Основы техники плавания всеми способами

Классификация и особенности стилей плавания

Автор статьи: Антон Королёв. Должность: инструктор по плаванию.

Существует множество плавательных техник. Спортивных стилей всего четыре. Они отличаются техникой и скоростью. Спортсмены должны уметь плавать каждым из них. Помимо основных способов плавания, существуют другие, которые называются бытовыми. Так плавают обычные люди во время купания.

Спортивные (олимпийские) стили

Именно эти виды спорта можно увидеть на чемпионатах и Олимпийских играх.

Кроль на груди

Это самый быстрый стиль плавания. Главное в этом виде – равномерное дыхание и отличное владение своим телом. Техника выглядит так:

  1. Руки поочередно делают гребки – одна заносится через верх, цепляет воду, доходит до бедра и повторяет движение.
  2. Ноги поочередно совершают махи.
  3. Голова во время заплыва опущена в воду. Чтобы сделать вдох, пловец поворачивается всем телом на бок, вдыхает воздух носом и вновь опускает голову в воду.

Кроль на груди – самый распространённый стиль. Во время соревнований по вольному плаванию большинство спортсменов выбирают именно его.

Само название в переводе с английского означает «ползать». Движения пловца действительно напоминают ползущего человека – тело вытягивается на поверхности воды, а конечности двигаются попеременно.

Кроль на спине

Во время плавания таким способом спортсмен ложится на воду лицом вверх. Алгоритм движений при этом такой же, как при классическом кроле. Данный способ плавания имеет преимущество – пловец свободно дышит.

Брасс

В переводе с французского название означает «руки». Историки говорят, что это самый древний стиль плавания. Данный способ считается наиболее энергоэффективным, т. е. пловец устаёт меньше и способен проплыть более длинную дистанцию.

  1. Руки закидываются в воду через верх одновременно.
  2. Пловец делает гребок обеими руками.
  3. В момент гребка голова и тело приподнимаются над водой, позволяя спортсмену сделать вдох.
  4. Ноги во время гребка подтягиваются к груди.
  5. Когда руки находятся над водой, ноги как бы отталкиваются от воды. Ступни и голени разводятся в разные стороны, а затем сводятся в конечной точке.

Важным моментом является умение синхронизировать работу всего тела. Особенно сложной для освоения является техника правильного движения ног. Большое значение имеет умение правильно выбрасывать руки вперёд и делать гребки.

Баттерфляй (дельфин)

Этот вид плавания считается самым зрелищным. Особого внимания заслуживают волнообразные движения, совершаемые телом. Техника баттерфляя:

  1. Руки одновременно закидываются в воду через верх и идут под водой до бёдер, совершая волнообразные движения.
  2. Ноги работают в паре, как хвост русалки.
  3. Во время погружения рук в воду и совершения гребка голова и плечи приподнимаются над водой, позволяя спортсмену сделать вдох. Затем лицо вновь погружается в воду.

Данный вид плавания считается самым энергозатратным. Во время заплыва спортсмен работает всем телом. Чтобы так плыть, пловцу требуются хорошо развитые мышцы пресса, спины, конечностей.

Чтобы научиться плавать стилем баттерфляй, необходимо идеально владеть своим телом. Его освоение профессиональные спортсмены начинают после того, как осваивают кроль и брасс.

Комплексное плавание

Данный вид подразумевает использование всех четырёх вышеописанных видов плавания. В программу Олимпийских игр комплексное плавание включили в 1968 году. Потом на долгие годы его забыли.

Вновь оно вошло в программу соревнований лишь в 1984 году. Это произошло потому, что не все пловцы в совершенстве владеют всеми техниками плавания. Особенно сложно даже профессиональным спортсменам освоить баттерфляй.

