- Деловое общение — правила и принципы коммуникаций
- Определение делового общения
- Этика делового общения
- Главные принципы делового общения
- Формы делового общения
- Стили делового общения
- Этапы делового общения
- 5 правил делового общения
- Деловое общение: основы, виды, принципы и особенности
- Определение понятия
- Что это такое?
- Особенности
- Функции
- Принципы
- Нравственные основы
- Нормы культуры поведения
- Виды делового общения
- Социальные основы деловых коммуникаций
- Общение профессионалов
- Сфера здравоохранения
Деловое общение — правила и принципы коммуникаций
Деловое общение включает разные категории коммуникаций, которые подчиняются разным правилам и требованиям. Оно живет не только в бизнес-среде: это может быть как общение между директором и подчиненным, так и просто между незнакомыми людьми.
Чтобы переговоры и коммуникация в целом была успешной, нужно контролировать свои эмоции и считывать все чувства оппонента. Есть ряд приемов, которые позволяют установить контакт и сделать беседу результативной. Далее в этой статье мы их рассмотрим, а пока рассмотрим подробнее, что такое деловое общение.
Определение делового общения
Деловое общение — это коммуникация между людьми в разных сферах жизни. Такое общение строго регламентируется и базируется на множестве правил, что позволяет обеим сторонам достигать своих целей. Стиль официальной беседы зависит от сферы бизнеса.
Деловое общение подразумевает официальность и преследует определенные цели, одна из которых — получить ответы на вопросы. Оно должно быть максимально эффективным. А для этого важно усвоить ряд разных правил. К слову, правила и требования являются отличием делового общения от обычного разговора.
Этика делового общения
Этика делового общения появилась на стыке нескольких наук, в числе которых психология и этика. Она важна в межличностной коммуникации.
Каждая сторона делового общения должна уметь излагать свои мысли и критически мыслить. Кроме того, у них должен быть еще ряд навыков: умение слушать, направлять ход беседы, способность расположить своего партнера.
Этика делового общения — это фундамент любой деятельности. Ее необходимо обучать сотрудников в начале их карьеры, когда они только начали постигать азы. Умение правильно доносить мысли и направлять собеседника сделают их работу продуктивнее, вне зависимости от сферы, в которой они задействованы.
Главные принципы делового общения
- Официальность и вежливость. Нужно четко придерживаться делового стиля. Это, пожалуй, основа делового общения.
- Межличностность. Человек — главный субъект общения, который имеет свое мнение по любому из вопросов. Важно считаться с чужой точкой зрения и строить диалог обособленно, не затрагивая его.
- Многоплановость. Одна и та же информация может быть подана по-разному. От этого зависит результат. Манера речи и тон не менее важны, чем суть сообщения. Важно пользоваться всеми инструментами и строить общение с использованием каждого из них.
- Целеполагание. Важно понимать, какую цель вы преследуете, затевая диалог. Помимо главной цели может быть несколько второстепенных, которые могут подразумеваться сами собой, без озвучивания.
- Неприрывный контакт. Даже если диалог завершен, но оппоненты пока не разошлись, коммуникация продолжается. Только имеет она невербальный характер. Даже молчание имеет смысл, не говоря уже о жестах и мимике. важно обращать на это свое внимание.
Формы делового общения
Любое общение может протекать в трех видах:
- вербальное — словестное;
- невербальное — мимика и жесты;
- дистанционное — построенное с помощью гаджетов.
Можно различить следующие формы делового общения:
- Беседа — помогает добиваться определенных бизнес-целей. Встречается чаще других форм. Может проходить как очно, так и по телефону. Начинается с приветствия и представления, после этого сразу можно переходить к сути диалога.
- Переговоры — их отличие в том, что стороны хотят прийти к совместному выводу, который поможет в решении общих задач.
- Совещание — в ходе него учитывается мнение всех сотрудников. Это один из управленческих приемов, который позволяет включить в работу всю команду.
- Дискуссия — в ходе нее происходит обмен мнениями о протекающих процессах. Проходит в соответствии со строгим регламентом.
- Пресс-конференция — мероприятие, проходящее с участием высокопоставленных лиц и представителей СМИ. Организуется для обсуждения важных вопросов, о которых должна узнать широкая общественность.
- Публичное выступление. Это монолог перед аудиторий с целью воздействия на присутствующих. Может организовываться с целью навязывания мнения, воодушевления, мотивации и т.д.
- Деловая переписка — коммуникация с помощью официальных писем. Они составляются по особым правилам и призваны решить конкретные задачи. Деловая переписка используется для коммуникации с вышестоящими организациями и лицами.
- Презентации и торги — в публичной форме их тоже можно причислить к формам деловых коммуникаций.
Стили делового общения
Чтобы успешно заниматься бизнесом, нужно отлично владеть искусством деловой коммуникации, уметь жонглировать словом и доносить свои взгляды так, чтобы их разделяли оппоненты. Это требование возникло не так давно, но уже успело закрепиться в бизнес-кругах. Официальный стиль должен присутствовать в письменной и устной коммуникации. Иногда его можно разбавлять более неформальными моментами, но не переходить границы. Это позволяет успешно руководить компанией, развивать бизнес и строить карьеру.
Выделяют три вида делового общения:
- законодательный;
- дипломатический;
- административно-канцелярский.
У всех этих видов есть особенности, и они требуют применения в определенной ситуации. Для них свойственны точные речевые конструкции, факты, безэмоциональность. Деловое общение — уже давно не только про работу, теперь оно используется и в ежедневной коммуникации формальной направленности.
Три стиля делового общения:
- Манипулятивный: это диалог, в котором один собеседник хочет повлиять на другого и добиться своей цели.
- Гуманистический: подразумевает поддержку в коллективе и направление сил на достижение общих целей. Человек здесь выступает не как набор определенных качеств, а как целостная личность с особенностями. Этот стиль для переговоров не подходит, это больше внутрикомандная история.
- Ритуальный: это традиции общения человека с вышестоящими персонами. Используется для поднятия авторитета. Большое значение здесь играет положение оппонента в обществе.
Этапы делового общения
Да, общение состоит из нескольких этапов. Это не обычный разговор, поэтому здесь нужно продумывать все мелочи.
- Контакт. С него начинается любой диалог и его успех зависит от первого впечатления. В случае же, если контакт не был установлен, диалог не принесет результатов. Многое зависит от внешнего вида и настроя — это первое, что бросается в глаза. Важно расположить к себе собеседника и тогда уже решать конкретные задачи.
- Оценка и ориентация в ситуации. По ходу построения беседы нужно корректировать стратегию и пытаться подогреть интерес к беседе. Нужно погрузить его в правильную атмосферу и увлечь решением задачи.
- Обсуждение проблемы. Диалог строится на соотношении точек зрения оппонентов. Не забывайте, чем больше они различаются, тем больший психологический блок будет сильнее. Чтобы избежать этого, делайте акцент на схожести в определенных взглядах, отодвигая на второй план все расхождения.
- Прекращение контакта. На данном этапе важно запомниться собеседнику с положительной стороны. Будьте приветливым до самого конца.
5 правил делового общения
- Главная цель — достижение согласия. Нужно уметь приходить к компромиссу, слушать и слышать то, что говорит оппонент и не спорить с его точкой зрения. Помочь себе в достижении этой цели можно с помощью внимательного взгляда и мимики.
- Деловая речь. Подача информации должна быть официальной, но не безэмоциональной. Нужно найти баланс между монотонностью и торопливостью. Говорите четко, стройте диалог красиво и правильно.
- Целеполагание. Оно должно проходить невидимой нитью через весь монолог. Продумайте речь заранее, составьте план и следуйте ему.
- Правильная постановка вопросов. Помните, ответ на вопрос зависит от того, как вы его зададите. Различайте закрытые и открытые вопросы, делайте выбор в пользу одного из них по ситуации.
- Говорите короткими и простыми предложениями. Такие фразы лучше воспринимаются и затрачивают меньше энергии собеседника на их понимание.
Чтобы научиться правильному построению беседы, нужно проводить большую работу над собой. Уже после нескольких бесед вы сможете правильно строить речь и достигать первых результатов в проведении переговоров.
