Особенности способа восприятия информации

Особенности восприятия информации. Что такое когнитивный стиль?

Когнитивный стиль относится к индивидуальным особенностям мышления человека. Люди воспринимают информацию по-разному. И когнитивный стиль рассказывает о способах восприятия и обработки информации об окружающей действительности в её разных проявлениях: анализе, структурировании, оценке, категоризации.


Когнитивные стили служат для целей очередной типизации людей по сходствам и различиям в когнитивной сфере. В психологии существуют 10-15 когнитивных стилей, выделенных психологами в процессе изучения вопроса, почему люди по-разному воспринимают информацию. Стоит отметить, что когнитивные стили присущи человеку не в чистом виде, а в их сочетаниях. Рассмотрим когнитивные стили, которые выделила психолог-исследователь М.А. Холодная.

Полезависимость (ПЗ) и поленезависимость (ПНЗ)

Определяет референцию человека – внутреннюю или внешнюю. Внутренняя референция отличается аналитичностью, критичностью, принятием решения, исходя из накопленного опыта и знаний. При конфликте внешних ориентиров с внутренними установками, вторые приоритетны. Внешняя референция – опора на внешние ориентиры, мнения других людей, которые синтезируются и обрабатываются.

Люди с внутренней референцией выбирают деятельность с возможностями высокого уровня самостоятельности в выборе средств достижения цели. Люди с внешней референцией предпочитают работать в команде, при заранее заданных средствах деятельности.

Узость или широта диапазона эквивалентности

Узость в данном контексте – склонность к аналитике, поиску различий. При этом информация лучше всего усваивается небольшими частями. Широта – синтетичность, нахождение общего. Объем критического значения не имеет, но тематика должна быть одна, несколько разных тем при большом объёме не сработает.

Широта категории

Этот когнитивный стиль характеризует восприятие шкалы параметров одного конкретного признака, категории, сужение её или расширение.

Узкие категоризаторы склонны к спецификации своих впечатлений и ограничению области применения определенной категории. Широкие категоризаторы подводят под одну категорию большое количество подтверждающих её примеров.

Гибкость или ригидность познавательного контроля

Этот когнитивный стиль характеризует способность к восприятию информации, передаваемой разными способами, необходимость в паузах и предварительной подготовке при смене способа подачи информации.

Люди с ригидным контролем сложно переключаются на разные способы обработки информации, им нужно предварительно подготовиться к смене деятельности. Люди с гибким познавательным контролем легко используют разные способы обработки информации одновременно, могут работать сразу с текстовой, графической и другой информацией.

Восприимчивость к нереалистическому опыту

Низкая восприимчивость к неопределённым и двусмысленным ситуациям говорит о недостаточности креативности и творческого мышления. С другой стороны, выполнение шаблонных и рутинных задач не представляет никакой сложности.

Высокая восприимчивость представляет возможности разрешения ситуаций с позиции оригинальной точки зрения. Развитое творческое мышление помогает находить новые подходы к решениям, но рутинно-алгоритмизированные задачи вызывают скуку и раздражение.

Сканирующий или фокусирующий контроль

Этот когнитивный стиль описывает способность направлять и распределять внимание на предъявляемых объектах. При фокусирующем контроле происходит концентрация внимания на детальном изучении одного объекта. При сканирующем внимание равномерно распределяется между несколькими объектами.

Заострение или сглаживание

Этот стиль описывает методы запоминания информации. При сглаживании для детального запоминания лучше давать информацию малыми порциями и на более длительное время. При заострении информация сохраняется в большом объёме, четко и в подробностях.

Читайте также:  Области сферы духовной культуры характеристики специфический способ впишите

Рефлективность или импульсивность

В этом случае описывается свойство быстро принимать решения, делать моментальный выбор, однако не безошибочный. Рефлективность показывает свойство определять гипотезы, проверять их и только потом отвечать. Импульсивный человек принимает решения быстро, а в ситуации альтернативного выбора определяется моментально.

Абстрактная или конкретная концептуализация

Абстрактная концептуализация характеризуется ориентацией на внутренний опыт, развитое творческое мышление, ограничение стереотипов, склонность к независимости, гибкость. Конкретная концептуализация показывает склонность к стереотипизации, зависимости от мнения авторитетов, невозможность воспринимать гипотетичность вариантов, черно-белое мышление.

Когнитивная сложность или простота

Шкала когнитивной простоты или сложности показывает количество критериев, принятых к интерпретации данных для вынесения суждения и понимания наличия скрытых связей. Чем более полная информация воспринимается и учитывается, чем более полные связи находятся, тем более выражена сложность или простота мышления.

Рассмотренные когнитивные стили позволяют понять, как человек воспринимает информацию. Все они в той или иной степени свойственны любому человеку. И при необходимости тот или ной полис любого когнитивного стиля можно развить. Для этого необходимо регулярно тренировать мозг. Тренажеры Викиум эффективно развивают когнитивную сферу, способствуют улучшению работы мозга и всех его функций.

Источник

Типы и способы восприятия информации

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля (способность человека организовывать процесс восприятия).

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.
Читайте также:  Под методом обучения следует понимать способ передачи знаний учащимся

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Визуалы

Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.

Аудиалы

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Кинестетики

Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Читайте также:  Приставочно суффиксальный способ примеры 6 класс

Тип восприятия и обучаемость

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации — информатика, например.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Источник

Оцените статью
Разные способы