Особый духовно практический ценностный способ освоения мира

Формы и способы духовно-практического освоения мира человеком

Сознание не только отражает, выражает, но и предвосхищает мир, творит его по законам красоты, истины, добра, блага и любви. Оно выполняет целый спектр взаимосвязанных функций в духовно-теоретическом и духовно-практическом освоении природного, социального и человеческого мира: познавательную и ценностно-ориентационную, коммуникативно-регулятивную и образовательно-воспитательную.

При рассмотрении общественного сознания в горизонтальном ракурсе, через призму социологического анализа его основных содержательных и смысловых компонентов в его структуре обычно выделяется семь основных форм. К ним относят философское, политическое, правовое, научное, религиозное, нравственное и эстетическое сознание. В процессе усложнения общественной жизни происходит дифференциация общественного сознания, выделение и становление актуальных для общества в целом и отдельных социальных субъектов новых видов и форм сознания. Правомерно говорить о национальном, классовом, социальном, историческом и других видах сознания и самосознания. Есть все основания для выделения экономического, экологического, демографического и других форм сознания.

Они отличаются друг от друга по предмету и объекту, формам и способам отражения различных граней общественной реальности, по роли и выполняемым функциям, по характеру и особенностям своего развития и взаимодействия между собой и влияния на различные стороны общественной жизни.

В каждой форме общественного сознания специфически проявляется и преломляется весь комплекс духовной жизни общества и человека: обыденный и теоретический уровень сознания, общественная психология и идеология, познавательный и ценностный компоненты, переплетение в бесчисленных вариантах идей и чувств, представлений и переживаний, знаний и заблуждений, иллюзий и идеалов.

Более предметно остановимся на некоторых формах общественного сознания. Что касается своеобразия философского сознания как целостной, ценностно-смысловой и универсальной формы постижения всеобщих моментов во взаимоотношениях человека и мира, бытия мира через призму человеческого «я», то эта специфика сквозной линией проходит через всю проблематику и тематические разделы данной книги.Выше, когда давалась социально-философская характеристика основополагающих актов общественной жизни в сфере экономики и политики, социальных отношений и институтов, подчеркивалась и проводилась мысль о субстанциональной значимости духовного фермента во всех формах бытия общества и человека. В основе социальности, объединения людей как универсального способа их жизнедеятельности (от семьи — до социумов-этносов и государств) лежат духовные скрепы.

Политическое сознание образует совокупность социальных чувств, представлений, взглядов, идей, теорий, идеологий, выражающих реальные или желаемые политические отношения, институты власти и управления, политическую систему общества и политическую практику в целом. По своему содержанию система политических образов и оценок представляет отражение и обоснование общих социальных интересов больших общественных групп, что и позволяет политическому сознанию выполнять социально-интегративную и регулятивную функцию в обществе.

Политическое сознание возникает с появлением государства и формированием политической системы общества. Оно охватывает область отношений всех классов, социальных слоев и групп к государству, институтам власти и управления по поводу осознания и реализации своих интересов. Поэтому в обществе происходит постоянное столкновение различных социальных сил в разнообразных формах политической борьбы за государственную власть, за ее устройство и осуществление определенной политической линии в экономике, культуре, образовании, внутри страны и на международной арене.

В водоворот политической жизни вовлекаются все остальные формы общественного сознания. Политика тесно взаимодействует не только с экономикой, социальной сферой, но и прежде всего с духовной, культурной и идеологической жизнью общества. Поэтому формирование высокой политической культуры личности в условиях становления гражданского общества и правового государства является насущной задачей образования и воспитания. Прислушаемся к мудрому совету Платона: «Если люди не могут доверять корабль необученным кормчим, то тем более нельзя доверять любителям целое государство».

Правосознаниев его обыденном и теоретическом виде является идейным выражением объективных общественных отношений, прежде всего экономических и социальных, а также взаимоотношений человека и общества. Но выражение этих отношений в праве осуществляется через призму целей и интересов тех или иных общественных групп, партий, классов или большинства народа. Волю этих социальных групп и отражает государство в законодательстве. Происхождение и формирование права обычно связывают с обычаем, юридическим прецедентом и нормативным актом. В современном обществе, в цивилизованном государстве под правом понимают неразделимый синтез обычного, прецедентного и законодательного права.

Читайте также:  Кастильское мыло с нуля горячим способом рецепты

Право обеспечивает, с одной стороны, личную свободу и интересы граждан, их естественные права, а с другой — общее благо, общую волю и общий интерес. Поскольку законы устанавливаются государством, содержание законодательных актов зависит от типа государственной власти, форм правления и политического режима. Право следует рассматривать как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы народа и выступают государственным регулятором общественных отношений. Законы регулируют внешние стороны проявления общественных отношений — в семье, быту, хозяйстве, социальных взаимосвязях людей в основных сферах общественной жизни.

