Осознанное дыхание как способ работы с психосоматикой

Осознанное дыхание как способ работы с психосоматикой

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 550
  • КНИГИ 658 204
  • СЕРИИ 25 237
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 444

Осознанное дыхание как способ работы с психосоматикой

Все права защищены. Ни одна часть данного издания не может быть воспроизведена или использована в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации, без предварительного письменного разрешения правообладателя.

Серия «Книга тренинг»

© Алиджик А., текст, 2021

© ООО «Издательство АСТ», 2021

Говорят, бомба в одно место дважды не попадает.

Почему же, почему это снова случилось со мной?

Пальцы судорожно цепляются за спинку кровати больничной палаты, слезы заливают лицо, а из горла рвется чужой звериный вой.

Теперь я в 33 года – инвалид!

Моя жизнь, будущее, о котором я так мечтала – яркое, полное приключений, открытий, успехов, где это все?

Теперь впереди только госпитали, палаты с такими же страдальцами, как и я, сумка с обезболивающими и шприцами, обмороки от оглушающих приступов боли, отнявшиеся ноги.

Врачи объявили приговор – новая операция, а ведь с предыдущей прошло всего-то 7 лет.

Ничего меня больше не ждет! Ни свободы, ни путешествий…

Бог, где ты? Я ведь тебе так молилась, с первых шагов после той, первой операции!

Я ведь так верила, что ты мне поможешь начать новую жизнь…

Я точно, точно самый несчастный человек во всем мире!

Я одна со своим горем, без поддержки, без семьи.

Только эти чужие люди в палате, в сердцах которых уже давно погасла любая надежда.

Я в той самой палате. Не по-настоящему, к счастью, а только мыслями. Нахожу себя глазами – съёжившуюся под простыней, одинокий комочек страдания. Подхожу и обнимаю, шепчу – выдыхай, ты даже не представляешь, как важен этот момент, и куда он тебя приведет. Ты не поверишь, но все твои мечты сбудутся, и даже больше: ты станешь учителем, поможешь десяткам и сотням тысяч людей обрести здоровье, ты окрепнешь, поверь, ты встанешь на голову и сядешь на шпагат. А еще легко, как настоящий атлет, сможешь поднимать взрослого человека на руки.

Ты еще ничего не знаешь о том, как твоя жизнь повернется на 180 градусов, ты ничего не знаешь о практиках медитации и дыхания, поэтому сейчас просто – ДЫШИ.

Я знаю, что твои мысли сейчас в панике, что эмоции зашкаливают, и кажется, что ты и вся твоя жизнь летят в пропасть, ты просто зациклилась и не можешь увидеть ничего, кроме своей боли и отчаяния.

А знаешь, просто посмотри вокруг, давай, попробуй, подними глаза.

Услышала ли я эти слова самой себя, но на 12 лет старше?

Или просто почувствовала?

Но именно в тот миг я совершила нечто совершенно нехарактерное и особенное. Вытерла слезы и заговорила с соседкой по палате.

– А что у тебя? – спросила я у нее.

– Инвалидность третьей группы.

– И давно ты здесь?

– Как давно болеешь?

– Восемь лет. Еще и дочка инвалид.

– А живете на что?

– Работать не могу, на пенсию живем…

В этот день я впервые за три дня встала на ноги. А через неделю меня выписали. Другая соседка по палате, которую привезла скорая вместе со мной, так и не поднялась.

А у той, что с инвалидностью, я, сама не знаю зачем, взяла телефончик.

Я дома. Надо устраивать быт. Квартира на 14 этаже, где температура в ту зиму не поднималась выше 17 градусов, лифт не работает, машина постоянно замерзает, сынишке нет и двух лет. Врачи запретили переохлаждаться, поднимать сумки с продуктами и тем более ребенка. Не дай бог сын опять простынет. Надо работать, а из головы не выходит та соседка по палате, живущая на свою и дочкину пенсии по инвалидности в общаге с тремя детьми.

– Алена, чем ты ей можешь помочь? У тебя самой три кредита, папа умер, мама на другом конце страны. Дыши ровно и забудь о ней.

На одном дыхании звоню ей, сбивчиво спрашиваю, где они живут, что носят дети, как она вообще справляется? Отвечает:

– Милая, знала бы ты, сколько нас таких, целое общество инвалидов…

И оказалось, в каждом районе свое такое общество. Идея пришла моментально, тогда мысли «а кто я такая?» даже не возникло.

Пишу объявление на местном сайте о том, что собираю ненужные детские вещи для помощи инвалидам.

Читайте также:  Как собрать кубик рубика 3х3 самый легкий способ схема за 20 ходов

Так начался мой путь исцеления.

Раз в неделю я ездила по адресам с маленьким сынишкой, забивала машину игрушками, памперсами, одеждой и отвозила нуждающимся.

Затем в мою жизнь стали приходить больные дети: Егорка с раковой опухолью, Артур с поражением легких, Денис с черепно-мозговой травмой…

Жизнь обрела смысл, но не лишила боли.

– Знаете, наша жизнь как паззл, мы собираем центральную картинку, а на нее нанизываются все остальные. Я сижу в своем балийском йога-центре True Love, что в переводе ни больше ни меньше – Настоящая Любовь. Передо мной мои ученики с широко распахнутыми глазами, их путь только начинается, сейчас так важно вдохновить их, поддержать, окутать заботой и любовью, дать почувствовать, что они не одни.

Я делаю паузу и продолжаю:

– Когда-то я не видела просвета и надежды, научилась делать себе уколы прямо в бедро через джинсы, жила от одного курса ЛФК и массажей до другого, видела целью купить очередной дорогущий набор ампул для моих разрушенных хрящей и не загреметь на титановое протезирование позвоночника.

Каждый вечер я укладывала сынишку спать и, закрыв глаза, подсчитывала остатки зарплаты, но картинка упрямо менялась, и я видела будто наяву, что живу совсем иначе: счастливо интересно, активно. Живу там, где всегда лето и нет ненавистного опасного холода, где люди улыбаются мне в ответ на мою улыбку, где море, где небо… Я хохочу и одновременно плачу.

Мечтать о другой жизни я могла почти до звонка будильника на работу, а потом сердито говорила себе – хватит фантазировать!

Мне 45. Я мысленно стою в той самой промерзшей комнате на 14 этаже, прислонившись к стене, наблюдаю как та, другая Алена натягивает свитер, шлепает по студеному полу в детскую и поднимает заспанного малыша Леньчика в ясли.

Шепчу: мечтай, не останавливайся, все твои самые прекрасные мечты непременно сбудутся! Придет время, и ты будешь учить людей начинать новую жизнь именно с этих мечтаний.

Январь 2013. Я в офисе, перед глазами монитор с судебными документами, индийский загар после отпуска уже облазит, но я все еще пахну свободой и пряностями. В голове вертится фраза: «Я живу 2 недели в году, а все остальное время жду эти 2 недели».

Подношу запястье к ноздрям и дышу, вдох, и я задаю себе вопрос – что ты выбираешь?

Апрель. Я выбрала.

Украдкой все поглядываю на электронный билет в один конец, заявление об увольнении написано, все зимние вещи подарены подругам, а родственникам представлена красивая легенда о длительном отпуске от греха подальше.

Страшно так, что сводит живот и цепенеет челюсть. Кажется, что я стою на краешке пропасти и сейчас полечу кубарем вниз.

Я все такой же одинокий воин на поле битвы.

И ведь никто тогда не шепнул – просто дыши.

Не продышала. Не умела, но это и хорошо.

Не пройди я через все свои испытания, чему бы я учила своих студентов?

Индия! Свобода! И, ура – йога! В моих мытарствах традиционная медицина топила меня все глубже, теперь я решила пойти иным путем.

В 36 лет я впервые встаю на коврик для практики.

Трудно, больно, ничего не получается, но я упорно тружусь.

Источник

Афонина Н.Е. — Диафрагмальное дыхание

Рубрика «Статья номера»

Диафрагмальное дыхание, как метод саморегуляции и способ коррекции психоэмоциональных и функциональных состояний человека

Афонина Наталья Евгеньевна — врач-психотерапевт высшей категории Центра консультативно-поликлинической помощи Александро-Мариинской областной клинической больницы. г. Астрахань

В статье рассматривается актуальный в практике метод саморегуляции и способ коррекции при невротических и психосоматических расстройствах, при стрессах; результаты применения, взаимосвязь дыхания с психологическим состоянием, нервная, гуморальная, произвольная регуляция дыхания, эмоциональное воздействие на них.

Ключевые слова: нервная и гуморальная регуляция дыхания, техника диафрагмального дыхания, использование в практике, результаты.

Введение.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающих непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом. Дыхание играет очень важную роль в присутствии «здесь и сейчас», выполняет функцию «заземления», помогая нам вернуться в реальность, ощутить себя в настоящем и осмыслить происходящее, благодаря тому, что мы обращаемся к дыханию как к некой опоре, тому, что стабильно присутствует в нас как подтверждение факта существования. Особенно это важно в ситуациях растерянности и неопределенности, когда страшно и тревожно. Если рассматривать процесс дыхания как присутствие в ситуации, в реальности и проявлении себя, то задержка дыхания может рассматриваться как физиологическое отражение «психологического небытия» — не быть, не присутствовать, превратиться в маленькую незаметную точку. Дыхание помогает присутствовать не только нашему «я», но и различным переживаниям, травматическому опыту, обычно подавленному и вытесняемому из поля осознаваемого. Оно не только является физиологической функцией нашего организма, но и тесно связано с психологическим состоянием.

Читайте также:  Хирургический узел ручным способом

ДЫХАНИЕ ↔ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.

Наше состояние сразу же отражается в том, как мы дышим. Печаль, гнев, тревога, страх характеризуются учащением дыхания, в состоянии покоя и отдыха дыхание становится реже и глубже. Значительную роль в психологическом состоянии играет диафрагма. Такие эмоции, как гнев и страх влияют на тонус диафрагмы, вызывая ее напряжение. Напряженная диафрагма начинает функционировать в измененном режиме, это напряжение препятствует осуществлению глубокого вдоха и выдоха — дыхание становится поверхностным. При длительном подавлении страха и гнева напряжение диафрагмы становится хроническим и процесс дыхания существенно нарушается.

Деятельность органов дыхания регулируется нервной системой — ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре имеются центр вдоха и центр выдоха. Одни дыхательные нейроны активны во время вдоха, их называют инспираторными. Другие — экспираторные, наоборот, возбуждаются при выдохе. Эти нейроны генерируют импульсацию, которая через эфферентные системы управляет сокращением дыхательных мышц.

Во время вдоха в дыхательный центр по волокнам блуждающих нервов поступают импульсы от рецепторов растяжения, находящихся в легких. При достижении легкими определенного объема эта импульсация тормозит клетки дыхательного центра, возбуждение которых вызывает вдох. Центр вдоха посылает импульсы к мышцам груди и к диафрагме, стимулируя их сокращение. Это сокращение приводит к увеличению объема грудной полости, в результате чего воздух уходит в легкие. По мере увеличения объема легких возбуждаются механорецепторы, расположенные в стенках легких, они посылают импульсы в мозг — центр вдоха. Чем больше растянуты легкие во время вдоха, тем сильнее раздражаются эти рецепторы, способствуя обрыву, прекращению вдоха и переходу к выдоху. Кроме механических рецепторов рефлекторная регуляция дыхания также осуществляется с помощью химических (кароидное тело) рецепторов: при дефиците углекислого газа в крови нарушается кислотно-щелочное равновесие. Сдвиг PH в кислую сторону приводит к увеличению легочной вентиляции, сдвиг в щелочную — к ее уменьшению.

Периферическим звеном регуляции дыхания является вегетативная нервная система, состоящая из симпатического и парасимпатического отделов. Она очень чувствительна к эмоциональному воздействию. Печаль, гнев, тревога, страх, апатия — эти чувства вызывают изменения функционирования органов, находящихся под контролем вегетативной нервной системы. Например, внезапный испуг заставляет сильнее биться сердце, дыхание становится более частым. Во время сна дыхание становится реже, а при интенсивной работе учащается. Кроме того, в зависимости от изменения потребности организма в кислороде, резко меняется и глубина дыхания. Нервная и гуморальная регуляция дыхания обеспечивает согласованную деятельность дыхательных мышц и ритмичную смену актов вдохов и выдохов. Дыхание — одна из вегетативных функций, которая имеет произвольную регуляцию. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого человек сознательно контролирует число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними. Возможность произвольной регуляции дыханием обусловлена участием дыхательных мышц, и управление дыханием — обучение способу управления дыхательными мышцами. Конкретное манипулирование в дыхательной деятельности, благодаря ее произвольности, является тем методом, который конкретно моделирует паттерн, необходимый для выздоровления.

Регуляция дыхания является самым древним из всех методов при борьбе со стрессом и чрезмерным напряжением. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению общей релаксации.

Диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции психоэмоционального состояния. По многочисленным исследованиям это наиболее оптимальное, наиболее эффективное, самое глубокое из всех типов дыхания для человека. Оно позволяет сформировать оптимальное функциональное состояние за счет наиболее полного насыщения кислородом большего количества крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания, характеризуется уравновешиванием процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, снижает избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, таким образом, создаются оптимальные условия для поддержания гомеостаза.

Метод.

Техника диафрагмального дыхания сопряжена с определенными двигательными навыками и, хотя диафрагмальное дыхание является естественным, природно-обусловленным типом, приходиться заново осваивать его азы. При таком дыхании активно и естественным образом работает диафрагма и визуально наблюдается движение брюшной стенки (на вдохе — вверх, на выдохе — вниз), как будто «дышим животом».

Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла, или лежа, руки вдоль туловища.

  1. Вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом (живот надувается).
  2. Выдох плавный, удлиненный, медленный, осуществляется через рот, через слегка сомкнутые губы, брюшная стенка втягивается, а воздух будто выталкивается животом, с полным мышечным расслаблением.

На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.

Читайте также:  Специальные способы литья это

Соотношение длительности фаз вдоха и выдоха для диафрагмального дыхания составляет 1:2, для диафрагмально-релаксационного — 1:3. Эти соотношения соответствуют в большей степени состоянию расслабленности, покоя. Урежение и углубление дыхания (не менее 8-10 дыхательных движений) — «медленный» паттерн дыхания оптимизирует процесс внутрилегочной диффузии, снижает расход энергии на большую работу вентиляционного аппарата. Ритм дыхания индивидуален, создает чувство комфортного дыхания, позволяет снять возникшее эмоциональное напряжение и достигать состояния общей релаксации.

Практическое наблюдение. Результаты.

Среди обратившихся за помощью — большое количество пациентов, у которых под действием разнообразных психических факторов нарушилась нормальная программа управления дыханием. Основные превалирующие над другими жалобы на нарушение дыхания: удушье, спазмы в горле, «ком» в горле, нехватка воздуха, препятствие прохождения воздуха, глубокие вздохи воздуха, сжатие и боли в груди. Одновременно с этим — паника, страх удушья, смерти, мрачные предчувствия, нервная дрожь, нервозность, раздражительность, учащенное сердцебиение, колебания артериального давления резкими скачками, нарушение сна, концентрации внимания, воспоминания и проигрывание пережитых психотравмирующих ситуаций, боязнь находиться в замкнутых пространствах, колебания настроения, тенденция к его снижению. Чрезмерный контроль над физическими параметрами: неоднократные многочисленные измерения артериального давления, пульса, обращения к врачам-специалистам разного профиля, исследования. Так, в ходе консультирования таких пациентов за 2016 год у них были выявлены следующие расстройства:

  • Паническое расстройство — 28 человек;
  • Конверсионное расстройство — 27 человек;
  • Острая реакция на стресс — 16 человек;
  • Тревожное невротическое расстройство — 26 человек;
  • Расстройство приспособительных реакций — 28 человек;
  • Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 47 человек;
  • Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 43 человека,

это около 40% от всех обратившихся.

Пример: пациентка 20 лет, предъявляет жалобы на нарушения дыхания, спазмы, «ком» в горле, нехватку воздуха, «онемение» в лице, нервозность, раздражительность, обидчивость, колебания настроения, прогрессирующую потерю веса при нормальном обычном приеме пищи, нарушение сна, непреодолимое беспокойство и боязнь за состояние здоровья, наличие экстремальных состояний при полном отсутствии какой-либо соматической патологии, что было подтверждено всеми исследованиями и заключениями узких специалистов. Выясняется, что расстройство — психогенно обусловленное, развилось в результате конфликтных межличностных отношений в семье за 2 года, усиление симптомов произошло месяцы назад на фоне психоэмоционального напряжения и конфликта на работе. Применялось комплексное психотерапевтическое лечение с активным применением метода саморегуляции дыхания, в последующем — самостоятельное применение данного метода пациенткой. В результате двухнедельного лечения нормализовалось дыхание, исчезло беспокоящее пациентку «онемение» в лице, улучшилось настроение, пациентка убедилась в отсутствии опасности для здоровья, улучшился аппетит и усвоение пищи, пациентка стала прибавлять в весе, осознала невротический конфликт, изменила отношение к себе и своему здоровью, взаимоотношениям в семье. Применение метода саморегуляции дыхания позволяет расстройствам не возобновляться в ситуациях психоэмоционального напряжения.

Получая комплексную терапию: рациональную, личностно-ориентированную, поведенческую, суггестию наяву, гипнотерапию, медикаментозную, пациенты одновременно обучались навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания. Через 2 недели такого лечения получены результаты: прекращение приступов удушья, спазмов в горле, восстановление нормального паттерна дыхания, нормализация АД, пульса, ослабление и исчезновение боязни и страхов, нормализация сна, уменьшения эмоционального напряжения. Пациенты быстрее отвлеклись от источника стресса, восстановилось рациональное мышление.

  • Паническое расстройство — 24 человека;
  • Конверсионное расстройство — 23 человека;
  • Острая реакция на стресс — 15 человек;
  • Тревожное невротическое расстройство — 10 человек;
  • Расстройство приспособительных реакций — 2 человека;
  • Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 30 человек;
  • Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 20 человек.
  • Паническое расстройство — 4 человека;
  • Конверсионное расстройство — 4 человека;
  • Острая реакция на стресс — 2 человека;
  • Тревожное невротическое расстройство — 15 человек;
  • Расстройство приспособительных реакций — 2 человека;
  • Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 12 человек;
  • Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 12 человек.

Вывод.

Методика обучения диафрагмальному, диафрагмально-релаксационному дыханию эффективна в комплексе психотерапевтического лечения при невротических и психосоматических заболеваниях и необходима в указанных выше случаях. Обучение пациентов диафрагмальному дыханию в результате занятий:

  • Вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • Сформировывает оптимальное функциональное состояние;
  • Позволяет корректировать психоэмоциональное состояние;
  • Активирует резервные возможности организма.

Владения такими навыками полезны любому человеку для оздоровления, а именно: повышение стрессоустойчивости, улучшение своего физиологического состояния, активации резервных возможностей организма.

Литература:

  1. Карварсарский Б.Д., «Психотерапевтическая энциклопедия», г. Санкт — Петербург, 1998 г.;
  2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С., «Психопрофилактика стрессов» М.: Изд-во Москв. ун-та, 1993 г.;
  3. Лутэ В., «Аутогенная тренировка с применением обратной связи» в кн. «Психическая саморегуляция», г. Алма-Ата, 1974 г.;
  4. Мягков И.Ф., «Психотерапия», М., 1967 г.;
  5. Методические рекомендации НПФ «Амалтея» — «Обучение навыкам саморегуляции на основе метода биологической обратной связи (БОС)», г. Санкт-Петербург, 2012 г.

Источник

Оцените статью
Разные способы