- Основные виды финансового планирования (описание)
- Сроки решения финансовых задач — основа классификации видов планирования
- Стратегическое финансовое планирование
- Текущее финансовое планирование
- Оперативное финансовое планирование
- Финансовый план: 6 ключевых элементов
- Отчет о прибылях и убытках
- Отчет о движении денежных средств
- Метод начисления и кассовый метод
- Бухгалтерский баланс
- Прогноз по продажам
- План по персоналу
- Анализ безубыточности
Основные виды финансового планирования (описание)
Виды финансового планирования могут быть определены, исходя из большого количества критериев. Рассмотрим особенности одной из наиболее популярных классификаций видов финансового планирования, которая предполагает выделение стратегического, текущего и оперативного планирования.
Сроки решения финансовых задач — основа классификации видов планирования
Существует множество критериев классификации финансового планирования на те или иные виды. Но чаще всего подобную деятельность делят на виды в соотнесении со сроками ее осуществления.
Распространенность подобного подхода можно объяснить тем, что большинство субъектов экономической деятельности, будь то частные предприятия, государственные структуры или, например, банки, традиционно ставят перед собой задачи по развитию бизнеса в привязке к тем или иным временным периодам.
В практике мирового и российского менеджмента популярен метод, согласно которому соответствующие задачи делятся на:
- долгосрочные;
- среднесрочные;
- краткосрочные.
Если речь идет о решении долгосрочных задач, применяется так называемое стратегическое финансовое планирование. Сроки, которым оно соответствует, — 1–5 лет.
Среднесрочные задачи по управлению капиталом решаются в рамках текущего финансового планирования. Сроки, фиксируемые в соответствующих планах, как правило, не превышают 1 года.
Краткосрочные задачи, в свою очередь, решаются с применением оперативного планирования. Типичные рабочие сроки здесь — недели, месяцы.
Существуют также исследовательские подходы, предполагающие наличие промежуточных периодов для решения задач и соответствующих им критериев классификации финансового планирования. Эксперты еще не выработали единого и общепризнанного комплекса периодизации задач бизнеса. Более того, нет однозначной точки зрения относительно границ между каждым из отмеченных периодов.
Но мы попробуем соответствующие границы обозначить, исходя из логичных и объективных закономерностей современного корпоративного менеджмента.
Стратегическое финансовое планирование
Большинство современных коммерческих предприятий ведет деятельность в рамках различных циклов развития. Есть активно растущие фирмы, бизнесы в стадии стабилизации, а также компании, переходящие в стадию ликвидации (либо слияния с более крупным экономическим субъектом).
Согласно недавнему исследованию Йельского университета, среднее время существования современной коммерческой фирмы — 15 лет (от стартапа до ухода с рынка методом ликвидации либо слияния с более крупной компанией).
Один из ключевых критериев отнесения той или иной цели или задачи бизнеса к долгосрочным — ее привязка к одному из отмеченных нами циклов развития, поскольку по завершении такового возникнут, очевидно, новые долгосрочные задачи.
Таким образом, если условиться, что каждый из отмеченных этапов развития фирмы — рост, стабилизация, уход с рынка — занимает примерно одинаковый промежуток времени, сроки соответствующих им финансовых планов не должны будут превышать 5 лет. Точная длительность, в свою очередь, определяется спецификой конкретного сегмента бизнеса. Если это объективно ненасыщенный сегмент рынка, то длительность стадии роста в ней будет, очевидно, приближена к отмеченному показателю в 5 лет. Если сегмент насыщенный, данная стадия будет, в свою очередь, минимальна и уступит в длительности циклу стабильного развития.
Итак, стратегическое финансовое планирование предполагает:
- выстраивание планов длительностью не более 5 лет;
- смену стратегических приоритетов по мере смены циклов развития компании.
Далее изучим особенности текущего планирования.
Текущее финансовое планирование
На этапе стратегического планирования управления капиталом предприятия определяются задачи, связанные с необходимостью достижения наилучших результатов развития бизнеса в рамках того или иного цикла. Поэтому для текущего финансового планирования не характерно выстраивание планов, контрастирующих друг с другом по признаку ориентированности на рост, стабильное развитие либо последовательную ликвидацию фирмы. Все задачи, формирующиеся в рамках текущего планирования, как правило, единообразны с точки зрения ожидаемых финансовых результатов.
