Особенности розничной купли продажи товаров дистанционным способом
Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
(введена Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 26.1
1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
5. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 — 24 настоящего Закона.
Источник
Особенности продажи товаров дистанционным способом
Дистанционная торговля становится популярнее с каждым годом, что объясняется удобством получения желаемого товара непосредственно по месту нахождения покупателя. Но, поскольку данный метод продаж вошел в нашу жизнь относительно недавно, необходимо знать некоторые особенности, отличающие дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.
Дистанционный способ продажи товара регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09. 2007 № 612 (далее — Правила).
Определение данного вида продажи товаров четко сформулировано в названных выше нормативных актах: «продажа товаров дистанционным способом» — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети \Интернет\, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Иными словами, при продаже товаров дистанционным способом у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. Ознакомление происходит при помощи различных интерактивных средств коммуникации, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение, видеотекст, аудиотекст, Интернет и др. Также при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу.
Информация, распространяемая с помощью коммуникативных средств, расценивается, как публичная оферта товара со всеми вытекающими из этого предложения обязательствами. Это подтверждается и пунктом 12 Правил: «Предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора. Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании».
Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или же с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Таковым сообщением может быть, к примеру, заполнение электронной формы заказа на сайте, телефонный звонок продавцу или иной предложенный продавцом способ для оформления заказа.
В случае если покупатель передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в сообщении должны быть обязательно указаны полное фирменное наименование (наименование) и адрес (место нахождения) продавца, ФИО покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар; наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара; вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость; обязательства покупателя.
Обратите внимание, что после того, как вами заявлено согласие о приобретении товара, а продавцом подтвержден заказ, продавец не вправе изменять условия договора — то есть изменять цену или условия приобретения. Если условия будут изменены, то вы вправе настаивать на заключении договора на предъявленных изначально условиях. Таковы правила публичного договора, заключенного на основании публичной оферты.
Стоит помнить, что существуют определенные ограничения в перечне товаров, которые можно продавать дистанционным методом. Так, согласно п. 5 Правил, не допускается дистанционная продажа алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
При принятии решения о покупке товара дистанционным методом следует обратить внимание на информацию, которую продавец предоставляет о себе, товаре и условиях покупки. Правила продажи товаров дистанционным способом содержат как перечень общей необходимой информации, указанный в статьях 8 и 10 Законе о защите прав потребителей, так и специальную информацию, которая предоставляется только при таком способе продажи. Приведем ее полностью.
«. 8. Продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее — договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
9. Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров — на русском языке):
а) наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
б) сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), а в отношении продуктов питания — сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
в) цена в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);
г) сведения о гарантийном сроке, если он установлен;
д) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
е) сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
ж) место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара;
з) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
к) сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
л) информация, предусмотренная пунктами 21 и 32 Правил (Примечание: имеется в виду право отказа о товара надлежащего качества, информация о порядке и сроках возврата товара);
м) информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
10. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
11. Информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом, установленным законодательством Российской Федерации.
Сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров представляются в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включают в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей».
Особое внимание стоит уделить наличию информации о продавце. Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а указаны только контактные телефоны, стоит воздержаться от покупки. В противном случае, если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по его недостатку, вы не будете знать, куда обратиться и предъявить претензию со своим требованием. Изначальное предоставление открытой информации о наименовании и местонахождении продавца может служить косвенным подтверждением его надежности, добропорядочности и законопослушности.
При продаже технически сложных товаров покупателю должна быть предоставлена дополнительная информация о товаре. Продавец должен сообщить покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов.
Поскольку передача товара, проданного дистанционным способом, осуществляется, как правило, в месте нахождения покупателя, стоит обратить внимание на предлагаемые условия доставки. При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.
Предложение покупателя о пересылке товаров почтовым отправлением в адрес «До востребования» может быть принято только с согласия продавца.
Доставленный товар передается покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя — любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.
Доставка товара может быть поручена продавцом третьим лицам (с обязательным информированием об этом покупателя) — курьерам, почтовой службе, специальной службе доставке.
