От чего зависят способы раскрытия основного содержания речи

Секреты подготовки публичной речи

«Поэтами рождаются. Ораторами становятся», — это высказывание Цицерона в наше время можно подтвердить различными примерами. На основании лучших речей знаменитых или не очень известных людей риторика изучает общие закономерности, связанные с созданием и произнесением высказываний различных видов и жанров, и на основе этого опыта многих поколений дает более конкретные рекомендации.

В лекции 1 мы говорили о том, что речь строится на основе риторического канона. В этой лекции мы рассматриваем в большей степени этап выражения, продумывание конкретных приемов организации и подачи материала в речи.

Есть общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке любого публичного выступления:

1. Принцип краткости, но, следует добавить, достаточности. Известно, что при сходном содержании краткое выступление обычно оценивается аудиторией как «более деловое». Но все же выступление должно быть достаточно длинным, чтобы слушатели смогли усвоить передаваемую им информацию.

2. Принцип последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждый фрагмент также должен раскрывать основную тему.

3. Принцип усиления состоит в том, что речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Имеется в виду усиление эмоционального накала изложения с помощью интонационных средств, расположения аргументов по степени убедительности и т.д.

4. Принцип результативности, поскольку каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод должен не только подразумеваться, но и обязательно формулироваться словесно.

5. Принцип структурированности: информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована, чтобы ее удобнее было воспринимать и излагать и т.д.

Как же нужно построить речь, чтобы она наилучшим образом учитывала особенности восприятия слушателей?

В этом отношении еще Аристотель разработал трехчастную структуру речи:

При этом давно замечено, что если оратор даже хорошо знает, что и как ему нужно сказать в основной части, то вступление и заключение речи всегда и для всех представляют определенную трудность. И в тоже время всем известно, что в речи действует закон края, благодаря которому лучше всего запоминается начало и конец выступления, поэтому именно этим частям выступления мы уделим большее внимание.

Каковы задачи вступления? Каким оно должно быть?

психологическая – закрепление контакта, внимания и интереса, создание необходимого настроя у аудитории;

содержательная – описание целевой установки, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование);

стратегическая – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление неоднородно по своей структуре. Первое, что четко выделяется в нем, — обращение.Обращение можно одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.

Выделяются следующие варианты вступления:

— слова о времени, месте, где проходит выступление, недавно произошедшем событии;

— обращение непосредственно к интересам аудитории: вопросы жизни и смерти, благосостояния, престиж, несправедливость, сострадание и т.д.;

— обращение к конфликту (при этом под конфликтом традиционно понимается столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, взглядов и т.д.);

— ссылка на речь предыдущего оратора;

— обращение к своим чувствам и переживаниям, а также рассказ о каких-то случаях, произошедших с вами или вашими знакомыми;

— обращение к историческому эпизоду, цитирование известной личности;

— краткое изложение целей и задач выступления;

— использование парадоксального цитирования;

— риторический вопрос, который одновременно активизирует внимание аудитории, эмоционально воздействует на нее и позволяет сформулировать основную проблему речи.

Можно разработать и другие виды вступлений, но, обдумывая вступление, которое предполагается использовать в конкретной речи, нельзя забывать, что его нужно соотнести с темой и обсуждаемой проблемой. Мало того, в одной из частей вступления четко должна быть сформулирована тема и тезис(основная мысль, требующая доказательства или раскрытия).

Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями речи как в содержательном плане, так и с точки зрения стиля. Мы совершенно согласны с О.Ю. Князевой в том, что, использовав яркое, необычное вступление, оратор и дальше должен вести речь в избранной тональности. Если же после творчески построенного, эмоционального зачина оратор переходит к сухим, штампованным фразам и монотонному повествованию, равновесие речи нарушается, и контакт с аудиторией пропадает. Помнить следует также о том, что вступление должно быть лаконичным (традиционно не более 1/8 всего выступления), ведь не ради его произнесения оратор вышел на трибуну! Основная функция вступления, как говорилось выше, — установление контакта со слушателями, возбуждения интереса к теме и к личности оратора, создание у аудитории эмоционального настроя и готовности к восприятию основной части публичной речи.

