Основными способами сбора информации по организационно управленческому анализу являются

Организационно-управленческий анализ предприятия

Организационно-управленческий анализ представляет собой исследовательскую деятельность, направленную на изучение системы целей и стратегии их достижения, организационной структуры управления, управленческих процессов и организационной культуры. Схема организационно-управленческого анализа представлена в табл. 1.

Таблица 1 Схема организационно-управленческого анализа

Направления анализа Содержание Источники информации
Анализ системы целей организации и стратегий их достижения Выявление и анализ миссии организации, целей и ограничений на их достижение; определение и анализ стратегий компании Организационная документация интервью, плановая документация, результаты стратегического анализа
Анализ организационной структуры управления Исследование существующих организационно-структурных единиц и их взаимосвязей Организационная и другая документация, наблюдения, интервью, анкетирование
Анализ процессов управления Идентификация, моделирование и анализ процессов Организационная документация интервью, результаты анализа организационной структуры управления
Анализ структуры информации Анализ и структуризация информации, циркулирующей в организации Документация организации
Анализ организационной культуры Исследование внутриорганизационных символов, историй и церемоний Наблюдения, организационная документация

Организационно-управленческий анализ состоит из следующих этапов.

  1. Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, определение ограничений на доступ к необходимой информации.
  2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
  3. Выявление и анализ системы целей организации и стратегии их достижения.
  4. Моделирование и анализ существующей организационной структурыуправления.
  5. Моделирование и анализ процессов управления.
  6. Разработка информационной модели.
  7. Анализ сложившейся системы управления, выявление проблемных зон и узких мест, оценка организационно-управленческого потенциала предприятия.
  8. Определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из поставленных целей и результатов анализа.
  9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.

Установление рабочих отношений с исследуемой организацией, определение ограничений на доступ к необходимой информации. Данный этап достаточно кратковременный. Его выделение в качестве самостоятельного этапа обусловлено тем, что организационно-управленческий анализ часто затрагивает чувствительные для сотрудников зоны, связанные с распределением деятельности – прав, полномочий, ответственности, поэтому к решению этих вопросов необходимо подходить предельно деликатно (не только из чувства такта, но и в целях повышения качества анализа и всего процесса диагностики системы менеджмента).

Нормальной реакцией сотрудника любой фирмы на вопросы незнакомого человека о внутреннем устройстве организации будет отказ от сотрудничества, если не откровенный, то в любом случае достаточно определенный.

Ниже перечислены некоторые мероприятия по установлению рабочих отношений с исследуемой организацией, направленные на повышение открытости (по отношению к исследователю) фирмы.

  • Представлять исследователя перед сотрудниками должен руководитель (начальник) этих сотрудников, но ни в коем случае не более высоко стоящий менеджер. Такое представление должно происходить в официальной, но близкой для сотрудников обстановке.
  • Исследователь не должен специально «втираться» в доверие, но отвергать предлагаемые сближения также не стоит.
  • Следует «подогревать» заинтересованность сотрудников фирмы (часто основанную на личном любопытстве) в получении достоверных результатов исследования, но доступ к информации со стороны исследователя должен быть строго ограничен договоренностями с высшим руководством организации.
  • На первом этапе следует больше времени посвятить межличностному общению на посторонние, но интересные для сотрудников темы. Необходимо познакомиться с конкретными личностями.
  • Следует пожертвовать временем для общения с представителями фирмы в нерабочей обстановке, не ставя перед собой никаких исследовательских целей.
  • При знакомстве с сотрудниками следует напрягать свое внимание и память для быстрого запоминания полных имен сотрудников.

Помимо цели установления доброжелательной атмосферы, данные мероприятия помогают узнать, понять и изучить вопросы, непосредственно связанные с содержательными частями организационно-управленческого анализа.

В ходе первого этапа выясняются также ограничения на информацию. Даже осознавая необходимость в предоставлении исследователю как можно более полной информации и оговаривая все критические ситуации в контрактных условиях, многие заказчики не могут пересилить себя — даже в тех случаях, когда речь идет об обыкновенном бухгалтерском балансе. Такой, по многим причинам болезненный, симптом уже является результатом анализа, но, тем не менее, тормозит работу. В такой ситуации следует четко представлять себе и объяснить заказчику, без какой информации просто не обойтись и как скажется на результатах работ отсутствие информации, без которой обойтись можно.

Сбор необходимой информации. Основными способами сбора информации по организационно-управленческому анализу являются.

  1. Изучение внутренней документации.
  2. Интервьюирование.
  3. Наблюдение.

Информацию, необходимую для проведения организационно-управленческого анализа, можно получить из следующих видов документов, если таковые имеются на фирме.

  1. Штатное расписание — в данном документе в табличной форме представляется состав структурных подразделений без явного обозначения административных связей, многие из которых можно определить и без такого обозначения. Штатное расписание обычно содержит также должностные ставки окладов. Данная информация не является обязательной, если только в рамках организационно — управленческого анализа не планируется исследование системы заработной платы и материального стимулирования труда работников предприятия.
  2. Организационная структура управления — данный документ обычно представляет собой графическое изображение организационных единиц предприятия и вертикальных связей между ними. Документ является очень полезным, но представляет собой достаточно редкое явление на современных новых предприятиях.
  3. Положения о структурных подразделениях (службах, отделах, группах, проектах и прочее) и должностные обязанностиработников содержат распределение деятельности (функций, задач, обязанностей) по организационным единицам фирмы, часто с указанием необходимых прав, ответственности и взаимоотношений с другими организационными единицами. Информация, содержащаяся в подобной документации, бывает очень полезной, даже, несмотря на то, что в большинстве случаев она является неадекватной текущему состоянию системы управления. К сожалению, даже устаревшие положения о структурных подразделениях и должностные инструкции отсутствуют у многих организаций.
  4. Различного рода приказы и распоряжения, закрепляющие распределение обязанностей между руководителями, создание или упразднение организационных единиц.
  5. Внутренний трудовой распорядок или внутренний регламент деятельности может содержать информацию, касающуюся внутриорганизационных отношений. как по вертикали, так и по горизонтали, организационных ценностей и других аспектов организационной культуры.
  6. Документация, регламентирующая управленческие процессы. Это могут быть документы уровня стандартов предприятия, в которых аккумулируется весь накопленный положительный управленческий опыт, или же информационные схемы, находящиеся в отделах компьютеризации и информационного обеспечения.
  7. Результаты предыдущих исследований или работ, связанных с совершенствованием организационной структуры, разработкой и внедрением информационных систем, систем менеджмента качества и иных организационно-управленческих инноваций. Подобные документы могут быть полезны, если только они уже не утратили своей актуальности.
  8. При отсутствии другой документации и даже при наличии таковой большую пользу для анализа организационной структуры может оказать телефонный справочник компании, в котором обычно явно или неявно раскрываются отношения подчиненности сотрудников.
Читайте также:  Способы питания прокариотических клеток

Большинство существующих ныне предприятий имеет у себя лишь крупицы из перечисленных выше документов, содержащих актуальную информацию. Основную часть информации, необходимой для организационно-управленческого анализа, исследователю приходится получать в ходе проведения специальных интервью и наблюдений.

Для успешного интервью необходимо соблюдение следующих требований.

  1. О предстоящем интервью (дата, время и место проведения, основные цели и требуемая информация) сотрудник должен быть извещен своим руководителем, который должен организовать использование рабочего времени сотрудника для целей интервью без ущерба для исполнения им основных должностных обязанностей.
  2. Сотрудника следует предварительно познакомить с интервьюером.

С помощью наблюдение можно получить очень много информации, весьма полезной для целей организационно-управленческого анализа. При проведении интервью на рабочем месте целесообразно внимательно изучить организацию рабочего места, организацию труда исполнителя, оснащенность техническими средствами, характер взаимодействия с другими рабочими местами и общие условия труда (температурно-влажностный, электромагнитный и цвето — световой режимы, бытовая обустроенность). Так, обнаружение ситуации, когда весь стол сотрудника завален разными папками и отдельными документами, среди которых позвякивает чашка с остывшим кофе, может свидетельствовать о многом — о неэффективной организации информационных потоков, проходящих через данное рабочее место, о неправильной организации труда данного работника и неиспользовании даже примитивных средств механизации, не говоря уже о научной организации труда и компьютеризации.

Выявление и анализ системы целей организации и стратегии их достижения. На этом этапе выявляется миссия организации. После выявления миссии анализ системы целей продолжается посредством декомпозиции миссии на составляющие ее цели. Выявление и анализ целей организации осуществляется с помощью построения «дерева целей» организации.

Необходимым компонентом системы целей является система распределения ответственности за достижение этих целей, равно как за выполнение действий (стратегий, программ, проектов, мероприятий, процессов и отдельных задач), направленных на достижение целей.

Анализ системы ответственности. Обычно система ответственности анализируется (насколько система целей организационно обеспечена, насколько система целей согласуется с организационной структурой управления) с помощью матрицы распределения ответственности, которая представляет собой таблицу, одно из измерений которой (строки и столбцы представляют собой перечень работников или структурных подразделений, а другое перечень целей или мероприятий. Из пересечения работника или мероприятия устанавливается вид ответственности. Пример матрицы распределения ответственности изображен в табл. 2.

Матрица распределения ответственности позволяет увидеть:

  • все ли цели и мероприятия, направленные на их достижение, имеют ответственных исполнителей;
  • достаточно ли исполнителей закреплено за целями и задачами;
  • существует ли система контроля и отчетности за исполнением.

Таблица 2 Фрагмент матрицы распределения ответственности инвестиционно — строительного холдинга

Элементы стратегии КРУ Секретариат Отдел экономики и акционирования Отдел планирования СМР Отдел контрактов и цен Группа по контролю за движением финансов
1 2 3 4 5 6 7
1 И С И И И И
2 С
3 О
4 О С
5 И О И И И С
Читайте также:  Реализация способа управления многоквартирного дома

О – ответственный исполнитель , С – соисполнитель, И — получатель информации, (-) — не принимает участия.

Источник

Управленческий учет на предприятии: система, основные задачи, требования, виды, инструменты и показатели

В этой статье мы разберемся, кто осуществляет управленческий учет на предприятии, как это правильно делать и для чего. Только благодаря использованию этой системы удается анализировать текущее финансовое состояние компании и спрогнозировать будущее, верно распределить ресурсы, оптимизировать затраты. Все это делается с определенными целями — улучшить экономику фирмы, вывести ее на новый уровень и научиться ставить корректные задачи. Это одинаково нужно маленькому бизнесу и огромным корпорациям, ведь с первого взгляда невозможно выявить проблемы развития и устранить параметры, тормозящие увеличение прибыли.

Что это такое

Обязательный управленческий учет на предприятии в системе бухгалтерского и финансового — это форма сбора, фиксации, представления и изучения деятельности организации с целью всесторонне увеличивать эффективность и решать различные сложности предпринимательства.

Чтобы постоянно улучшать компанию, необходимо следить за положением дел в динамике, активно действовать и принимать решения, которые помогут справиться с нуждами, избавиться от недостатков или минимизировать их, оптимизировать затраты на разные сектора.

С его помощью руководство видит реальную картину происходящего, внутреннее и внешнее состояние предприятия и всех объектов, ставит цели и прописывает план мероприятий по его достижению. Поэтому важно, чтобы он был регулярным, а не одноразовым.

Ведение финансового и бухгалтерского учета обязательно в отличие от управленческого. Но желательно этим заниматься несмотря на отсутствие государственного регулирования, ведь это отличный способ увеличить прибыль и решить препятствующие развитию нюансы.

Так как нет госконтроля, то не разработана структура и функции. Все приходится продумывать самостоятельно и сопрягать с другими системами. В разных компаниях они похожи, поэтому можно воспользоваться многолетним опытом и сложившейся практикой. С их помощью можно создавать автоматизированные решения для организации и оптимизации бизнеса.

Ведение задается учетной политикой и специальным сводом правил. Согласно ему сотрудники регулярно фиксируют все хозяйственные операции для создания и будущего анализа отчетности, а затем — для подготовки мероприятий по повышению эффективности.

При правильной реализации формируется системность координат и ценностей. Если она будет формализованной и периодически обновляемой, то пользоваться ею можно годами, а также использовать в качестве основы для принятия стратегических решений.

Задача управленческого учета состоит в том, чтобы выбирать корректны вектор движения для предприятия. Без него все действия будут предприниматься по факту свершившихся событий. Без планово-предупредительных мер компания обречена оставаться позади всех конкурентов.

Что можно рассчитать:

  • распределение маржинальной прибыли по видам;
  • деление накладных расходов;
  • изменения рентабельности по типам выпускаемой продукции;
  • точку безубыточности и рычаг.

Формирование основных задач управленческого учета: в чем состоят и что ими не является, способы их реализации

Если ввести и регулярно использовать этот метод изучения состояния фирмы, можно упростить принятие самых разных решений:

  • ведение хозяйственной деятельности через бюджетирование;
  • контроль и оптимизация всех расходов, так как информация поступает оперативно;
  • проверка целевых показателей и анализ причин отклонения от них на основании отчетности.

Все начинается с изучения 3 видов документов:

  • бюджет по доходам и расходам;
  • отчет по движению денежных средств;
  • плановый прогноз.

Они составляются по окончании каждого периода. Важно их правильно составить, а затем разобраться в значениях.

Давайте разберемся в схеме.

Готовые решения для всех направлений

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».

Читайте также:  Способы двухцветного вязания спицами

Как строится политика

Организация всегда основывается на определенных принципах. Среди них можно отметить:

  • внедрение бюджетирования;
  • длина цикла, его периодичность и повторяемость;
  • постоянное и многократное применение информации;
  • достоверность полученных сведений и их полнота;
  • использование основных показателей управленческого учета предприятия;
  • оперативность доставки данных и возможность их анализа;
  • общепринятые единицы для измерения.

Требования к системности

Чтобы успешно автоматизировать часть бизнеса и начать исследовать состояние компании, необходимо, чтобы все соответствовало правилам:

  • одинаково понятно всем пользователям;
  • все факты деятельности отражены полно и объективно;
  • значения релевантны;
  • комплекс целостный;
  • информация своевременно фиксируется, определяется и отправляется руководству;
  • мероприятия выполняются регулярно, через равные промежутки времени.

Объекты учета в системе управления

Отслеживание, фиксация и оптимизация затрат относится к одной из наиболее важных задач. От того, насколько быстро и корректно передаются руководителям сведения по расходам, а также от их объективности, зависит, насколько эффективны будут принятые решения, особенно в части издержек.

Поэтому процесс необходимо наладить так, чтобы все актуальные параметры быстро доходили до руководства и было реально проанализировать их. Для налаживания системы в текущем состоянии предприятия нужны специальные программы.

Чтобы ускорить пересчеты, наладить e-commerce и производство, обращайтесь в «Клеверенс». Наши сотрудники помогут подобрать софт, который справится с вашими задачами, эффективно автоматизирует часть бизнес-процессов и исключит лишние затраты.

Бюджетирование

Это один из разделов управленческого учета и отчетности в компании, который охватывает все направления деятельности. С его помощью удается систематизировать процесс, распланировать траты и доходы, конкретизировать показатели по всем сферам и подразделениям.

Вся организация заключается в оформлении центров ответственности, распределении функционала и полномочий, выявления отдельных видов с максимумом деталей и возможностью формирования разновидностей планов.

С таким подходом становится возможным:

  • достичь запланированных целей;
  • разобраться в затратах и сократить те, что возможно;
  • пользоваться имеющимися ресурсами рационально;
  • распределять деньги фирмы оптимально и вдумчиво;
  • повышать результаты хозяйственного функционала в общем.

Давайте рассмотрим примерную схему бюджетирования.

Прогнозы в компании

Чтобы правильно построить бюджетную модель развития организации, необходимо учесть специфику и виды работы предприятия.

Планирование — это инструмент для учета управленческой деятельности, в создании которого используют одинаковые принципы:

  • Интеграция. Чтобы обеспечить эффективное прогнозирование, следует готовить несколько бюджетов, оперативных и финансовых. Их можно составлять для структурных подразделений и для фирмы в целом. Все они взаимосвязаны и представляют собой комплекс. Главным среди них стоит считать генеральный.
  • Последовательность. Каждый составляется в соответствии с регламентом, увязывается и согласовывается с остальными планами. Первичные — операционные, они сводятся в основной бюджет по доходам и расходам. А на его основе формируют бюджетирование — по движению средств, прогнозам, капиталу.
  • Нормативность. Все реализуется на фоне регламентов и норм.
  • Сквозная аналитика. Существует сводный баланс, который объединяет в себе все.
  • Сопоставимость. При формировании всех разновидностей бюджетирования задействуют одни и те же методологии и подходы. Это требуется, чтобы анализ был качественным, а также чтобы можно было проследить за исполнением планов.

Что позволяет делать организация современной системы процессов управленческого учета

Все подвиды отчетов относятся к источникам для проведения анализа. Все это считается основой, которую используют для:

  • определения слабых звеньев и продумывания мероприятий для исправления ситуации;
  • подготовки и принятия решений;
  • корректирования планов;
  • выявления финансового и экономического состояния, а также ее ликвидности;
  • определение будущей динамики развития предприятия;
  • оптимизирования всех расходов;
  • выяснения, насколько рационально распределяются доходы;
  • запрет на кассовые разрывы;
  • насколько системно руководство управляет ресурсами;
  • контроля наличия финансов для участия в инвестиционных проектах;
  • готова ли компания к внедрению новых технологий и основных фондов;
  • изучения перспективных направлений для будущего развития;
  • реализация мероприятий, которые направлены на улучшение результатов хозяйственной деятельности фирмы.

Главная цель всего комплекса — найти резервы и денежные средства на развитие и оптимизацию функционирования. Все данные, которые удается зафиксировать и подготовить к анализу, необходимо передавать руководителям всех звеньев. Информация должна быть экономически обоснованной и важной. Все мероприятия ориентированы на позитивное развитие предприятия во всех направлениях.

Примерная схема, как может готовиться отчет.

Виды систем отчетности управленческого учета

Задача всех разновидностей в устранении неопределенности и выделении четких мероприятий для развития компании. Поэтому автоматизация представляется как комплекс связанных показателей с большим набором характеристик. Все они требуются, чтобы дальнейшие решения были объективными и стоящими.

Основных подвидов 3:

  • баланс — помогает разобраться, соотносятся ли затраты и доходность;
  • отчет о движении денежных средств — легче понять, куда тратится большая часть денег;
  • отчетность о прибыли фирмы и ее убытках — чтобы разобраться, сколько добывает предприятие, а в каких направлениях деятельности у него сплошные минусы.

Источник

Оцените статью
Разные способы