Особые способы деятельности что это

Метод и способ деятельности. Основания для их различения. Структура способа деятельности. Основные элементы способа творческой деятельности

Потребности общества в особых информационных продуктах, возникновение производящей их специфической деятельности, необходимость обеспечить определенный уровень их качества – вот факторы, предопределившие формирование совокупного субъекта журналистики как особого профессионального корпуса. Практически же он складывается в результате освоения закономерностей журналистской деятельности, которые определили ее специфику. Так что эта специфика и есть то общее, что, с одной стороны, объединяет всех журналистов, делает людьми одной профессии, а с другой – отличает, «отъединяет» их от представителей других профессий. А носителем специфики является способ творческой деятельности журналиста.

Способ деятельности – категория, выражающая ту комбинацию реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат.

А как определяется понятие метод? В современных научных словарях оно трактуется как путь решения конкретной задачи, представляющий собой «совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности».

Если метод – путь решения конкретной задачи, значит, он опосредует этот процесс. Следовательно, его функция – решение таких задач. А их по ходу деятельности возникает немало, соответственно и методов должно быть немало. Таким образом, методы оказываются в ряду «реальных составляющих» деятельности, выступающих по отношению к ней как ее частная характеристика.

При таком подходе обнаруживается, что содержательно понятие «способ деятельности» по отношению к ней шире, чем понятие «метод». Способ всегда включает в себя набор методов, необходимых для решения соответствующего набора задач. Но это – по отношению к конкретному виду деятельности.

Но в самых разных видах деятельности обязательно встречаются задачи одного и того же типа. Для решения типовых задач существуют типовые методы. По существу они универсальны, а потому могут служить в качестве средства для разных видов деятельности, обретая при этом некоторое своеобразие. С такой точки зрения понятие «метод» шире, чем «способ».

Но если методы – одна из составляющих способа деятельности, естественно предположить, что есть и другие. Речь идет о задачах, которые приходится человеку решать по ходу работы. Работа выглядит как цепочка практических и мысленных шагов, подчиненных решению этих комплексов задач. Они определяют существование устойчивой операциональной структуры творческого процесса, представленной в каждом творческом акте. Над каким бы произведением ни шла работа, его создатель неизбежно оказывается перед необходимостью решить несколько комплексов задач, а значит – предпринять необходимые для того действия. Так и складывается операциональная структура деятельности – определенный состав операций, каждая из которых ориентирована на решение комплекса соответствующих задач.

«Операция» есть обозначение отрезка деятельности, ее фрагмента, закономерно подчиненного решению определенного комплекса задач, независимо от его места в структуре творческого акта, здесь характеризуется состав задач.

Операциональная структура творческого акта как носитель характерного набора задач является, наряду с методами, обязательной составляющей способа любого вида деятельности. Порождающая модель несет в себе ту последовательность задач, решение которых разворачивается в творческий процесс.

Отражая особенности взаимодействия человека и среды, порождающая модель во всех случаях ориентирует субъекта творчества на постижение и воссоздание объектов действительности в их целостности. Достигается такая ориентация за счет того, что в каждой творческой операции обязательно предусматриваются задачи двух типов:

— эмпирические, т.е. решаемые непосредственно в опыте взаимодействия, ориентированные на установление и воспроизведение фактов;

— теоретические – они решаются через цепь сложных умственных действий, подчиненных необходимости выявить неочевидные связи фактов, их глубинные особенности.

И те, и другие направлены на получение, переработку и предъявление информации в тексте – на информационный продукт. Но в каждой операции творческого акта присутствует еще один ряд задач, третьего типа, – организационно-практические. Они существенно отличаются, так как направлены не на будущий результат деятельности, а на сам творческий акт: служат его оптимальной организацией.

Помимо структуры творческого акта и методов решения задач, способ творческой деятельности включает в себя еще две составляющие – гораздо более подвижные, склонные к изменчивости, но, тем не менее, несущие в себе специфические особенности того или иного ее вида. Это технические средства, используемые в творческой деятельности, и система профессионально-этических регуляторов поведения.