Мы обратили ваше внимание на важность таких структурных элементов, как вступление и заключение, и рассмотрели варианты первого из них, но на трибуну оратор выходит все-таки ради главной (основной) части, в которой и раскрывается тема речи. Пути раскрытия основного содержания могут быть различны. Они зависят, во-первых, от характера аудитории, во-вторых, от вида речи, поскольку логика изложения в информирующей речи отличается от логики рассуждения в аргументирующей речи. Это связано, в первую очередь, с тем, что цель информирующей публичной речи – сообщение слушателям новой для них информации, а цель убеждающей речи – поиск новой истины, и логика выступает здесь как орудие познания. Какими же могут быть методы изложения материала?

Индуктивный способ– это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению.

Дедуктивный способ– такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов – к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.

Способ аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом аналогии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что, если два явления обладают двумя или несколькими сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях.

Исторический (хронологический) и пространственный способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т.д. Второй предполагает изложение материала с использованием особенностей развития, истории, культуры страны или какого-то района.

Таким образом, выбор способа изложения материала зависит от типа речи (аргументирующая или информирующая), соответственно, от цели, которую ставит перед собой оратор (убедить или подвигнуть на какое-либо действие; сообщить сведения, проинформировать), а также от характера материала (биография какого-либо деятеля, описание процесса, анализ возникшей проблемы, критика чего- или кого-либо и т.д.) и количественного и качественного состава аудитории, о чем необходимо говорить отдельно.

Не менее важной частью ораторского выступления является заключение. Роль заключения очень велика – это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом неудачное вступление может прикрыть удачная основная часть, а неудачное заключение не спасет ничто.

Читайте также:  Моральный вред способ размер компенсации

— повести итог сказанному, суммировать, обобщить все мысли, высказанные в основной части

— кратко повторить основные тезисы речи, еще раз подчеркнуть основную мысль и важность ее для слушателей

— наметить пути развития идей, высказанных оратором

— на основе речи поставить задачи перед слушателями

— закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи.

О чем же надо помнить, продумывая заключение?

Во-первых, о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любой речи. Цели эти во многом определяются типом речи и жанровой принадлежностью ее. Особая концовка может быть у воодушевляющего выступления: это или пожелание, или выражение надежды на что-либо, или эмоциональный лозунг (Так пусть же…). В аргументирующей, информирующей и агитационной речи заключение, как правило, сводится к следующему: суммирование сказанного; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; призыв к действию.

Во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть. Хотя при этом заключение может быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным, поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудиторию гораздо сильнее.

Кроме того, важно, чтобы заключение переходило в концовку речи: этикетные формулы благодарности за внимание и прощания, формулы призыва, пожелания и т.д. При этом нередко заключение и концовка бывают соединены в единой целое.

Какие же виды заключений существуют?

— призыв, который может иллюстрироваться афоризмом, цитатой, поговоркой и т.д.

— интригующая концовка, в которой не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод;

— обращение к аудитории;

— тактический способ, намечающий выход из сложившейся ситуации с помощью называемых конкретных действий (этот вариант считается одним из наиболее эффективных в агитационной речи);

— иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию.

Вариантов произнесения заключения существует много, но необходимо выбрать тот, который соответствовал бы типу и жанру речи, стилистике предыдущей части, характеру аудитории и самого оратора а, самое главное, способствовал бы реализации цели, поставленной им.

Произнося заключение, необходимо помнить, что нельзя заканчивать речь и тут же возвращаться к недосказанному: «Ах, да, я еще хотел сказать, что…». Так же, как и во вступлении, не рекомендуется извиняться: «Извините, я, по-видимому, утомил вас излишне долгими разговорами…». Нежелательно заканчивать выступление шуткой, особенно если обсуждались серьезные проблемы, так как в этом случае у аудитории останется ощущение легкости и несерьезности происходящего. Нельзя оставлять у слушателей ощущение безысходности, даже если в самом выступлении говорилось о серьезных и трудно решаемых проблемах. Обязательно нужно показать возможность выхода из создавшегося положения, наметить перспективы. Завершать выступление нужно на оптимистической ноте.

