Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся (авторы И.Я Лернер, М.Н.Скаткин).
Эту классификацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.
Сущность объяснительно-иллюстративного метода выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.
В репродуктивном методе обучения выделяют следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний. Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий. Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Оба эти метода не гарантируют развития творческих способностей обучающихся.
Метод проблемного изложения (или проблемный метод) является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.).
Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть – учащиеся добывают самостоятельно отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания, или работая над компьютерными программами. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее разрешения.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, исследовательским характером; учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения. Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.
Кратко информация представлена в таблице:
Методы обучения по характеру познавательной деятельности учащихся | ||||
Суть | Метод и его назначение | Деятельность педагога | Деятельность учащегося | Уровни умственной деятельности ученика |
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ –процесс передачи известных готовых знаний. | Объяснительно – иллюстративный (организация усвоения информации учащимися и обеспечение ее успешного восприятия) | Сообщение учебной информации различными средствами: использование беседы, различных пособий, видеоматериалов, опытов и т.д. | Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации | Узнавание |
Репродуктивный (формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний) | Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций и программированного обучения | Овладение приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий | Воспроизведение | |
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ –процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний. | Проблемного изложения (раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения) | Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед учащимися, их постановка в процессе проведения опыта, наблюдений и др. | Прослеживание за логикой доказательств, за движением мыслей учащегося | Применеие |
Частично – поисковый (постепенная подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем) | Подведение учащихся к постановке проблемы, нахождению доказательств, выводов из приведенных фактов и т.д. | Активное участие в эвристических беседах, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. | Применение творчество | |
Исследовательский (обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем) | Предъявление учащимся новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д. | Освоение учащимися приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения и т.д. | Творчество |
5) XXвек характеризуется поиском новых методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активизации являются устойчивый интерес обучающихся к знаниям и их самостоятельность осуществления разнообразных видов деятельности. Новые методы обучения получили название активных, или инновационных.
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1. Соответствие методов принципам обучения;
2. Соответствие целям и задачам обучения;
3. Соответствие содержанию данной темы;
4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива;
5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
6. Соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее).
Источник
Выступление на МО на тему: «Методы постановки учебной проблемы и поиска решений»
учебно-методический материал по теме
По данной теме находится достаточно много публикуемого теоретического материала. В данной работе попыталась теоретический материал привязать к практическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_postanovki_uch.problemy.docx | 21.34 КБ |
metody_postanovki_uchebnoy_problemy.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Методы постановки учебной проблемы и поиска решений»
Учитель: Ильинова Ю.Н.
Учебной называется такая задача, которая программирует направленность деятельности учащегося на открытие, фиксацию и усвоение общего способа деятельности. В основе проблемной ситуации лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без усвоения нового материала.
Главный смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению нового знания.
Непременным исходным условием организации учебной деятельности является введение ученика в ситуацию, в которой у него возникает и формируется познавательная потребность. Ученик осознаёт отсутствие фактического знания или способа действий, необходимых для выполнения задания или объяснения предъявленной записи. При этом учитель побуждает ученика словесно выразить или охарактеризовать то знание или способ, которые ему необходимы.
Методы постановки учебной проблемы:
— подводящий к теме диалог;
-побуждающий от проблемной ситуации диалог;
-сообщение темы с мотивирующим приемом.
Одновременно предъявить противоречивые факты
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Приём 3. Дать задания с ловушкой
Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Приём 5. Приём 5.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
-предъявить научный факт в виде интригующего сообщения, интересного и увлекательного эксперимента, презентации (яркое пятно, актуальность)
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация → учебная задача → поиск способов её решения → решение задачи.
Русский язык. 1 класс. Тема: «Какие бывают слова?»
Прием «Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием»
В начале урока дети делятся подготовленными воспоминаниями о своих первых словах.
Переходом к теме может быть Ваше обобщение:
– Теперь мы с вами знаем, что речь каждого человека начинается с его первого слова. Сейчас вы убедились в том, что эти слова могут быть разными. Вот о словах мы сегодня и поговорим.
Задание 13 носит мотивирующий характер. Важно, чтобы первоклассники из предложения действительно не поняли, ктои что получил в подарок.
Обобщение: «Оказывается, в нашем языке есть и такие слова, которые сами не подсказывают, о ком или о чём идёт речь».
Предложите прочитать вопрос заголовка, на который предстоит ответить на уроке. Это и будет постановкой учебной задачи.
Выполняется задание 14. Подсчитывается, что в подписи под картинкой 11 слов – они узнаются по пробелам.
Далее учащиеся впервые продолжают работу в «особой» тетради.
– Конечно, в нашем языке есть не только слова-названия.
Откроем тайну других слов. Задания 17, 18 – обобщающие, 19 – для первичного закрепления.
Окружающий мир. 1 класс. Тема: «Живая и неживая природа. Свойсва живых существ».
Прием. «Одновременно предъявить противоречивые факты».