Прежде всего для разного вида деятельности используется свой набор технических средств. Различается и характер использования техники. Развитие техники, обогащение технического инструментария того или иного вида деятельности всегда революционизируют ее способ, вносят в него существенные изменения, которые влияют даже на порождающие модели творчества, подчас самым кардинальным образом.

Читайте также:  Использовать женщину тремя способами

Четвертая составляющая способа. Она обусловлена тем, что любая деятельность в большей или меньшей степени включена в общественные отношения, в общение. Решая творческие задачи, человек взаимодействует с другими людьми, и от того, как он себя ведет в процессе этого взаимодействия, во многом зависит успех дела. Есть общие законы, очерчивающие рамки правового поведения граждан, как и общие этические стандарты, задающие определенный уровень нравственности поведения.

Способ творческой деятельности никем не разрабатывается специально, а естественным путем формируется в опыте деятельности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Виды деятельности. Классификация видов деятельности человека

Что такое деятельность

Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.

Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.

Реакционная деятельность

Такие действия имеют отрицательный результат, который привел к упадку. Этот эффект оценивается в масштабах истории. Поэтому иногда одно и то же действие может относиться к разным типам в разное время.

В качестве примеров выделяют начало Второй мировой войны или введение опричнины. Эти события привели к масштабным негативным последствиям.

Видео

Учение как вид деятельности

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

  • Организованное (осуществляется в образовательных учреждениях)
  • Неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат)

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный– связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный– труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Читайте также:  Запрещенные способы строповки грузов

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Основные сферы жизнедеятельности общества

Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.

Таких сфер традиционно принято выделять четыре:

  • Социальную – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
  • Экономическую – производственные отношения, производительные силы.
  • Политическую – государство, партии, общественно-политические организации.
  • Духовную – религия, мораль, образование, искусство, наука.

При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.

Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.

Прогностическая деятельность

Прогноз — это выстраивание гипотез насчет будущих событий, предположения о том, что может произойти. Исследователь не знает, что будет через какое-то время, но анализирует существующую ситуацию, пытается предугадать исход.

Прогнозирование может основываться только на фантазии, например, в бытовых вопросах. Но чаще ему предшествует анализ данных, а также событий в прошлом и настоящем.

Виды деятельности людей

Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.

  1. Практическая форма включает себя преобразование материального, вещественного мира (природа и общество). Например, производство товара или строительство. Практическую деятельность подразделяют на:
    1. Материально-производственную — объект природа, а результат — материальные блага.
    2. Социально-преобразовательную — объект общество, а результат — изменение общественных отношений.
  2. Духовная направлена на изменение (формирование) человеческого сознания (того, чего нельзя потрогать). Сюда относятся такие сферы деятельности, как: кино, художественное искусство, театр, музыка, танцы, религия (что это?) и т.д.

    К ее подвидам относятся:

    1. Познавательная деятельность, результатом которой являются знания.
    2. Ценностно-ориентировочная, в результате которой формируется мировоззрение человека.
    3. Прогностическая — это планирование или предвидение возможных изменений действительности.

Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).

Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).

Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.

    Игровая – ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре, через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определенные правила и нормы.

Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.

  • Учебная – приобретение навыков и раскрытие способностей, которые помогут жить более счастливой, комфортной и успешной жизнью. Учеба не всегда может быть целенаправленной. Зачастую человек приобретает знания стихийно (из ТВ, кино, книг, интернета). Ученик не создает новых знаний, а лишь осваивает имеющиеся.
  • Трудовая – взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на создание общественно-полезного продукта (материальных и духовных), способствующих повышению уровня жизни социума. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство.

    Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.

    Деятельность общения – направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнер (равноправный субъект общения) и использование речи (языка).

    Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других).