И, наконец, невозможно оставить речь без заключения вообще. Опыт показывает, что очень часто даже самые внимательные слушатели после окончания выступления самостоятельно не могут сформулировать поставленных проблем, выделить главное.

Как же привлечь внимание аудитории и удержать его на протяжении всей речи?

В самом начале речи необходимо сделать паузу, дать возможность успокоиться самому и сосредоточиться аудитории. Кроме того, эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем самое первое впечатление. Если нет ни кафедры, ни трибуны, ни стола, говорящему лучше встать прямо перед ними, на расстоянии 2-3 метров от первого ряда. Такое расположение выступающего даже предпочтительнее. Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, то есть обвести взглядом собравшихся, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Вот в чем одна из причин того, что написанный текст нельзя читать: даже если читающий время от времени поднимает глаза на слушателей, зрительный контакт с аудиторией постоянно прерывается.

Но овладеть вниманием мало, главное – удержать его на протяжении всей речи. Что будет способствовать поддержанию внимания на всем протяжении речи?

1. Логически стройное изложение материала.

2. Сохранение интригующих моментов, затронутых во вступлении, или наличие «конфликтов» в речи, о которых было объявлено во вступлении.

3. Обращение к разнообразным средствам наглядности: ярким примерам для подтверждения теоретических положений, диаграммам, запоминающимся метафорам и сравнениям, аналогиям.

4. Речевая динамичность выступления, которая предполагает использование интонационных и голосовых средств (пауз, повышений и понижений голоса, изменение его громкости, темпа речи, изменение логического ударения и т.п.), а также кинетической (двигательной) системы общения (взгляда, мимики, жестов, телодвижений, положения в пространстве).

5. Использование языковых средств поддержания внимания: обращений к аудитории, повторов, риторических вопросов.

6. Диалогизация всей речи (выступление построено в форме вопросов и ответов самого же оратора, слушатели вовлечены в мысленный диалог с говорящим).

7. Использование кратких отвлечений от темы, юмора для активизации внимания аудитории.

8. Лаконичность выступления не в ущерб содержательной стороне.

Источник

От чего зависят способы раскрытия основного содержания речи

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Добро пожаловать!

а) Вы – студент 1 курса. Вам необходимо обратиться с просьбой: к ректору, декану, заведующему кафедрой, преподавателю, товарищу.

б) Вы – председатель профсоюзного комитета организации. К вам пришел: ваш старый друг (подруга), старый знакомый ваших родителей, незнакомый мужчина (женщина), незнакомый молодой человек (девушка), руководитель организации, технический работник. Примите их.

в) Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:

— ветерана Великой Отечественной воины принять участие в празднике;

— учёного из университета выступить на научно-практической конференции;

— преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;

— руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.

г) Вы – руководитель коммерческой структуры. У вас в фирме есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать с 3–4 претендентами на это место. Они пришли по объявлению.

Задание 7. Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться:

1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;

2) к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку;

3) к секретарю в приёмной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника;

4) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению;

5) к приятелю, чтобы попросить у него учебник;

6) к преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен.

Задание 8. Что вы скажете для того, чтобы разрядить обстановку в такой ситуации:

• жена приходит домой и застаёт вас собирающим черепки её любимой вазы, которую вы только что разбили; она бросается на вас с упрёками;

• сосед звонит к вам в дверь, возмущённый тем, что ваш сын разбил мячом окно его квартиры на первом этаже;

• сосед возмущён тем, что вы поставили автомобиль на его место во дворе;

• тёща устроила скандал, потому что в выходные дни вы всё время чем-то заняты и не находите времени поработать на даче;

• любимая девушка (юноша) обиделась (обиделся), потому что кто-то сказал, что вас вчера видели с другой (другим) на пляже.

Домашнее задание Подготовьте на 1–2 минуты историю преступления из вашей или чьей-то чужой жизни:

а) самую трогательную;

б) самую банальную;

в) самую позорную;

Практическое занятие ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (2 часа) Цель занятия: проверить остаточные теоретические знания студентов.

Задание 1. Выполните тест «Есть ли у вас задатки блестящего оратора».

