- Освоение информации сознанием человека.
- В помощь студенту: различные способы запоминания информации
- Методика №1. Метод аналогии или ассоциаций.
- Методика №2. Аббревиатура.
- Методика №3. Запоминаем зрительно.
- Методика №4. Метод расположения предметов или метод «Цицерона».
- Методика №5. Рифмирование.
- Методика №6. Шифруем запись.
- Методика №7. Интервальное повторение.
- Методика №8. Краевой принцип.
- Методика №9. Вникаем в суть.
- Методика №10. Метод Фейнмана.
- Рекомендации экспертов Дисхелп по максимально эффективному усвоению материала
Освоение информации сознанием человека.
Информация является свойством материи и, таким образом, частью процесса взаимодействия человека и мира. Для того, чтобы начался, собственно процесс обработки информации, необходимо наличие Субъекта, способного информацию воспринимать. Человек является Субъектом в информационном процессе, воспринимая информационный поток своим сознанием. А поскольку все, воспринимаемое Субъектом, является субъективным переживанием, речь идет, собственно, о познании, структурировании, синтезе Субъектом самого себя.
Информация – это свойство материи быть организованной, иметь структуру и свойства, т.е. быть определяемой. Любая информация материальна по форме существования и нематериальна по содержанию. Материальность формы обнаруживается органами чувств человека, а содержание – его сознанием http://www.computerra.ru/394724/page3.html
Модель процесса обработки информации выглядит примерно таким образом:
-получение информации, восприятие потока информации
-процессинг (обозначение критериев для выявления «лишней» информации и «отсев» ее, как информационного шума; сохранение информации, отвечающей выбранным критериям)
-анализ ( структурирование) полученной информации
После синтеза информации происходит качественное изменение Субъекта, в данное статье будет использоваться термин «новое состояние Субъекта» (НСС). Качественное изменение Субъекта влекут за собой качественное изменение среды его существования, внешней среды, Объекта.
Собственно, синтез информации можно назвать процессом перехода в «новое состояние».
Важно также отметить, что синтез информации имеет фрактальную природу. Согласно гипотезе информационного синтеза http://nemoai.narod.ru/Library/Gipoteza_informacionnogo_sinteza.mht , обработка информации включает в себя взаимодействие прошлого опыта и непосредственно, нового, новой информации. То есть, новое состояние Субъекта (НСС) включает в себя его все старые формы.
Взаимодействие сознания человека с информацией является не только познавательным* или эволюционным процессом, но и потребностью:
Одной из характерных черт сознания человека (а, следовательно, и его души) является явно выраженная потребность в потреблении, обработке и усвоении информации. Потребность, присущая всему живому и достигшая в процессе эволюции своего максимума у человека. Играя колоссальную роль во всех процессах работы сознания, потребность в информации оказывает огромное влияние на всю высшую психическую деятельность человека. При этом наиболее важной оказывается не столько сама потребность, сколько способность к ее удовлетворению.
http://www.ateism.ru/books/sklyarov/glava17.htm
*Под познавательным процессом понимается не только сугубо когнитивная деятельность. ФА использует термин освоение. Освоение информации означает обработку и как бы встраиванием в новый, более сложный фрактал простых элементов разного порядка. Например, пищеварение сопровождается насыщением клеток микроэлементами ( физическое), но, также, эмоциональными реакциями ( психическое). В данном познавательном информационном процессе освоена информация физического и психического характера.
Если рассмотреть процесс удовлетворения этой потребности в информации как фрактальную модель, то можно выделить такие виды этого процесса**:
Потребность в кислороде. Дыхание.
Потребность в воде. Жажда.
Потребность в пище. Пищеварение.
Потребность в отдыхе. Сон.
Потребность в сексе. Оргазм.
**здесь рассматриваются осознаваемые человеком процессы. Например, к первичному виду процесса освоения информации относится также процесс регенерации и отмирания клеток организма. Но этот процесс практически никак человеком не ощущается и не осознается.