Закон будет действовать для всех тогда, когда он станет внутренним регулятором человеческого поведения, т. е. превратится в устойчивую внутреннюю моральную норму. Тогда он практически перестанет быть законом права. Различие между законами права и законами морали состоит в неограниченности нравственного состояния и норм морали и ограниченности правовых установлений. Право можно определить как тот минимум нравственности, который юридически закреплен в соответствующих законах для обеспечения как личной свободы, так и общего блага. И этот необходимый жизненный минимум нравственности в ракурсе права получает статус должного и справедливого, за нарушение которого последуют санкции.

Корпус законодательства весьма емок, многогранен и сложен, так как в гражданском обществе правовому регулированию подвержены все стороны общественных отношений. Основным законом государства выступает конституция страны. И ее нормы должны иметь прямое действие. Вместе с тем разрабатываются гражданское, уголовное, процессуальное, имущественное (хозяйственное), трудовое, семейное и многие другие отрасли законодательства. Особое значение законодательство приобретает в переломные этапы развития общества, когда происходит пересмотр основных принципов, меняется идеологическая основа права. Так, в России за два десятилетия с 1994 по 2014 г. Государственной Думой принято более 5 тыс. законов. Множество принято также на уровне региональных органов власти. Чтобы полностью отрегулировать на новой правовой основе весь комплекс общественных отношений, говорят о необходимости разработки и принятия 20 тыс. законов! Если же добавить к этому необозримое море подзаконных актов, указов, постановлений и ведомственных установлений, то можно представить себе, в каком «дрейфе» находится все правовое поле.

Все правовые нормы имеют принудительную силу и определяют как запрещенные, так и правомерные действия. И главное здесь даже не в силе и мере, а в неотвратимости наказания за противоправные действия или бездействие. Необходим механизм исполнения законов, принудительная власть. Потому что сформулировать закон, даже очень хороший и справедливый, — это одна сторона. Ибо никакой закон не будет выполняться сознательно и добровольно каждым членом общества, иначе он совпадал бы с моральной нормой. Требуется постоянное и целенаправленное обеспечение законности и общественного правопорядка. Отметим еще одну важную особенность — право должно соответствовать духу народа, его ментальности и традициям. Иначе происходит его отторжение, оно уродует и извращает строй народной жизни, заводит ее в тупик, будь то экономика или (и особенно) образование. Право, узаконивающее произвол и насилие, является бесправием. Так, первоначальная приватизация, осуществленная в нашей стране путем так называемой ваучеризации, вызывает законное отторжение большинства населения. Если бы люди изначально знали подлинный смысл слова «ваучер» как обманного фантика, то разгосударствление и формирование частного сектора не получило бы таких уродливых форм. Возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право, компрометируя в сознании людей саму идею и подрывая веру в нее. [252]

Нравственное сознание является наиболее универсальной и определяющей ценностной формой общественного сознания, сердцевиной и внутренним стержнем духовной жизни человека. Особая действенная сила нравственных норм как раз и состоит в том, что они не нуждаются в юридической закрепленности и внешнем принудительном побуждении. Нравственное сознание формируется на самых ранних этапах исторического развития общества. Оно определяется в конечном счете объективной необходимостью регуляции всего спектра межличностных отношений, совместной деятельности людей в самых различных областях их общественного бытия.

Читайте также:  Dryru com способ применения

По своей структуре нравственное сознание может быть представлено обыденно-практическим уровнем, нормы и правила которого складываются и функционируют в непосредственной практике повседневного общения, опыте совместной жизни людей. Они выражаются в этических чувствах, нравственных суждениях и представлениях.

Идеально-теоретический уровень нравственности возвышается над наличным нравственным сознанием. Он выражает моральный идеал, с которым необходимо сообразовывать свою жизнь, задает духовно-нравственную вертикаль возвышения и очеловечивания человека, перспективу и горизонт возрастания личности. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания чаще всего называют моралью (от лат. mores — «нравы»).

Система категорий морали выстраивается в отношение к такой фундаментальной ценности бытия мира и человека, как добро (благо) в его соотнесенности со злом. Добро и зло, связанные с ними понятия смысла жизни, человеческого счастья, справедливости и совести, пронизывают собой всю всемирную историю, все народы и все типы культур. Такие нравственные категории, как совесть, чувство собственного достоинства, долг и честь, выступают духовной и интеллектуальной призмой, в лучах которой высветляется нравственный уровень наличествующей социальной реальности и ее возможные перспективы.

Между добром и злом в сердце человека не существует нейтральной полосы, нравственно безразличной к его сознанию и поведению. Нравственное сознание в системе своих ценностных координат, моральных суждений и оценок высвечивает все грани и стороны внутреннего духовного мира человека в его отношении к труду, политике и повседневной жизни, к Родине, семье, к ближним и дальним.

Нравственное и разумное (истинное) в принципе и в основе своей совпадают. По выражению Л. Н. Толстого, совесть — это верный руководитель жизни людей. Это «искра», зажженная в сознании человека, научившегося жить сообща, считаться с интересами других людей. Недаром говорят: будь всегда воли своей хозяином, совести же своей — рабом.

Моральное сознание в силу специфической особенности нравственности в отличие от других форм общественного сознания не является специализированным видом духовного производства, связанного с профессиональной деятельностью какой-то особой группы людей и с общественной институализацией этой деятельности. И в самом деле, кто «производит» нравственные принципы, нормы, оценки?

В. С. Соловьев в своей фундаментальной работе «Оправдание добра» дал подзаголовок — «Опыт нравственной философии». Исследуя истоки и этапы нравственного восхождения в естественной природе и человеческой истории, он приходит к выводу, что многих нравственностей, в собственном и высшем смысле этого слова, быть не может, как не может быть многих верховных благ. Добро, истина, красота и любовь с позиций основателя системы всеединства и учения о Богочеловечестве представляют собой концентрированное выражение высших ценностей, подлинной духовности и нравственности. Стыд, жалость и благоговение, вырастая из одного корня, исчерпывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его, составляя тем самым основу оправдания и утверждения добра.

Религия в наиболее доступной и общезначимой форме выразила и санкционировала нравственные заповеди задолго до наступления рационализма Нового времени и кантовского априоризма. «Имей в себе Бога и относись ко всему по — Божьи» — вот главное требование религиозной нравственности. Десять основных библейских заповедей, изложенных во второй книге Моисеевой «Исход» и в «Нагорной проповеди» Иисуса Христа, со всей полнотой и глубиной формулируют золотые и вечные нормы и принципы нравственного сознания и поведения. Как говорится, не добавить и не убавить. И, пожалуй, каждый человек, находясь в здравом уме, слышит голос совести: не кради; не убивай; не прелюбодействуй; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; мирись с братом твоим; не противься злому; любите врагов ваших; не сотвори себе кумира; не произноси имени Господа Бога твоего всуе. Верховным нравственным императивом человеческого поведения является христианский принцип любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Но все нравственные заповеди сходятся и вытекают из одного животворного истока — любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». По слову Иисуса Христа, на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.[253]

Читайте также:  Амортизация основных средств линейный способ начисления срок полезного использования 3 года

Специфику эстетического сознания составляет духовно-практическое освоение мира через призму прекрасного и безобразного. Эстетическое сознание включает в себя художественное воззрение, просветленное чувство, знание, способность и умение творить прекрасное и наслаждаться красотой.

Триединая формула истины, добра и красоты заключает в себя в свернутом виде духовные проявления человека во всех формах и видах общественного сознания. Уже в глубокой древности первобытный человек в наскальной живописи, художественных предметах утвари, изделиях ремесла формировал эстетические понятия красоты, меры, гармонии и совершенства.

Красота как одна из фаз триединства истинного, благого и прекрасного есть материально-чувственное, наглядно-образное выражение в специальной эстетической и художественной форме идеи, духовной сущности.

Феномен прекрасного имеет двойственную, диалектическую природу. Онтология и бытие красоты заключаются, с одной стороны, в законах самого природного, социального и человеческого мира. Именно так вырастала античная эстетика, которая не отделялась от учения о бытии, в котором истина, благо и красота сливались в единое и нераздельное целое. И дар художника, мастера, творца состоит в том, чтобы выразить прекрасное. «Ведь ничего в природе нет, что бы любовью не дышало».

С другой, субъективной стороны, человек открывает в искусстве истинный мир собственной духовности, фантазии и переживаний, творит и открывает людям новый, свой особый мир, который они до него не видели. И тем самым искусство способно восполнить недостаточность и ущербность социального бытия, одухотворить его своим искусством. Я убежден, — писал Гегель,что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте.[254]

«Умозрением в красках» характеризовал иконописную живопись Руси Е. Н. Трубецкой. А православный храм являет собой дивный синтез искусств. Эстетическое сознание проявляет себя во всех основополагающих актах человеческой активности. Математик восхищается красотой и гармоничностью решенной задачи, зодчий — воплощением своего замысла в архитектурном сооружении, мастер — изделием своих рук. Человек оценивает с эстетических позиций сферу производства и труд, социальные отношения и быт, красоту мира природы, словом, вообще все, что наполняет его жизнь.

Эстетическое сознание в его особой и специализированной (профессиональной) форме выступает как искусство. К искусству относят литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное творчество, музыку и танцы, театр и кино и другие разновидности художественной деятельности. Духовно-практическое отражение и освоение мира осуществляется здесь с помощью художественного образа. Это особое восприятие и переживание, которым обеспечивается целостность и полнота, выразительность и ценность той своеобразной духовной реальности, которая запечатлена в художественном произведении (картине, книге, кинофильме, песне и т. д.). Содержание искусства не может быть передано в строго рациональных понятиях и терминах. Оно говорит с человеком на своем особом языке смыслов — образов, символов, образов-эмоций, знаков, метафор и аллегорий, которые несут на себе неисчерпаемую гамму замыслов, значений и толкований. И языку искусства надо учиться, чтобы он стал понятен, чтобы человек мог испытать радость соприкосновения с миром прекрасного, подготовить свою душу для встречи с прекрасным. Чтобы можно было сказать словами великого Пушкина «над вымыслом слезами обольюсь». Мир искусства вызывает в человеке восторг и вдохновение, молитву, слезы умиленья — то, что называется катарсисом, очищением души.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Источник

Оцените статью
Разные способы