Тест: «Есть ли у Вас задатки блестящего оратора» (Двадцать восемь вопросов для самопроверки) 1. Задумывались ли Вы когда-нибудь, о чём размышляют другие, когда Вы говорите Пытаетесь ли Вы бессознательно поставить себя на их место 2. Прислушивались ли вы когда-нибудь к собственному голосу просто из интереса, как он звучит 3. Видели ли вы себя когда-нибудь на видеозаписи Довольны ли вы тем, как вы двигаетесь, как держитесь, как смотритесь со стороны 4. Нравится ли вам помогать другим решать их проблемы 5. Какое местоимение Вы чаще употребляете «Ты» или «Вы» 6. Когда по телевиденью идут теледебаты или другие дискуссии не приходила ли вам в голову мысль «Я тоже бы не прочь попробовать 7. Когда вы смотрите по телевизору передачу, где группа специалистов обсуждают какую-либо проблему, случается ли так, что вы можете ответить на вопрос ведущего раньше их 8. Хорошая ли у вас память 9. Любите ли настольные игры наподобие «Монополии». Способны ли вы сами придумать настольную игру 10. Ощущаете ли вы то, что чувствуют другие 11. Бывает ли с вами так, что в разгаре оживлённого спора вы иногда начинаете защищать иную точку зрения только потому, что вам нравиться спорить 12. Можете ли вы прекратить путанный, бестолковый разговор, ухватив главное и высказав это так, что все поймут и согласятся с вами 13. Полны ли вы энергией Кажется ли вам, что другие говорят слишком медленно 14. Есть у вас что-то от заводилы Случалось ли вам начинать аплодировать первым 15. Любите ли вы рассказывать другим то, что знаете сами. Можете ли вы представить себя преподавателем, лектором в большой аудитории 16. Способны ли вы мыслить зрительными образами Представляются ли Вам, когда Вы говорите, воображаемые картины 17. Способны ли вы сейчас, взглянув в окно, подробно и увлекательно рассказать о том, что Вы там увидели 18. А интересно ли вам выполнить упражнение, предложенное в предыдущем вопросе 19. Можете ли вы, переварив (прочитав) обширный материал, изложить его простым и понятным языком 20. Любите ли вы чувствовать себя хозяином положения 21. Способны ли вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении Можете ли вы спокойно отвечать на провокационные вопросы 22. Нравится ли вам демонстрировать другим свою работу и объяснять другим, как Вы это сделали 23. Нравится ли вам наглядно демонстрировать то, о чём вы говорите 24. Оптимист Вы или часто отступаете перед трудностями 25. Приходилось ли вам выступать в школьных спектаклях 26. Смотрите ли вы в глаза людям, когда обращаетесь к ним 27. Смотрите ли вы в глаза людям, когда они обращаются к вам 28. Поворачиваются ли к вам коллеги, когда приходит время подводить итоги или выступать Если вы ответили «Да» по крайней мере, на половину вопросов, у вас есть неплохие шансы стать первоклассным оратором. Если ваш результат не столь хорош, не всё ещё потеряно. Вы во всяком случае не лукавите сами с собой, а это, в конечном счёте, – самое главное. Если вы не отступитесь и, будете постигать приемы риторики, считайте, что вы получили дополнительные 10 очков за настойчивость и волю к победе.

Задание 2. Выполните тесты по курсу «Риторика и ораторское искусство».

1. Что нужно, чтобы овладеть агитационной речью а) стремиться предвосхитить ответную реакцию противника;

б) заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении;

в) сделать речь максимально адресованной данной аудитории.

2. Какие основные потребности людей нужно учитывать, создавая политическую речь а) потребности материального существования;

б) потребности в любви;

в) потребности в безопасности.

3. По какому критерию вы будете судить речь: информирующую или агитирующую а) на основании содержания;

б) на основании наличия слоганов и призывов;

в) на основании явной и скрытой агитации.

4. Каковы главные отличия митинговой речи от других видов речей в политической сфере а) лаконизм содержания;

б) эмоциональность выступления;

в) мобилизирующие факторы.

5. Что главное в интервью на телевидении а) невербальные средства общения;

б) пафосность произнесения;

в) увлекательность изложения.

