Современная коммуникация — плюсы и минусы
Автор: Yuu_Sangre (http://ficbook.net/authors/Yuu_Sangre)
Фэндом: Ориджиналы
Рейтинг: G
Жанры: Статьи
Размер: Мини, 4 страницы
Кол-во частей: 1
Статус: закончен
Описание:
Теория коммуникации. Автор попытался в краткой форме выразить свое мнение по вопросу современных способов коммуникаций, их проблематики и выгодных для человека сторон.
Публикация на других ресурсах:
Только с разрешения автора (обращаться в комментарии к работе или в ЛС)
Примечания автора:
Я не совсем в курсе, как люди отнесутся к статьям по филологическим дисциплинам, но. Филология жи. Куда мы без нее х)
История коммуникации как части человеческой жизни зародилась вместе с понятием общества, а, как известно, без общества не существует и человечества. Общение — одно из важнейших потребностей человека, следующее сразу за физиологическими потребностями вроде сна и питания. И все же, как наука, теория коммуникации довольно молода: что удивительно, она выделилась в самостоятельный объект социальных наук с началом развития именно технических средств передачи информации, что вплотную подводит нас к понятию современной коммуникации.
Итак, что же такое «современная коммуникация». Понятие «современность» подразумевает присутствие предмета в нашей жизни, в современном с нами мире, и это то, о чем мы можем говорить со знанием дела, являясь представителями своей эпохи, непосредственно изнутри зная все тонкости обсуждаемого предмета.
В современном мире большую роль в общении человека играют технологии и различные средства связи, как то: телефоны, компьютеры (социальные сети, блоги, чаты и
Форумы, программы, созданные специально для упрощения общения: «Скайп», «Агент» и т.д.), пейджеры — в конце 19-го и начале 21-го века, и проч.
В чем же плюсы и минусы подобной специфики?
Во-первых, средства связи, почти всегда доступные и сравнительно простые в использовании, значительно облегчают наше общение.
Обмен информацией может происходить буквально в считанные секунды, что чрезвычайно удобно и экономно как в плане времени, так и в плане денег. Раньше, для того, чтобы, допустим, связаться с человеком, с которым встретиться в реальности ты никак не можешь, приходилось пользоваться традиционной почтой, что подчас просто неудобно, да, к тому же, медленно и затратно (по сравнению с бесплатными почтовыми сервисами в Сети). Кроме того, посылка могла затеряться, попортиться в пути — человеческий фактор мог и здесь сыграть с получателем и отправителем злую шутку, — таким образом, подобный диалог на расстоянии мог затянуться на долгие годы, но, при этом, содержать в себе не больше десятка реплик. Надежд на то, что отправленное тобою электронной почтой письмо затеряется или попортиться «в дороге», практически нет, — так что, если ваше послание осталось без ответа, гораздо вероятнее, что получатель просто проигнорировал его, нежели «потеря в Сети» или какие-либо другие неполадки.
Во-вторых, разговоры на расстоянии. В общем-то, почти ничем не отличается от первого пункта, разве что разговор в режиме онлайн — что на компьютере, что по телефону, — особенно с использованием видеозвонка, мало чем отличается от общения вживую. Многим важны тактильные ощущения, так называемая «теплота общения» — но ритм жизни современного человека, ритм города, к сожалению, не всегда позволяет нам, например, несколько часов трястись в автобусе, только чтобы услышать чей-то голос. Передача информации по всему континенту также крайне важна. Не каждый может позволить себе побывать в далеких странах — но каждый может, к примеру, завести себе друга из другого государства, это позволяют человеку современные технологии.
Многие используют некоторые сайты, в частности, сайты знакомств или поиск работы, переписку в соц. сетях, чтобы договориться о личной встречи, и уже потом наобщаться вдоволь. Наличие компьютера или телефона рядом с нами уже не подразумевает, к примеру, что мы должны лично оббежать весь город (а то и весь мир), чтобы, допустим, найти нужного себе человека — работника или работодателя, — или какой-то определенный товар. При необходимости его даже могут доставить вам на дом, при условии что вы сделаете соответствующую заявку в интернете. Оплата услуг — в частности, как просто покупок, так и коммунальных платежей, значительно облегчают сам принцип обслуживания населения и самой оплаты для обеих сторон.
Мы быстро получаем и передаем нужную нам информацию, имеем возможность быстро обработать ее с минимальными усилиями разума и тела, для того чтобы направить энергию в какую-то другую сферу деятельности — и это, безусловно, плюс. Большой поток информации характеризует лишь большой на нее спрос — многие люди считают, что чрезмерные ее объемы являются одним из минусов современной коммуникации, но мое мнение несколько иное. Для того и существует систематизация, базы данных, системы поиска, в конце концов, чтобы иметь возможность отфильтровать информацию и выдать вам наиболее необходимую из — а вот умеет ли пользоваться этими дарами цивилизации пользователь или нет, это уже его личная проблема и собственный минус.
Одним из минусов «быстрого общения» считают обесценивание языка, ставшую уже повсеместной безграмотность пользователей Интернета, зачастую перерастающую в бедствие катастрофических размеров. И все же, не будь у обозначенного юзера возможности показать всему миру свои познания в области языка, никто так и не узнал бы о его успехах — судя по всему, и его школьный учитель, — что говорит о том, что совсем не обязательно речь «стала нищать» с появлением средств связи: просто средства связи дали нам возможность с кем-нибудь, да связаться, создавая подобную проблему.
Не всем людям «суждено» быть грамотными. Многие, и уже довольно преклонного возраста, в силу каких-либо особенностей своего характера и склада ума попросту не придают этому большого значения, справедливо рассудив, что «переучиваться уже поздно». Не могу сказать, что однозначно осуждаю это или отношусь положительно: люди разные, а общение подразумевает собою учет подобного. Судить же обо всем Интернет-пространстве, исходя из страничек людей, еще не окончивших школу (таких чуть ли не большинство, согласитесь), попросту глупо. Может быть, в будущем кто-то из них (хотя вряд ли) станет знаменитым филологом или лингвистом — пока же рано судить об этом по данным, полученным из набранных на клавиатуре телефона постов.
Также, к минусам относят так называемую проблему «одиночества в сети», дескать, «люди разучились общаться по настоящему», и «никогда не знаешь, друг твой собеседник тебе, или враг». Скажу даже больше — не всегда знаешь его истинный возраст, пол и имя, что уж тут говорить о намерениях. Однако, разве в так называемом «реальном мире» не существует похожей проблемы? И разве общество в Сети построено не на тех же канонах, что и общество реальное, со ссылкой только на большую охватываемость, на кажущуюся открытость, «демократию»? В общем и целом, споры на эту тему не умолкают по сей день, и будут продолжаться, пока существует само понятие Сети. Пока же, мы можем только выдвигать собственные предположения и мнения, и мнений этих не меньше, чем людей, их выдвигающих.
Я постараюсь привести несколько цитат из произведений русских и зарубежных авторов самых разных эпох.
— В течение нескольких следующих дней обнаружилось, до какой степени он одинок. Он никого в этом не винил. Видно, сам он хотел этого и добился. Странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения. Они были гораздо ярче в его воспоминаниях. По-видимому, он раньше их переоценивал.
(Борис Пастернак «Доктор Живаго»)
— Для меня одиночество — временами — единственная возможность познать другого, прямая необходимость.
(Марина Цветаева)
— Человек одинок, как мысль, которая забывается.
(Иосиф Бродский)
— И среди тысячной толпы – ты одинок,
и находясь с собой наедине – ты одинок.
(Чингиз Айтматов «Плаха»)
— Кто не согласится с тем, что люди, у которых нет никого, с кем они, находясь в толпе, заполняющей форум, хотели бы поговорить, более одиноки, чем те, которые, не подвергаясь ничьему суду, беседуют сами с собой?
(Марк Туллий Цицерон «О государстве»)
— Чем дольше мы скитаемся по свету, тем более мы одиноки.
(Виктор Гюго «Человек, который смеется»)
— Как-то странно осознавать, что у тебя в телефоне 157 номеров, а позвонить некому…
(Неми (Nemi), комикс)
— Одиночество — это болезнь, возбудитель которой неизвестен, а развитие — необратимо.
(Поль Гимар «Гаврская улица»)
— Я друзей держу в айфоне,
Чтобы в сердце их не пускать.
Я один в гостиничном номере,
А в сети меня целых пять.
(Алексей Воробьев)
Закончить мне бы хотелось необходимым разграничением, как в качестве вывода, так и в виде пожелания всем моим современникам.
Виртуальная и действительная реальность — вещи амбивалентные. Необходимо помнить, что коммуникационные технологии по сути всего лишь инструменты, помогающие общению, но не способные его заменить. Вы можете использовать для сообщения технологии и мобильные средства связи, но ничто не заменит реальную, полную общественную жизнь: куда как приятнее выпить чашку кофе с подругой, чем клацать по клавишам клавиатуры, пытаясь объяснить ей новый цвет своих волос после покраски, да и впечатления от прогулки на свежем воздухе или товарищеского матча в волейбол, или даже партии в шахматы – но в компании, не заменит сухая графика онлайн-игры. Нельзя забывать, что «коммуникация — это conditio sine qua non (неисключимое, непременное условие) жизни человека и порядка в обществе».
1. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 7-8
2. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 113—114
3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. / Пер. с англ. А. Суворовой. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 5.
Источник
Особенности общения в современном мире. Уровни общения
Содержимое публикации
« Особенности общения в современном мире. Уровни общения »
1. Понятие общения в психологии
2. Уровни общения
Список используемой литературы
Общение является важным условием человеческого существования и фундаментом совместной деятельности человека. Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения. Общение определяется в современной психологии как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Взаимодействуя с другими людьми, имеющими разные интересы и способности, разный жизненный опыт и уровень развития, человек приобретает практические навыки и умения в сфере общения. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности. Уже поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь избираемым и планируемым способом, средством удовлетворения потребностей, влечений, желаний.
1. Понятие общения в психологии
В психологии общение определяют как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга [1, с. 213].
Посредством общения осуществляются процессы обучения и воспитания, управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение и обмен информацией, культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом [2].
Сложность проблематики общения и большой интерес к ней со стороны науки выражается в многообразии подходов к пониманию сущности общения, среди которых основными являются следующие:
1. Деятельность – средство общения людей.
2. Общение – самостоятельная человеческая деятельность.
3. Общение – атрибут других видов человеческой деятельности, условие их существования.
Современные авторы понимают общение как сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс [3, с. 106], и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга [11, c. 134]. При акценте на обмене и сообщении информации общение превращается в коммуникацию, явление более узкое, но неразрывно с ним связанное [1, с. 214].
Как сложный психологический процесс, общение характеризуется тремя основными аспектами, которые выделяют в структуре общения:
– информативный (информационно-коммуникативный) аспект, который заключается в обмене информацией и ее понимании, для чего в ходе общения обе стороны должны использовать одну и ту же знаковую систему;
– интерактивный (регуляционно-коммуникативный), благодаря которому вырабатывается стратегия и координация совместных действий индивидов при организации и выполнении совместной деятельности;
– перцептивный (аффективно-коммуникативный), означающий эмоциональное восприятие и понимание друг друга в процессе общения.
Каждый из этих аспектов обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения. Перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сопереживании. Интерактивный аспект общения проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией. Коммуникативная составляющая проявляется в составе всех сторон общения, а коммуникативные умения обеспечивают его и обусловливают эффективность совместной деятельности людей [1, с. 214].
Будучи одним из основных видов деятельности людей, общение не только постоянно выявляет существенные характеристики личности в системе субъект-субъектных отношений, но и влияет на весь ход ее формирования [9, с. 23-25], влияют на общий уровень ее деятельности [2, с. 118].
Общение – это процесс, в который оба партнера должны сделать равный вклад, чтобы достигнуть состояния взаимной удовлетворенности. Основным критерием при этом является признание стремления к взаимопониманию как главного ориентира межличностного взаимодействия [3, с. 109].
Таким образом, общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимное восприятие и попытки влияния друг на друга партнерами по общению. Эффективность общения определяется стремлением партнеров по общению к взаимопониманию, соблюдением ими установленных норм общения и наличием взаимной эмпатии.
За последние годы психология общения получила широкое распространение и применение, ибо проблема общения весьма неоднозначна. Деловая встреча, отношения с коллегами, даже просто общение с близким человеком требует некоторых навыков. Общение с деловым партнером не может проходить во фривольной манере; в то же время родственники не оценят вашего презентабельного тона во время ужина. Каждый из нас замечал, что при общении с людьми на работе, учебе, официальных встречах нередко возникает чувство формальности, неискренности общения. А мужчина, ухаживающий за женщиной, женщина, кокетничающая с мужчиной порой не подозревают, что ведут сложную, психологически обусловленную игру.
Общение дает человеку новый импульс, радость, наслаждение, которые помогают человеку справиться со скукой, рутиной бытовой жизни, поднимает его на новые уровни в его профессиональной деятельности. Общение – это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком другого человека.
Во всем многообразии диалогов, их вариаций выделяют шесть уровней общения.
Собеседник настраивает контакт, не особо беспокоясь, насколько адекватно и правильно вы его воспримете. Пьяный без стеснения исповедуется незнакомому ему человеку в автобусе. Собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать, он не заботится о рождении нужных чувств у окружающих. Подобное также можно наблюдать, когда приходится иметь дело с бюрократической системой или с невежливым продавцом. Заметьте, что словарный запас у таких людей обычно довольно скуден; темп речи непомерно быстр, потому как единственная цель – подавить вас, сбить с толку; а отношение к общению с вами, как к разговору со стулом, на котором вы сейчас сидите, т.е. никакое. Ваше обращение к такому собеседнику должно быть направлено на то, чтобы умерить его пыл, при этом не повышайте тон, говорите размеренно. Если вы проявите учтивость, но при этом будете тверды и где-то даже жесткими в своем обращении, сложно будет ответить на это агрессией. МирСоветов хотел бы подчеркнуть, что юмор с вашей стороны будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хоть и какого-никакого, но вашего собеседника.
Обычно главная ошибка людей состоит в том, что они используют не тот уровень общения, который требуется в конкретной ситуации. Например, часто чересчур воспитанные люди пытаются говорить с хулиганами дружелюбно и доверительно, что конечно, делать нельзя. Будьте жестким и даже невежливым, когда это необходимо. Юмор будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хулиганов.
Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения – неотъемлемая часть многих профессий (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима для некоторых бытовых процессов (жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую шубу). Часто манипуляция характеризуется имитацией – заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются крайними формами манипулятивного уровня общения.
Манипулятивный уровень может надевать личину любого другого из уровней. Распознать манипуляцию можно по общей неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне.
Собеседник внимателен к вашим личным взглядам, вкусам, он обращает внимание на ваш характер, возраст. Объединяющая вас цель обуславливает ваши взаимоотношения – поэтому это не является манипуляцией (впрочем, грамотный игрок сможет легко совместить сразу несколько уровней общения, исходя из его задач). Деловой уровень общения в повседневной жизни применим к людям, с которыми необходимо соблюдать определенную дистанцию. МирСоветов обращает ваше внимание на то, что деловитость – это еще и сознательное, серьезное восприятие собеседника, поэтому этот уровень общения в какой-то мере применим не только в деловых предпринимательских отношениях.
В семейной жизни этот уровень позволит избежать примитивных контактов. Например, спор из-за мытья посуды в семье будет улажен быстрее, если решать эту проблему на деловом уровне общения.
— Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!
— А я разве не устаю, когда каждый день хожу на работу?
Это – неправильная формула поведения, проблема не решается, контакт происходит на примитивном уровне, уровне чисто личных эмоций. Правильной формулой будет следующее поведение.
— Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!
— Я тебя понимаю, но я еще и ежедневно хожу на работу. Давай договоримся так, я буду мыть посуду на выходных, когда я свободен. Или, если хочешь, мы можем распланировать график, и чередоваться по четным и нечетным числам.
Уровень общения, основывающийся на импровизационных формах, которые могут быть несерьезными, шутливыми, даже гротескными. Так, несколько приятелей, оживленно разговаривая и обмениваясь шутками, не замечают, как выстраивается достаточно длинная логическая цепочка. Кокетство женщин – также один из ярчайших примеров общения на уровне взаимной игры.
Этот уровень общения напрямую связан с чувством юмора, он очень важен для любых неформальных отношений. Например, семейные отношения вряд ли будут достаточно гармоничными и постоянно обновляющимися без взаимной игры и юмора.
Бывает, что люди с определенным типом характера и темперамента применяют игровой уровень в разговорах, требующих совсем другого уровня общения. Вовсе не значит, что эти люди не способны к серьезным действиям, просто это следствие определенного склада психики. Такие люди принадлежат к психотипу гипертимов (жизнерадостные, энергичные люди). К слову сказать, если нас чрезмерно раздражают подобные оптимисты, может это нам стоит задуматься, не слишком ли мы серьезно относимся к жизни?
Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения.
Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.
Ситуация: Она показывает Ему тетрадку своих школьных стихов, а Он, вместо того чтобы проявить заинтересованность, отпускает реплику: «Я-то думал, что ты о чем-то серьезном». Эта модель поведения в корне неверна. Она предлагает Ему общение на духовном уровне, Он же воспринимает это на уровне примитивно-деловом. «Хм, а у тебя получались неплохие сонеты» – должен сказать он, даже если это будет не совсем правдой.
Каждый может насчитать у себя много масок. Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьезности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние. Также следует учесть контакты не только вербальные – ничуть не реже мы сталкиваемся с кем-то просто взглядом, молча жмем кому-то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок (более подробно МирСоветов рассказывал об этом в материале «Невербальные средства общения»).
Заметьте, что когда вы говорите не совсем искренний комплимент, вы одеваете маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия «Формального уровня», «Уровня поддержания контакта», «Уровня стандартной беседы» (по Бюдженталю). Формальный уровень характеризуется поддержанием о себе определенного впечатления и сохранением определенной дистанции. Уровень поддержания контакта – общение людей в более непринужденной манере, общение на уровне фактов и мнений. Уровень стандартной беседы представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.
Если необходимо – пользуйтесь масками, иногда ваше истинное настроение не стоит показывать собеседникам, так как любое отступление от нормы может быть неправильно воспринято. Ваше дурное настроение при общении с клиентом, или ваше излишне приподнятое настроение на поминках будут не совсем уместны.
Стоит отметить, что постоянное общение в маске зачастую очень мешает проявлениям собственного «Я». Предположим, если уместно быть вежливым и сдержанным на улице, то в общении с любимой, друзьями это будет даже опасно.
В буддистской и даосской философиях хорошо разработаны техники «надевания масок», и таким образом маска является путем к самосовершенствованию – подавление недостатков своего «Я» с помощью маски. Например, если вы хотите избавиться от застенчивости, вы надеваете на себя маску смелого, решительного, даже несколько наглого человека.
Общение в критической ситуации
Существует также особый уровень – общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений.
Чем быстрее человек определяет, на каком уровне нужно общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт. Определить то, на каком уровне произойдет беседа подчас невозможно, однако одежда и манеры человека – первое, что следует учитывать. При знакомстве лучше всего начинать беседу в маске сдержанной вежливости, в меру открытым и доброжелательным, но не в коем случае ни с панибратства, ни с угрюмой замкнутости. Очень важен момент рукопожатия. Оно не должно быть ни вялым, ни таким, чтоб у собеседника трещали кости – не стоит ставить цель заранее подавить партнера по общению. Женщинам руку лучше не жать, хотя это делается довольно часто, лучше ограничиться легким поклоном головы.
Конечно, общение является чрезвычайно сложной исследовательской задачей. Однако не стоит смотреть на проблему общения со страниц научных публикаций о психологии, возможно, следует подумать о том, что общаться – это еще и просто приятно!
Общение является основным составляющим любых отношений начиная от первых ступеней развития человек до современности. Самые близкие, любовные и романтичные отношения зарождаются благодаря обычной беседе. Да, без спорно, что всем чувствам в начале отношений предшествует первый взгляд, оценка внешности и бессознательное навешивание «ярлыков», но это ничто по сравнению с общением. Некоторые начинающие психологи, придавая большое значение статистическим данным, дают не уместные советы по нормам общения, по времени, которое следует уделять беседе, но как можно рассуждать и давать советы касательно неконтролируемых процессов неразрывно связанных с эмоциями.
Каждому человеку присущ контраст получаемой информации от действительности. Без зла не оценить добра. Исходя из этого не следует давать волю своей внутренней оценке собеседника. Если человек не общителен с вами, это ни в коем роде не свидетельствует о его постоянной замкнутости. Мы равноценно любим одиночество и шумные компании, но всему свое время.
В современном мире (веке информации) общение доступно в любом месте и в любое время. Мобильный телефон есть практически у каждого человека, а современная мобильная связь не имеет пределов, разве что в зоне солнечной системы. Невероятное количество сотовых операторов и еще большее количество тарифных планов позволяют поддерживать связь с близкими людьми. Международная сотовая связь открывает горизонты общения с родными людьми на разных континентах, за тысячи и десятки тысяч километров. Каждое ваше слово бесценно для ваших родителей, бабушек, дедушек и всех остальных людей связанных с вами родственными узами, ведь любовь многогранна и не знает границ.
Список используемой литературы
Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363с.
Андриенко Е. В. Социальная психология: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: ACADEMIA, 2000. – 264 с.
Верба И. К. Психология эффективного общения. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.
Запорожец, А. В. Избранные психологические труды/ А. В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [текст] / Я. Л. Коломинский. – Минск: Изд-во БГУ, 2009. – 284 с.
Леонтьев, А. А. Психология общения/ А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь/ А. Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения/ М. И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 144 с.
Митрошенков О. А. Эффективные переговоры: Практическое руководство для деловых людей: 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2003. – 280 с.
Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик. – М.: РПО, 2001. – 320 с.
Нуркова, В. В. Психология/ В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений/ Н. Н. Обозов. – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.
Петровская, Л. А. Обратная связь в межличностном общении/ Л. А. Петровская, О. В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. – № 3. – С. 15-16.
Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Изд. 2-е. – М., 1976. – 416 с.
Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности/ Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
Источник