Повторив с учащимися материал предыдущих уроков, ставим перед ними проблему, которая спрятана в задании на с. 70 учебника.
Сначала нужно предложить ученикам назвать, что изображено на
фотографиях, и назвать всё общим словом (это объекты природы).
Убедившись в том, что здесь изображены только природные объекты, ученики начинают сравнивать объекты и предлагать, на какие две группы их можно распределить. Это сложная задача для детей, так как двух очевидных групп они назвать не смогут, но всё-таки пусть сделают попытку распределить природные объекты (на живые и неживые) и проверят свой ответ. Можно предложить ученикам выбрать ответ из тех, что предложите вы.
1. На фотографиях изображены растения, животные, вода, камни.
2. Здесь изображены объекты природы, но нет изделий человека.
3. На фотографиях есть живые и неживые природные объекты.
Прием. «Обнажить житейское представление вопросом или практическим заданием на ошибку. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью».
Далее ученики называют, что они считают живым, что неживым. Если ученики не назвали среди живых существ растения и грибы, а только назвали животных, не поправляйте их сразу, а спросите их, по какому признаку они выделили животных. Затем, выполняя задание (с флажком) на с. 71, ученики (с помощью учителя) приходят к выводу, что к живой природе относятся также растения и грибы, так как они обладают свойствами живых организмов. Из свойств живых существ наиболее сложным в понимании
детей является термин «развитие» (качественное изменение организма). Осознать, что растение дышит, трудно, что питается тоже не очень очевидно (в сравнении с животным), но то, что оно размножается (приносит потомство) и развивается (изменяется), можно продемонстрировать на тех примерах, что даются в учебнике (мак, одуванчик).
Окружающий мир. 1 класс. Тема: «Насекомые, их разнообразие»
Прием «Дать задание с ловушкой»
В начале урока обобщите знания учащихся об изученных ранее группах животных (о млекопитающих и птицах), акцентируя внимание на существенных признаках каждой группы животных. На доске могут быть помещены карточки с изображением млекопитающих, птиц и одно насекомое, например муравей. Распределив животных на две группы, учащиеся обнаруживают, что одно животное не подходит по существенным признакам ни к млекопитающему, ни к птицам. Предлагаем ученикам поставить познавательную задачу.
Чтобы учащиеся определили, к каким животным они отправятся в гости на уроке, загадайте им загадки и объявляем тему урока. Далее последовательно выполняя задания учебника, решаем и эту учебную задачу.
Окружающий мир. 1 класс. Тема: « Рыбы, их многообразие»
Прием «Предъявить научный факт в виде интригующего сообщения, интересного и увлекательного эксперимента, презентации (яркое пятно, актуальность)
Можно продемонстрировать, как действует плавательный пузырь.
Возьмите пластиковую бутылку с пробкой. Поместите её в тазик с водой. Затем наполните её наполовину водой и снова опустите в тазик. Что изменилось? Проверьте, когда бутылка утонет.
— Плавательный пузырь – это наполненный воздухом продолговатый мешочек. Регулируя количество воздуха в нём, рыба может находиться в толще воды, подниматься вверх, опускаться на дно.
Математика. 1 класс. Знакомство с единицами длины (миллиметром и дециметром)
Прием «Дать практическое задание, не выполнимое вообще».
На доске рисунок двух ящериц, педагог предлагает сравнить их длины, пользуясь различными мерками. Сначала оба отрезка измеряются первой меркой. Ориентируясь на число мерок в каждом отрезке, дети определяют, какой отрезок длиннее. Аналогичные действия они выполняют, пользуясь второй меркой, а затем третьей. Полученные числовые результаты служат для сравнения длин отрезков.
– Теперь я попробую сравнить длины этих отрезков, пользуясь мерками, а вы следите за тем, как я буду это делать, – говорит учитель. Он укладывает в меньший отрезок большую мерку и записывает на доске число, которое показывает, сколько раз эта мерка уложилась в отрезке. Затем берёт меньшую мерку, укладывает её в большем отрезке и записывает на доске соответствующее число.
– Как же так? – говорит учитель. – У меня получается совсем другой ответ, чем у вас. Ребята обычно быстро обнаруживают причину расхождения результатов и утверждают, что так действовать нельзя. При сравнении длин отрезков нужно в одном и в другом отрезках укладывать какую-то одну мерку: только в этом случае можно правильно определить, какой отрезок длиннее или короче.
Учитель подводит итог:
– Вы правы: нужно договориться , какой меркой мы будем пользоваться, сравнивая длины отрезков.
— Вашему вниманию предлагается фрагмент урока в 4 классе по теме «Смутное время». Учебная задача на уроке: выбрать на русский престол нового царя. 5 кандидатов. Но есть определенные условия: кандидат не должен быть иностранцем, самозванцем и быть богатого, знатного рода.
-А теперь попробуйте определить, к какому приему можно отнести эту учебную проблему.
Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять явления, находить закономерности.
Источник