6. Что главное в интервью на радио а) разнообразие тона и голоса;

в) серьёзность содержания речи.

7. Что самое главное в интервью для прессы а) увлекательность изложения;

б) собственный взгляд на вещи;

в) правильные вопросы журналиста.

8. От чего зависят способы раскрытия основного содержания речи а) от характера аудитории;

в) от ваших речевых способностей.

9. Какие методы изложения материала в основной части выступления продуктивны а) индуктивный и дедуктивный способы;

б) способ аналогии;

10. Что главное в подготовке речи а) исполнение речевого канона;

б) украшение речи;

11. Что обеспечивает адекватное замыслу исполнение речи а) отрепетированность;

б) зазубривание речи наизусть;

в) произнесение по ключевым словам.

12. Что повышает эффективность информирующей речи а) учёт состава аудитории;

б) компетентность оратора;

в) структурированность информации.

13. Какие коммуникативные тактики более характерны для политической речи а) тактика обращения к эмоциям слушателей;

б) тактика учёта ценностных ориентиров;

в) тактика призыва адресата.

14. Какие основные слагаемые успеха организационной речи а) совещание с членами коллектива;

б) мобилизующая роль ведущего;

в) соблюдение порядка работы всей команды/ 15. Какое поведение руководителя совещания правильное а) учёт мнения всех присутствующих;

б) создание дискуссии;

в) находится на нейтральных позициях.

16. Как усилить убедительность речи а) привести факты, цифры, свидетельства;

б) составить удачные призывы;

в) критиковать оппонентов.

17. От чего в большой степени зависит выбор способа изложения материала речи а) от цели речи;

б) от информации, которой оратор располагает;

в) от состава аудитории.

18. Какую задачу выполняет вступление речи а) коммуникативную;

в) закрепительную, юмористическую.

19. Какую задачу выполняет заключение речи а) коммуникативную;

20. Как привлечь внимание аудитории во время речи а) помолчать;

б) установить зрительный контакт;

в) применить приём «зацепляющий крючок».

21. Как сделать произнесение речи эффективным а) логически стройно изложить материал;

б) создать интригующие моменты;

в) обеспечить лаконичность речи.

22. Как создать диалогизацию речи а) построить выступление в форме вопросов и ответов самого же оратора;

б) разговаривать с аудиторией;

в) отвечать на выкрики слушателей.

23. Как отвечать на вопросы аудитории а) кратко и обтекаемо;

б) вежливо и доброжелательно;

в) конкретно, по существу проблемы.

24. Какие законы риторики наиболее важны а) закон близости содержания речи интересам жизни;

б) закон триединства;

в) закон эстетического наслаждения речью.

25. Какие общие принципы нужно соблюдать при подготовке публичного выступления а) принцип последовательности;

б) принцип занимательности;

в) принцип результативности.

26. Что способствует поддержанию внимания на протяжении речи а) наглядность;

в) речевая динамичность.

27. Как создать коммуникативное лидерство а) инициативой общения;

б) структурированием общения;

в) целенаправленностью общения.

28. Какие фазы общения являются важнейшими для успешной коммуникации а) вступление в речевой контакт;

б) упрочение взаимодействия;

в) привлечение внимания.

29. Какие виды спора являются самыми продуктивными а) полемика;

30. Какова цель аргументирующей речи а) убедить собеседника;

б) развлечь слушателя;

в) вызвать полемику.

31. Какие аргументы считаются достаточными а) истинные;

б) не противоречащие друг другу;

32. Какие признаки характеризуют диалектическую речь а) дискуссионность;

в) использование «чучела оппонента».

33. В каких ключевых понятиях проявляется рекламная риторика а) новизна, престижность;

34. Какое главное правило эффективного общения в рекламной риторике а) простота, доступность;

в) яркая наглядность.

35. Какие виды речей относятся к академической речи а) парламентская;

в) политическое обозрение.

36. Какие виды речей относятся к социально-бытовой риторике а) юбилейная;

37. Какие виды речей относятся к судебной риторике а) доклад;

б) выступление на съезде;

в) обвинительная речь.