В каждом из этих процессов присутствует обработка и освоение информации. В каждом из этих процессов присутствует временная пауза, необходимая для полного освоения информации и, собственно синтеза, предшествующего НСС.
В зависимости от сложности процесса и сложности информации, пауза, необходимая для освоения информации, может быть различной. Так, пауза между вдохом и выдохом, необходимая для насыщения клеток кислородом и избавления от токсинов, может быть незначительной и управляемой сознанием человека. Такой сложный процесс, как сон, является паузой между состоянием усталости и активности. Во сне происходит освоение как физической, психической информации, так как информации ментальной. Оргазм, как пауза между потребностью в сексе и сексуальным удовлетворением, является концентрированным эмоционально и сжатым по времени освоением информации разных уровней: физического, психического ( эмоционального) и ментального.
ФА-гипотеза.
Предполагается, что людям уже знакомы более сложные способы структурирования и синтеза информации. В частности, описаны состояния сознания, которые можно обозначить как острое переживание счастья (ОПС). Описания этого состояния совпадают в следующих моментах:
-внезапность ( счастье «накрывает», длится «мгновение»)
-чувство любви или свободы. Здесь можно выделить 3 группы описаний. В первой группе импульсом к переживанию состояния счастья является близость с любимыми людьми. Во второй – восприятие природных явлений (гроза, дождь, горы, закат). В третьей – реализация некоего материального желания, того, к чему стремился человек
-пролонгированность « на всю жизнь»
ОПС часто описывается как одновременное обострение всех чувств и ощущений, концентрация внимания на одновременно происходящих различных процессах. Результатом ОПС часто становится рациональный вывод: «вот для чего стоит жить». То есть, можно утверждать, что ОПС является квинтэссенцией физических, психических и ментальных ( духовных) процессов в жизнедеятельности человека. Но, в отличие от оргазма, который оставляет человека в его « здесь и сейчас», ОПС часто становится неким особенным и значимым переживанием человека, который «собирает» , структурирует его жизнь, как бы соединяя его прошлое, настоящее и будущее в единый Фрактальный Комплекс. Вероятно также, что ОПС формирует направление вектора жизнедеятельности человека.
Понимание этого вида процесса как подключения к коллективному бессознательному не является до конца верным, так как часто в описаниях фигурирует природа, как некий толчок к описываемому состоянию. Вероятно, что ОПС является сложным процессом, одновременно активизирующим и социальную, и культурную, и животную природу человека.
Цитаты, описывающие состояние счастья:
Острое ощущение счастья, как правило, приходит внезапно, накрывает с головой, как волна, а потом постепенно откатывается. Но запоминается этот момент надолго, иногда – на всю жизнь, и воспринимается как одна из ее вершин http://www.sunhome.ru/psychology/13763
…словами это точно не передать, потому как, было ощущение душевное и длилось всего мгновенье…
Вот сегодня смотрела красивый закат и подумала что ради этого стоило рождаться и жить. Счастье не нужно анализировать. его нужно испытывать…
Недавно смотрели с мужем «Пианист», и вот я лежу, мужа сзади обнимаю, в животе малой пихается, старший в кровати сопит и бормочет что-то, собака сидит возле кровати и голову на ногу положила — что еще надо? Это было Оно…
У меня часто бывают моменты, когда я прям кожей понимаю , что безумно счастлива прямо сейчас…
моё «абсолютное счастье» — это мой Покой в Сейчас))) Полное ощущение себя при полном присутствии в настоящем моменте.)))…
мне года 4 или 5 и я сижу у мамы на руках, а мама качается на стуле, на задних ножках так и мы с ней хохочем от этого, наша новая квартира залита солнцем и нам обеим так хорошо)… http://tetkam.net/style-article.php?pageCatId=4&artId=3137
Первое, что приходит, — это физическое ощущение. Я на своем месте, мне легко дышится, мои глаза широко открыты, руки пока просто перебирают материал, но в любую секунду готовы заработать. Как будто сами, по наитию. Внутри все готово к движению, маленький импульс — и вперед. Я живая. Вся, целиком. Это место: Здесь не просто хорошо, это больше… Вход в особое состояние души не охраняется, за него не конкурируют, его не пристало связывать со счастьем, — а между тем оно именно здесь ближе, чем где-либо. «Двери» оказались совершенно разными, само же состояние — узнаваемо всеми и не нуждается в том, чтобы его «пробовали на зуб». Настоящее, настоящее — как удар сердца. http://www.syntone-kazan.ru/library/books/?item_id=541¤t_book_page=21
С освоением процессов обработки информации приходит вариативность. Существуют практики дыхательных медитаций, позволяющие привносить в процесс дыхания, кроме клеточного обновления, обработку новой информации и усложнять процесс. Искусство принятия пищи и напитков, техники голодания позволяют управлять процессом освоения информации и делать его более сложным. То же относится к сновидениям и сексу — существуют практики, позволяющие сделать переживания этих пауз управляемыми.
