Освоение всех частей речи способов словообразования решает задача
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).
3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.
Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.
4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.
а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Источник
Формирование словаря
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий.
Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.
Формирования словаря — это целенаправленный процесс обогащения словаря детей за счет новых и трудно произносимых слов.
· Обогащение словаря — количественное накопление словаря;
· Уточнение и закрепление словаря- словарно-стилистическая работа;
· Активизация словаря — самостоятельное употребление слов в речи; перевод слов из пассивного словаря в активный;
· Устранение нелитературных слов.
2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).Это фонетическая и орфоэпическая правильность речи.
· развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка;
· обучение правильному звукопроизношению;
· воспитание орфоэпической правильности речи;
· овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
· выработку четкой дикции.
· Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).
3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).
Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.
Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.
· Учить детей понимать обращенную к ним речь и её грамматическую конструкцию;
· Обобщать речь ребенка грамматическими конструкциями и формами (род, число, падеж);
· Развивать у детей лингвистическое отношение к языку речи;
· Развивать поисковую активность в сфере грамматики.
4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.
а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин).
б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.
«В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.
Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.
· Познакомить детей с терминами слово, слог, предложение, звук, ударение, ударный звук , безударный, твердый и мягкий.
· Учить детей проводить звуковой анализ слова;
· Учить детей работать с модлелью;
· Продолжать развивать фонематический слух.
6. Ознакомление с художественной литературой.В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции.
Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.
Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются объективно существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.
Источник
Коллоквиум, зачет, экзамен — это
а) функции контроля;
в) формы контроля;
50. Индивидуально – психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности, являются условием ее успешного выполнения, проявляющиеся в деятельности и всегда являются результатом развития — это
а) способности;
51.Предметом изучения методики развития речи является:
а) знания о языке как знаковой системе;
б) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения;
в) теория речи и речевой деятельности;
г) язык как продукт общественно-исторического развития.
52.Методика развития речи – это наука:
а) изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения;
б) изучающая лингвистическую природу языка;
в) изучающая особую способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков;
г) изучающая совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.
53. Положение о языке как продукте общественно-исторического развития, как важном средстве социального взаимодействия людей является:
а) естественнонаучной основой методики развития речи;
б) философской основой методики развития речи;
в) психологической основой методики развития речи;
г) лингвистической основой методики развития речи.
54. Учение о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи является:
а) естественнонаучной основой методики развития речи;
б) философской основой методики развития речи;
в) психологической основой методики развития речи;
г) лингвистической основой методики развития речи.
55. Теория речи, речевой деятельности, функций речи, является:
а) естественнонаучной основой методики развития речи;
б) философской основой методики развития речи;
в) психологической основой методики развития речи;
г) лингвистической основой методики развития речи.
56. Фундаментальными задачами методики развития речи являются:
а) исследование процессов овладения речью, общением;
б) изучение закономерностей обучения родной речи;
в) определение принципов и методов обучения;
г) все вышеперечисленные.
57.В книге «Как Гертруда учит своих детей» подробно изложил методику обучения детей произношению звуков, слогов:
а) Ян Амос Коменский;
б) Иоганн Генрих Песталоцци;
в) Фридрих Фребель;
г) Мария Монтессори.
58. Проследил изменения словаря и грамматических форм детской речи в своей монографии «Ребенок от года до четырех лет»:
б) Е.Н. Водовозова;
в) Е.А. Аркин;
59. Разработала методику организации экскурсий и осмотров с целью обогащения содержания речи:
б) Е.Н. Водовозова;
г) Е. И. Тихеева.
60. Теоретическое обобщение методики развития речи в учебном пособии «Методика развития речи детей» принадлежит:
а) А.М. Бородич; в) А.П. Усовой;
б) Е.А. Флериной; г) Г.М.Ляминой.
61. Формирование умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов решает задача:
а) развитие словаря;
б) воспитание звуковой культуры речи;
в) формирование грамматического строя речи;
г) развитие связной речи.
62. Освоение всех частей речи, способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций решает задача:
а) развитие словаря;
б) воспитание звуковой культуры речи;
в) формирование грамматического строя речи;
г) развитие связной речи.
63. Содержание и уровень речевого развития детей определяет такое средство речевого развития как:
а) общение взрослых и детей;
б) культурная языковая среда;
г) художественная литература;
64.Подражая окружающим, дети перенимают произношение, словоупотребление, построение фраз, такое средство речевого развития называется:
а) общение взрослых и детей;
б) культурная языковая среда;
г) различные виды искусств.
65. Эмоциональное воздействие музыки, театра стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, раскрывает средство:
а) общение взрослых и детей;
б) культурная языковая среда;
г) различные виды искусств
66. Методы, направленные на накопление содержания речи, такие как экскурсии, осмотры, рассматривание, относятся:
а) к наглядным методам обучения;
г) все ответы верны.
67. Чтение, рассказывание, заучивание наизусть, пересказ, беседа – являются:
а) наглядными методами обучения;
г) все ответы верны.
68. Дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды – являются:
а) наглядными методами обучения;
г) все ответы верны.
69.Правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми, называется:
а) речевой образец;
б) повторное проговаривание;
70. Разъяснение способа действия для достижения определенного результата, называется:
а) речевой образец;
б) повторное проговаривание;
в) указание;
71. Раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия, называется:
а) речевой образец;
б) объяснение;
72. Словесное обращение, требующее ответа, называется:
а) речевой образец;
б) повторное проговаривание;
г) вопрос.
73. Вопросы, требующие установления связей и отношений между явлениями – «почему? Зачем? Чем похожи?», называются:
б) поисковые;
74. Методы, основанные на воспроизведении речевого материала, готовых образцов, называются:
в) репродуктивные;
75. Целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка, называется:
а) методика воспитания звуковой культуры речи;
б) методика формирования грамматического строя речи;
в) методика словарной работы;
г) методика развития связной речи.
76. Усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов уже имеющихся в лексиконе, решает задача словарной работы:
а) обогащение словаря;
б) закрепление и уточнение словаря;
в) активизация словаря;
г) устранение из речи нелитературных слов.
77. Вытеснение из речи жаргонных, диалектных, просторечных слов, которые дети приобретают в условиях неблагоприятной речевой среды, решает задача словарной работы:
а) обогащение словаря;
б) закрепление и уточнение словаря;
в) активизация словаря;
г) устранение из речи нелитературных слов.
78. . Основными требованиями к экскурсиям и осмотрам являются:
а) интерес детей к теме;
б) концентрация внимания ребенка на главном;
в) обеспечение активного восприятия за счет вопросов, активного действия с предметами;
+ г) все вышеперечисленные.
79. Направлениями работы по формированию грамматического строя речи детей являются:
а) предупреждение грамматических ошибок;
б) совершенствование синтаксической стороны речи;
в) развитие интереса и чуткости к форме речи;
г) все вышеперечисленное.
80. . Критерий доступности понимается как:
а) учет жизненного опыта и постановка задач, требующих душевных усилий;
б) включение в круг чтения произведений о труде, вещах, природе и т.д.;
в) раскрытие в образах идеалов справедливости, добра, сострадания;
г) приобщение ребенка к духовной жизни своего народа.
81. Мера педагогически целенаправленного воздействия педагога на воспитанника, умение устанавливать продуктивный стиль отношений, называется
a) педагогическая техника; в) педагогический такт;
б) педагогическое мастерство; г) педагогические способности.
82.Какому стилю общения педагога с детьми соответствует данный эпитет «плывущий плот»
г) правильного ответа может не быть.
83.Объединение разнообразных приемов личного воздействия воспитателя на воспитанника называется
a) педагогическое мастерство;
в) педагогическая культура;
г) педагогический талант.
84.Что из перечисленного не является педагогическими способностями
85.Стабильное эмоционально-положительное отношение к детям, забота о них, ровный стиль общения – это
a) пассивно-положительный стиль отношений;
б) неустойчивый стиль отношений;
в) устойчиво-положительный стиль отношений;
г) правильного ответа может не быть.
86.Искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, состояние движением мускулов лица называется
Источник