Источник
Деловое общение: основы, виды, принципы и особенности
Общение бывает разным – личным, формальным, деловым, ритуальным. Все они имеют определенные отличия друг от друга по отношениям участников, цели и формам поведения. Особым видом общения является деловое. В его основе лежит взаимодействие людей, преследующих цель обмена информацией в процессе своей деятельности. Помимо этого, деловое общение имеет конкретный результат, представляющий собой продукт, полученный в результате совместной деятельности. В его качестве может выступать власть, карьера, информация, а также эмоциональные переживания и интеллектуальный анализ.
Определение понятия
Деловое общение, как и всякое другое, обладает историческим характером. Его проявление имеет место на всех уровнях социальной системы, причем в самых различных формах. При изучении теоретических основ делового общения становится понятно, что возникает оно в связи с имеющим место определенным видом деятельности, результатом которой является выпуск какого-либо продукта или получение того или иного эффекта. Каждой из сторон, вступающих между собой в подобные взаимосвязи, необходимо придерживаться стандартов и норм поведения людей, в числе которых находятся и этические.
Основы делового общения составляют процессы, позволяющие обмениваться опытом работы и определенной информацией. В условиях рыночной экономики это позволяет получить максимальную прибыль. Еще что лежит в основе делового общения? Подобное взаимодействие невозможно без физических и психологических контактов, а также обмена эмоциями. Именно поэтому столь велика важность умения построения отношений с людьми и нахождение подхода к конкретному человеку.
С одной стороны может показаться, что деловое общение не является таким уж и сложным процессом. Ведь уже с самого раннего детства люди начинают знакомиться с коммуникативными связями. Тем не менее деловое общение, впрочем, как и любое другое, существующее в обществе, довольно многогранно. Оно обладает различными видами, имеет множество направлений и функций. Изучением его определенных сторон занимаются различные науки, в числе которых этология, социология, философия и психология.
Рассмотрим основы делового общения, его виды, принципы, а также особенности.
Что это такое?
Деловое общение представляет собой взаимодействие, каждый участник которого обладает своим статусом. Так, он может быть начальником, подчиненным, коллегой или партнером. В том случае, когда между собой общаются люди, стоящие на различных ступеньках карьерной лестницы (например, руководитель и сотрудник), можно говорить о вертикали в отношениях. Другими словами, подобное общение является субординационным. Деловое общение может иметь место и при равном сотрудничестве. Такие отношения считаются горизонтальными.
Деловые коммуникации постоянно имеют место в официальных учреждениях, в школах, университетах и на работе. Это диалог подчиненных с начальниками, студентов с преподавателями, конкурентов и партнеров. И от того, насколько собеседники знакомы с основами делового общения, его методами, формами и правилами, зависит достижение поставленной цели.
Особенности
Деловое общение отличается от всех остальных видов коммуникаций тем, что обладает:
- Регламентированностью. Основы делового общения составляют установленные правила по ограничению коммуникаций. Определяются они видом взаимодействия, его задачами и целями, степенью официальности, а также культурными и национальными традициями. При этом бизнес-этикет, как основа современного делового общения, служит главным инструментом для организации процесса деловых связей.
- Строгим соблюдением всеми участниками коммуникации своего ролевого амплуа. Оно должно соответствовать тем требованиям, которые предъявляются конкретной обстановкой. Также всем участникам делового общения необходимо исполнять свою конкретную роль (партнера, подчиненного, начальника и т. д.).
- Строгостью в отношении использования речевых средств. Каждый из участников делового общения должен владеть профессиональным языком и знать необходимую терминологию. В речи не должны присутствовать просторечные выражения и слова, диалектизмы и брань.
- Высокой ответственностью за полученный результат. Все участники делового общения должны быть пунктуальны, организованны, верны своему слову и обязательны. Помимо этого им следует неуклонно соблюдать нравственно-этические нормы коммуникаций.
Функции
В условиях производства деловое общение позволяет каждому человеку удовлетворить свою потребность в коммуникациях, обменяться опытом, познать что-то новое, оценить собственные профессиональные качества. Велика важность таких коммуникаций при проведении переговоров. Знания психологических основ делового общения позволяют поддержать свою репутацию и имидж, а также добиться успеха в сфере бизнеса.
Среди основных функций подобного рода коммуникаций выделяют следующие:
- Инструментальная. Эта функция рассматривает общение в качестве механизма управления.
- Интерактивная. В этом случае общение является средством объединения коллег, деловых партнеров, специалистов и т. д.
- Самовыражения. Проводимое деловое общение позволяет человеку самоутверждаться и продемонстрировать свой психологический, личностный и интеллектуальный потенциал.
- Социализации. Осуществляя коммуникации, человек развивает навыки своего делового этикета и общения.
- Экспрессивная. Она выражается в эмоциональных переживаниях и демонстрации понимания.
Все перечисленные выше функции имеют тесную взаимосвязь друг с другом. Причем через свою реализацию они составляют сущность самого делового общения.
Принципы
Для того чтобы переговоры прошли максимально успешно, должна быть создана определенная атмосфера. Добиться поставленной цели можно только в том случае, когда партнеры, общаясь друг с другом, будут чувствовать себя максимально комфортно. И в этом поможет знание принципов психологических основ делового общения. К ним относят:
- Осуществление контроля над эмоциями. Этот момент является достаточно важным. Дело в том, что нахлынувшие эмоции буквально за считанные секунды способны разрушить те отношения, которые строились годами. Ведь они покажут человека с явно отрицательной стороны. И даже в том случае, когда собеседник позволяет себе несдержанное поведение, реагировать на это не стоит. Каждый человек должен осознать, что эмоции и работа являются вещами несовместимыми.
- Желание понять собеседника. Придерживаясь основ психологии делового общения, сторонам необходимо проявлять внимательное отношение к мнению друг друга. Ведь в том случае, когда один из участников переговоров будет рассуждать лишь о своих интересах, не выслушивая вторую сторону, это не позволит прийти к единому соглашению и получить положительные результаты от проведенной встречи.
- Концентрацию внимания. Нередко деловое общение представляет собой монотонный процесс. Это приводит к тому, что человек способен пропустить какие-то принципиальные моменты переговоров. Именно поэтому во время разговора необходимо заострять внимание партнеров на теме, когда становится очевидным, что они перестали концентрировать свое внимание на действительно важных вещах.
- Правдивость беседы. Успех дела во многом определяют доверительные отношения. Разумеется, оппоненты могут что-то недоговаривать или специально немного лукавить для возвышения собственного достоинства. Тем не менее, что касается принципиальных моментов, то здесь необходимо чтобы произносились вещи, которые соответствуют действительности. Именно таким образом и зарабатывают свою репутацию бизнесмены.
- Умение не выражать субъективного мнения. Основы этики и психологии делового общения подразумевают собой наличие умения отделять собеседника от объекта переговоров. Другими словами, личное отношение к человеку никогда не должно оказывать свое влияние на рабочие моменты. В этом и кроется главное отличие между личным и деловым общением. Нередко случается так, что оппонент, который крайне неприятен собеседнику, может быть очень полезен для дела. Упускать выгоду в этом случае не стоит. Ведь нередко бывает так, что очень приятные и хорошие люди оказываются несостоятельными в деловом плане.
Перечисленные выше принципы необходимо учитывать каждому человеку, который желает приобрести навык правильного ведения переговоров и заработать хорошую репутацию делового партнера.
Нравственные основы
В каком случае велика вероятность добиться положительного решения при проведении переговоров? Для этого бизнесмену необходимо знать нравственные основы делового общения. Коммуникации между людьми, преследующие собой коммерческие цели, должны соответствовать следующим принципам:
- Основу делового общения должны составлять интересы дела, а не собственные амбиции и желания. Несмотря на свою очевидность, этот принцип люди нарушают чаще всего. Ведь далеко не каждый человек способен найти в себе силы поступиться личными интересами, входящими в противоречие с той выгодой, которая будет получена для дела. Особенно это проявляется в те моменты, когда что-либо может быть сделано безнаказанно, а единственным судьей при этом станет собственная совесть.
- Порядочность. Что лежит в основе делового общения? Органическая неспособность человека к совершению бесчестного поступка. Порядочность всегда основывается на таких нравственных качествах, как обостренное чувство совести, когда имеется осознание того, что молчание или бездействие станут бесчестными, а также постоянное стремление в сохранении своей чести в виде благородства, неподкупности и утверждения собственного достоинства.
