Особенно этот вид деятельности важен для детей как способ познания мира это

Экспериментирование в различных видах детской деятельности: особенности и достоинства метода

Шалашова Ангелина Александровна
Экспериментирование в различных видах детской деятельности: особенности и достоинства метода

Экспериментирование в различных видах детской деятельности.

Детское экспериментирование в различных видах деятельности

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно — научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучения объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных примеров и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния эксперимента на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте метод экспериментирования является ведущим, а в первые три года –практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения метода и хода опыта, при подведении итога и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже исполнитель изучает объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Читайте также:  Как солить подгруздок горячим способом

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Использование фланелеграфа в различных видах игровой деятельности дошкольников «Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе и раннего.

Занятие с использованием шумовых инструментов в различных видах музыкально-игровой деятельности Цель: Приобщение детей к навыкам элементарного музицирования по средствам игры на детских шумовых инструментах. Задачи: — Развитие эмоциональной.

Консультация для воспитателей «Экспериментирование в различных видах детской деятельности» Консультации для воспитателей Экспериментирование в различных видах детской деятельности. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Использование технологий развивающего обучения в различных видах детской деятельности» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают,.

Математические игры в различных видах деятельности дошкольников Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Мы играли, мы считали. Математические игры в различных видах деятельности дошкольников 17 ноября ребята нашей старшей группы проверяли и закрепляли свои знания по математике в занимательных играх. Они считали в пределах 10,.

Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» В настоящее время проблемы, связанные.

Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников с ТНР в различных видах деятельности «Совершенствование мелкой моторики у старших дошкольников с ТНР в различных видах деятельности»Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему.

Воспитание бережного отношения у дошкольников с ОНР к природе в различных видах деятельности Воспитание бережного отношения у дошкольников с ОНР к природе в различных видах деятельности. Актуальность опыта работы В дошкольном возрасте.

Экспериментирование в различных видах детской деятельности Экспериментирование на специально организуемых занятиях. Первые позволяют развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать.

Источник

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Марина Лепесткова
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,

чем большим количеством элементов

действительности он располагает в своем опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях

будет его творческая деятельность.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потребность выявлена и изучена в целом ряде исследований. Л. И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях преобразуется в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Читайте также:  Салициловая кислота для лица способ применения

Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это позволяет ребенку эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому экспериментирование можно применять как эффективный способ обучения детей.

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия — происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, малыш познает окружающий мир, развивает интеллект.

С самого рождения детей окружаютразличные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, то есть происходит внутреннее действие в эксперименте — мысленное. Детское мышление переходит от наглядно – действенного к наглядно — образному и логическому. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача родителей и воспитателей — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Ребята сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт — постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т. п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Читайте также:  Как снижать давление простым способом

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом важного условия — стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев — насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента — решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия — таковы три составляющие личностно развивающего обучения. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, созидательного отношения к нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами — позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, следовательно, и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста 6–7 лет как способ познания окружающего мира Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица). Современные дети живут в эпоху информатизации.

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Явления и объекты природы привлекают детей красотой,.

Интегрированное занятие по познанию окружающего мира для старших дошкольников «Спасение сказочной планеты» Интегрированное занятие по познанию окружающего мира для старших дошкольников «Спасение сказочной планеты» Программное содержание: расширять.

Изобразительная деятельность в системе познания окружающего мира детьми дошкольного возраста Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Это, прежде всего, познавательная.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей» Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Проект «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» Методологическая основа проекта: программа И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование» (рекомендовано Министерством образования.

Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира История – есть область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом. История выступает в роли источника.

Развитие воображения дошкольников как возможность познания окружающего мира и развитие личности Семинар-практикум «Развитие воображения дошкольников как возможность познания окружающего мира и развитие личности» Все участники семинара.

Программа по экспериментированию в области географии «География — путь познания окружающего мира» с детьми 3–5 лет Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Введение В настоящее время в нашей стране активно.

Источник

Оцените статью
Разные способы