    Читайте также:  Способы превращения реакции горения

    Творческая – любой вид деятельности, который приводит к уникальному результату (создание нечто качественно нового). Отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью идей.

    Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.

    Когда имеет место внутреннее побуждение, мы начинаем выстраивать в голове образ того, чего хотим достичь в итоге. Девушка, которая хочет замуж, начинает думать над тем, каким должен быть ее будущий супруг: возраст, цвет глаз, социальный статус, национальность, внешность и т.д. Таким образом, она вырисовывает для себя четкую картинку того, к чему собственно нужно стремиться.

    Целеполагание является неотъемлемой частью деятельности людей.

    Сначала мы создаем нечто в уме, затем пытаемся воплотить это в жизнь. Животные, в отличие от нас руководствуются только лишь инстинктами: не задумываются, что, как и зачем они что-то делают. Выбирая самку, волк не ходит 3 года по лесу в поисках волчицы с самой красивой шерстью, а человек – вполне на это способен.

    Может, в этом и есть наше счастье – мы можем выбирать и корректировать свои цели.

    Классификация деятельности

    В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

    В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

    Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

    Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

    познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

    ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

    прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

    Действия человека

    В зависимости от мотивов, которые побуждают человека проявлять активность, М. Вебер делил действия на 4 категории:

    • аффективные, которые совершаются под влиянием эмоций и разумом не контролируются;
    • целенаправленные (действия, которые гарантированно приведут к достижению положительного результата);
    • традиционные – действия, которые совершаются по привычке, в силу их многолетнего повторения;
    • ценностно-рациональные (вызваны уверенностью человека в значимости и важности поставленной им цели).

    Выбор конкретных действий, которые необходимы для достижения результата, человек осуществляет самостоятельно, на стадии планирования своей деятельности. В ряде случаев для того, чтобы добиться цели, достаточно использовать всего одно средство, в других ситуациях необходим комплекс мер и последовательных действий.

    Деятельность и общение

    Единого мнения о том, является ли общение самостоятельной формой деятельности человека, в научной и учебной литературе не существует.

    Под общением принято понимать процесс взаимодействия людей, в рамках которого они знакомятся, устанавливают первичный контакт и развивают его, обмениваются эмоциями и знаниями.

    Общение, безусловно, облегчает осуществление любой формы деятельности, будь то труд или учеба. Кроме того, оно благотворно влияет на личность, делая ее более социализированной и развитой. Все средства общения принято делить на две большие категории:

    1. Вербальные, к которым относится письменная и устная речь;
    2. Невербальные, к числу которых относят жесты, позы, мимику.

    Важно, что для общения не всегда необходим реальный и осязаемый субъект. Так, человек может общаться с животным, вести внутренний воображаемый диалог с другом, живущим далеко, мысленно воспроизводить общение двух или более книжных героев.

    Общение в жизни человека выполняет ряд важнейших функций. Среди них принято выделять:

    1. Эмоциональную. Общение помогает понять переживания другого человека и транслировать свои собственные мысли и эмоции в мир;
    2. Интегративную, выражающуюся в объединении людей;
    3. Социализирующую. Общение позволяет сформировать личность и, следовательно, быть более успешным в обществе и взаимодействии с другими людьми;
    4. Трансляционную, которая выражается в способности общения передавать свой опыт и знания другим поколениям, а не только своим реальным собеседникам и современникам;
    5. Идентификационную. В рамках общения человек тем или иным образом проявляет себя, что позволяет причислить его к той или иной социальной группе и исключить сообщества, чуждые ему.

    Нередко к виду общения причисляют и коммуникацию. Однако с точки зрения обществознания, эти два понятия не являются однородными. Безусловно, коммуникация тоже связана с передачей информации. Но передается эта информация в одностороннем порядке – например, через СМИ. При общении, напротив, человек имеет возможность получить обратную связь или сам отреагировать на информацию от своего собеседника.

    Источник

  • Оцените статью
    Разные способы