Отказ от того или иного вида освоения информации является неконструктивным и дисгармоничным. В человека, как в яйце мироздания, уже есть разной сложности потенциальная способность к восприятию и освоению информации.
Источник
В помощь студенту: различные способы запоминания информации
Обучение студентов предполагает глубокое изучение общеразвивающих и профильных предметов в рамках выбранной специализации. Объем новой информации настолько велик, что порой запомнить все удается с трудом. Более того, ситуация усложняется тем, что все новшества преподают в короткие сроки, а это в значительной степени усложняет процесс вникания и запоминания, усвоения материала.
Обучение студентов предполагает глубокое изучение общеразвивающих и профильных предметов в рамках выбранной специализации. Объем новой информации настолько велик, что порой запомнить все удается с трудом. Более того, ситуация усложняется тем, что все новшества преподают в короткие сроки, а это в значительной степени усложняет процесс вникания и запоминания, усвоения материала.
Учащийся должен не просто выучить «на зубок» каждый предмет для преодоления зачета или экзамена. Все полученные им знания должны быть пригодными в жизни, на практике, а значит запомнить информацию нужно максимально эффективно: раз и навсегда. Сегодня мы расскажем, какие методики облегчат обучение и запоминание материала.
Методика №1. Метод аналогии или ассоциаций.
Любое новшество, которое трудно поддается усвоению, можно выучить благодаря ассоциациям. Для этого достаточно провести параллель с каким-либо привычным явлением, событием. Притом установленная аналогия может не иметь ничего общего с изучаемым явлением. Она должна быть проста, близка и понятна непосредственно студенту: событие из его жизни, любимое слово и пр.
Применение метода аналогий на практике
Опытные эксперты рекомендуют проводить аналогию со схожими словами, созвучные с изучаемым термином или темой. Подобный прием способен ускорить «учебный процесс» на 40-50%, при этом запоминание информации гарантировано.
Данной методики чаще всего придерживаются люди с хорошей фантазией, яркой и насыщенной жизнью, которым есть что «сопоставить» с термином, предметом и пр.
Методика №2. Аббревиатура.
Аббревиатура представляет собой сокращение слов. Сегодня каждый из нас ежедневно сталкивается с различными сокращениями: МВФ, ЦБ РФ, СНГ и пр. Даже школьники, записывая домашнее задание, по сути, пользуются аббревиатурами и принципом «словесного минимализма» (например, русс.яз. упр. 360).
Аббревиатура может быть представлена в разных формах: сокращение по первым буквам слова, поговорка, где каждая первая или последняя буква свидетельствует о конкретном признаке (например, цвета радуги) и пр.
Использование аббревиатур для лучшего запоминания информации
Аналогично студент может изучать предметы. Чаще всего аббревиатурами он пользуется при конспектировании лекций (именно здесь зарождаются новые сокращения), но почему бы с помощью них не начать учить предмет?