- Умение одинаково держать себя с любым человеком, вне зависимости от его социального или служебного статуса.
- Принципиальность. Человек должен не только иметь твердые убеждения, но и активно стремиться к их реализации и претворению в жизнь. Проявляется это в том, что он никогда не поступится собственными принципами даже при угрозе и наличии препятствий для личного благополучия.
- Доброжелательность. Этот принцип заключен в органической потребности творить добро людям, которое является главной категорией этики. Всякая профессиональная деятельность направлена на удовлетворение социальной потребности человека. И в этом смысле он производит полезное, то есть творит добро. Придерживаясь этого принципа, профессионал выполняет не только то, что входит в его обязанности, но и делает многое сверх этого, получая взамен эмоциональную удовлетворенность и признательность.
- Уважение к человеческому достоинству. Подобный принцип способен реализоваться благодаря таким воспитанным в человеке нравственным качествам, как деликатность и вежливость, заботливость, учтивость и тактичность. При этом все это должно сочетаться с уравновешенностью, выдержкой и корректностью. Здесь этические основы делового общения тесно контактируют с моралью. Подобное должно иметь место и в уставных отношениях, которые никоим образом не допускают унижения достоинства подчиненного руководителем. Уважение к человеку, которое лежит в основе этики делового общения, позволяет людям не испытывать взаимных обид, раздражения и недовольства. Оно предохраняет от нервных потрясений, стрессов и прочих негативных последствий коммуникации. Незнание основ этики делового общения человеком или неумение применять их на практике способно отрицательно сказаться на мнении о нем окружающих.
- Целесообразности и разумности. Этот принцип лежит в основе всех этических правил и норм. Причем он особенно необходим в тех формах человеческого общения, в которых очень важно придерживаться этикета. При соблюдении целесообразности и разумности в служебном коллективе создается благоприятная нравственно-психологическая атмосфера, многократно повышающая эффективность работы сотрудников.
Нормы культуры поведения
Рассмотрим кратко основы этикета делового общения. Знание правил и норм поведения, и, конечно же, их соблюдение, приносит удовольствие и пользу их обладателю. Человек, если он хорошо воспитан, будет чувствовать себя уверенно везде, легко преодолевая психологические барьеры общения, не испытывая комплекса неполноценности и получая возможность постоянно расширять круг общения.
Правила этикета, лежащие в основах эффективного делового общения, представляют собой совокупность норм, необходимых для вежливого обхождения с людьми. В служебных коммуникациях в этом случае рассматривается соответствие внешнего вида, манер, жестов, речи, осанки, позы, мимики, одежды и тона, а также той социальной роли, которая присуща человеку и его общественному и деловому статусу. Подобные требования становятся особенно важны во время участия в каком-либо строго регламентированном событии, требующем соблюдения жестко установленных границ. Невыполнение правил этикета в этом случае будет рассматриваться как оскорбление достоинства участников коммуникаций, что вызовет их неодобрение.
Но стоит отметить, что даже при доскональном знании основ профессионального делового общения не всегда удается избежать некоторых ошибок. Ведь нормы этикета не должны применяться механически. При каждой конкретной ситуации они подлежат некоторой корректировке. А сделать это позволит профессиональный такт. Только он предохранит сотрудника от возникновения ошибок.
Рассмотрим, каким образом необходимо вести себя руководителю компании во время делового разговора. Приветствуя его участников, необходимо вежливо поздороваться с ними, пожав каждому руку (при этом не сжимая ее не слишком сильно). До того как приступать к самому разговору, следует предложить собеседникам чай или кофе. Подобная традиция появилась не столь давно. Тем не менее на сегодняшний день ее придерживаются практически все. Чашечка ароматного напитка позволит человеку избавиться от некоторого напряжения и положительно настроиться на беседу.
Знание основ этики делового общения позволит не допустить неприятной ситуации. При возникновении в процессе переговоров оплошности следует извиниться перед собеседниками за причиненные им неудобства. И только после этого разговор может быть продолжен.
