Этическая защита в педагогическом общении
Этическая защита – это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства. К сожалению, учащиеся, да и их родители, порой не осознают, что своими словами и поступками они причиняют ущерб и душевную боль педагогу.
Очевидно, специфика педагогической деятельности не позволяет учителю использовать физическую, экономическую, правовую и иные формы защиты или низводит их эффект к нулю.
Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря трем принципам, для осуществления которых необходимы операционные умения:
1) сохранение педагогом собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес;
2) корректировка поведения партнера с целью демонстрации ему иных, более культурных форм общения;
3) сохранение достоинства ученика, допустившего оскорбительные действия в адрес учителя.
Существует несколько способов этической защиты.
Мягкие способы защиты
1. Вопрос на воспроизведение.
2. Вопрос об адресате.
3. Окультуренное воспроизведение.
4. Ссылка на личностные особенности.
5. Оправдание поведения.
6. Проявление доброжелательности.
Задание. Выберите оптимальный способ мягкой защиты в ниже перечисленных условных ситуациях:
Ученик дотрагивается до вашей сумочки, говоря: «Что там. »;
Ученица без разрешения надевает вашу (чужую) шляпу: «Ох ты! Какая. »;
Вас перебивают: «Это все глупости! Ерунда какая-то!».
Жесткие формы защиты
Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками.
2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением.
3.Оставить наедине с собой.
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в нравоучения. Даже защищаясь, педагог призван развивать личность воспитанника.
Источник
Статья «технология этической защиты»
Надеждой Егоровной разработана технология этической защиты
Этическая защита — это защита человека от посягательства на его достоинство, производимая морально-этическими средствами.
Педагогическая технология — прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности», искусством которого владеет педагог.
В процессе взаимодействия и общения с детьми этическая защита совершенно необходима педагогу по причине неопытности детей в общении с другим человеком, а также по причине подражания, свойственного детям, воспринимающим в социальной среде и грубые формы взаимоотношений, в том числе оскорбительные.
Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что дети плохо осознают наносимый ими морально-психологический урон, поэтому педагог может защититься скрытым способом. Назначение педагогической этической защиты в итоге сводится к инициированию субъектности ребенка, то есть его способности осмысливать произведенное или производимое по отношению к другому человеку.
Способы этической защиты помогут не только оградить достоинство педагога, что часто является его единственной целью, но и сохранить достоинство ребенка. А это всегда ведет к улучшению взаимоотношений, повышает планку уровня общения.
Этическая защита выполняет три основных функции:
во-первых, она ограждает личность педагога от оскорблений;
во-вторых, она предлагает ребенку иной образ поведения в состоявшейся ситуации;
в-третьих, она дает обучающемуся шанс, возвышая его в трудный для него момент, представляет возможность укрепить взаимоотношения со старшими.
Перечислим основные задачи этической защиты:
1) сохранение собственного достоинства в момент грубости, выставить заслон оскорблению;
2) корректировка поведения. С этого нельзя начинать, это может вызвать агрессию;
3) сохранение достоинства партнера — развивает и углубляет взаимоотношения с ним, представляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком уровне.
Рассмотрим некоторые способы этической защиты, дальнейшее использование которых полезно не только в педагогической деятельности, но и в любой другой сфере взаимоотношений
Мягкие способы защиты
1. Вопрос на воспроизведение — приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Просьба воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Используются парадигмы: «Простите, я не понял. », «Не расслышал, не могли бы вы повторить?», «Как вы сказали?». Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном им уровне.
2. Вопрос об адресате — инструментируется наивное непонимание. Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер. «Это вы мне?» (мимика недоумения; пластика поиска, кому адресовано такое обращение, но без насмешки, издевки, высокомерия).
3. Окультуренное воспроизведение — производится с целью корректирования поведения. Суть в демонстрации партнеру другой формы общения (культурной). Парадигма: «Если я вас правильно понял. », и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме (помогает вывести на более высокий уровень общения).
4. Ссылка на личностные особенности — декларация, признание каких- либо личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на заданном уровне:
«Я не привык к такому. », «Мне всегда неловко. », «Я так устроен, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное.
5. Оправдание поведения — способ, возвышающий партнера, признание его достоинств. «Вероятно, ты хотел. », «Наверное, ты думал. ». Партнер как бы видит в зеркале свои добрые возможности. Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше.
6. Проявление доброжелательности — способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на детали. «Как хорошо, что вы напомнили мне. », «Если бы не вы, я бы забыл или не заметил. », «Спасибо, что сказали», «Как вы внимательны ко мне. »
Вторая задача корректировка поведения ученика.
С неё нельзя начинать. Можно вызвать агрессию и новый поток оскорблений. Эта задача продолжение первой.
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в вязкое болото нравоучений и открытой оценки . И помните главное: даже защищаясь, вы призваны развивать личность обучающегося , поскольку учитель — эталон для подражания.
Наиболее высоким уровнем нравственной и этической воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Этически воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. Вашему вниманию участникам конкурса я предлагаю практические ситуации, которые они могут решить используя этические способы защиты. Каждый участник получает 1 ситуацию и 5 способов ее решения
Для формирования основ этической культуры учитель проводит специальные этические обсуждения, обсуждают прочитанные книги, материалы из детской методической печати, анализируют примеры из жизни, специальные дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, дебаты, выводят школьников прямо на свободный выбор взглядов, мнений, суждений, оценок, идеалов. Таким образом, деятельность учителя приобретает характер так называемого воспитательного мероприятия, или группового дела.
Сейчас мы вашему вниманию предлагаем
Театральные спектакли, в которых принимают участие абсолютно все учащиеся и делают все легко, весело, успешно. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, экспромт позволяет не быть актером, экспромт предлагает сиюминутное созидание, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре; никто не знал, какая у него роль; никто из актеров и не является актером, поэтому его поведение свободно, он лишь очерчивает действие персонажа и от него не требуется актерское мастерство.
Театр-экспромт имеет в качестве ведущей психологическую задачу. Задача состоит в психологическом раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства .
Сегодня котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро…Солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли 2 сороки, которые прилетели и сели на забор .Котенок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам, а сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился. Захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. 2 раза. Со всех сторон к петуху бросились куры. Не долго думая, котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком. И побежал обратно на крыльцо. Тут его поджидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на котенка. А потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел. Выпустил когти и ударил собаку по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом. Растянулся на крылечке во весь рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем. Но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне.
Источник
Технология этической защиты педагога
Этическая защита – это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства. К сожалению, учащиеся, да и их родители, порой не осознают, что своими словами и поступками они причиняют ущерб и душевную боль педагогу.
Очевидно, специфика педагогической деятельности не позволяет учителю использовать физическую, экономическую, правовую и иные формы защиты или низводит их эффект к нулю.
Педагоги и психологи выделяют десять распространенных способов этической защиты: первые шесть способов — скрытая форма защиты или мягкий способ, которые корректируют маленького или непросвещенного ребенка, слепо воспроизводящего бескультурные формы общения; остальные четыре — сильная форма или жёсткий способ защиты открытого плана, их рекомендуется использовать лишь для учеников старшего возраста или для общения со взрослыми, осознающими свои действия.
Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря трем принципам, для осуществления которых необходимы операционные умения:
1) сохранение педагогом собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес;
2) корректировка поведения партнера с целью демонстрации ему иных, более культурных форм общения;
3) сохранение достоинства ученика, допустившего оскорбительные действия в адрес учителя.
Существует несколько способов этической защиты.
Мягкие способы защиты:
1. Вопрос на воспроизведение.
2. Вопрос об адресате.
3. Окультуренное воспроизведение.
4. Ссылка на личностные особенности.
5. Оправдание поведения.
6. Проявление доброжелательности.
Жесткие формы защиты
Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками.
2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением.
3.Оставить наедине с собой.
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в нравоучения. Даже защищаясь, педагог призван развивать личность воспитанника.
Психологическая саморегуляция
Саморегуляция – это своеобразная настройка индивидом своего персонального внутреннего мира и самого себя с целью приспособления. То есть это свойство абсолютно всех биологических систем формировать, а в дальнейшем держать на конкретном, более или менее постоянном уровне биологические или физиологические параметры.
Саморегуляция включает 2 элемента:
- Самообладание. Иногда это необходимость отказаться от чего-то приятного или желанного ради других целей. Зачатки самообладания появляются уже в 2 года.
- Второй элемент – согласие. Мы соглашаемся с тем, что можно делать, а чего нельзя. После 7 лет в норме человек уже имеет сформированное согласие.
Для развития осознанной саморегуляции важно наличие таких личностных черт:
- ответственность,
- настойчивость,
- гибкость,
- надежность,
- самостоятельность.
Саморегуляция основывается на комплексе закономерностей психического функционирования и их следствиях, которые известны как психологические эффекты. К ним относят:
- активирующее влияние мотивационной сферы, которая порождает деятельность субъекта, целенаправленную на трансформацию характеристик;
- эффект от управления непроизвольно или произвольно психическими образами, которые возникают в сознании личности;
- функциональная целостность и структурное единство всех когнитивных процессов психики, которые обеспечивают эффект влияния субъекта на свою психику;
- взаимообусловленность и единство областей сознания и сфер бессознательного в качестве объектов, посредством которых субъект осуществляет регулирующее влияние на самого себя;
- функциональную связь эмоционально-волевой области личности индивида и ее телесного опыта, мыслительных процессов.
В норме саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека. Но если личность не развивается, человек не учится ответственности, не развивается самосознание, то и саморегуляция, как правило, страдает. Развитие саморегуляции = личностное развитие.
В зрелости благодаря саморегуляции эмоции подчинены интеллекту, но в старости баланс снова смещается в сторону эмоций. Это вызвано естественным старческим ухудшением интеллекта. В психологическом плане старики и дети во многом похожи.
На саморегуляцию, то есть выбор оптимальной реализации личностной активности влияют:
· внешние условия среды;
· специфика взаимоотношений человека и окружающей его действительности.
Человеческая деятельность невозможна без цели, но это в свою очередь невозможно без саморегуляции.
Таким образом, саморегуляция – это умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами, принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности. В нашей теме особый интерес представляет сознательная регуляция психики и эмоций.
Кейс-задания:
Задание 1. Подберите для себя приемы психологической саморегуляции
Источник