38. Какие виды речей относятся к гомилетике а) защитительная речь;

б) агитаторская речь;

в) проповедническая речь.

39. Какие виды речей относятся к политической риторике а) научное сообщение;

б) митинговая речь;

в) застольная речь.

40. Какие аудитории относятся к малым а) до 25 человек;

б) до 50 человек;

в) более 100 человек.

41. Выступление в массовой аудитории требует а) эмоциональности;

б) глубоких знаний;

в) простоты и ясности.

Ключи к тестам 1 – в; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – а, б, в; 10 – а; 11 – а, в; 12 – а, б, в; 13 – б, в; 14 – б; 15 – в; 16 – а; 17 – а, в; 18 – а; 19 – б; 20 – в; 21 – а; 22 – а; 23 – в; 24 – б; 25 – в; 26 – в; 27 – б; 28 – б; 29 – б; 30 – а; 31 – а, б; 32 – б, в; 33 – б, в;

34 – в; 35 – б; 36 – а; 37 – в; 38 – в; 39 – б; 40 – а; 41 – а, б, в.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Если мы не достигли цели, то, по крайней мере, мы видим, к какой цели надо стремиться.

М.Т. Цицерон Человек есть то, во что он верит.

А.П. Чехов Изучив предложенные в практикуме темы, вы должны в достаточной степени овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками в области классической и современной, общей и частной риторики.

Авторы практикума искренне желают вам:

– удачи в применении полученных знаний;

– трудолюбия на пути к достижению поставленных целей;

– веры в то, что вы обязательно добьётесь ораторского совершенства.

Будьте смелее в выборе риторических средств, не бойтесь как можно чаще публично выступать с речами. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и что нет таких недостатков, которые нельзя преодолеть с помощью работы над собой (вспомните Демосфена).

Стремитесь к краткости, точности, простоте и изяществу высказывания. Работая над собой, вы обязательно станете харизматичным и успешным человеком, настоящим оратором и отличным профессионалом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Античные риторики / сост. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

2. Аннушкин, В.И. Риторика : хрестоматия / В.И. Аннушкин. – Пермь, 1994.

3. Безменова, Н.А. Очерки по истории риторики / Н.А. Безменова. – М., 1991.

4. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.С. Павлова. – Ростов н/Д. : Феникс, 1996.

5. Горелов, И.Н. Умеете ли вы общаться / И.Н. Горелов. – М., 1991.

6. Зарецкая, Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М. : Дело, 1998.

7. Ивин, А.А. Основы теории аргументации : учебник / – М., 1997.

8. Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. – М., 1994.

9. Леммерман, X. Учебник риторики / X. Леммерман. – М., 1997.

10. Марченко, О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры / О.И. Марченко. – М., 1994.

11. Михальская, А.К. Основы риторики / А.К. Михальская. – М. : Просвещение, 1996.

12. Михальская, А.К. Русская риторика. Хрестоматия / А.К. Михальская. – М. : Просвещение, 1996.

13. Мурашов, А.А. Риторика : хрестоматия-практикум / А.А. Мурашов. – М., 1998.

14. Соколова, В.В. Культура речи – культура общения / В.В. Соколова. – М., 1995.

15. Сопер, П.Л. Основы искусства речи / П.Л. Сопер. – М., 1992.

16. Смелякова, З.С. Азбука общения / З.С. Смелякова. – Самара, 1994.

17. Волков, А.А. Курс русской риторики / А.А. Волков. – М., 2001.

18. Далецкий Ч. Риторика: заговори и я скажу, кто ты : учебное пособие. – М., 2003.

19. Михальская, А.К. Русский Сократ : лекции по сравнительно-исторической риторике / А.К. Михальская. – М., 2005.

20. Введенская, Л.А. Деловая риторика : учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Павлова Л.А. – М., 2004.

21. Вагапова, Д.К. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.К. Вагапова. – М., 1999.

22. Ивин, А.А. Риторика – искусство убеждать : учебное пособие / А.А. Ивин. – М., 2003.

| • Главная | • Контакты |
Читайте также:  Угловой способ расположения реквизитов приказа
© 2011 www.dissers.ru — «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Оцените статью
Разные способы