Соблюдение этических основ делового общения предполагает, что при обсуждении с партнерами деловых моментов нужно стараться отвечать на все интересующие их вопросы. В тех случаях, когда по тем или иным причинам сделать это непосредственно во время беседы невозможно, следует извиниться и попросить время на обдумывание, указав определенную дату.
Проводя переговоры, необходимо держать при себе блокнот с ручкой, записывая всю самую важную озвученную информацию. Не следует повышать голос. Говорить нужно ясно и четко. Стиль одежды должен быть непременно деловым.
Виды делового общения
Основной задачей служебных коммуникаций всегда является достижение конкретной цели.
При этом решать рабочие вопросы можно используя различные виды делового общения. Среди них:
- Деловая переписка. Подобный вид служебного общения считается заочным. При его использовании вся информация доносится оппоненту в письменной форме. Никакой личной встречи при этом не назначается. Несмотря на то что каждый день перепиской занимается очень много людей, составление деловых писем является довольно сложной задачей, ведь они должны быть оформлены с учетом всех необходимых требований и отосланы в актуальный срок. При изложении в таком письме информации важно придерживаться основ психологии делового общения и его этических норм. Ценится конкретность текста и его краткость. Стоит иметь в виду, что ведение подобной переписки позволяет партнерам сделать друг о друге некоторые выводы.
- Деловая беседа. Именно этот вид коммуникаций является самой распространенной формой служебного общения. Руководители всех компаний обязательно проводят беседы с персоналом. Подобные разговоры должны оказывать положительное влияние на коллектив и развитие бизнеса. Такого рода деловое общение позволяет выяснять некоторые рабочие моменты, что облегчает выполнение задач, стоящих перед компанией.
- Деловое совещание. Подобный вид служебных коммуникаций позволяет повысить результативность работы компании. На совещаниях решаются вопросы, не терпящие отлагательств, достигается наиболее эффективное взаимодействие между сотрудниками или партнерами. Порой совещания проводятся не с начальником и его подчиненными. Собираются вместе, чтобы обсудить актуальные проблемы, порой только одни руководители отделов или организаций.
- Публичное выступление. Подобный вид делового общения необходим для донесения до слушателей какой-либо информации, обладающей презентационным или ознакомительным характером. И здесь к выступающему предъявляются особые требования. Ему в обязательном порядке необходимо разбираться в предмете своего доклада. Произносимый им текст должен быть логичным и четким. Не менее важна уверенность в себе.
- Деловые переговоры. Этот вид общения считается неотъемлемой частью ведения бизнеса. Переговоры позволяют в короткие сроки устранить любые возникшие проблемы, установить цели и задачи, учесть мнение собеседников и сделать правильные выводы. Проводятся они, как правило, между руководителями различных предприятий. Каждый из них во время деловых переговоров демонстрирует свою позицию. При этом стороны должны прийти к единому решению ради удовлетворения интересов всех партнеров.
Социальные основы деловых коммуникаций
Деловое общение, которое осуществляется между людьми, является производным от их деятельности. Оно фиксирует содержание и социальную направленность различных видов производственных отношений, значение коммуникации для жизни всего общества, а также для его отдельных социальных групп и личностей.
Деловое общение между людьми является процессом достаточно универсальным и при этом довольно разнообразным. Возникает оно в самых различных сферах деятельности и на всех его уровнях. Это необходимо учитывать при освоении социальных основ делового общения, знание которых позволит глубже понять те условия, в которых будет осуществляться взаимодействие между партнерами.
Одной из главных особенностей подобных коммуникаций является то, что в них находят свое проявление духовные качества людей. Все вступающие во взаимосвязь партнеры являются субъектами межличностных деловых связей. Они представляют собой людей различных возрастов, обладающих разными нравственными, физиологическими, психологическими и интеллектуальными свойствами. Каждый из них имеет свой волевой и эмоциональный настрой, мировоззрение, ценностные ориентации и идеологические установки. Проявление любого из этих свойств позволяет в определенной степени раскрыть духовный мир партнера и выступает элементом содержания межличностного духовного взаимодействия.