В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.
Срок передачи товара может быть оговорен в договоре и регулируется п. 23 Правил: «Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении».
За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Если товар был оплачен предварительно, то ответственность за непередачу товара в установленный срок продавец будет нести по ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей: «В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара».
Если после заказа, оплаты товара и даже после его доставки вами по каким-либо причинам было принято решение отказаться от покупки, п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом и статья 26.1 Закона о защите прав потребителей дают вам такое право: «Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара».
Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем, согласно п. 32 Правил, должна содержать: адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара; режим работы продавца; максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный пунктом 21 Правил; предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора; срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
Есть ряд условий, необходимых для осуществления возврата товара, в случае несоблюдение которых продавец вправе отказать потребителю. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Таким образом, ключевое условие возврата — сохранение товарного вида и потребительских свойств. В отличие от статьи 25 Закона о защите прав потребителей «Право потребителя на обмен товаров надлежащего качества», при продаже товара дистанционным способом нет обязательного условия, чтобы товар не был в употреблении, но должен быть сохранен его товарный вид.
Несмотря на условие наличия документа, подтверждающего факт совершения покупки, оно не является обязательным для возврата. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца, такие, как свидетельские показания, фирменной маркировки продавца на упаковке товара, гарантийный талон с датой и серийным номером и др.
Есть определенные ограничения в озврате товара надлежащего качества — покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Под индивидуально определенными свойствами подразумеваются такие свойства, которые созданы по индивидуальному заказу потребителя и не могут быть воспроизведены в массовом порядке, или это персональные данные будущего владельца, вещь изготовлена по заказу потребителя со специфическими условиями, и ее затруднительно реализовать.
Иных ограничений по порядку возврата товаров надлежащего качества не существует.
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с момента предъявления покупателем соответствующего требования. При желании покупатель может избежать трат по доставке товара продавцу, оговорив с продавцом возможность непосредственного самостоятельного возврата покупателем товара в место нахождения продавца. Следует также помнить, что неустойки за несоблюдение сроков возврата уплаченной за товар суммы, возвращаемой по указанным выше основаниям, не предусмотрено.
Пунктом 34 Правил предусмотрены способы возврата уплаченной суммы: «В случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется неодновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:
а) наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
б) почтовым переводом;
в) путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем».
Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.
Отдельного упоминания заслуживает право и сроки предъявления претензий по нарушениям условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара. Эти сроки ограничены 20 днями. Особенно это актуально при получении товара почтовым отправлением. Если товар доставляется курьером или продавцом, покупатель имеет возможность в их присутствии ознакомиться с товаром и при несоблюдении условий договора отказаться от его приема. В этом случае покупатель не обязан компенсировать продавцу затраты на доставку товара ни к покупателю, ни к продавцу.
Обмен же товаров, проданных дистанционным способом, происходит при соблюдении условий и по причинам, предусмотренным в статье 25 Закона о защите прав потребителей. То есть на него отводится 14 дней, но действуют ограничения по товарным группам, обязательно условие «не употребления» товара, причины обмена должны четко соответствовать указанным в законе.
При продаже товаров ненадлежащего качества также будет действовать порядок, предусмотренный для обычной розничной продажи, без каких-либо дополнительных условий. Права потребителя, описанные в пунктах 28-31 Правил, полностью дублируют соответствующие им, указанные в статье 18 Закона о защите прав потребителей.
Отдельно стоит упомянуть о защите информации, предоставляемой покупателем, при оформлении договора купли-продажи, заключенного дистанционным методом. Согласно п. 16 Правил, продавец должен обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Прежде чем совершить покупку дистанционным способом, взвесьте все плюсы и минусы подобного метода. Данный способ продажи товаров имеет множество преимуществ перед обычной розничной продажей. Однако следует помнить, что данный метод является достаточно новым на отечественном рынке и вероятность столкнуться с недобросовестным продавцом пока еще велика. Знание Ваших прав поможет Вам обезопасить себя от негативных последствий покупки.
Источник