- newinspire
- Классификация республик: президентская и парламентская
- Президентская республика. Признаки президентской республики
- Определение
- Признаки президентской республики
- Главная особенность президентской республики
- О соблюдении принципов демократии
- Какова форма правления в России?
- Правительство в президентской республике
- Суперпрезидентская республика
- Заключение
newinspire
Классификация республик: президентская и парламентская
Ключевые слова: классификация, республик, президентская, парламентская
Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую.
Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей.
Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом.
Правительство ответственно перед президентом . Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.
Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных – при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.
Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью.
Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.
Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.
По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции.
Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик: сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам.
Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» – структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности.
Понятие «команда» все шире входит в политический лексикон, используется в юридическом языке. Речь идет, как правило, о формирующихся во время избирательной кампании группах доверенных и преданных кандидату в президенты людей (избирательный штаб), которые впоследствии, при победе кандидата, занимают ключевые посты в администрации президента, правительства.
«Команда» как новая политическая структура в системе президентских республик становится предметом пристального внимания современной теории государства.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент.
Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.
Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.
Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская , но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).
Иногда встречаются смешанные формы правления – парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую республику, которая будет рассмотрена в отдельной главе.
Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом.
Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).
Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство – монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство – республика. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов.
Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии и т.п.
Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, по-видимому, может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров.
Итак, вопрос о форме государства – это, прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий. . читать далее .
Источник
Президентская республика. Признаки президентской республики
Вы обращали внимание на то, что страны на форумах высшего уровня представляются людьми, занимающими разные должности? Это происходит из-за того, что, согласно законодательству государств, возглавлять их могут президент, премьер-министр или иное должностное лицо. То есть существуют отличные друг от друга формы государственного устройства. Давайте рассмотрим, что такое президентская республика, чем она отличается от других, каковы ее характерные черты и признаки.
Определение
В демократическом мире формы правления бывают разные. Как правило, важно, кто является фактическим главой государства, имеет право принимать решения. Название «президентская республика» говорит само за себя. Нет нужды даже Конституцию читать. Возглавляет ее президент. Именно это должностное лицо имеет все права. На нем замыкаются важнейшие решения. Как правило, все это описано в законодательных актах. В принципе, устройство любого государства определяется его Конституцией. В этом законе прописывается механизм его функционирования. Также там определяется порядок принятия решений, подчиненности должностных лиц и так далее. Президентской республикой является государство, глава которого имеет всю полноту полномочий. Он, как правило, руководит исполнительной властью. В некоторых случаях – исполняет обязанности главы кабинета министров.
Признаки президентской республики
Важной особенностью таковой формы устройства государства является единоначалие. Вся власть замкнута на президента. Он руководит органами исполнительной власти, назначает министров, принимает их отчеты. Необходимо понимать, что президентская республика – понятие теоретическое. На практике все механизмы ее работы строятся исходя из местной конъюнктуры и традиций. Взять, к примеру, выборы президента. В Мексике они осуществляются прямым всенародным голосованием. В США принято косвенное волеизъявление. То есть люди делегируют свои полномочия специальным «выборщикам». А те уже определяют, кто станет президентом на очередной срок. То есть, повторимся, механизм выборов может быть разным.
Если выбирать главные признаки президентской республики, то нельзя обойти внепарламентский способ формирования правительства. Фактически министров назначает глава государства. Перед ним же они несут полную ответственность. Еще президентская республика характеризуется жестким разделением властей. Это означает, что глава государства не вправе досрочно распустить парламент, а тот, в свою очередь, не может влиять на кабинет министров.
Главная особенность президентской республики
Если смотреть на государство со стороны, не вникая в его законы, то трудно разобраться с формой правления. У президентской республики есть черта, которая видна даже в небольших сообщениях СМИ. Она является очень яркой, что сразу выделяет президента из ряда иных деятелей страны. Дело в том, что президент в таком государстве имеет самые большие полномочия. Не все, конечно. Некоторые достаются и парламенту с правительством. Однако последнее выполняет по большей части совещательные функции. Определяет, что и как делать, президент. Он в некоторых странах возглавляет правительство. Примером могут служить Беларусь, Узбекистан, Казахстан.
В этих республиках работают коллегиальные органы под руководством главы государства. В них вырабатываются решения. Но для их принятия главным является слово президента. Он подписывает документы, обязательные для исполнения любым органом. Он же принимает отчеты руководителей властных структур. В таких странах, как Уругвай или Коста-Рика, министры должны докладывать о своей деятельности членам парламента. Они же наделены полномочиями по их смещению. Но таковые случаи не особо характерны для данной формы правления.
О соблюдении принципов демократии
Может показаться, что государства президентской республики являются тоталитарными. Ведь там очень много полномочий принадлежит одному человеку. Контроль со стороны представительского органа за его деятельностью относителен. Однако в конституции таких государств заложен иной механизм соблюдения демократических принципов. Дело в выборах. Как правило, за главу государства голосуют все граждане. То есть людям предоставляется возможность влиять на процесс определения личности того, от кого в ближайшие годы будет зависеть их жизнь. К примеру, в уже названной Мексике или Египте граждане на участке отдают свой голос за того кандидата, которому доверяют. Выдвижением же их занимаются партии, то есть те же объединения граждан.
Совсем иной механизм предусмотрен Конституцией США. В этой стране граждане голосуют не за самого кандидата в президенты, а за человека, который будет участвовать в плебисците от их имени. Таковой принцип выборов называется косвенным.
Какова форма правления в России?
В источниках на эту тему ведется спор. Некоторые высказывают мысль, что Россия – президентская республика. Другие доказывают, что в стране смешанная форма правления. Опираться следует на Конституцию. Проанализировав разделы, посвященные полномочиям и статусам главы государства, Федерального Собрания и Правительства РФ, исследователи приходят к однозначному выводу. Он заключен в том, что Россия является президентской республикой. Высшее должностное лицо имеет широкие полномочия. Их оппоненты указывают на то, что некоторые из них должны быть подтверждены специальными решениями СФ РФ. Они говорят о полупрезидентской республике. Причем данные специалисты настаивают на слабости парламентаризма в этой стране.
Правительство в президентской республике
Давайте теперь рассмотрим принципы работы исполнительной власти. Она, как правило, более всего влияет на жизнь общества. Принципы демократии предполагают такое устройство власти, когда ее ветви контролируются друг другом. В этом смысле президентская республика не идеальна. Дело в том, что исполнительная власть практически всегда полностью подконтрольна главе государства. Он имеет право назначать на должности министров тех людей, которые ему удобны. Уволить глава государства также может без контроля со стороны общества. Хотя в некоторых странах с президентской формой правления внесены изменения в данный порядок. Там парламент имеет возможность влиять на исполнительную власть. К примеру, контролировать работу членов правительства.
Если же их назначение необходимо согласовывать с парламентом, то нельзя говорить о строго президентской республике. Это уже смешанная форма правления.
Суперпрезидентская республика
В некоторых странах имеет место такая форма правления, когда глава государства обладает всеми властными полномочиями. В таковом случае говорят о суперпрезидентской республике. Власть не разделяется. Один человек руководит всеми ее ветвями, когда они имеются в наличии. Система «сдержек и противовесов», характерная для демократического общества, здесь не работает. Повлиять на президента невозможно. Такая форма правления характерна для восточных стран. Как пример обычно приводят Туркмению или некоторые из латиноамериканских стран.
Заключение
Узнать президентскую республику совсем несложно. В таковом обществе глава государства имеет множество прав и обязанностей. Иные институты только контролируют и сдерживают его.
Соблюдаются ли в таковом случае принципы демократии, разбираться необходимо, исходя из конкретной ситуации. Строительство государства – дело тонкое. Традиции в нем имеют очень большой вес.
Источник