Способы звукоизвлечения на домре
Приёмы звукоизвлечения и художественные штрихи домриста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_zvukoizvlecheniya1_.docx | 20.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Все домры относятся к семейству щипковых плекторных музыкальных инструментов, звук на них извлекается двумя способами:
Тремоло- (итальянское слово в переводе — дрожание), в музыке- основной приём звукоизвлечения на домрах, представляет собой быстрое повторение одного и того же звука,получаемое поочередными ударами медиатора по струне ↑ и ↓ . Количество ударов зависит от темпа произведения, чем быстрее темп, тем меньше ударов, чем медленнее темп, тем больше ударов. Удары должны быть одинаковой силы
Игра ударом в одну сторону — Ноты мелких длительностей или более крупных, но в быстром темпе, когда их невозможно исполнить тремоло, следует играть ударом ↓ , а в быстрых в обе стороны , так как игра в одну сторону требует большого физического напряжения правой руки, а иногда вообще невозможна.
Удар сверху вниз обозначается П
Удар снизу вниз обозначается V
Игра ударом в разные стороны — ( ↑ и ↓ ) Движение кисти при игре ударами в обе стороны, ничем не отличаются от движений в тремоло.
Деташе — тремолирование каждой ноты отдельно, раздельное тремоло без перевода одной ноты в другую на сплошном тремоло . Коротким деташе исполняются ноты мелких длительностей или более крупных, но в подвижных темпах. Обозначения не имеет.
Legato — легато — связанное непрерывное тремоло. Обозначается двумя способами , лигой над или под нотами, словом- legato.
Tenuto — сокращение ( итальянское тенуто)- выдержанно точно по длительности и ровно по силе, иначе обозначается черточкой над или под нотой. При проследовании ряда звуков, tenuto предполагает некоторую, очень незначительную на слух ,их разграниченность, иначе tenuto превратилось в legato.Применяется tenuto тогда , когда legato невозможно ввиду больших скачков или когда характер данного музыкального отрывка требует некоторой подчеркнутости и обособленности каждой ноты. При отсутствии каких-либо обозначений над нотами в медленном и ускоренном движении исполнитель пользуется также приёмом tenuto. В более быстром движении необходимо обязательно обозначить приём исполнения, так как могут возникнуть различные толкования , существенно меняющие звучность.
non legato (нон легато) не связано .При исполнении этим приёмом в звучании между отдельными нотами образуются паузы.
Staccato — стаккато (отрывисто) отрывистое исполнение звука ( ↓ ), в быстром темпе- очередным ударом. Обозначается точкой над или под нотой
Двойной удар- представляет собой 2 удара медиатором по струне на одну и ту же длительность ноты, ↑ и ↓. Обозначается перечеркнутым штилем.
Портаменто- portamento в инструментальным исполнением означает скользящий переход от одного звука к другому. Портаменто обычно используется, когда мелодия изложена не в поступенном движении, а в скачкообразном, но под лигой.
Глиссандо- glisando- приём скольжения от одного звука к другому, как в восходящем, так и в нисходящем движении. Глиссандо в отличии от портаменто должно быть звучащим на протяжении всего пути скольжения. Для более эффективного «блестящего» звучания скользящий палец надо ставить на ноготь.
Приёмы звукоизвлечения без медиатора
Pizzicato- (итальянское слово пиццикато- щипком) оно осуществляется с помощью щипка пальцем, в результате чего возникает матовый звук и постепенно затухает
Vibrato- вибрато- лёгкое колебание высоты звука, получаемое изменением нажима пальца на струну, пальцем левой руки .Для отмены вибрато служит термин ordinato (сокращенно ord). Сдергиванием или сбрасыванием называется такой приём, когда пиццикато исполняется одной левой рукой. В этом случае один палец левой руки прижимает струну к грифу, а другой извлекает звук. Обозначается крестиком под нотой.
Достигаются следующим образом: пальцем левой руки касаются струны в точке её деления на равные части. Затем, сделав щипок или удар медиатором по струне, одновременно отдёргивают палец левой руки, прикасавшейся к струне. Обозначаются флажолеты ноликом над нотой.
Исполняются следующим образом: палец левой руки прижимает струну на требуемом ладу, а средний палец правой руки прикасается к этой струне октавой или квинтой выше, в следующий момент делается щипок или удар медиатором по струне и одновременное отдёргивание от неё среднего пальца правой руки.
Источник
Способы игры на гитаре
Сколько уже говорено-переговорено о том, как можно играть на гитаре! Всевозможные самоучители (от профессионально-нудных до примитивно-дилетантских), многочисленные интернет-статьи (и толковых, и бестолковых), онлайн-уроки – все уже пересмотрено и перечитано по нескольку раз.
Вы спрашиваете: «Зачем же мне тратить свое время на изучение этой статьи, если кругом информации хоть отбавляй?» А затем, что довольно сложно найти описание всех способов игры на гитаре в одном месте. Прочитав же этот текст, вы убедитесь – есть еще места в Интернете, где сжато и точно подается информация и о гитаре и способах игры на ней.
Что такое «способ звукоизвлечения», в чем его отличие от «приема игры»?
На первый взгляд эти два понятия идентичны. На самом же деле отличие между ними существенное. Натянутая гитарная струна – это источник звука и то, как мы заставим ее колебаться и собственно звучать, называется «способ звукоизвлечения». Способ извлечения звука является базой техники игры. А вот «прием игры» – это в некотором роде украшение или дополнение к извлечению звука.
Приведем конкретный пример. Бряцните по всем струнам правой рукой – этот способ извлечения звука называется удар (чередование ударов – бой). А теперь ударьте большим пальцем правой руки по струнам в районе подставки (удар должен быть выполнен в виде резкого поворота или замаха кисти в сторону большого пальца) – этот прием игры называется тамбурин. Два приема похожи друг на друга, однако первый является способом извлечения звука, он используется довольно часто; а вот второй – это в некотором роде вид «удара», и поэтому является приемом игры на гитаре.
Более подробно о приемах читайте тут, а в этой статье мы остановимся на описании способов звукоизвлечения.
Все способы гитарного звукоизвлечения
Удар, бой и расгеадо
Удар и бой чаще всего используются как аккомпанемент пению. Овладеть ими совсем просто. Самое главное – это соблюдать ритм и направления движений руки.
Одной из разновидностей удара является расгеадо – колоритный испанский прием, представляющий собой поочередный удар по струнам каждым из пальцев (кроме большого) левой руки. Перед тем как выполнить расгеадо на гитаре, следует попрактиковаться без инструмента. Сожмите руку в кулак. Начиная с мизинца, пружинисто выпускаете зажатые пальцы. Движения должны быть четкими и упругими. Попробовали? Перенесите кулак к струнам и проделайте то же самое.
Тирандо и апояндо
Следующий прием – тирандо или игра щипком. Суть приема – поочередное дергание струн. Этим способом звукоизвлечения играют стандартные переборы. Если вы решили овладеть тирандо, то особое внимание обращайте на руку – при игре она не должна быть зажата в кисти.
Прием апояндо (или игра с опорой на соседнюю струну) очень характерен для музыки Фламенко. Этот способ игры выполнять проще, нежели тирандо – при щипке струны палец повисает не в воздухе, а опирается на соседнюю струну. Звук в этом случае более яркий и насыщенный.
Имейте в виду, что тирандо позволяет играть в быстром темпе, а вот игра с опорой существенно тормозит гитариста в темпе исполнения.
В следующем ролике представлены все вышерассмотренные способы звукоизвлечения: расгеадо, тирандо и апояндо. Причем апояндо играет преимущественно большой палец – это и есть «фишка» фламенко, одноголосная мелодия или мелодия в басу всегда играется на опоре большим пальцем. При ускорении темпа исполнитель переходит на щипок.
Слэп – коронный «прием» бас-гитаристов
Слэп можно еще назвать преувеличенным щипком, то есть исполнитель дергает за струны таким образом, что они, ударяясь о порожки гитары, издают характерный щелкающий звук. Как способ звукоизвлечения на классической или акустической гитаре используется редко, здесь он более популярен в виде «эффекта неожиданности», имитирует выстрел или хлест кнута.
Прием слэп знают все бас-гитарсты: кроме подцепки струн указательным и средним пальцем они еще ударяют большим пальцем по толстым верхним струнам басухи.
Отличный пример техники исполнения слэпа можно увидеть в следующем видео.
Тэппинг или фортепианная техника
Самый юный способ звукоизвлечения (ему не больше 50 лет) носит название теппинг. Папой теппинга можно смело называть флажолет – он усовершенствовался с появлением сверхчувствительных гитар.
Теппинг может быть одно- и двухголосным. В первом случае рука (правая или левая) ударяет по струнам на грифе гитары. А вот двухголосный теппинг похож на игру пианистов – каждая рука играет свою независимую партию на грифе гитары путем ударов и стягиваний струн. Из-за некоторой схожести с игрой на фортепиано, этот способ звукоизвлечения и получил второе название – фортепианная техника.
Отличный пример применения теппинга можно посмотреть не в безызвестном фильме «Август Раш». Руки в ролики – это не руки Фрейди Хаймора, играющего роль мальчика-гения. На самом деле – это руки Каки Кинг, известной гитаристки.
Каждый выбирает для себя ту технику исполнения, которая ему более близка. Те, кто предпочитает петь песни под гитару – осваивают технику боя, реже перебор. Те, кто желает играть пьесы – изучают тирандо. Более сложные техники слеп и теппинг – нужны тем, кто собирается связывать свою жизнь с музыкой если не с профессиональной стороны, то с серьезно-любительской.
Приемы игры, в отличие от способов звукоизвлечения, не требуют особых усилий в освоении, так что обязательно изучите технику их выполнения в этой статье.
Источник
Методическая разработка.Способы звукоизвлечения на гитаре
Предлагаемая методическая разработка адресована преподавателям гитары детских музыкальным школ и центров внешкольного развития.
Звукоизвлечение — одна из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. В данной работе будут рассмотрены основные способы звукоизвлечения правой рукой и их особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы звукоизвлечения на гитаре | 26.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3»
Тема разработки: «Способы звукоизвлечения на гитаре. Приемы игры tirando и apoyando »
Автор, составитель: Кайль Никита Александрович
Педагог МАУДО ДШИ №3
Предлагаемая методическая разработка адресована преподавателям гитары детских музыкальным школ и центров внешкольного развития.
Звукоизвлечение — одна из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. В данной работе будут рассмотрены основные способы звукоизвлечения правой рукой и их особенности.
В процессе своего развития искусство игры на гитаре разделилось по принципу звукоизвлечения на две большие ветви: так называемую испанскую и итальянскую школы. Главное их различие состоит в использовании (или неиспользовании) способа apoyando, при котором отыгравший палец правой руки останавливается на соседней струне. Этот прием заимствован у фламенкистов и в испанской школе является определяющим. В итальянской школе apoyando изначально не применялось, ибо в основе ее лежит арпеджио (игра на разных струнах), исполняемое только приемом tirando, когда палец правой руки, не задевая соседнюю струну, проходит выше ее внутрь ладони.
Данная работа основана на методических работах таких гитаристов, как Э.Пухоль, Н.Кирьянов, П.Агафошин, П.Роч.
Особенности извлечения звука на гитаре.
Извлечение звука на гитаре производится ударами-щипками правой руки, причем удары указательного, среднего и безымянного пальцев направлены к себе, а большой палец ударяет струну от себя, несколько вниз. При игре кисть правой руки не должна быть напряжена, движение сосредоточено, главным образом в крайних суставах пальцев. Самый удар пальцев правой руки свободен и эластичен, он производится кончиками пальцев, направление удара – к себе и в то же время перпендикулярно струне. (Во избежания столкновения во время игры большого пальца правой руки с остальными пальцами следует держать его в стороне – отклоненным влево).
Пальцы левой руки в это же время прижимают соответствующие струны с достаточной силой возле самого лада, иначе звук не будет чистым. Пальцы необходимо ставить так, чтобы последний сустав пальца был, по возможности, перпендикулярен к плоскости грифа.
Приемы игры tirando и apoyando .
Для пальцев правой руки в игре на гитаре сформировались два основных способа извлечения звука – тирандо и апояндо . Технические различия каждого из них заключается в направлении оттягивания струн и более резком движении кончика пальца при выполнении тирандо. Движение пальцев в апояндо и тирандо начинается с небольшого расстояния от струны или непосредственно от нее без замаха и удара.
Апояндо (apoyando (исп.)– опираясь, прислоняясь) – способ звукоизвлечения пальцами правой руки с последующей остановкой кончика пальца на следующей (соседней) струне. Указательный, средний и безымянный пальцы после извлечения звука своими кончиками прислоняются к соседней толстой струне , большой палец – к соседней тонкой струне.
Можно выделить четыре основные фазы при извлечении звука приемом апояндо:
1)Палец прикасается к струне
2)В результате сгибания последней фаланги и нажания на струну кончиком пальца (подушечкой или ребром ногтя) струна отклоняется от своего обычного положения
3)Струна соскальзывает с пальца, остается свободной и начинает колебаться
4)Соседняя струна останавливает движение пальца, предоставляя таким образом точку опоры.
Необходимо следить, чтобы последние фаланги пальцев не разгибались под действием сопротивления струн, а рука не производила какие-либо лишние движения. Запястье должно оставаться округлым и не приближаться к деке.
Тирандо (tirando(исп.) – дергая, доставая) – способ звукоизвлечения пальцами правой руки без последующей остановки кончика пальца на соседних струнах. Указательный, средний и безымянный пальцы после звукоизвлечения свободно проходят на небольшом расстоянии от соседней, более толстой струны, большой палец может отклоняться к кончику указательного пальца.
При извлечении звука приемом тирандо приготовленный палец (или пальцы) после удара уходит вверх в сторону ладони не касаясь соседней струны. Этот прием применяется при исполнении арпеджио и созвучий на разных струнах во избежании глушения звучащих струн.
Необходимо отметить различие в характере звучания гитары после применения того или иного способа извлечения звука: апояндо дает более сильные и плотные по тембру звуки, тирандо – более легкие и светлые. Великий испанский гитарист А.Сеговия называет прием тирандо «свободным ударом»
Поэтому апояндо чаще всего используется гитаристами для акцентированно-выразительного исполнения отдельных звуков, мелодий или мелодических пассажей. Прием тирандо в основном применяется для игры большинства видов двухголосия, аккордов, арпеджио, но может быть использован и при исполнении мелодий. В нотной литературе для гитары эти способы звукоизвлечения чаще всего обозначений не имеют и применяются гитаристами в зависимости от особенности изложения музыкального материала, понимания музыкально-художественного содержания произведения и технического удобства использования того или иного вида звукоизвлечения (обоих вместе).
Практика показывает, что нет никаких явных предпосылок к преимуществу какого-либо из них, однако лишь в том случае, если звукоизвлечение выполняется правильно. Направление оттягивания струны и принципы работы пальцев при верном исполнении
обоих приемов мало чем отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что
tirando — универсальный способ, им можно исполнить любую фактуру без исключения; тогда как apoyando невозможно при игре аккордов, арпеджио, двойных нот, многих видов полифонической фактуры.
Apoyando — прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию гитары. Ч.Дункан в «Искусстве игры на классической гитаре», рассуждая о том, какой прием игры следует выбрать в том или ином произведении, приводит в пример игру профессионального теннисиста, которого спросили бы, «почему надо отказаться от простого удара ракеткой сверху вниз в пользу более сложного удара. Он ответит – чтобы улучшить удар!» Поэтому иногда имеет смысл отказаться от игры тирандо в пользу апояндо, чтобы добиться большей яркости и громкости звучания.
Часто приходится слышать, что учащиеся испытывают большие
трудности при освоении tirando, в то время как apoyando они овладевают намного быстрее и легче. Порой это служит главным аргументом
в пользу начала обучения с apoyando. Отчасти такое утверждение
верно. Но, к сожалению, несмотря на некоторые преимущества в качестве звука и сроках освоения, быстрее и легче большинство учащихся овладевает неправильным apoyando, приобретая негативные навыки, от которых впоследствии бывает очень трудно избавиться.
Правильное apoyando — способ не менее трудный для усвоения и по
сложности траектории движения, и по мышечной деятельности, нежели
tirando; поэтому к работе над ним, как и над tirando, нужно подходить
так же основательно, вдумчиво и аккуратно выполняя все
При правильной постановке правой руки в процессе игры этими приемами одновременно участвуют и подушечка пальца, и ноготь. Кончик
пальца нажимает на струну, подушечка проминается, ноготь касается струны, которая оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода. Почти все пальцы производят движение от пястного сустава. Исключение составляет большой палец, действующий от запястья.
Движения «целых» пальцев наиболее естественны (таким же образом
мы берем предметы), в действие при этом вовлекаются межкостные ладонные мышцы, сгибающие основную фалангу, а с ней и весь палец,
работающий как длинный рычаг. Кроме того, развитость этих
мышц является одним из главных условий беглости.
Итак, внедрение в исполнительскую практику apoyando сыграло важную роль в становлении гитары как солирующего инструмента на рубеже XIX—XX веков. Позже, в творчестве А. Сеговии, этот прием, в сочетании с ногтевым способом звукоизвлечения, способствовал продвижению гитары на большую концертную эстраду. Плотный, сильный, глубокий и певучий тон Сеговии, активно использовавшего apoyando, до сих пор является одним из ярчайших образцов гитарного звучания.
Овладение приемами игры тирандо и апояндо являются основополагающими в освоении гитары и требуют особого внимания от исполнителя.
- Ч.Дункан Искусство игры на классической гитаре / Пер. П.Ивачева. – М.: Музыка, 1988 год.
- В.Кузнецов Игровой аппарат гитариста: принципы постановки и работы // Как научить играть на гитаре: сб. ст. / составитель. В.Кузнецов. – М.: Классика XXI, 2006 год.
- Н.Кирьянов Искусство игры на классической гитаре. – М.: Торопов, 2002 год.
- Э.Пухоль Школа игры на шестиструнной гитаре / Пер. и. ред. И.Поликарпова. – М.: Советский композитор, 1983 год.
- П.Роч Школа игры на шестиструнной гитаре / Ред. А.Иванова-Крамского. – М.:Гос.муз.изд., 1962 год.
Источник