Прочитайте тему, а затем создайте ее «аббревиатурную версию». Важно отметить, что такой прием позволит не только лучше запомнить самое важное, но и подготовить шпаргалки, которые выручат в трудную минуту или будут греть душу, успокаивая на экзамене.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Методика №3. Запоминаем зрительно.
Если у Вас хорошо развита зрительная память, то постарайтесь не просто заучивать материал, а запоминать его расположение в учебнике, лекции или ином первоисточнике. Это не просто позволит при необходимости быстро отыскать фрагмент для полноценного ответа, списать его на зачете или экзамене. Достаточно вспомнить, на какой странице он был изложен, как выглядит эта страница (примят уголок, старая потрепанная бумага), в каком абзаце располагается пригодная для ответа информации, как текст полностью предстанет перед глазами.
Методика №4. Метод расположения предметов или метод «Цицерона».
Если после прочтения Вам не удалось ничего запомнить, не стоит психовать или отчаиваться. Попробуйте подключить память и ассоциации одновременно. Вспомните привычную для вас обстановку или комнату, представьте, что Вы находитесь в ней. А теперь каждый прочитанный момент «разложите на свои места» в этой комнате, но делать это надо в том порядке, как Вы проходите по помещению обычно (по привычке).
Принцип метода «Цицерона»
Допустим, вы стоите перед дверью собственной спальни. Сама дверь – тема, вошли и положили вещи на стул или в шкаф (здесь должна быть очередная привязка к теме, вводная допустим, с чего все начиналось и пр.), далее вы проходите на кровать и садитесь/ложитесь (здесь очередная привязка) и пр. И так Вам необходимо учить и «репетировать» до тех пор, пока не запомните все необходимое.
Далее, если вдруг на экзамене Вы позабудете что-либо, достаточно вспомнить привычную комнату и порядок действий, а память выдаст Вам весь текст.
Методика №5. Рифмирование.
Запоминать стихи гораздо легче, чем нудный и длинный текст. Почему бы не превратить изучение предмета в одно большое стихотворение с главами-темами? Для этого достаточно каждый термин или определение зарифмовать с привычными и обыденными словами или вовсе переписать их под стихи (любого сочинения).
Если Вы далеки от написания творческих произведений, стихов, то можно просто привязать отдельные понятия к уже знакомым Вам стихам. Для этого необходимо подключить ассоциации или аналогию, немного фантазии.
Методика №6. Шифруем запись.
Если сложные термины трудно поддаются заучиванию, расшифровке, то стоит попытаться перевести процесс подготовки к зачету или аттестации в детскую игру – шифрование. Вспомните, как раньше с друзьями вы переписывались на непонятном для окружающих языке: присваивали каждой букве цифру или определенный символ и пр. Почему бы не применить этот метод и здесь? Ученые доказали, что игровая форма активирует клетки мозга, а чувство азарта позволяет быстрее вникнуть в суть дела.
Особенности использования метода шифрования
Студенты чаще всего «шифруют» информацию «по-своему». Они ищут аналогию между цифрами и буквами, символами и отдельными элементами. Например, в математике существуют определенные сокращения (например, бесконечность, сумма и пр.). Почему бы не использовать привычные символы и в других предметах?
Методика №7. Интервальное повторение.
Всем известно, что выученный материал может со временем «стереться из памяти», если им не пользоваться. Так организм очищает себя от ненужной и бесполезной информации, высвобождая место для новых открытий и сведений. Поэтому, если Вы хотите, чтобы усвоенный материал хранился как можно дольше, а подготовка к аттестации была легкой и быстрой: вникайте в каждую тему с самого начала, а затем периодически повторяйте пройденное: перечитывайте лекции, семинары и пр.
В этом случае подготовка к экзамену будет легкой и непринужденной: автор будет знать все необходимое, ему останется лишь повторить это, сделав акцент на наиболее сложных для него моментах.