Бытовые (прикладные) виды плавания

В бассейне, на море, в озере люди плавают так, как им удобно. Поэтому появились так называемые прикладные или бытовые виды. Прикладным плаванием считается способность человека держаться на воде и передвигаться в ней. Оно включает в себя:

  • передвижения в воде самобытными, спортивными или комбинированными способами;
  • подводное плавание и ныряние;
  • прикладные прыжки в воду;
  • спасение утопающих или помощь уставшим пловцам;
  • передвижение в воде и под водой в экстремальных условиях;
  • преодоление водных преград.

Для решения большинства задач бытового плавания используются спортивные техники, в основном кроль и брасс. Также применяются комбинированные способы, например, движения рук – брасс, а ног – кроль.

По-собачьи

Именно этот стиль лежит в основе всех умений юных пловцов. Не слишком удобный вариант, но его используют в качестве вспомогательного упражнения.

Ноги во время заплыва по-собачьи совершают движение «ножницы», а руки делают маленькие гребки «под себя». Стиль требует достаточно много энергии, скорость такого плавания низкая.

Лягушка

Название полностью отражает технику данного стиля. Руки совершают горизонтальные движения под поверхностью воды, голова располагается над гладью, а движения ног такие же, как при плавании брассом.

Пловец развивает большую скорость, чем при заплыве по-собачьи, а энергии тратит намного меньше. При этом доступ воздуха свободный.

Забытые стили плавания

В древности тоже плавали, но тогда были свои, сейчас позабытые техники.

Овер-арм (плавание на боку)

Основное применение данного вида прикладного плавания – буксировка вещей или уставшего человека в воде. Спортивного назначения способ не имеет. В зависимости от индивидуальных особенностей люди плавают на левом или правом боку:

  • нижняя рука совершает гребки «под себя»;
  • верхняя в зависимости от обстоятельств свободна или загребает воду сверху;
  • ноги двигаются, как во время плавания брассом.

Треджен (траджен)

Данный вид плавания привез из Южной Америки Джон Треджен и назвал его в честь себя. Стиль совмещает:

  • размашистые движения рук от кроля;
  • «лягушачьи» махи ногами от брасса.

Стиль требует меньше энергии, чем кроль, но при этом скорость остаётся внушительной.

Колхидо-иберийский стиль (грузинский)

Данный вид плавания мало известен в Европе. Есть несколько его разновидностей:

Главной особенностью стиля является то, что конечности во время заплыва не используются – пловец отталкивается другими частями тела. Руки плотно прижаты к туловищу, а ноги сомкнуты. Сам человек совершает волнообразные движения всем телом.

Этот стиль был основным в подготовке молодых воинов в Грузии в средние века. Он был бы забыт и вытеснен более современными способами плавания, если бы однажды президент национальной ассоциации плавания Грузии не проплыл со связанными руками и ногами 12 км.

С тех пор желающим доступно обучение данному стилю, который воспитывает волю, храбрость и характер.

Суэй-дзюцу

Это древний японский вид плавания. Данному стилю юные самураи обучались в обязательном порядке. Технику этого вида плавания определили задачи, которые стояли перед японскими воинами:

  • плавать в полной амуниции, вес которой достигал нескольких десятков килограммов;
  • во время заплыва стрелять из лука;
  • нести знамя, не замочив его;
  • умение плавать со связанными конечностями.

Стиль состоит из трех базовых техник:

  1. Аси-гарами – борьба в воде.
  2. Фуми-аси – хождение в воде.
  3. Инатоби – прыжки из воды.

Интересным был экзамен на освоение данной техники. Пловец должен был плыть и одновременно писать на дощечке тушью. Если в конце заплыва письменные принадлежности оставались сухими, экзамен считался пройденным.

Данный стиль практически забыт во всем мире, в том числе и в самой Японии.

Стиль саженки

Саженки – древний русский стиль плавания. Название пришло из техники:

  • пловец раскидывает руки по диагонали, как бы меряя сажень;
  • руки совершают, как при кроле, поочередные движения;
  • ноги делают махи в воде.
Читайте также:  Способ приготовления слоеного пресного теста

Но кроль стал известен только в 19 веке, а на Руси плавали с древних времен. Техника отличается тем, что голова пловца в основном остаётся над водой.

5 забытых техник (видеоматериал)

Подробнее о забытых стилях плавания рассказано в следующем видео:

Синхронное плавание

Данный вид плавания нельзя назвать единым стилем. Это олимпийский вид женского водного спорта, который заключается в выполнении различных фигур под музыку в воде.

От спортсменок требуется не только идеально владеть собственным телом, совершать различные горизонтальные и вертикальные движения в воде, но и делать это синхронно с другими членами команды. Это красивый и зрелищный вид спорта, который включили в программу Олимпийских игр в 1964 году.

Пример выступления гимнасток вы найдёте в данном видео:

Плавание под водой

Плавание под водой различается в зависимости от целей. Это либо кратковременные заныривания с целью отыскать что-то на дне бассейна, либо длительные погружения на большую глубину в специальном снаряжении.

Подводное плавание не считается видом спорта. На глубине плавают различными стилями. Особенно популярны:

Движения под водой рекомендуется делать плавные, скользящие. Благодаря этому организм тратит меньше энергии и кислорода. Так на одном вдохе человек находится под водой значительное время.

Какой стиль плавания выбрать?

Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Зависит это в первую очередь от целей пловца. Если вы собираетесь заниматься плаванием профессионально, надеетесь покорить Олимпийскую вершину, отдайте предпочтение именно первым четырем видам.

Если вы просто желаете научиться держаться на воде, используйте любой из прикладных стилей. Освоить японский или грузинский стиль с ходу не получится, но остальные прикладные способы отлично подходят.

Как плавать – дело каждого человека. Главное – удобство, небольшие энергозатраты и удовольствие, получаемое от занятий. Если вы спортсмен, осваивайте основные 4 стиля. Остальные могут выбирать тот, который для них является оптимальным.

Источник

Текст книги «Основы техники спортивных способов плавания»

Автор книги: Ольга Галеева

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 3 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

1.5. Структура спортивных способов плавания

Техника плавания развивается в соответствии с общими закономерностями теории спорта, биомеханики, гидродинамики. В связи с этим существуют общие требования к рациональным вариантам техники. Они обусловливают положение звеньев тела пловца в потоке воды, их траектории, основные моменты согласований и т. д. Допускаются, но в определенных границах, отклонения отдельных характеристик движений от общих требований, связанные с индивидуальными особенностями пловцов [16].

Законченная система движений, повторяемая многократно, называется циклом. В едином потоке движений один цикл сменяется другим. Условно выделяют начало и конец цикла, а также его фазы. За начало цикла движений пловца принято считать: начало фазы захвата воды руками при плавании кролем на груди, на спине и дельфином; начало фазы отталкивания ногами при плавании брассом.

Фазы – это части движений, отличающиеся конкретными особенностями и объединенные выполнением определенной двигательной задачи.

Мгновенные положения звеньев тела в момент смены фаз называются граничными позами пловца. Они являются хорошими ориентирами для педагогического контроля за техникой плавания.

Фазы объединяются в периоды:

1) период основных рабочих движений;

2) период завершающих и подготовительных движений.

Фазы цикла движений рук в спортивных способах плавания приведены в табл. 2 [16].

В фазе захвата рабочая плоскость руки движется вперед – вниз – в сторону, активно взаимодействуя с потоком воды. В начале фазы в векторе скорости движения кисти наиболее выраженной является составляющая, направленная вперед. В это время необходимо:

• за счет существующего количества движения и тяговых сил от гребка ногами, а при плавании кролем на груди и на спине и от гребка другой рукой поддержать внутрицикловую скорость на высоком уровне;

• удержать тело в наиболее обтекаемом положении;

• вывести рабочие плоскости руки в положение, оптимальное для выполнения основной части гребка по наиболее эффективной траектории с оптимальным углом атаки кисти и с высоким положением локтя.

Захват выполняется энергично, но с оптимальными усилиями. В современных вариантах техники плавания способами кроль на груди и на спине фаза захвата воды одной рукой совпадает с окончанием гребка другой, а в большинстве вариантов плавания брассом и дельфином – с завершением рабочего движения ногами.

Фазы цикла движений руками

Началом фазы подтягивания является момент, когда в векторе скорости кисти относительно неподвижной воды появляется составляющая, направленная назад. В этой фазе рука сгибается в локтевом суставе, и плечевой пояс начинает приближаться к рабочим плоскостям рук. К концу фазы плечевой пояс оказывается над ними во всех способах плавания, кроме брасса. Начало фазы подтягивания совпадает с наиболее выраженным приростом внутрицикловой скорости. Это позволяет выполнить последующую фазу цикла более эффективно.

На фазу подтягивания приходится и начало выведения плечевого пояса на самый высокий участок его траектории над поверхностью воды. Оптимальное соотношение поддерживающих и тяговых сил достигается в результате сохранения небольшого наклона рабочей плоскости рук к фронтальной плоскости.

Отталкивание – наиболее энергичная фаза гребка. Во время этой фазы продолжается разгибание и приведение плеча. Во всех способах плавания, кроме брасса, руки разгибаются в локтевых суставах. Плечевой пояс начинает отдаляться от рабочих плоскостей рук. В этой фазе цикла отмечается наиболее высокая скорость продвижения пловца вперед. К концу фазы рука выводится в положение, удобное для выполнения последующего периода движений.

Выход руки из воды, движение над водой и вход в воду – фазы, составляющие при плавании кролем, дельфином и на спине период завершающих и подготовительных движений. В способе брасс такой фазой является выведение рук вперед. При этом необходимо в едином ритме с другими движениями пловца и по возможности меньше нарушая уравновешенное и обтекаемое положение тела вывести руки в исходное рабочее положение.

При хорошо поставленной технике некоторые подготовительные движения руками (например, маховое движение рукой над водой с высоким положением локтя при плавании кролем) повышают эффективность рабочих движений, выполняемым в это же время. Такие движения называются вспомогательными.

Выведение рук вперед в брассе или вход их в воду в других способах плавания непосредственно предшествует новому периоду рабочих движений. Плечевой пояс посылается вперед вслед за руками, что позволяет растянуть мышцы спины и груди, сохранить скорость и оптимальное направление движения тела вперед.

Фазы цикла движений ног [16] приведены в табл. 3.

Фазы цикла движений ногами

При анализе движений пловца целесообразно выделить обобщенные фазы цикла. Они включают движения всех звеньев тела пловца за определенный отрезок времени. Пока еще не накоплено достаточных экспериментальных данных для обоснования фазового состава полного цикла движений во всех спортивных способах плавания. Однако имеющиеся материалы позволяют выделить главную обобщенную фазу цикла, включающую ведущее звено техники плавания тем или иным способом.

Задача этой фазы – достижение наиболее высокой внутрицикловой скорости продвижения тела вперед за счет наиболее мощных рабочих движений, согласованного использования всех сил, способствующих продвижению. За начало фазы можно принять момент существенного ускорения основного рабочего движения руками – приведения и разгибания плеча (определяется по изменению угловой скорости вращения плеча); за окончание – момент существенного снижения скорости разгибания и приведения плеча в конце гребка. Образно говоря, спортсмен в это время выполняет энергичный шаг плечом (шаг плечами), стремясь продвинуть себя вперед как можно дальше. В главной фазе цикла все вспомогательные движения туловищем и головой (а при плавании кролем на груди и на спине – движение другой руки по воздуху), рабочие или подготовительные движения ногами строго подчинены ритму рабочих движений рук и выполнению основной задачи этой фазы цикла. Рабочие движения руками являются основой общей координации движений. Главная фаза движений выполняется на задержке дыхания или на выдохе.

Читайте также:  Способ исчисления земельного налога
Вопросы для самоконтроля

1. Рациональная система движений, позволяющая достигнуть наиболее высокого результата на соревнованиях, называется:

в) рабочая фаза цикла;

г) техника плавания;

д) цикл движений.

2. Согласно закону Бернулли движущая сила действует в направлении:

а) большего давления;

б) меньшего давления;

в) нулевого давления;

г) положительного давления;

д) бокового давления.

3. Минимальное сопротивление воды возникает при угле атаки равном:

4. Физическое свойство воды, характеризующее способность оказывать сопротивление усилиям на сдвиг:

5. Как называется угол, образованный продольной осью тела и горизонтальной плоскостью?

г) угол контратаки;

ТЕМА 2. ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ КРОЛЕМ НА ГРУДИ

Одним из самых скоростных способов плавания является кроль на груди. В программу соревнований по плаванию входят дистанции 50, 100, 400, 800 и 1500 м. Кролем на груди проплывается 4 этап в комбинированной эстафете 4 100 м, 4 этап в комплексном плавании 200 и 400 м и эстафеты 4 100 м и 4 200 м.

В соответствии с правилами соревнований плавание вольным стилем означает, что участнику на дистанции разрешается плыть любым способом, исключением является комплексное плавание и комбинированная эстафета, где вольный стиль – это любой способ, кроме брасса, баттерфляя и плавание на спине. При выполнении поворота и на финише пловец должен коснуться стенки бассейна какой-либо частью своего тела

2.1. Эволюция техники плавания способом кроль на груди

Способ кроль на груди используется на соревнованиях по плаванию в заплывах вольным стилем. Вольный стиль подразумевает использование любого способа плавания. Спортсмен дисквалифицируется лишь в том случае, если он идет по дну. Плыть же любым другим способом и произвольно их менять по ходу дистанции не запрещается. Однако все квалифицированные спортсмены предпочитают плыть дистанции вольного стиля именно кролем на груди. Объясняется это просто – кроль на груди самый скоростной и самый экономичный способ плавания.

В период зарождения спортивного плавания деления на способы как такового не было. Спортсмен мог плыть любым способом, главное было прийти к финишу первым. Стремление к поиску наиболее скоростного способа плавания и привело в итоге к появлению кроля. Способы плавания брасс и на боку, использовавшиеся пловцами на первых соревнованиях по плаванию, оказались слишком тихоходными и вскоре начали вытесняться более скоростными вариантами.

В 1873 году Артур Треджен продемонстрировал впервые способ double overarm stroke (двойной попеременный удар руками). В дальнейшем этот способ стал называться «треджен-стиль». При плавании спортсмен выполнял попеременные движения руками с проносом их по воздуху. На два гребка руками выполнялось одно ножницеобразное движение ногами. Голова постоянно оставалась над поверхностью воды. Использование попеременных движений руками с проносом их по воздуху позволило достичь более высокой скорости, чем в других способах плавания.

Следующий шаг был сделан в 1904 году на III Олимпиаде. Венгр Золтан Халмаи и австралиец Ричард Кевиль продемонстрировали технику плавания с попеременными движениями руками с проносом по воздуху в подготовительной фазе и попеременными движениями ногами в вертикальной плоскости. На два гребковых движения руками спортсмены выполняли два движения ногами (на каждый гребок рукой выполнялся удар противоположной ногой). Спортсмены как бы ползли по воде. Поэтому данный способ плавания получил название – Krawl (ползущий). Данная техника оказалась весьма рациональной. Венгр З. Халмаи выиграл золотые медали на дистанциях 50 и 100 ярдов. Способ кроль оказался настолько эффективным, что до настоящего времени не придуман ни более скоростной, ни более экономичный.

Дальнейшее совершенствование техники кроля связано в первую очередь с именем американского тренера Вильямса Бахраха и его воспитанника Д. Вейсмюллера. Д. Вейсмюллер первый из спортсменов сумел проплыть 100 метров быстрее одной минуты (1924 г.).

Техника плавания Д. Вейсмюллера характеризовалась следующими особенностями. Спортсмен лежал в воде в горизонтальном положении, лицо до бровей опущено в воду. Во время проноса по воздуху рука обязательно расслаблялась. После входа руки в воду следовал выраженный наплыв. При выполнении подводной части гребка рука сгибалась в локтевом суставе. С выходом из воды руки голова поворачивалась в сторону и через рот выполнялся глубокий вдох, после чего голова возвращалась в исходное положение, и без задержки начинался выдох в воду. Прямые, но ненапряженные ноги выполняли быстрые ритмичные движения сверху вниз в темпе шесть ударов на цикл движений рук.

Судя по имеющемуся описанию, техника Д. Вейсмюллера была очень близка к современной технике шестиударного кроля.

На Олимпийских играх 1932 и 1936 гг. японские пловцы продемонстрировали технику «скользящего кроля». В данном варианте тело пловца имело сравнительно большой угол атаки, что обеспечивало глубокое погружение ног. Основным элементом техники являлись мощные движения ногами в высоком темпе. Использовались 6, 8, 10 и даже 12 ударов ногами на один цикл движений рук. Руки выполняли короткие гребки под продольной осью тела. В момент входа одной руки в воду другая только начинала гребок. Характерен длительный наплыв.

В 50-е годы сильнейшие пловцы вновь вернулись к варианту кроля с попеременными (без обгона) движениями рук и шестиударному согласованию движений рук и ног, характерному для американской школы. Гребок руками был усилен за счет ритмичных поворотов плечевого пояса относительно продольной оси тела.

В конце 60–х годов австралийские пловцы применили принципиально новую технику плавания – «бег по воде на руках». Данная техника отличалась от американского кроля. Гребок рукой начинался сразу после касания рукой поверхности воды (наплыв как таковой отсутствовал). Выполнялся гребок в косом направлении полусогнутой рукой. Частота движений рук доходила до 70–80 циклов в минуту. Ноги выполняли в основном компенсаторные движения, координационно были полностью подчинены движениям рук.

Таким образом, сформировались несколько разновидностей техники плавания кролем на груди. В зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов и длины дистанции используются двух, четырех и шести ударные разновидности кроля. Пловцы-спринтеры используют преимущественно шестиударный кроль с подчеркнуто длинным силовым гребком. С увеличением длины чаще используются двух и четырех ударные варианты кроля.

Следует остановиться на особенностях техники плавания кролем на груди четырехкратного олимпийского чемпиона на коротких дистанциях Александра Попова, которая является хорошей иллюстрацией наиболее рационального использования механической энергии, создаваемой во время гребковых движений. Ритм, грация и естественность движений – такими словами можно охарактеризовать его технику. «При оптимальном ритме плавания, – замечает тренер спортсмена Г. Турецкий, – создается впечатление, что Александр прогуливается по дорожке – так непринужденно он движется вперед, преодолевая сопротивление» [18]. На высшей ступени спортивного мастерства спортсмен освоил такую форму движений, при которой он наиболее полно и наилучшим образом использует для продвижения вперед силы активной мышечной тяги, внутренние инерционные силы, силы упругого растяжения мышц и связок.

2.2. Анализ техники плавания способом кроль на груди

Для всех вариантов техники кроля на груди характерно сравнительно высокое положение тела спортсмена в воде [15]. Угол атаки составляет около 3–5, что обеспечивает достаточное для эффективной работы погружение ног. Голова находится в положении, когда уровень воды проходит по линии волос. Поднимание головы приводит к излишнему опусканию ног и увеличению миделя (а соответственно и сопротивления). Опускание головы приводит к «зарыванию» в переднюю волну, что также увеличивает сопротивление.

Читайте также:  Назови все способы образования инфинитива приведи примеры 5 класс

При выполнении гребковых движений туловище ритмично поворачивается вправо-влево относительно продольной оси. В сторону входа крен, как правило, несколько больший. Величина кренов зависит от индивидуальных особенностей пловцов. С повышением темпа величина кренов уменьшается. Как правило, при плавании с соревновательной скоростью величина кренов не превышает 45–50 (угол определяется между поверхностью воды и линией, условно проведенной через точки плечевых суставов). То, насколько высоко спортсмен лежит в воде, определяется в основном двумя факторами: скоростью движения и плавучестью спортсмена. Спортсмены, имеющие меньший удельный вес лежат в воде выше. Естественно, они имеют преимущество, особенно на длинных дистанциях.

На величину сопротивления существенное влияние оказывает и обтекаемость спортсмена (округлые формы тела, нерельефная мускулатура и т. п.). Следует помнить, что даже при самой высокой скорости пловец передвигается в воде, а не по ее поверхности (как, например, воднолыжник). Практически все тело спортсмена остается погруженным в воду.

Для обеспечения наименьшего сопротивления важно сохранять устойчивое положение тела относительно продольной оси. Отклонения ног и туловища от продольной оси приводят к увеличению сопротивления. Эти отклонения могут вызываться несколькими причинами:

1) слишком широкий пронос рук (по принципу действие – противодействие);

2) выполнение гребка далеко за средней линией тела;

3) отклонение головы при входе (возможно вследствие шейно-тонического рефлекса);

4) преждевременным, до момента входа в воду, уменьшением (вследствие дополнительных мышечных усилий) скорости проноса руки.

При этом количество движения от руки переходит на верхнюю часть туловища, вызывая его движение вниз.

2.2.2. Движения руками

Руки являются основными движителями при плавании кролем. Движениям рук подчинены движения ногами, туловищем, головой и дыхание.

Пространственная траектория движения кисти во время гребка или траектория движения кисти в горизонтальной, фронтальной и боковой плоскостях имеет петлеобразную форму (рис. 10). Цикл движений руками вольным стилем включает в себя период основных рабочих движений (захват, подтягивание, отталкивание) и период подготовительных движений (выход руки из воды, пронос, вход руки в воду). Подробнее остановимся на каждой фазе цикла.

Рис. 10. Траектория гребковых движений рукой при плавании кролем на груди: а – в сагиттальной, б – в горизонтальной, в – во фронтальной плоскостях

Фаза захвата начинается сразу после входа руки в воду. В двухударных и в большинстве четырехударных темповых вариантах техники эта фаза кратковременна и выполняется энергично. После погружения в воду рука, не выпрямляясь полностью в локтевом суставе, сразу же начинает рабочее движение в направлении вперед-вниз.

В шестиударных и некоторых четырехударных стайерских вариантах техники с длинным силовым гребком фаза захвата выполняется плавно. Рука после входа в воду больше посылается вперед. Рабочая плоскость кисти как бы наскальзывает на встречный поток воды. Кисть развернута ладонью вниз или немного кнаружи, локоть удерживается в высоком положении.

Начало фазы захвата приходится на горизонтальное положение плечевого пояса. К концу фазы крен туловища достигает 15–35, кисть руки оказывается впереди и напротив нижнего края туловища.

Выполнение фазы захвата одной рукой приходится на завершение гребка другой. Происходит как бы передача гребка с одной руки на другую. В это время важно сохранить на относительно высоком уровне внутрицикловую скорость. Необходимо также удержать тело на продольной оси, в относительно высоком и хорошо обтекаемом положении. Продолжительность фазы захвата в зависимости от варианта техники составляет 0,06–0,30 с.

Фаза подтягивания начинается с выраженного вращения руки внутрь и сгибания предплечья. В скорости движения кисти появляется составляющая, направленная назад. К началу фазы рука согнута в локтевом суставе до угла 120–150, к концу фазы этот угол достигает своей максимальной величины – 90–105. Кисть движется вниз-внутрь-назад под продольной осью тела, или несколько отклоняясь от нее внутрь или наружу. Кисть сохраняет ведущую роль по отношению к локтю. В начале фазы кисть ориентирована к фронтальной плоскости под углом около 45, к концу фазы этот угол приближается к 80–90.

Основная задача в данной фазе – придать телу пловца высокую внутрицикловую скорость таким образом, чтобы увеличить ее еще более в последующей фазе – фазе отталкивания. Во время фазы подтягивания угол крена тела достигает максимальной величины. Затем направление крена изменяется на противоположное.

Продолжительность фазы подтягивания – 0,20–0,35 с.

Фаза отталкивания начинается в момент прохождения линии плечевого пояса над рабочей плоскостью руки. Это наиболее энергичная фаза гребка. Кисть и предплечье продолжают движение под животом и тазом, отталкиваясь от воды. Основное движение руки спереди-назад совмещается с вращением назад-кнаружи. На протяжении всей фазы рабочая плоскость кисти занимает положение, близкое к фронтальному.

Фаза отталкивания выполняется с разгибанием руки в локтевом суставе. Угол между плечом и предплечьем уменьшается, приближаясь к 170–180. В некоторых вариантах техники плавания кролем рука в конце гребка не выпрямляется полностью в локтевом суставе. Завершается гребок скользящим движением кистью и предплечьем вверх-назад-кнаружи. Крен тела на противоположный бок способствует оптимальному завершению гребка. В конце отталкивания кисть проходит близко около бедра. К моменту выхода из воды она разворачивается мизинцем немного назад.

Продолжительность фазы отталкивания – 0,15–0,30 с.

Выход руки из воды совпадает с движением бедром одноименной ноги вверх и креном туловища на противоположный бок. Одновременно из воды частично выходит и плечо. В первую очередь над поверхностью воды появляется локоть в последнюю – кисть. Она выходит из воды за линией таза или несколько дальше, у бедра.

Продолжительность фазы – 0,05–0,07 с.

Движение рукой над водой (пронос) выполняется в едином ритме с гребковым движением другой руки. К моменту входа руки в воду скорость ее движения по воздуху повышается.

Характер движения руки над водой зависит от индивидуальных особенностей пловцов. В одних вариантах техники свободно согнутая в локтевом суставе и расслабленная рука плавно движется над водой. Кисть проходит вблизи от тела, локоть – высоко и почти над телом. Это помогает сохранить положение тела и на продольной оси, полнее использовать инерционные силы для усиления гребка другой рукой, рационально выполнить вход руки в воду и захват воды. В других вариантах техники пронос выполняется более энергично, маховым движением рукой, менее согнутой и несколько фиксированной в локтевом суставе. Пловец как бы стремится пронести ее через высокую переднюю волну, не задев локтем.

Первый вариант движения руки над водой чаще встречается у спортсменов, применяющих шести ударный кроль или стайерскую разновидность четырех ударного кроля – с длинным силовым гребком. Второй – у спортсменов, плавающих двух– и четырехударным темповым кролем.

Движение руки над водой длится 0,30–0,45 с.

Вход руки в воду завершает подготовку к очередному гребку. Выполняется плавно, но быстро. В воду последовательно погружаются кисть, локоть, плечо. Ладонь повернута внизназад, а у некоторых и немного кнаружи. Это помогает удержать тело строго на продольной оси и сохранить высокое положение локтя. На всем протяжении входа и захвата локоть направлен в сторону вверх.

Рука входит в воду близко к продольной оси тела или между ней и параллельной линией, условно проведенной на линии плеча. В момент касания воды кистью руки угол крена тела на противоположный бок еще составляет 10–30, в момент завершения входа руки в воду он равен нулю.

Продолжительность входа руки в воду – 0,07–0,15 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы