Особый способ организации речи характеризующийся ритмом

Особый способ организации речи характеризующийся ритмом

В формировании ритма участвуют все возможные языковые средства: звуковые, интонаци­он­ные, синтак­си­че­ские, лексико-семантические, например различного рода повторы, синтакси­че­ский парал­ле­лизм, регулярности воспроизведения интонационных модификаций.

Тембр (фр. timbre — колокольчик) — психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: формантной структурой спектра, степенью выраженности шумовых компонентов, негармонических обертонов, модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Тембр голоса воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова. Тембр голоса имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса.

Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным). Спонтанный тембр характерен для непоставленных голосов, особенно когда говорящий взволнован или когда слуховой контроль затруднен. На основании спонтанного тембра можно довольно точно определить физическое и эмоционально-психологическое состояние говорящего. Креативный тембр свойствен голосам поставленным, профессиональным. Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче.

Человек способен в широких пределах менять тембр своего голоса как непроизвольно, так и целенаправленно. Однако при этом в той или иной степени тембр сохраняет черты индивидуальной неповторимости.

Источник

Статья на тему: «ОСОБЕННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ»

Нестерюк Елена Сергеевна

ОСОБЕННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

Нарушения речи ограничивает способности и социальные возможности ребенка, сказываются на развитии его личности, в ряде случаев является причиной выпадения ребенка из социального окружения.

В исследованиях Е.Ф. Архиповой в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют дизартрию [1].

Проблемы дизартрии в отечественной логопедии изучали неврологи, психиатры, педагоги и нейрофизиологи (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына,Ю.О. Филатова, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, Е.Ф.Архипова и др.). Интонационная выразительность речи, особенно её темпо-ритмическая организация влияют на плавностьречи. Л.И. Белякова, Е.Ф. Архипова, О.В. Правдина отмечают, что в результате паретичности мышц органов артикуляции в речи дошкольников с дизартрией нарушено не только звукопроизношение, но и просодическая ее сторона: высота голоса, мелодика, паузация, темпо-ритмическая организация и др.

Просодические компоненты речи влияют на выразительность, плавность, эмоциональность речи, несут определенную семантическую нагрузку.

Темп речи у дошкольников с дизартрией нарушен может быть как ускоренным, замедленным, так и неустойчивым в речи. Наблюдаются пропуски слов, звуков, неправильная расстановка смысловых ударений, пауз, Часто голос неравномерный, носит назализованный или монотонный оттенки. Такие нарушения связаны с органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).

Темп и ритм речи координирует работу речевого периферического аппарата, синхронности работы голосового, дыхательного и артикуляционного отделов.

Для исправления нарушений темпо-ритмической стороны речи всегда требуется помощь специалиста.

Целью нашего исследования является использование различных средств в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с органическими поражениями речи.

провести теоретический анализ по проблеме: использованию логоритмики и других средств в коррекционной работе с детьми с органическими поражениями речи дошкольного возраста;

разработать и апробировать комплекс занятий по развития темпо-ритмической организации речи у детей с органическими поражениями речи дошкольного возраста с использованием различных средств;

Читайте также:  Конструктивные способы снятия стресса

выявить динамику уровня развития темпо-ритмической организации речи у детей с органическими поражениями речи дошкольного возраста с использованием логопедической ритмики и других средств.

На констатирующем этапе эксперимента мы изучили темпо-ритмическую сторону речи дошкольников с дизартрией с помощью диагностики О.Г. Лазаренко[2].

Основные направления диагностики: умения регулировать темп речи; умения регулировать ритм речи.

Организация диагностики проводилась в подготовительной логопедической группе МАДОУ Детский сад № 310 (г. Ростов-на Дону) в индивидуальной форме. В диагностике участвовало 20 детей 6-летнего возраста с диагнозом дизартрия.

Таким образом, мы определили несформированность умений воспринимать и воспроизводить необходимый темп и ритм, дети с нарушением в той или иной степени темпо-ритмической организа ции составляют 80%.

Низкий уровень развития темпо-ритмической стороны речи характеризуется следующими показателями: дошкольники с дизартрией с трудом изменяют темп на отработанном ряду слов, испытывают сложности в произношении слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе, не могут определить нужный темп стихотворения. С трудом узнают ритмо-интонационный рисунок фразы, текста. При самостоятельном подборе ритмо-интонационного рисунка и в отображении ритма стихотворения похлопыванием допускают ошибки.

Дети со средним уровнем темпо-ритмической организа ции меняют темп речи на отработанном ряду слов, но с трудом переключается с одного темпового режима на другой; не всегда используют нужный темп речи в стихотворном тексте; узнают ритмо-интонационный рисунок предложенной педагогом фразы, но испытывает при этом затруднения; могут частично подбирать ритмо-интонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

В ходе формирующего эксперимента нашей целью являлось – разработать и апробировать комплекс занятий по развитию темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией дошкольного возраста с использованием различных средств коррекции.

Задачи формирующего эксперимента:

— Разработать программу, направленную на формирование просодических компонентов;

— Подобрать игры и упражнения для развития просодических навыков у детей, сочетающие логоритмическую и кинезиологическую направленность;

— Разработать комплекс дидактического материала для работы с детьми с разным уровнем речевого развития.

Мы предположили, что в ходе исследования темпо-ритмическую организацию речи у детей с органическими поражениями речи дошкольного возраста возможно сформировать при соблюдении следующих условий:

— углубленная диагностика развития темпо-ритмической организации речи у детей с органическими поражениями речи дошкольного возраста;

— обязательное использование различных средств в коррекции темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с органическими поражениями речи;

— упор на ведущий вид деятельности при подготовке дидактического материала.

В процессе реализации формирующего эксперимента применялись наглядный, словесный и практический методы.

При разработке структуры занятий учитывались выявленные на констатирующем этапе эксперимента особенности детей, их работоспособность, а также возрастные особенности.

Наша коррекционная работа состоит из трех направлений, которые структурировались в блоки.

Первый блок «Послушный ветерок», входят упражнения с использованием дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой «Ладошки», «Погончики», «Насос» и другие. Таким образом, создается интенсивный и ритмичный газообмен, который подчиняет себе не только темп и ритм сердечно-сосудистой системы, но и все биологические процессы.

Второй блок основной части занятия «Умная головка» — кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействияПолаДеннисона и А.Л. Сиротюк «Колечки», «Замок», «Лезгинка», «Ухо – нос», «Перекрестные движения», «Сова», «Помпа» и другие. Данный комплекс позволяет ускорить у ребёнкакоррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий.

Третий блок – логоритмика «Веселые лучики», внедрены технологии Г.А. Волковой, Г.Р. Шашкиной, Ю.О. Филатовой и С., Е. Железновых. Подбор специальных музыкальных произведений с определенным ритмом в соответствии с задачами занятия и формирующего эксперимента. У дошкольников формируются умения сочетать музыкальный ритм с речевым, развивать разные речевые (слоговые, словесные, синтагменные) ритмы и темпы. Стихотворная форма привлекает детей своей живостью, эмоциональностью.

Читайте также:  А5 92 39 прокладка кабельной линии открытым способом при пересечении с автодорогой

Для наиболее успешного результата коррекционной работы мы разработали вспомогательные карточки к некоторым двигательным упражнениям, с целью опоры на зрительный анализатор, а также выработке алгоритма необходимых действий ребенка.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование выявило низкий уровень темпо-ритмической стороны речи у детей с органическими поражениями речи в исследуемой группе. Разработаны занятия с учетом различных средств коррекции темпо-ритмической стороны речи и дальнейшей проверкой результатов коррекционной работы. В контрольном эксперименте выявлена положительная динамика обследованного компонента речи. Гипотеза нашла свое подтверждение.

1. Архипова, Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со

стертой формой дизартрии //Актуальные вопросы теории и практики

коррекционной педагогики. – М., 2010.

1. Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии //

Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И., 2011.

2. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед».)

3. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическоеруководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001

4. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой /Авт. сост. Т. Ю. Амосова.— М.: РИПОЛ классик,2008.— 64 с.— (Здоровье и красота).

5. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В.Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие /под редакцией Л. И. Беляковой. – М.: Национальный книжныйцентр, 2017 – 208 с. (Логопедические технологии.)

Источник

Особый способ организации речи характеризующийся ритмом

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами.

Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи.

Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является наивысшим уровнем развития языка.

Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом. Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.

Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Акустическими коррелятами интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.

Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр (“цвет голоса”). Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.

Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

Читайте также:  Лучший способ приготовления свеклы

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.

Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе.

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим — перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед “взрывом”. В среднем они длятся около 0,1 сек.

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но и внутри них. Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Существует несколько гипотез относительно пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи (“что сказать?”), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого планирования высказывания.

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

Источник

Оцените статью
Разные способы