Что касается длительности соответствующего вида финансовых планов, в данном случае исключительно важны критерии эффективности решаемых задач. В случае неудачного выбора тактики развития бизнеса всегда должна быть возможность ее скорректировать. Выявление ошибок и недоработок, как правило, осуществляется по факту анализа управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности организации. Таковая традиционно формируется в привязке к отчетному году или кварталу.
Если фирма находится на стадии роста, то тактические задачи могут предполагать:
- допущение значительных издержек, компенсируемых большими объемами выручки;
- активное кредитование;
- активное расширение штата фирмы и географии ее деятельности.
Указанные пункты в целом не противоречат друг другу и могут быть частью единой концепции тактического планирования.
В свою очередь, если фирма находится на стадии стабилизации, то тактические задачи будут характеризоваться:
- задействованием мер, направленных на снижение издержек в силу уменьшения объемов выручки;
- умеренными темпами кредитования;
- стабилизацией размеров штата фирмы, сокращением темпов расширения географии присутствия бренда.
Если компанию решено постепенно вывести с рынка либо продать более крупному игроку, то тактические задачи, которые соответствуют третьему циклу развития бизнеса, будут предполагать:
- допущение работы в минус — с расчетом на последующее списывание долгов либо их компенсацию новым владельцем;
- отсутствующее или вынужденное кредитование;
- возможное сокращение штата и географического присутствия бренда.
В свою очередь, по факту поглощения фирмы более крупным игроком и последующей диверсификации бизнес-модели возможно повторение отмеченных циклов и формирование соответствующих им тактических финансовых планов.
Таким образом, текущее финансовое планирование предполагает формирование:
- задач длительностью, коррелирующей с основными отчетными периодами — годом, иногда кварталом;
- концептуально единообразных задач, соответствующих специфике цикла развития бизнеса.
Изучим теперь особенности оперативных финансовых планов.
Оперативное финансовое планирование
Данный вид финансового планирования предполагает формирование алгоритмов, призванных решать краткосрочные задачи на уровне локальных бизнес-процессов. Данные задачи прямо соотносятся с теми, что установлены в порядке текущего финансового планирования, группируются по критериям концептуальной схожести с ними.
Например, если в тактическом финансовом плане, который выражается в виде планового бухгалтерского баланса за год, предусмотрено обеспечение коэффициента оборачиваемости капитала в больших величинах, например, в значении 30, то посредством оперативного планирования могут формироваться:
- ежемесячный план продаж предприятия;
- еженедельный платежный календарь подразделения;
- ежедневный план продаж отдела или конкретного менеджера.
Узнать больше о расчете коэффициента оборачиваемости капитала, а также об иных значимых индикаторах эффективности бизнес-модели вы можете в статьях:
Оперативное планирование может быть, таким образом, реализовано с учетом особенностей структуры корпоративного управления. Наиболее длительные планы в этом случае могут разрабатываться на уровне высшего руководства, наименее длительные — на уровне небольших подразделений либо отдельных специалистов.
Отмеченные нами виды финансового планирования фактически формируют взаимосвязанные этапы соответствующего планирования. Сначала выстраивается стратегический план, далее он раскрывается в порядке текущего планирования, а затем конкретизируется в оперативных планах.
Источник
Финансовый план: 6 ключевых элементов
Финансовые эксперты придерживаются разных мнений относительного того, что должно быть включено в финансовый план. Все зависит от типа бизнеса и целей, заложенных в бизнес-план. Но независимо от того, планируете вы просто начать свое дело, масштабировать уже существующий бизнес или просто лучше разобраться в текущих процессах, есть несколько ключевых пунктов финансового плана.
Ключевые составляющие финансового плана:
- Отчет о прибылях и убытках
- Анализ движения денежной наличности
- Бухгалтерский баланс
- Прогнозы по продажам
- План по персоналу
- Некоторые показатели деловой активности и/или анализ безубыточности
Даже если ваш бизнес находится на начальных стадиях развития, финансовый план может работать на вас.
