Особенность очистки балласта центробежным способом по сравнению с прогрохоткой состоит
7. МАШИНЫ ДЛЯ ОЧИСТКИ БАЛЛАСТА
В процессе эксплуатации железнодорожного пути происходит загрязнение балласта в результате истирания его частиц, наноса на путь загрязнителей, а также осыпания сыпучих грузов, перевозимых в подвижном составе. Вследствие этого балласт теряет свои дренирующие и упругие свойства. Несущую способность щебеночного и гравийного балласта периодически восстанавливают, для чего специальными щебнеочистительными машинами производят на ходу забор н очистку загрязненного балласта, лежащего в пути, удаление загрязнителей и укладку чистого балласта снова в путь. В отечественных машинах для очистки щебня применен центробежный способ, предложенный А. М. Драгав-цевым. Щебнеочистительиые машины по способу производства работ подразделяют на работающие с подъемом путевой решетки (ЩОМ-4, ЩОМ-Д, ЩОМ-Д0 без подъема путевой решетки (ЩОМ-Зу) и при снятой путевой решетке (БМС). Их применение позволяет высвободить до 200 рабочих на расчетный годовой объем работ.
7.1. ЩЕБНЕОЧИСТИТЕЛЬНАЯ МАШИНА ЩОМ-4 7.1.1. Назначение и общее устройство машины
Машина предназначена для очистки щебеночного и гравийного балласта на всю ширину балластной призмы одного пути и а глубину до 40 см. Она может быть использована для вырезки балласта, а также, как и электробалластер, для подъемки и сдвижкн пути, подъемки мостов малых пролетов весом до 200 кН. Базой машины (рис. 7.1) служит электробалластер ЭЛБ-3. Для размещения щебиеочистительного оборудования внесены необходимые изменения в конструкцию ферм / (ферма № 2) и 18 (ферма № 1). Электромеханический привод электромагнитного подъемника 4 заменен гидроприводом, упразднен дозатор, улучшена конструкция рельсовых 19, шпальных 16 и рельсо-шпальных 7 щеток. Щебнеочистительное устройство состоит из подъемной рамы 5 с приводом сетчатой ленты 12, несущей рамы 14, подгребающих крыльев 15, роторного устройства 21, устройств 9 для отбора части очищенного щебня и /7 для пробивки щебия в шпальных ящиках, планировщиков 10, подрезного ножа 13, бункера //. Управление машиной осуществляется из будки 6 и кабины выносного поста 8. Для погрузочных и выгрузочных работ предусмотрен кран 3 Электрооборудование переменного тока питается от электростанции У-36, установленной в машинном отделении 2. Электроснабжение постоянным током для привода щебнеочистительиой ленты и перемещение машины в рабочем и транспортном состояниях осуществляются специально переоборудованным двухсекционным тепловозом ТЭЗ. Гидрооборудование машины состоит из насосных станций 20, исполнительных гндроцилиндров, аппаратуры управления, регулирующих н предохранительных клапанов и измерительных приборов
Электромагнитный подъемник предназначен, как и на электробалластерах, для подъема и удержания в поднятом состоянии путевой решетки, а также
Источник
Щебнеочистительная машина
Изобретение относится к путевому хозяйству железных дорог, в частности к средствам для очистки балласта непосредственно в путь. Сущность изобретения: щебнеочистительная машина содержит сварную раму на двух самоходных тележках, выгребное устройство, конвейеры для удаления загрязнителей, бункер-воронку для высыпания очищенного балласта в путь и дозатор. Механизм очистки балласта выполнен в виде горизонтально расположенного скоростного конвейера с бесконечной сетчатой лентой, над которым дополнительно установлен ворошитель. Ворошитель состоит из приводного решетчатого вальца и вибратора, закрепленных на общей раме, верхний конец которой шарнирно сочленен с рамой машины. Над выдающим концом скоростного конвейера расположен механизм отбора ферромагнитных включений, состоящий из транспортера, на ленте которого закреплены постоянные магниты. Под выдающим концом транспортера установлен приводной барабан с гибкими лопатками для подачи ферромагнитных включений в бункер. Технической задачей данного изобретения является повышение качества очистки, эксплуатационной надежности и снижение энергозатрат без снижения производительности. 3 ил.
Изобретение относится к путевому хозяйству железных дорог, в частности к средствам механизации работ по очистке балласта от загрязнителей непосредственно в пути. Известны щебнеочистительные машины, где применен центробежный способ очистки балласта, предложенный А. И. Драгавцевым (С. А. Соломонов. Машины и механизмы для транспортного хозяйства. М. : Транспорт, 1984, с. 223). Такие машины очищают балласт с подъемом путевой решетки. Известные щебнеочистительные машины содержат сварную раму, установленную на две самоходные тележки, щебнеочистительное устройство, состоящее из сетчатой ленты, подрезного ножа, несущей и подъемной рамы, бункер для сбора очищенного балласта и планировщик. Подрезанный ножом балласт, поступая на сетчатую ленту под действием центробежной силы прижимается к ленте. Мелкие частицы, проходя через сетчатую ленту, отбрасываются на обочину, а крупные (очищенный щебень) — поступают в бункер, из которого ссыпаются на балластную призму и разравниваются планировщиком.
Применение таких машин позволяет высвободить до 200 рабочих на расчетный годовой объем. Однако они имеют ряд недостатков.
Первый недостаток — низкое качество очистки загрязнителей балласта, что объясняется высокими скоростями сетчатой ленты, порядка 12-14 м/с, благодаря чему достигается необходимая центробежная сила, которая выбрасывает загрязнения на коротком криволинейном участке пути сетчатой лентой и в то же время как бы «прессует» находящийся на ленте слой балласта, снижая интенсивность проникновения загрязнителей из толщи слоя к поверхности сетчатой ленты. Второй недостаток — выбрасываемые механизмом очистки за пределы балластной призмы загрязнители засоряют кюветы и такие искусственные сооружения как трубы. Третий недостаток — дорогостоящая сетчатая лента очень быстро выходит из строя из-за очень большой разницы в скоростях подачи загрязненного балласта на ленту и скорости движения самой сетчатой ленты. Когда в балласте попадаются металлические включения (болты, противоугоны, рельсовые подкладки и т. п. предметы), которые вместе с очищенным балластом снова попадают в балластную призму.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому техническому решению является щебнеочистительная машина, очищающая балласт без подъема путевой решетки ЩОМ-ЗУ (С. А. Соломонов. Машины и механизмы для путевого хозяйства. М. : Транспорт, 1984, с. 254), принятая в качестве прототипа, состоящая из сварной рамы, опирающейся на две самоходные тележки, выгребного устройства, механизма очистки загрязненного балласта с бесконечной сетчатой лентой, конвейер для удаления загрязнителей за пределы балластной призмы, бункера-распределителя и дозатора.
Недостаток прототипа, который проявляется во всех щебнеочистительных машинах, — низкое качество очистки балласта в результате высоких скоростей сетчатой ленты, очень малый срок ее службы по той же причине и отсутствие устройства для извлечения из балласта металлических включений.
Ставится задача — получить самоходную щебнеочистительную машину с механизмом очистки, в котором бесконечная сетчатая лента выполняла бы функции отделения загрязнителей при оптимальных скоростях движения, обеспечивая при этом высокое качество очистки и высокую производительность, сравнительно низкую энергоемкость и удаление из очищаемого балласта металлических включений.
Поставленная задача решается следующим образом. В щебнеочистительной машине, содержащей сварную раму на двух самоходных тележках, выгребное устройство, механизм очистки загрязнителей балласта с бесконечной сетчатой лентой, конвейеры для удаления загрязнителей, бункер-воронку и дозатор, механизм очистки выполнен в виде горизонтально расположенного конвейера с сетчатой лентой, над которой дополнительно установлены: ворошитель, состоящий из приводного решетчатого вальца и вибратора, закрепленных на общей раме, верхний конец которой шарнирно сочленен с рамой машины, механизм отбора ферромагнитных включений, состоящий из транспортера, на ленте которого закреплены в виде пластин постоянные магниты, расположенный над выдающим концом скоростного конвейера и приводной барабан с гибкими лопатками, расположенными под выдающим концом магнитного транспортера.
Отличительными признаками предлагаемой щебнеочистительной машины от указанной выше известной, наиболее близкой к ней, являются выполнение механизма очистки в виде горизонтально расположенного конвейера и наличие ворошителя, механизма отбора ферромагнитных включений и приводного барабана с гибкими лопатками. Благодаря выполнению механизма очистки в виде горизонтально расположенного конвейера достаточной длины, достигается возможность без ущерба для производительности машины получить высококачественную очистку балласта при относительной скорости движения сетчатой ленты, что в несколько раз увеличивает срок службы последней. Установкой ворошителя описанной конструкции достигается формирование на сетчатой ленте прямоугольного поперечного слоя балласта в виде прямоугольника, высота которого обеспечивается равной наибольшему размеру частицы щебня и дополнительное встряхивание слоя балласта на сетчатой ленте, что позволяет свести длину скоростного конвейера до минимума, снабжение машины механизмом отбора ферромагнитных включений с ленты скоростного транспортера исключает попадание этих включений в очищенный балласт. Снижение скорости движения сетчатой ленты, по сравнению с центробежным способом очистки балласта, позволяет значительно сократить энергозатраты.
На фиг. 1 схематично показана щебнеочистительная машина, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.
Машина содержит сварную раму 1, опирающуюся на две самоходные тележки 2, на которой установлены: выгребное устройство 3, передаточный ленточный конвейер 4, механизм очистки балласта, состоящий из скоростного конвейера 5 с сетчатой лентой 6 (фиг. 3), приемный конец которого заведен под выдающий конец передаточного конвейера 4, а задний конец выставлен над бункером-воронкой 7, ворошитель, включающий приводной решетчатый валец 8 и вибратор 9, которые установлены на общей раме 10, верхний конец которой шарнирно сочленен с рамой 1; магнитный отборник ферромагнитных включений, состоящий из транспортера 11, установленного над и в конце конвейера 5, на ленте которого закреплены постоянные магниты 12, и барабан 13 с гибкими лопатками 14, размещенный под выдающим концом транспортера 11 над бункером 15; дозатор 16 и конвейеры для удаления загрязнителей 17 и 18.
Щебнеочистительная машина работает следующим образом.
После установки выгребного устройства 3 в рабочее положение, включаются в работу конвейер 4, скоростной конвейер 5, ворошитель, транспортер 11, барабан 13, подборочный конвейер 17, поперечный транспортер 18 и, в последнюю очередь, выгребное устройство 3, после чего машина начинает движение.
Подрезанный слой балласта с помощью выгребного устройства 3 подается на конвейер 4, который выдает балласт на сетчатую ленту скоростного конвейера 5, на котором с помощью приводного решетчатого вальца 8 и вибратора 9 формируется прямоугольная призма балласта толщиной Hс (фиг. 3), которая должна быть равной наибольшему размеру частиц балласта, установленного для данного участка пути за счет оптимального соотношения скоростей лент передаточного 4 и скоростного 5 конвейеров, которое устанавливается по формуле где Vс — скорость движения ленты скоростного конвейера, Vп — скорость движения ленты передаточного конвейера, Bп — активная ширина ленты передаточного конвейера, Hп — высота поперечного (в виде треугольника) сечения слоя балласта на ленте передаточного конвейера, Bс — ширина ленты скоростного конвейера, Hс — заданная толщина слоя балласта на скоростном конвейере.
Возможность устанавливать (регулировать) скорость движения ленты скоростного конвейера Vс в зависимости от производительности передаточного конвейера 4 (Vп0,5
Bп
Hп), которая в свою очередь определяется скоростью движения ленты Vм и толщиной срезаемого слоя балласта, позволяет, при прочих равных условиях, снизить энергозатраты (кВт
ч) до минимума.
Просеянные частицы загрязненного балласта на скоростном конвейере 5 попадают, просыпаясь через сетчатую ленту 6, на ленту конвейера 17, с помощью которого отсев выдается на конвейер 18, а последний выносит загрязнители за пределы балластной призмы. Ферромагнитные включения (костыли, гайки, рельсовые подкладки и т. п. предметы) удаляются с ленты скоростного конвейера 5 постоянными магнитами 12 транспортера 11 и с помощью барабана 13, который своими гибкими лопатками 14 «сметает» ферромагнитные включения с ленты транспортера 11 в бункер 15. Очищенный балласт с конвейера 5 через бункер-воронку 7 ссыпается на путь, где им занимается дозатор 16.
Щебнеочистительная машина, содержащая сварную раму на двух самоходных тележках, выгребное устройство, механизм очистки загрязненного балласта с бесконечной сетчатой лентой, конвейеры для удаления загрязнителей, бункер-воронку для высыпания очищенного балласта в путь и дозатор, отличающаяся тем, что механизм очистки балласта выполнен в виде горизонтально расположенного скоростного конвейера с бесконечной сетчатой лентой, над которым дополнительно установлен ворошитель, состоящий из приводного решетчатого вальца и вибратора, закрепленных на общей раме, верхний конец которой шарнирно сочленен с рамой машины, над выдающим концом скоростного конвейера расположен механизм отбора ферромагнитных включений, состоящий из транспортера, на ленте которого закреплены постоянные магниты, под выдающим концом транспортера установлен приводной барабан с гибкими лопатками для подачи ферромагнитных включений в бункер.
Источник
Очистка балласта
При большой загрязненности балласта путь обычно называют «мертвым путем». Загрязненный балласт имеет незначительную упругость и теряет дренирующие свойства. При загрязненном балласте вокруг шпал и особенно у их концов образуются выплески и создаются благоприятные условия для произрастания растительности.
При таком состоянии балластной призмы поезда не имеют плавного хода, особенно в дождливую погоду; путь, правильно установленный в плане и профиле, быстро расстраивается. Когда балласт приходит в такое состояние, имеется только два способа оздоровления пути — или очистка балластного слоя или его замена.
Балласт, лежащий в пути, имеет большую стоимость, поэтому дороги считают более экономичным очищать балласт, чем производить его замену. Однако не все балласты могут быть практически очищены. При очистке гравийного балласта путем пропускания его через грохот весь мелкий гравийный материал отсеивается вместе с загрязнителем. Наиболее целесообразно очищать только щебеночные балласты. Щебень твердых пород (граниты, доменные шлаки и пр.) хорошо поддается очистке. Однако неясно, можно ли очистить сильно загрязненный щебень из мягких известняков в связи с тем, что продукты их выветривания обволакивают щебенку плотной коркой, которую практически нельзя удалить. В настоящее время проводятся экспериментальные работы по очистке промытого гравийного балласта.
Экономика очистки щебня.
Экономика очистки щебня из доменных шлаков и камня изучалась Комитетом по экономике железнодорожной рабочей силы AREA. В отчете Комитета указывается, что в результате очистки щебня улучшаются экономические показатели по следующим позициям; 1) уменьшается количество рабочей силы, занятой на подбивке просевших стыков; 2) уменьшается количество работ по выправке пути в плане и профиле; 3) увеличиваются сроки службы рельсов, шпал, рельсовых скреплений и деталей стрелочных переводов и, как следствие, уменьшается количество потребной рабочей силы, занятой на замене дефектных рельсов и скреплений, изношенных деталей стрелочных переводов и негодных шпал; 4) уменьшается количество несчастных случаев во время разрыхления загрязненного балласта вилами при подбивках и подъемках пути; 5) уменьшается количество рабочей силы, требующейся для выправки пути на пучинные подкладки на пучинистых участках пути; 6) уменьшаются или совершенно исключаются затраты рабочей силы на разгрузку и распределение нового балласта, а также на обслуживание рабочих поездов; 7) уменьшаются или совершенно исключаются затраты на борьбу с растительностью на балласте.
Комитет также указывает, что балласт можно поддерживать в хорошем состоянии, периодически очищая его. Это дает большую экономию на рабочей силе, однако размеры экономии в человеко-часах или в денежном выражении определить очень трудно. Они зависят от следующих факторов: 1) способа производства работ по ремонту и текущему содержанию пути; 2) величины расхода рабочей силы на очистку щебня, которая зависит от способа очистки (производится очистка вручную вилами или современными высокопроизводительными щебнеочистительными машинами); 3) от периода времени между очистками балласта, который зависит от количества загрязнителя, попадающего в балласт, что в свою очередь зависит от местных условий и, в частности, от характера грунтов основной площади земляного полотна; 4) уменьшения сроков службы рельсов, шпал, рельсовых скреплений и других материалов верхнего строения пути вследствие загрязненности балласта.
При очистке щебня на междупутье и на откосах балластной призмы желательно, но не обязательно очищать щебень и в шпальных ящиках, потому что обычно пустоты в очищенном щебне достаточно большие и поэтому через них свободно проходят загрязнители, вымываемые дождями из балласта в шпальных ящиках. Комитет отмечает, что в тех случаях, когда балласт в шпальных ящиках не подвергается очистке, достигается большая экономия в рабочей силе, однако периоды времени между очистками щебня сокращаются.
Ниже приводятся данные о стоимости очистки щебня, по данным исследований Комитета. Стоимость ручной очистки щебня в шпальных ящиках колеблется в пределах от 1 339 до 1 875 долларов за километр. Стоимость выполнения этих же работ тремя разными щебнеочистительными машинами на рельсовом ходу колеблется в пределах от 210 до 1 371 доллара за километр при очистке щебня на глубину в среднем до 8 см ниже подошвы шпалы. Стоимость очистки щебня на откосах балластной призмы с помощью семи различных щебнеочистительных машин на рельсовом ходу — в пределах от 67 до 527 долларов за километр. Стоимость такой же очистки двумя различными машинами, не занимающими пути, колеблется в пределах от 155 до 468 долларов за километр при глубине очистки от 20 до 25 см ниже подошвы шпал. Стоимость очистки щебня на междупутье этими же машинами на рельсовом ходу была в пределах от 67 до 527 долларов за километр, а машинами, не занимающими перегона, — в пределах от 318 до 608 долларов за километр. Стоимость работ по очистке щебня другими машинами в шпальных ящиках, на половине междупутья и на откосах балластной призмы в среднем была равна 1860 долларов за километр.
По мнению Комитета, стоимость очистки щебня можно будет значительно снизить; тогда будет более ясно, что расходы по очистке щебня вполне оправдываются и что поэтому следует производить очистку щебня вместо его замены.
Некоторые дороги считают, что очистка щебня настолько целесообразна экономически, что ее выгодно делать даже вручную; другие дороги, наоборот, придерживаются того мнения, что затраты на очистку щебня оправдываются только при применении щебнеочистительных машин.
Ряд дорог применяют щебнеочистительные машины только для очистки сухого балласта. Если балласт имеет большой процент влаги, то его выбрасывают или уширяют им обочины земляного полотна.
Причины загрязнения балласта. Загрязнение балласта в основном происходит от проникания в него следующих загрязнителей: а) пыли, переносимой ветром; б) изгари, шлака и мусора от проходящих поездов; в) глинистых и пылеватых грунтов земляного полотна, проникающих в балласт снизу, а возможно, и сбоку; г) продуктов выветривания самого балласта. По данным анализов нескольких образцов загрязненного балласта, состав загрязнителя известнякового щебеночного балласта на одной из среднезападных дорог был следующий; 41% — известняковая пыль, 45% — частицы грунтов, 11% — угольная пыль и остальные 3% — влага. Приведенные данные отражают частный случай, потому что состав загрязнителя зависит от местных условий.
Для исследования состояния балласта, защищенного асфальтовыми покрытиями, было организовано несколько опытных участков. Применялись покрытия толщиной 5 и 8 см, которые имели назначение не допустить проникания загрязнителей в балласт и обеспечить хороший поверхностный отвод воды. В результате пятилетних наблюдений на опытном участке длиной 0,8 км на одной из западных дорог было установлено следующее. Балласт с асфальтовыми покрытиями хорошо поддается текущему содержанию. Покрытия предотвращают проникание загрязнителей в балласт. Поверхностная вода быстро стекает с покрытий в стороны, вследствие чего основная площадка земляного полотна находится в сухом и прочном состоянии. Балласт находится в стабильном состоянии и прочно удерживает шпалы при проходе поездов. Асфальтовые покрытия в значительной степени предохраняют шпалы от влияния неблагоприятных климатических условий. Затраты рабочей силы при текущем содержании и ремонте пути с покрытиями были почти в 2 раза меньше, чем при содержании пути без покрытий.
Выплески на стыках.
Попадающие в загрязненный балласт атмосферные воды не могут из него выходить вследствие его низких дренирующих свойств. В таком балласте под влиянием насосного воздействия шпал при проходе поездов образуются выплески. Такие выплески появляются независимо от того, загрязнялся ли балласт снизу подстилающими грунтами земляного полотна или загрязнение происходило иным образом. Поэтому выплески на стыках не следует ставить в полную зависимость от просадок основной площадки земляного полотна с образованием балластных корыт и лож. При вскрытии балластных лож в них можно наблюдать присутствие воды даже при сухой погоде, а лежащий в них балласт находится в неуплотненном состоянии. Наоборот, балласт в местах выплесков под стыками очень плотен.
Как правило, выплески пути происходят в результате загрязнения балласта в откосах балластной призмы, где такой загрязненный балласт препятствует выходу воды из балластного слоя. Загрязнители из балласта в шпальных ящиках переносятся водой к концам шпал и образуют здесь плотные перемычки препятствующие выходу воды из шпальных ящиков. При таких условиях процесс загрязнения балласта в шпальных ящиках ускоряется, усиливается насосное действие шпал с образованием выплесков, создаются неблагоприятные условия не только для общего состояния пути, но и для работы рельсов, шпал и скреплений.
Опыт очистки щебня.
В настоящее время на дорогах применяют самые разнообразные методы содержания балласта. Некоторые дороги предпочитают заменять старый балласт новым вместо его очистки. Другие дороги производят очистку щебеночных балластов из доменных шлаков и камня. Периодичность такой очистки щебня зависит от местных условий. В одних случаях очистка щебня производится ежегодно, а в других случаях — лишь один раз за 12 лет.
Некоторые дороги периодически очищают балласт только на откосах балластной призмы и на междупутье, но не очищают его в шпальных ящиках. Такая практика основана на предположении, что загрязнитель балласта в шпальных ящиках будет вымываться атмосферной водой через очищенный балласт на откосах балластной призмы и в междупутье. Если балласт на откосах балластной призмы и в междупутье загрязнен, то с течением времени становится загрязненным и балласт в шпальных ящиках. Некоторые дороги очищают балласт с обеих сторон шпал и в ящиках, иногда до 8 см ниже подошвы шпал.
Очистка балласта на откосах призмы обычно производится ниже подошвы шпал на 20—30 см, а при очистке балласта на междупутье — на 15—20 см. Очистка балласта в шпальных ящиках обычно производится на глубину несколько ниже подошвы шпал у оси пути и примерно на 7,6 см ниже подошвы шпал у их концов. При таких условиях загрязнитель в балласте под шпалами вымывается атмосферными водами к концам шпал. Для отвода воды из балласта на междупутье применяются поперечные дренажные прорези с соответствующим уклоном их к откосу призмы. Расстояния между прорезями, которые не должны проходить под рельсовыми стыками, обычно равны длине рельса.
На дорогах применяются самые разнообразные способы очистки загрязненного балласта. На некоторых дорогах применяется только ручная очистка балласта; на других дорогах — только щебнеочистительные машины на рельсовом ходу и машины, не занимающие перегона. Этими машинами очищают балласт на откосах балластной призмы и на междупутье. На ряде дорог балласт из шпальных ящиков сначала вырезают вручную или с помощью специальных машин и складывают на откосы балластной призмы и затем здесь его очищают механизированным способом. Очистка балласта производится дорогами или своими силами или по договорам с соответствующими фирмами.
Уборка загрязнителей.
Выброшенный при очистке балласта загрязнитель быстро высыхает и обычно превращается в материал, легко выдуваемый ветром. Если загрязнитель выброшен на обочину земляного полотна, он может быть захвачен вихревыми потоками воздуха, возникающими при проходе поездов, и, падая на балласт, снова засорять его в первую очередь на откосах балластной призмы, препятствуя дренированию из нее воды. В связи с этим загрязнитель должен быть отброшен далеко под откос насыпей. При очистке балласта в выемках загрязнитель надо вывозить за их пределы. Загрязнитель можно оставлять на обочинах выемок только временно, в течение 1—2 дней.
Очистка балласта в тоннелях.
Очистка балласта в тоннелях имеет особенности. Подъемка пути в тоннелях на чистый балласт ограничена по условиям габарита тоннеля поверху. В длинных тоннелях балласт обычно бывает не только грязным, но и мокрым; поэтому многие дороги не пытаются его очищать, так как трудно отделить липкий загрязнитель от щебеночной массы. В таких случаях балласт полностью убирают и заменяют новым.
В коротких тоннелях балласт часто бывает сухим и поэтому хорошо подвергается очистке. На некоторых дорогах очистку балласта производят вручную. В тоннелях с хорошей вентиляцией применяют специальные машины для вырезки балласта из шпальных ящиков и выбрасывания его в стороны на откосы балластной призмы, где производится его очистка щебнеочистительными машинами типа «Крот» или же его грузят грейферными кранами на рельсовом ходу в вагоны и вывозят из тоннеля. На одной дороге для очистки балласта в тоннелях успешно применяют щебнеочистительную машину на рельсовом ходу, которая вырезает щебень из-под шпал и из откосов балластной призмы, очищает его и укладывает обратно в путь, а загрязнитель с помощью транспортеров грузит в прицепленные к щебнеочистительной машине полувагоны. При такой очистке щебня путь понижается на 1 см, что позволяет в дальнейшем делать три подъемки пути на новый балласт.
Ручная очистка щебня.
В местах, где намечена ручная очистка щебня, должны быть тщательно изучены местные условия, потому что при существующей высокой стоимости рабочей силы иногда бывает выгоднее вместо очистки загрязненного балласта вручную произвести его замену новым.
Ручная очистка щебня производится по следующей технологии. Сначала щебень рыхлят с помощью кирок у концов шпал на глубину около 15 см ниже подошвы шпал. Затем балласт берут на вилы и, встряхивая, отделяют от него загрязнитель. Очищенный щебень укладывают на середину пути, где он используется при подъемке пути. Привезенный чистый щебень разгружают на откосы балластной призмы. В тех случаях, когда щебень в шпальных ящиках очень сильно загрязнен, его вырезают с помощью кирок и лопат несколько ниже подошвы шпал. Работы по очистке щебня вручную малопроизводительны, очень дорого стоят и утомительны для рабочих. Кроме того, как бы тщательно щебень ни очищался на вилах, некоторое количество загрязнителя в нем остается или в процессе очистки попадает обратно в путь. Средняя норма выработки одного рабочего на очистке щебня вручную около 4,9 м пути за восьмичасовой рабочий день.
Одно время ручную очистку щебня применяли на многих дорогах по следующей технологии. Грязный щебень рыхлили кирками и забрасывали лопатами на наклонно установленные на обочине грохоты. Загрязнитель падал на обочину и затем его сбрасывали на откосы насыпи, а чистый щебень скатывался по наклонной поверхности грохотов к основанию балластной призмы и затем его укладывали в путь. Работы по такой технологии имели высокую стоимость и малую производительность. Поэтому для уменьшения стоимости работ и повышения производительности грохоты начали устанавливать на железнодорожных платформах. Загрязненный щебень на эти грохоты забрасывали с помощью грейферных кранов на рельсовом ходу. Чистый щебень по наклонным грохотам скатывался обратно в путь, а загрязнитель, прошедший через грохоты, оставался на платформах. Такой метод очистки щебня был заложен в основу современных щебнеочистительных машин.
Источник