (места хранения), во втором ярусе — поперек помещения (места хранения) и т. д. с просветами между рядами ящиков 4—5 см. При правильной укладке ящики перекрываются между собой.
3. Шахматная укладка. Ящики в нечетных ярусах размещают с просветами между ящиками величиной 4—5 см, на расстоянии 7—8 см
от одной продольной стены помещения (места хранения) и 2—3 см — от другой. Ящики четных ярусов размещают в таком же порядке, но с перекрытием интервалов нижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположенные ящики не менее, чем на 2—3 см. Свешивание крайних ящиков допускается не более чем на одну треть их ширины.
Ящики-лотки и картонные ящики устанавливаются плотным штабелем. При этом ящики-лотки размещают по длине плотно один к другому и к продольным стенам (границам) места хранения так, чтобы все стойки (головки) нижних ящиков-лотков точно входили в имеющиеся для них пазы верхних ящиков.
При необходимости снятия ящика с верха штабеля необходимо предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть. Укладывать ящики в закрытых складских помещениях необходимо с обеспечением ширины главного прохода не менее 3—5 м.
Способы хранения
В зависимости от вида склада, условий хранения, принятой на данном складе методики складских операций применяются следующие способы хранения товаров (материалов, сырья, готовой продукции и пр.):
1. Сортовой. Сорт товара (продукции) — это градация товара (продукции) определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией. При сортовом способе товары разной сортности размещают отдельно друг от друга, что позволяет наиболее рационально использовать складскую площадь и оперативно контролировать расход товаров. Недостатком этого способа является увеличение объема работы для работников склада, поскольку приходится выделять товары одного сорта, поступившие по разным ценам.
2.Партионный. В зависимости от того, на каком складе осуществляется хранение, термин «партия» обозначает разные понятия. Так, изготовители под партией понимают количество товара одного типа (вида), исполнения, размера, изготовленное в течение одной смены. В НТД можно встретить и иное определение понятия «партия» с точки зрения изготовителя — «партией считают количество товаров одного наименования и размера, изготовленных из одного материала по одному техническому регламенту или иному технологическому документу и чертежам». У потребителя под партией понимают количество товара, оформленное одним документом о качестве. Есть и универсальное определение: «Партия — определенное количество продукции одного типа (вида), изготовленное одним предприятием в одинаковых условиях, одновременно предъявленное к приемке и оформленное одним документом о качестве.
Суть партионного способа хранения заключается в том, что каждая партия товара, поступившая на склад по одному транспортному документу, хранится отдельно. При этом не имеет значения что в состав партии входят товары различных сортов и наименований. Можно сказать, что складская площадь используется не совсем рационально, так как остатки товаров одного и того же сорта и
Например, безалкогольные напиткихранят в сухом, затемненном, вентилируемом помещении. Напитки в бутылках, бутылях, банках, алюминиевых лакированных тубах хранятся в заводских ящиках и корзинах, уложенных штабелями высотой не более 2 м. Бутылки с минеральной водой хранят на стеллажах уложенными в штабеля или в ящиках. При этом бутылки, укупоренные кронен-пробками с корковыми прокладками и из полимерных материалов, хранят в горизонтальном положении в ящиках или уложенными штабелями без ящиков высотой не более 18 рядов. Бутылки, укупоренные кронен-пробкой с прокладками из полимерных паст, хранят в вертикальном положении. При хранении минеральных вод допускается появление на внешней поверхности кронен-пробок пятен ржавчины, не нарушающих герметичности укупорки.
Источник
Способы фиксации и укладки грузов для автомобильных перевозок
Укладка грузов — простой, на первый взгляд, процесс. Однако немногие транспортники сегодня знакомы с правилами проведения этих работ. Это приводит к материальным потерям, травматизму, медленной погрузке и разгрузке. Поэтому перевозчики и отправители должны знать, как правильно укладывать грузы и овладеть правилами их удержания.
Общие требования
При хранении однородные грузы укладывают в стеллажи по обе стороны прохода — это сокращает путь перевозки. Если одна ячейка мала, остатки размещают в секции выше по вертикали.
На верхних ярусах раскладываются грузы более длительного хранения, а также те, которые отпускаются со склада в количестве грузового места или поддона.
Способы укладки грузов должны соответствовать таким требованиям:
- обеспечивать устойчивость;
- делать возможным применение технических средств при погрузочно-разгрузочных работах;
- быть безопасными для персонала, работающего рядом.
При складировании в помещениях и на предназначенных для этого открытых территориях, кроме того, соблюдают такие правила укладки грузов:
- делать возможным применение средств индивидуальной защиты;
- не мешать работе пожарной техники;
- не препятствовать циркуляции воздуха в закрытых складах;
- не нарушать требований относительно охранных зон, линий электропередач, других коммуникаций.
Площадка, где складируют материалы, должна быть устойчивой, с уплотненной поверхностью. Зимой эти территории тщательно зачищают от снега, льда.
Запрещено:
- прислонять грузы к заборам;
- укладывать в штабель грузы в сломанной, порванной таре;
- ставитьштабеля друг к другу вплотную, что опасно обвалами.
Правила укладки
В разных странах применялись разные требования к складыванию и креплению грузов. Однако в конце 2000-х специалисты разработали две методики. Они изложены в следующих материалах:
- Руководство по укладке грузов в грузовые транспортные единицы ИМО/МОТ/ЕЭК ООН.
- Европейский стандарт EN 12 195 и EN 12 195: 2010.
В России такие стандарты тоже отсутствуют. И эти источники могут быть использованы для работы с грузами. Однако некоторые требования все же должны обязательно выполняться. Так, следует обращать внимание на маркировку поверхности тары.
Грузы с большей массой и размером размещают внизу, поближе к продольной оси кузова или прицепа. Это позволяет сделать автомобиль более устойчивым, управляемым, способствует лучшему торможению, а также влияет на допустимую полезную нагрузку транспорта.
В целом способы укладки зависят от параметров, прочности упаковки и свойства перевозимых продуктов.
Ящики, киповые грузы
Тяжелые ящики располагают снизу, легкие — сверху. Между слоями укладывают настил из досок. Пустое пространство заполняют меньшей тарой. Если все емкости одного размера, их располагают так, чтобы первый ярус был ровным.
Картонные ящики, чтобы повысить устойчивость, складывают по принципу кирпича, когда верхние кладут на стыке нижних. Если планируется пакетная перевозка в ящичной таре, то грузы надежно скрепляют.
Кипы и тюки складывают плашмя, ровными слоями. Если предстоит размещение других грузов поверху, на последний ярус настилают прочные доски.
Катно-бочковые и цилиндрические грузы
Их располагают горизонтально или вертикально — в зависимости от конструкции тары, ее вида и схемы погрузки. Горизонтальную укладку начинают от середины к бортам. Ряды делают ровными, особенно если формируют следующие ряды. Если ввиду особенностей конструкции кузова укладка ровного ряда груза невозможна, оставляют свободное пространство и заполняют его сепарационными материалами. Бочки с легковоспламеняющимися жидкостями кладут в один слой пробками вверх.
Для грузов в бочках используют стойки. К этим устройствам выдвигаются следующие требования:
- поперечная блокировка против крутящих сил;
- способность выдерживать боковое усилие ½ максимального веса груза на половине высоты загрузки над платформой автомобильной техники.
Барабаны, бочки, трубы укладывают ровными ярусами или тройником, тару в форме конуса — пятериком.
Длинномеры
Стальной прокат, лесоматериалы, трубные изделия и другие длинномерные грузы размещают так, чтобы они были одинакового размера в каждом ряду. Те, что длиннее, находятся снизу. При перевозке лесоматериалов сочетают комель-вершина.
Штабельная укладка
Укладка грузов в штабели производится так, чтобы те были устойчивыми, соблюдая при этом допустимую высоту. Это величина определяется свойствами товара и упаковки, возможностями штабелера, предельной нагрузкой на пол, высотой помещения или кузова. При хранении на складе максимальная высота не должна превышать 6 длин меньшей стороны основания неразборной тары, и не больше 4,5 — складной.
Различают три вида такого метода укладки:
- прямая — используется для бочек и ящиков одного размера, когда емкостьставится точно на другую;
- перекрестная клетка — применяется для разноразмерных ящиков, каждый из которых в верхнем ряду устанавливается поперек нижнего;
- обратная клетка.
Грузы в ящиках и мешках, не собранные в пакеты, укладывают в перевязку. Через каждые два ряда используют рейки (горизонтально), через 5 рядов мешков — доски. При ручной кладке допустимая высота штабеля с ящиками весом до 50 кг и мешками до 70 кг составляет не более 2 метров.
Штабель из бочек, уложенных на бок, не должен превышать трех ярусов. Крайние ряды подклинивают, а между ними используют прокладки. Вертикальная установка не допускает более двух слоев емкостей.
Навальные грузы формируют в штабеля, с углом естественного откоса для таких продуктов. При необходимости вокруг устанавливают защитные решетки.
Размещение грузов в контейнерах
Контейнерную тару заполняют до допустимого показателя брутто, не считая собственной массы тары. Грузы в них не должны ерзать при транспортировке, но размещаются равномерно. Внутри оставляют пространство 3–5 см между грузовыми местами и дверью, делая возможным свободное открытие двери.
Оградительные щиты, упорные буксы, распорные рамки из досок используются для фиксации внутри тары. Между штабелями груза оставляют зазоры, то же — между грузами и стенками. Крепление выполняют таким образом, чтобы исключить повреждение контейнера. Не используют для этого гвозди, скобы. Снизить удельную нагрузку на дно позволяют подкладки, стандартные поддоны.
Методы удержания
Крепление при укладке груза в кузов автомобиля помогает избежать потерь вследствие перемещения и опрокидывания перевозимой продукции, проводится несколькими способами.
Блокировка
При этом способе укладки груз располагают вплотную к стационарным конструктивным элементам — передним, боковым бортам, стойкам, к фиксирующим или блокирующим конструкциям, встроенным в автомобиль, которые призваны исключать любое смещение в горизонтальной плоскости.
Количество зазоров, которые при этом образуются, минимизируют. К переднему борту груз придвигают вплотную или используют прокладочные материалы, ликвидируя тем самым пустоты. Промежутки между грузовыми местами также заполняют, для чего используют, например, порожние поддоны.
Объем свободного пространства в общем не должен быть больше 15 см, что соответствует высоте стандартного поддона.
Блокировка прокладочным материалом
По этому методу упаковки располагают вплотную к блокирующим устройствам и между собой. Если груза для этого недостаточно, пустое пространство заполняют прокладочным материалом. Тогда возникает сжимающее усилие, величина которого пропорциональна общему весу перевозимого.
Возможные прокладочные материалы:
- грузовые поддоны;
- надувные подушки, наполненные сжатым воздухом (не используются вплотную к двери, нежесткой поверхности, перегородкам);
- блокирующие распорки (устанавливаются под прямымуглом к грузу, чтобы выдержать наибольшее давление).
Уступ
Метод работает за счет разной высоты слоев. Для этого под грузовую секцию устанавливают, например, поддоны, поднимая ее и создавая уступ. Ступенька исполняет роль блокировочного элемента. Если упаковка недостаточно жесткая и стабильная, дополнительно устанавливают панели, в качестве которых тоже могут использоваться грузовые поддоны или щиты.
При этом методе блокировки в задней части за последней заблокированной секцией должны находиться, по меньшей мере, две нижележащие секции.
Доски на платформе и колодки
Если состояние настила грузовой платформы позволяет, к ней гвоздями прибивают блокировочные деревянные доски.
Колодками пользуются при транспортировке грузов в цилиндрической упаковке или имеющих такую форму. Высота приспособления составляет не менее трети радиуса качения, если груз не увязывается сверху, а когда скреплен цепью, тросом и т. д. — от 20 см. При этом угол ската составляет 37° в сторону фиксируемых ей предметов. Сама же колодка в сечении представляет собой прямоугольный треугольник со сторонами в пропорции 3, 4, 5. Располагают ее так, чтобы угол 90° был направлен вверх.
Увязка
При этом способе фиксации грузы стягиваются или прижимаются к платформе ремнем, цепью, тросом или другими подобными изделиями. Крепежные приспособления используют таким способом, чтобы они контактировали только с грузом или точками крепления и не изгибались по верху нежестких предметов, боковых перемычек и др.
Различают несколько способов увязки:
- поверху — ремнипроходят по верхней части закрепляемых предметов;
- петлевая — груз крепится к одной из сторон кузова;
- рессорная — охватываются углы перевозимых предметов или всего яруса;
- круговая (диагональная, горизонтальная, вертикальная) — объединение нескольких упаковок;
- прямая — через крепежные кольца и элементы крепления на кузове автомобиля.
Запирание
Грузовые контейнеры, съемные кузова, чья масса превышает 5,5 т, перевозятся на транспорте, оснащенном поворотными замками. Такие устройства устанавливаются во время изготовления автомобилей, прицепов, или же встраиваются в процессе модернизации. Для каждого контейнера используют не менее четырех замков.
Проверка крепления грузов
После укладки грузы проверяют на прочность крепления методом инспекции. Для этого тестируют и в случае необходимости меняют силу натяжения, рассчитывают эффективность. Если того требуют правила перевозки, оформляют необходимые свидетельства.
При быстрой проверке внимание уделяют:
- соответствию методов крепления;
- исправности крепежных средств и материалов;
- состоянию груза и упаковки, дефекты в которых могут повлиять на качество фиксации;
- правильности размещения перевозимого.
Программы для разработки схем
Чтобы упростить задачу по перевозке и избежать перегруза фур, компании используют специальные программные продукты. С их помощью разрабатываются схемы укладки грузов. Оператор вводит параметры автомобиля и прицепа, массу и размеры упаковок, порядок выгрузки, весовые ограничения автомагистралей. Приложение проводит расчеты, и выдает оптимальное решение — с учетом правил, технических ограничений и других факторов.
Это позволяет, например, сократить временные затраты на погрузочно-разгрузочные работы, создание технологических карт. При этом объем перевозимого возрастает на 10–20%.
Правильная укладка и фиксация продукции не только сохраняет грузы целыми и невредимыми, но и выполняет еще одну функцию — снижает вероятность аварийной ситуации на дороге.
Источник