Способы учебной деятельности
Средства учебной деятельности
Цели учебной деятельности
Основные характеристики учебной деятельности
· направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
· осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими);
· общие способы действия предваряют решение задач;
· отвечает познавательному, постоянно неудовлетворенному стремлению;
· ведет к изменениям в самом субъекте;
· изменения психических свойств и поведения учащихся зависят от результатов их собственных действий;
· имеет общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях.
Предметом учебной деятельности является
· усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов;
· все те знания и умения, которые по своему предметному содержанию имеют прямое отношение к тем знаниям и умениям, которые ученик должен усвоить; все то, что достраивается в процессе учения до запланированного продукта.
Продукт учебной деятельности – это желаемые изменения в самом учащемся, которые состоят либо в приобретении некоторого знания, умения или их фрагментов, либо в трансформации свойств уже имеющихся у учащегося знаний и умений.
· обогащение, совершенствование, формирование личности субъекта;
· развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
· изменение, преобразование, приращение опыта ученика;
· подготовка к будущей самостоятельной деятельности;
· приобретение знаний, умений и навыков.
Интеллектуальные | Вербальные | Фоновые знания |
Это действия, лежащие в основе учебной деятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация и др. | Средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. | В них включаются новые знания, и на этой основе структурируется индивидуальный опыт. |
Репродуктивные | Проблемно-творческие | Исследовательско-познавательные | Поэтапное формирование умственных действий |
мотивационный побудительный
(Й.Лингарт) (А.Ю.Юров)
учебно-познавательные мотивы содержательный
учебная задача СТРУКТУРАоперационный
учебные действия УЧЕБНОЙ мотивационный
самоконтроль, самооценка ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Б.Г.Ананьев,
(Д.Б.Эльконин) И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ С.Л.Рубинштейн)
анализ задачи; овладение системами знаний и опе-
принятие учебной задачи; рирование ими;
актуализация имеющихся знаний, овладение системами действий, прие-
необходимых для решения задачи; мов учебной работы, путями их пере-
составление плана решения задачи; носа и нахождения;
контроль и оценка решения задачи; становление целеполагания и мотивов
осознание способов осуществленной овладение системой способов управ-
деятельности ( Г.И.Вергелес) вления своей учебной деятельностью;
Источник
Освоение деятельности
Процесс освоения деятельности имеет две стороны: содержательную (знания) и процессуальную (упражнения, навыки, умения и привычки).
Упражнения – это целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия. Благодаря упражнениям происходит закрепление способа действий. Они необходимы не только для выработки умений и навыков, но и для их сохранения. Без специальных систематических упражнений умения и навыки разрушаются и исчезают.
Навык– это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Благодаря навыкам сознание освобождается от функции контроля за выполнением деятельности или поведения и полностью может быть направлено на достижение поставленной цели.
Существуют различные виды навыков: двигательные, сенсорные, сенсомоторные, интеллектуальные, поведенческие, гигиенические.
Этапы формирования навыков:
1. Ознакомительный этап. Создаётся ориентировочная основа для создания навыка. Обучающийся узнаёт где, когда и с какой целью будет применяться навык, знакомится с приёмами и способами его выполнения.
2. Подготовительный (аналитический) этап. Происходит овладение отдельными элементами навыка, сопровождающегося неумелыми действиями, лишними движениями, напряжением внимания, слабым контролем за его выполнением.
3. Стандартизирующий (синтетический) этап. Отдельные элементы объединяются и совершаются слитно как единое действие, устраняются лишние движения, происходит автоматизация и совершенствование навыка.
4. Варьирующий (ситуативный) этап. Характеризуется пластичным и гибким применением навыка в новых ситуациях.
Выполнение автоматизированных действий всё же сопровождается контролем. Особенно это ощутимо если приходится выполнять действия, доведённые до автоматизма, в изменившихся условиях (например, ходьба в темноте). Следовательно, всякое доведённое до автоматизма действие «берёт на себя долю сознательного контроля».
Выполнение деятельности всегда предполагает взаимодействие навыков:
1. «положительный перенос навыка» — положительное влияние, выражающееся в более лёгком и быстром овладении новым навыком (например, овладение игрой на втором музыкальном инструменте; изучение второго иностранного языка);
2. интерференция навыка – обратное, отрицательное влияние одного навыка на овладение другим (например, переучивание).
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе может произойти деавтоматизация – утрата лёгкости, быстроты, плавности выполнения действия (например, письмо после каникул; езда на автомобиле после длительного перерыва).
Умения– это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Всегда опираются на знания. Умения бывают учебные, гигиенические, трудовые, спортивные, профессиональные и др. Умения образуются в результате координации навыков, объединения их в системы.
НАВЫК УМЕНИЕ УМЕНИЯ = ЗНАНИЯ + НАВЫК
Например: грамотное письмо = правила + навык письма
культурное поведение = нормы, принципы + поведение
Умение есть такое освоение деятельности, которое обеспечивает безошибочность и гибкость выполнения действия, гарантирующего надёжный планируемый результат. Отличительной особенностью умений является способность изменить последовательность выполняемых действий, характер операций без ущерба для результата. Умелый человек в разных, даже изменившихся ситуациях способен достичь высокого результата деятельности.
Привычка — это та часть деятельности человека, которая выполняется им механически, не преследует осознанной цели и зачастую не имеет продуктивного результата, т. е. не предполагает получение какого-то продукта. Привычками называют закрепившиеся в процессе деятельности и поведения движения, действия, приёмы и способы, осуществление которых стало для человека настоятельной потребностью. Если умение — автоматизированное действие, выполняемое с минимальным уровнем контроля сознания, то привычка — это внутреннее побуждение (потребность) индивида поступать (действовать, вести себя) определенным образом.
Физиологическую основу привычки образует динамический стереотип, формируемый как система условнорефлекторных связей в ответ на повторяющиеся условия.
Динамический стереотип – это достаточно устойчивое образование, и его «ломка» как изменение привычки может проходить весьма болезненно.
Привычки могут быть полезными и вредными. Они могу возникнуть как на основе специальных упражнений, так и случайно в результате подражания. Привычки могу быть деловыми, поведенческими, гигиеническими и функциональными.
Положительные привычки помогают человеку успешно выполнять деятельность, правильно вести себя в обществе, соблюдать моральные нормы, вести здоровый образ жизни. Отрицательные привычки, такие как курить, пить спиртные напитки, употреблять наркотики, сквернословить и т.п., пагубно влияют на человека, разрушают его психику и здоровье. Положительные привычки, чаще всего, приобретаются сознательно и целенаправленно. Отрицательные – случайно, непреднамеренно в результате подражания другим людям. Приобрести отрицательную привычку очень легко, а избавиться очень трудно.
Источник
Основные характеристики учебной деятельности
Отмечаются пять основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.
5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».
Деятельностные характеристики учебной деятельности:
по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;
по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема;
по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, институтах.
Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание.
Предмет учебной деятельности. Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае – на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.
Средства и способы учебной деятельности. Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах.
Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна – мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.
Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.
В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.
Способ учебной деятельности – это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности. Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов).
Продукт учебной деятельности, ее результат. Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.
Результатом учебной деятельности является поведение субъекта – это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.
Источник