Общение профессионалов
Сохранять терпимость по отношению друг к другу довольно непросто. Тем не менее каждый из нас должен прекрасно понимать, что все люди разные, и воспринимать другого человека необходимо таким, какой он есть.
На это же указывают и морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога, который при контактировании со своим учеником должен, прежде всего, проявлять толерантность. Сущность подобной коммуникации сводится к применению в процессе обучения таких принципов, которые позволяют создавать оптимальные предпосылки для формирования у детей самовыражения личности и для обучения культуре достоинства, исключив при этом фактор боязни ошибочного ответа. Толерантность в 21 веке является одним из способов создания гармоничных отношений, которые позволяют человеку легче интегрироваться в социуме.
Педагогическое общение с учениками должно быть, прежде всего, продуктивным. Основная его цель состоит в духовном обогащении двух сторон. То есть и педагога, и его воспитанника. Но получение положительных результатов возможно только в том случае, когда учитель будет проявлять:
- уважение к духовному миру ребенка;
- интерес к тому, что ученик считает для себя ценным;
- уважение к индивидуальности воспитанника со всеми присущими его личности качествами.
Деловое общение педагога должно придерживаться следующих принципов:
- ненасилия (предоставлять ученику право быть таким, каков он есть);
- уважения к труду познания ребенка;
- уважения к слезам и неудачам воспитанника;
- безусловной любви к ребенку;
- уважения к самобытности школьника;
- компромиссности;
- опоры на положительные черты характера ребенка.
Сфера здравоохранения
В качестве примера профессиональных коммуникаций рассмотрим и основы делового общения в работе медицинского регистратора. Этому человеку приходится общаться с людьми, обращающимися за помощью. Именно поэтому столь важно, чтобы этот специалист работал максимально грамотно. Ему следует помнить о том, что любые переговоры представляют собой диалог. При их переключении на монолог (с той или с другой стороны) ни о каком продуктивном сотрудничестве не может идти речи. А для этого медицинскому регистратору требуется обладать умением слушать, вовремя задавая правильные вопросы. Они не должны уводить разговор в сторону и позволят максимально прояснить обсуждаемую тему.
Для того чтобы начать эффективно слушать посетителя, медицинскому регистратору понадобится:
- Перестать говорить. Ведь произносить речь и одновременно слушать просто невозможно. Говорящему следует помочь раскрепоститься, чтобы у человека возникло ощущение свободы.
- Показать посетителю свою готовность выслушать его. Действовать при этом нужно максимально заинтересованно. Слушая человека, необходимо стараться его понять, а не пытаться искать причины для возражения.
- Устранить раздражающие моменты. Для этого понадобится перестать постукивать по столу, перекладывать бумаги, не отвлекаться на телефонные звонки.
- Сопереживать говорящему и стараться войти в его положение.
- Быть терпеливым. При этом не нужно стараться экономить время и прерывать человека.
- Сдерживать собственные эмоции. Если человек будет рассержен, то он, скорее всего, начнет придавать словам неправильный смысл.
- Не допускать критики и споров. В противном случае говорящий займет оборонительную позицию, из-за чего просто замолчит.
- Задавать вопросы. Они позволят подбодрить посетителя, так как он поймет, что его слушают. Причем задавать вопросы необходимо на протяжении 30% времени беседы.
Как видим, характер и содержание делового общения в каждой сфере деятельности имеют свои особенности. Все они исследуются специалистами, работающими в области философии, этики, социологии и психологии. Не случайно в программе для студентов вузов появилась дисциплина, которая так и называется — «Деловое общение». Она позволяет рассмотреть этические и психологические, а если быть более точным, то организационные и нравственные проблемы служебных коммуникаций. По данной дисциплине имеются и свои учебники. Один из них написан А.С. Ковальчук. Об основах делового общения в этом пособии рассказывается вполне доступно.
В книге выявлены условия и факторы оптимальной работы, направленной на создание обаятельного образа. Также в этом труде, который носит название «Основы имиджелогии и делового общения», автор рассматривает возможности использования полученных результатов такой деятельности. Помимо студентов вузов такое пособие вполне может заинтересовать людей, которые ищут путь к самовыражению, а также представителей профессий, успех деятельности которых зависит от реализации творческих способностей.
Источник