Притом эксперты отмечают, что повторять необходимо, не просто перечитывая имеющиеся под рукой данные. Важно стараться извлечь их из памяти, а перечитывание призвано восполнить выявленные пробелы. Поэтому сначала попытайтесь вспомнить и рассказать вопрос, затем перечитать его и снова пересказать.
Если тема слишком объемная, то лучше всего придерживаться следующих правил интервального повторения:
- Повторите материал непосредственно в день заучивания темы;
- На второй или третий день перескажите, что учили, перечитайте еще раз вопрос и выделите ключевые моменты;
- Через 5-6 дней вновь повторите изученное, при необходимости прочтите еще раз.
Чтобы материал лучше усвоить, достаточно уделять ему 10-15 минут ежедневно: кратко пересказывая и быстро перечитывая лекции или иные пособия.
Методика №8. Краевой принцип.
Какую информацию человек запоминает быстрее всего? Как правило, при изучении темы в память врезаются начальные и финальные сцены, а середина остается в «беспамятстве».
Если Вы прочли материал, но не смогли полностью его запомнить – не расстраивайтесь. Мы более чем уверены, что в памяти остались первые и последние пары абзацев. Чтобы запомнить остальное, нужно начинать учить с тех моментов, которые не поддались запоминанию. Просто приступите к изучению именно с тех фрагментов, которые не сумели выучить или в которых не разобрались.
Методика №9. Вникаем в суть.
Поверьте, если Вы расскажите вопрос или тему своими словами, без замысловатых и витиеватых книжных фраз, клише, то эти знания будут намного ценнее, как для Вас, так и для педагога, который убедится в том, что учащийся разобрался во всех нюансах, понял материал, выучил его.
Выделение наиболее значимого в общем объеме информации
Поэтому при изучении любого предмета или вопроса, выделите суть (ключевые аспекты термины, теории, формулы) и выучите ее. Как гласит народная мудрость, остальное – приложится.
Методика №10. Метод Фейнмана.
Данный принцип получил название в честь своего создателя – физика-теоретика по имени Ричард Фейнман, который сумел разработать уникальную методику запоминания информации. В основе его «закона» лежи упрощение сложных моментов путем использования простых и понятных слов, фраз и оборотов.
Данное правило реализуется в рамках трех этапов:
- Выписываем тезисы или формируем план материала, который позволит кратко и емко описать суть, выделить основные понятия и пр.;
- По мере формирования плана перечитываем материал и выявляем пробелы, не освещенные тезисно в предыдущем пункте. При этом важно использовать лишь простые и понятные для Вас слова;
- Далее формируем простой и понятный полноценный текст, в котором буду описаны все основные аспекты по изучаемой теме. Останется лишь прочитать и пересказать его, периодически повторять для закрепления.
Рекомендации экспертов Дисхелп по максимально эффективному усвоению материала
При изучении и запоминании большого объема информации важно создать достойные условия: тишина, покой, минимум отвлечений по пустякам, выделить отдельное время для изучения предмета и пр. Поэтому отключите все гаджеты, предупредите родных или «соседей по квартире», чтобы Вас не беспокоили, сконцентрируйтесь на подготовке.
Советы по лучшему усвоению и запоминанию новой информации
Подключайте все приемлемые для Вас способы запоминания информации. Активно пользуйтесь теми приемами, которые соответствуют «виду вашей памяти»: зрительная, слуховая (аудио), письменная. Если Вам легче запомнить на слух – слушайте аудиокниги, письменно – конспектируйте все вопросы, визуально – используйте метод ассоциаций, запоминайте расположение текста в первоисточнике и пр.
Не отказывайтесь от повторения. Именно оно способно не только освежить, но и углубить знания учащегося. Достаточно уделять 10-15 минут каждому предмету для повторения. При этом не забывайте делать небольшой перерыв при изучении новых тем, давайте организму время на восстановление сил.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник