Обществознание (21 стр.)
Факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.
Виды социальных фактов:
– действия, поступки людей или социальных групп,
– продукты человеческой деятельности: материальные и духовные (словесные действия: мнения, суждения, оценки).
К основным способам социального познания относятся:
2.9. Самопознание – процесс познания человеком самого себя
Самосознание – определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.
Этапы самосознания:
– чувственное восприятие мира;
– способность самостоятельно действовать с предметами;
Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе.
– от самого человека;
– соотношение себя с идеалом; успех: притязания;
– отношение к своим успехам и неудачам;
– от оценки других людей.
Виды самооценки:
Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.
Наряду с научным и социальным познанием существует и вненаучное познание.
2.10. Вненаучное познание
Вненаучное познание – это несистематизированное, разрозненное знание, которое не формализуется в законы и которое вступает в противоречие с реальной научной картиной мира.
Выделяются следующие формы вненаучного знания:
– донаучное – мифология (это предпосылка научного знания);
– лженаучное – сознательно акцентирующее домыслы и предпосылки;
– антинаучное — утопичное познание, намеренно искажающее предcтaвления о действительности;
– обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей.
Рассмотрим некоторые из форм вненаучного знания.
Самой ранней формой донаучного познания стал миф (от греч. mythos – предание, сказание). Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества – философия, искусство, наука, религия и т. д.
Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвиденного: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни.
Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовав, их условий общественной жизни.
Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.
Другим способом вненаучного познания является обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей. Веками в процессе труда человечество накапливало определенные практические знания и умения, абсолютно не заботясь об их теоретическом обосновании. Единственной возможностью овладеть таким практическим знанием являлось ученичество у опытного специалиста, умельца, мастера. Вся история русских народных промыслов является блестящим примером подобного рода вненаучного познания.
Обобщенныe практические знания составляют и так называемую «народную мудрость». Большинство ее положений нашло свое выражение в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках. В них в образной форме излагается свое видение предметной деятельности человека. Например: «Семь раз отмерь, один отрежь», «Куй железо, пока горячо», «Без труда не вынешь рыбки из пруда».
Знания, приобретенные в процессе повседневной жизни людей, усваиваются:
– стихийно;
– без специальной познавательной деятельности;
– в процессе овладения «живым» опытом.
В ненаучных формах познания огромную роль играет интуиция (от латин. intuitus – взгяд, вид). Интуиция – это непосредственное постижение истины без логического обоснования.
Интуитивное познание сродни вдохновению. На бессознательном уровне интуиция стимулирует процессы познания и творчества. С ее помощью можно постигать все уникальное и неповторимое.
2.11. Истина. Особенности и виды истины
Истина – это знание, соответствующее действительности.
Необходимо заметить, что в самой природе не существует ни истин, ни заблуждений. Они являются характеристиками человеческого познания. Основными особенностями (чертами) истины являются:
– объективность, означающая, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества;
– субъективность, подразумевающая, что истина всегда связана с человеком, вне его не существует и является одной из непременных ценностей человеческого бытия;
– конкретность, подчеркивающая, что полученное в результате познания знание отражает определенный предмет или фрагмент действительности. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна.
Постижение истины представляет собой процесс непрерывного ее «движения», которое характеризуется понятиями:
– абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина практически недостижима и выражает цель научного познания, стремление к которой является его движущей силой;
– относительная истина – это неполное, неточное, неисчерпывающее знание. В процессе познания относительная истина может изменяться и дополняться.
Абсолютная и отнocитeльная истины не противоположны друг другу. Они способны к изменению и дополнению между собой. Противоположностью истины, в известных условиях в нее переходящей и из нее возникающей, является заблуждение.
Заблуждение – это несоответствие знания фактическим обстоятельствам.
Источниками заблуждения могут быть:
– несовершенство познавательных способностей индивида;
– предубеждения, пристрастия, субъективные настроения индивида;
– плохое знание предмета познания, опрометчивые обобщения и выводы.
Заблуждения необходимо отличать от:
– ошибки (как результата неверного теоретического или практического действия, а также толкования данного явления);
– лжи (как преднамеренного распространения заведомо неверных представлений).
Заблуждение является органичной частью истины и cтимyлирует процесс познания в целом. Человечество веками занимал вопрос: а как различать истину и заблуждение? Что является критерием истины?
Разные мыслители усматривали критерии истины в разном. Одни считали таковым чувственный опыт; другие – соответствие представлениям большинства людей, договоренностям между учеными, мнению авторитетов; третьи – соответствие божественным заповедям. Универсальным критерием истины признана практика, т. е. вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека. целенаправленная деятельность людей, ориентированная на познание и преобразование мира.
Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на роль истины. При этом практика понимается достаточно широко, включая следующие виды деятельности:
– материально-производственную;
– общественно-политическую;
– научно-экспериментальную;
– художественно-творческую.
Между тем, не всегда истину можно проверить практикой.
Отсюда следуют постоянные поиски в науке способа подтверждения достоверности наших знаний.
К примеру, в научном познании именно результаты экспериментов служат наиболее весомыми доказательствами истинности гипотезы, предположения.
В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания – к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.
Источник
Способы познания мира
У человечества есть три основных способа познания мира: естественнонаучный, эстетический и религиозный. В настоящее время ведущим является естественнонаучный. С последней четверти XX века всё большие позиции завоёвывает религия, а также поднимается роль мировой художественной культуры в воспитании человека и познании окружающего мира.
Естественнонаучный способ познания включает в себя несколько этапов:
- наблюдение явлений;
- обобщение и классификация;
- предположения и гипотезы;
- создание теории;
- разработка объяснений явлений с использованием теории;
- следствия: а) для развития теории; б) практического применения в технике и экономике; в) предсказания других явлений.
В каждом способе познания есть своя иерархия ценностей, авторитеты. Учёные на пути создания единой теории поля, из которой следуют все законы, управляющие миром. К настоящему времени создана теория, объединяющая три из четырех видов взаимодействий материи: электромагнитные (управляющие явлениями от атомно-молекулярного уровня до макромира, включая планетарный масштаб); ядерные (объединяющие коллективы элементарных частиц в ядра атомов); слабые взаимодействия (отвечающие за существование и превращения элементарных частиц). Пока не удалось в рамках единой теории поля объединить их с самым слабым — гравитационным взаимодействием, которое управляет космосом.
Познаваемость мира. Сведения о клетке.
Клетка — это элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. А можно ли увидеть клетку? В мякоти плодов арбуза или апельсина, если присмотреться, можно различить отдельные клетки. У арбуза, в центральной части плода, налитые соком клетки достигают 1мм в диаметре. Оказывается, что самая большая (в диаметре) клетка живого организма — яйцеклетка. Во многих случаях разглядеть её нетрудно. У человека (по размеру) она приблизительно равна точке в конце этого предложения. В птичьем яйце, как и в любой яйцеклетке, всего одна клетка, окруженная множеством оболочек, и самой большой животной клеткой является яйцо страуса, в длину оно — 15-20 см, а в ширину- 10-15 см.
Между тем водоросль ацетабулярия считается одним из самых больших одноклеточных существ: от 2 до 4 см в длину. Ядро её напоминает небольшой шарик диаметром 1мм.
К числу самых мелких клеток человеческого организма относятся мозговые клетки, расположенные в мозжечке, их размер около 0,005 мм. Из одноклеточных существ наиболее мелкими являются доядерные микоплазмы(0,1-0,25 мкм в диаметре). Самыми длинными клетками являются основные структурные единицы нервной системы — нейроны. Нейрон состоит из тела и отходящих от него отростков: относительно коротких дендритов и длинного аксона. Размер тела нейрона от 5 мкм до 0,15 мм. Длина аксонов некоторых из двигательных нейронов у человека достигает 1,3 м, они тянутся от нижней части спинного мозга к большому пальцу ноги. Ещё более длинными являются клеточные системы, передающие некоторые ощущения от большого пальца ноги к головному мозгу. Их длина равна длине всего тела человека. У жирафа нейроны достигают нескольких метров в длину. Итак, диаметры клеток многоклеточного организма колеблются в пределах от 5 мкм до 1мм, одноклеточного — от 0,1 мкм до 4 см. Клетка, по существу, представляет собой самовоспроизводящуюся химико-биологическую систему. Для того чтобы поддерживать в себе необходимую концентрацию химических веществ, эта система должна быть физически отделена от своего окружения и вместе с тем обладать способностью к обмену с этим окружением, то есть способностью поглощать те вещества, которые ей требуются в качестве «сырья», и выводить наружу накапливающиеся «отходы». Таким путем эта система может сохранять стабильность (гомеостаз).
В состав клетки входит около 70 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. В зависимости от того, в каком количестве входят химические элементы в состав веществ, образующих живой организм, принято выделять несколько их групп.
Группы макроэлементов (около 98% массы клетки) образуют углерод, водород, кислород и азот — главные компоненты всех органических соединений. В другую группу в количестве десятых и сотых долей процента входят сера, фосфор, калий, натрий, кальций, магний, марганец, железо и хлор. К микроэлементам, содержащимся в клетке в очень малых количествах, относятся: цинк, медь, йод, фтор, кобальт, селен и др., которые не менее важны для жизнедеятельности клетки.
Рис.1
- КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА. Оболочка, контролирующая, что входит в клетку и что из нее выходит.
- РИБОСОМЫ. Структуры, в которых аминокислоты соединяются в белки,
- ЯДРО. Центр управления, окруженный оболочкой из двух мембран, который регулирует жизнедеятельность клетки.
- ХРОМОСОМЫ. Они содержат ДНК клетки — ее генетический строительный план,
- ЯДРЫШКО. Место, где идет сборка рибосом.
- ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ. Мембранные канальцы, в которых накапливаются или транспортируются белки, производимые прикрепленными к ним рибосомами (некоторые рибосомы свободно плавают в клетке).
- МИТОХОНДРИИ. Центры производства молекул АТФ, обеспечивающих клетку энергией.
- КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ. Группа уплощеных мембранных мешков, которая упаковывает и распределяет производимые клеткой белки.
- ЦЕНТРИОЛИ. Они располагаются вблизи ядра и играют важную роль в делении клетки.
Иллюстрация работы клетки.
Клетка состоит из десятков триллионов молекул. Она представляет собой микромир, находящийся в самоуправляемом и согласованном движении и взаимодействии всех его частей. Чтобы дать представление о жизнедеятельности клетки, приведем следующую иллюстрацию.
Каждая из десятков триллионов клеток нашего организма функционирует, как окруженный стеной город. Электростанции вырабатывают для клетки энергию. Фабрики производят белки — продукты, необходимые для химического товарообмена. В клетке происходит более 600 различных химических реакций! Сложные транспортные системы перевозят определенные химикалии внутри клетки от одного места к другому, а также за ее пределы. На пограничных пунктах стражи проверяют экспорт и импорт, контролируя внешний мир относительно признаков опасности. Дисциплинированные биологические вооруженные силы стоят наготове, чтобы принять необходимые меры против захватчиков. Центральное генетическое правительство поддерживает порядок.
Насколько сложна и многообразна, например, работа генетического правительства клетки, видно из следующего: инструкции внутри ДНК, если их выписать, заполнили бы тысячу книг в 600 страниц каждая.
Итак, атомы и молекулы составляют основу (кирпичики) строения неживой и живой природы. Клетка — это основа живых существ. Но есть и особые, нервные клетки, нейроны, совокупности которых присуща функция мышления и сознания.
О гуманитарном (искусствоведческом) способе познания.
Этот способ познания мира основан на чувствах. У человека пять главных чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. В каждом чувстве различают основные элементы.
В зрении это семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В мире звуков (слух) — семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (у китайцев — пять).
В мире запахов (обоняние) — семь основных запахов: эфира, камфары, мускуса, цветочный, мяты, удушливый и гнилостный.
(рис. 2, 3, 4, 5, 6)
Восприятие всех вкусовых ощущений сводится к комбинации четырех основных: соленого, сладкого, горького и кислого
Осязания подразделяются на ощущения прикосновения и давления — это тактильная чувствительность; тепла и холода; боли и других смешанных ощущений.
Живописец и скульптор создают зрительные образы; композиторы — мир музыки; парфюмеры — мир запахов; повара — мир запаха, цвета, формы и вкуса, отражающий замечательное содержание блюд.
Каждый представляет мир по-своему. В искусстве — главный художник. Каким он хочет видеть мир, таким и представляет его людям. Они могут верить ему или нет. Это другой вопрос. Разные художники могут не принимать творчество друг друга, вплоть до личной ненависти. Но они могут и объединяться, если их творчество созвучно, например художники-передвижники в России, импрессионисты во Франции, «Могучая кучка» музыкантов России в XIX веке и др.
Гении в музыке, живописи, литературе оказывают огромное влияние на общество.
В качестве примера приведем некоторые фрагменты из книги Л. М. Баткина о сверхгении эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи и его знаменитой картине «Джоконда. Мона Лиза».
(рис. 7)
. Обращает внимание интеллектуальная выстроенность картины. Это не портретное изображение реальной модели, а плод воображения, порождающего одновременно контраст, аналогию и двусмысленность. Улыбающаяся женщина сидит в кресле, в лоджии, над пропастью. Сразу за ее спиной начинается далекий и странный пейзаж. Передний план воспринимается как настоящее время; второй план — как прошлое, как воспоминание. Мона Лиза округлая, живая. Панорама же мертва. Это пустынный ландшафт без будущего.
В «Джоконде» неустойчив, подвержен внутренним колебаниям сам жанр живописи. Идёт спор портрета и картины, где мысль художника, его идеал не стеснены характерностью модели. Примерное равенство первого плана, заполненного человеческим изображением, и пространства пейзажа второго плана ведет к непортретной композиции, к жанровому раздвоению. Фантастический пейзаж глушит всё местное в облике героини, всё отмеченное бытом и нравами, особым социальным положением и пр. Пейзаж мощно усиливает знак открытости, неизвестности, знак вопроса к персональности черт, заключенный, впрочем, уже в самом облике Джоконды. Спор идёт не только между двумя планами, но и внутри каждого из них.
Специальные подробности человеческого образа то имеют вес, то лишены его — в зависимости от того, как их рассматривать: порознь взятые, они довольно принудительны, а в целом картины становятся легкими и летучими.
Мона Лиза одета в платье без примет определенного времени и места, лишена эмблем и аксессуаров, помогающих понять её. Живописное сфумато глаз и губ — способ оставить эти самые выразительные части лица без какого-либо отчетливого и единственного выражения. Это не то христианская иконография, не то языческая аллегория.
Мона Лиза лишена, как и многие фигуры Леонардо, полной определенности пола. Она человек вообще, все человечество. Контраст двух планов можно истолковывать, как борьбу жизни и смерти, человека и космоса.
Обращает также внимание аналогия между Джокондой и пейзажем, перекличка ряда изобразительных мотивов, воплощающих идею соответствия микрокосма и макрокосма. Суть картины, следовательно, лежит на пересечении противоположностей аналогии двух планов и приводит к двусмысленности во всём, к тотальной неопределенности, что свойственно гениальным произведениям.
А может, суть состоит в том, что на ней изображен человеческий индивид как средоточие и синхронизация всех возможных для него, охватывающих мировую природу в пространстве и времени, неисчерпаемых состояний. Изображена единичная и вместе с тем всеобъемлющая личность.
Попытки разгадать «Мону Лизу» напрасны, так как замысел Леонардо по сути дела не допускает одного единственного решения. Картина живёт вместе с миром и воспринимается в разное время по-разному, и вряд ли удастся ответить однозначно на все вопросы.
Существенно увидеть в Леонардо (в итальянском Возрождении) исторически особый, неповторимый тип личности. Парадокс состоит в том, что целостность личности есть актуальное бытие незаконченности и неопределенности. Гении, не совпадая с эпохой (как статистической нормой), конфликтуя со своим временем, так или иначе, выламываясь из него, т. е. отклоняясь от золотой середины — этим конфликтом как раз ослепительно просвечивают смысл всей родной для них культурной ситуации. Более того они создают этот смысл сами. Гении лишь наиболее очевидно осуществляют то, что скрыто во всяком явлении. Гении не просто выражают противоречия, движущие изнутри историю культуры, но разрабатывают их до последней глубины, придают неожиданность и, следовательно, преобразуют, вытягивают в будущее, то есть делают открытия в искусстве.
Исключительность Леонардо да Винчи — дозревание до откровенного, заметного всем парадокса того, что составляло суть Возрождения. Суть эпохи Возрождения: с возникновением и развитием государственности, на пути объединения княжеств, начал бурно развиваться единый язык общения, что повлекло за собой развитие культуры во всех её видах: поэзии, живописи, скульптуры, музыки, архитектуры. Если у каждой культуры бывает свой «замысел» — неисчерпаемость особенного смысла, продолжающего разворачиваться в новых исторических контекстах, — то гении доводят замысел до логического конца, неизбежно принимающего форму мнимой бессмыслицы — странности и тайны. Тайное становится явным, но отнюдь не ясным, становится культурным образом (в нашем случае итальянского Возрождения), меняющимся от столетия к столетию,
Работа Леонардо производит впечатление незаконченности: не только из-за собственной сложной двусмысленности и этих полуулыбок, сфумато, неуловимой духовности персонажа, но так же потому, что перед нами лишь малый фрагмент некой необозримой индивидуальности. Отсюда распространенное представление, будто, например, в «Мона Лизе» Леонардо зашифровал себя и тайна Джоконды — это его личная тайна.
Естественнонаучный способ познания мира апеллирует к сознанию человека, его умственным способностям, хотя органы чувств играют здесь не малую, но все же вспомогательную роль. Гуманитарный (искусствоведческий) — апеллирует в основном к чувствам человека.
В настоящее время в нашей стране накопилось огромное количество проблем: социальных, технологических, экологических, медицинских. Но самая тяжёлая проблема — это проблема сохранения нравственности и духа народа.
Все эти проблемы, если и дальше будут пущены на самотек, то приведут приблизительно к 2050 году к гибели цивилизаций, развивающихся нынешними темпами по западному образцу, в том числе и Российского общества (по многим направлениям). Каков же выход? Выход, безусловно, есть. Гуманный. Он состоит в использовании всего полезного, что есть в каждом способе познания Мира. Искусствоведческий способ, который находится между наукой и религией, может стать связующим звеном. Путём воспитания нужно убедить людей стремиться в делах и общении с людьми, природой и техникой к изяществу, легкости, красоте, что мы наблюдали, например, у Леонардо да Винчи. К этому нужно добавить добросовестность, воздержание, милосердие и любовь, а также профессионализм, включающий научные знания, технологическую грамотность и. наконец, принцип разумной достаточности. Тогда можно решать успешно все проблемы, А пока государственные чиновники и другие «хозяева» будут беспредельно набивать свою мошну и делать вид, что платят людям за труд, народ будет делать вид, что работает и деградировать ещё больше.
В этой связи замысел «Джоконды» можно интерпретировать как предупреждение Леонардо потомкам: На переднем плане картины живая замечательная женщина (человек). Но она на краю пропасти. А сзади без перехода изображен мертвый пейзаж, который может появиться на Земле и без атомной войны. Люди могут погибнуть от безнравственности, загрязнения среды, болезней, ослабления иммунитета, голода, терроризма и других причин, которые уже дышат нам в затылок. Погибнет и Россия, если не будет союза науки, искусства, религии, строгих законов и доброй воли руководителей всех рангов.
Преодолеть распад ноосферы будет очень трудно, потому что несколько поколений выросло без религии, почти без искусства, с наукой, ориентированной на военно-промышленный комплекс, с почти подневольным трудом, бедным существованием. И тем не менее очевидны шаги по гуманизации и гуманитаризации образования. Наблюдается рост влияния религии, которая поддерживается государством. В конце XX века познание мира стало осуществляться более гуманным, вбирающим все лучшее из достигнутого в естественнонаучном, гуманитарном (искусствоведческом) способах с учётом личности человека, расширения его сознания и среды обитания. Но работы на этом пути ещё непочатый край. Необходимо сближение всех подходов познания мира для успешного противостояния глобальным катастрофам (многие из которых возникают из-за неразумной деятельности людей) и выживания человечества.
Источник