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках — это по существу объяснение того, как бизнес получил прибыль (или почему понес потери) за определенный период времени. Это список, в котором перечислены все доходы и расходы — как правило, в течение трехмесячного периода. В этом же списке приводится сумма чистой прибыли и убытков.
Это финансовый отчет, который может называться по-разному: отчет о прибылях и убытках, отчет о финансовых результатах, отчет о доходах компании и т.д. Неважно, как вы называете этот документ, в любом случае это существенный отчет, который поможет вам многое понять о бизнесе.
Есть различные формы для отчетов о прибылях и убытках, в зависимости от типа и структуры бизнеса (некоммерческая организация, компания с ограниченной ответственностью и т.д.).
Типичный отчет о прибылях и убытках должен включать информацию о:
- доходе (продажах)
- затратах на реализацию или себестоимости реализованной продукции (COGS)
- валовой прибыли
Эти три компонента (доход, затраты и валовая прибыль) являются основой бизнес-модели — т.е. того, как вы зарабатываете деньги.
Также здесь перечисляются эксплуатационные расходы, которые являются текущими затратами, связанными с управлением бизнесом. Это фиксированные расходы, которые не колеблются в зависимости от величины дохода в определенном месяце (арендная плата, коммунальные услуги, страховка).
валовая прибыль — эксплуатационные расходы =
В зависимости от того, как вы классифицируете некоторые свои расходы, ваш операционный доход, как правило, будет эквивалентен EBITDA — сколько денег вы заработали в виде прибыли до вычета расходов по выплате налогов. Этот показатель также называется валовой прибылью.
Так называемый «итог» (по официальному — чистый доход, который значится в конце отчета о прибылях и убытках) можно узнать по следующей формуле:
операционный доход — амортизационные расходы = чистый доход
Отчет о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств объясняет, сколько наличных денег ваш бизнес потратил и каков остаток денежных средств за месяц. Проанализируйте некоторые процессы. Что происходит, когда вы отсылаете счет-фактуру клиенту, но он не производит оплату к определенной дате? Что происходит, когда вы оплачиваете свои собственные счета поздно? Эти детали не отражены в отчете о прибылях и убытках, но они проясняются в отчете о движении денежных средств.
Ваш отчет о движении денежных средств так же важен, как и отчет о прибылях и убытках. Компании работают с наличными деньгами. Без полного понимания того, сколько наличных денег вы имеете, на что, куда и по какому графику они идут, управлять бизнесом тяжело. И без отчета о движении денежных средств, который излагает такую информацию ясно для кредиторов и инвесторов, вы не сможете получить нужные средства. Никакой бизнес-план не будет полон без информации о потоке денежных средств.
Отчет о движении денежных средств помогает понять различие между тем, что отчет о прибылях и убытках сообщает о вашем доходе и прибыли, и какова фактическая финансовая позиция компании. Возможно, ваш бизнес прибыльный и все еще не имеет достаточно наличных денег, чтобы платить расходы и держаться на плаву, и также возможно, что он убыточен, но все еще имеет достаточно денежных средств, чтобы поработать в течение нескольких месяцев.
Метод начисления и кассовый метод
Существует два метода учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли — метод начисления и кассовый метод.
Кассовый метод предполагает, что доходы признаются в периоде их получения, а расходы — в периоде их оплаты. День получения дохода — это день поступления денег в кассу, поступления их на расчетный счет или день получения аванса. Расходы в данном случае признаются в день выплаты денег из кассы, списания их с расчетного счета или выбытия имущества.
При методе начисления доходы следует включать в расчет налоговой базы по налогу на прибыль в периоде их возникновения, а расходы — в периоде, к которому они относятся. Подтверждают период получения дохода или возникновения расхода такие документы, как договоры с контрагентами, акты. Метод начислений лучше всего проясняет то, как бизнес работает и что необходимо изменить.
Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы
Скажем, вы управляете летним лагерем для детей. Вы могли бы получить оплату от клиентов в марте, за несколько месяцев до того, как лагерь на самом деле начнет работать в июле — использовать метод начисления. Вы не признали бы доход, пока не приступили бы к обслуживанию, таким образом, и доходы и расходы для лагеря составлялись бы в июле. С кассовым методом вы признали бы доход в марте, но все расходы — в июле. Это было бы похоже на то, что ваш бизнес прибыльный во всех месяцах, еще до открытия лагеря, но убыточный в течение месяца, когда лагерь открылся.
Бухгалтерский баланс
Ваш баланс — скрин финансового положения бизнеса: как обстоят дела в конкретный период времени? сколько денег вы имеете в банке, сколько клиентов должны вам и сколько вы должны своим продавцам?
- активы (общая стоимость имущества, которым располагает компания и которое находится в ее обороте)
- обязательства (определяют размер финансирования активов компании сторонними организациями, банками, частными лицами)
- собственный капитал (характеризует стоимость инвестиций, сделанных в компанию ее владельцем)
Баланс — это, по сути, уравнение:
активы = обязательства + собственный капитал
Прогноз по продажам
Прогноз по продажам — это прогноз о том, что вы продадите в установленный срок (обычно от года до трех лет). Этот прогноз — невероятно важная часть бизнес-плана, особенно когда кредиторы или инвесторы участвуют в процессе и должны быть частью вашего бизнес-планирования.
Вы должны сделать прогноз, он не должен быть противоречивым с точки зрения показателей по продажам, которые вы используете в своем отчете о прибылях и убытках.
Нет единой формы прогноза по продажам — у каждого бизнеса будут различные потребности. То, как вы сегментируете и организуете свой прогноз, зависит от того, какой бизнес вы имеете и полностью ли вы хотите отследить свои продажи.
Ответьте на следующие вопросы:
- Сколько клиентов вы планируете привлечь?
- Какую плату вы от них ждете?
- Как часто вы ждете от них оплаты?
Ваш прогноз по продажам может быть детализирован настолько, насколько вы хотите. Но когда вы принимаете решение сделать прогноз по продажам, у вас определенно должен быть такой прогноз.
Скорее всего вы захотите сегментировать прогноз по продажам, эти сегменты будут полезны вам для планирования и маркетинга. Если вы владеете рестораном, например, то вы, вероятно, хотели бы разделить прогнозы по продажам ужинов и обедов; владельцам фитнес-центров могло бы быть полезно дифференцировать прогнозы по разным абонементам. Если вы хотите максимальной определенности, то можете сегментировать прогноз даже по продажам продуктов отдельных линий.
План по персоналу
Важность плана по персоналу зависит в основном от типа бизнеса. Если вы единоличный собственник без сотрудников, то для вас это не настолько значимый документ. Но если вы представляете бизнес побольше, с высокими трудовыми затратами, вам придется потратить время, чтобы выяснить, как персонал влияет на ваш бизнес. Думайте о плане по персоналу как об оправдании необходимости каждого члена команды участвовать в бизнесе.
План по персоналу должен включать описание каждой позиции и объяснять, что конкретные люди приносят в компанию с точки зрения обучения, экспертных знаний, знания рынка или продукта. Если вы пишете бизнес-план, чтобы представить его кредиторам или инвесторам, вы могли бы с помощью него объяснить необходимость участия каждого члена команды в бизнесе и размеры зарплат.
Вы также можете использовать это документ, чтобы перечислить все отделы. Нет никакого правила, в котором говорится, что вы должны перечислить только отдельных членов руководства. Вы также можете перечислить должности или отделы, которые планировали создать, но еще не сделали этого. Опишите, кто ваш идеальный кандидат, определите и объясните планируемый диапазон заработной платы.
Анализ безубыточности
Анализ безубыточности — это определение количества единиц продукции, которое нужно продать, чтобы выйти на безубыточность (один словом, сколько вы должны продать, чтобы компенсировать все расходы).
Рассмотрим на примере открытия ресторана. Чтобы сделать хотя бы одну продажу в заведении, нужно обставить его определенным количеством столов, напечатать меню, взять на работу бармена, поваров, официантов. Следовательно, владельцу ресторана необходимо провести анализ безубыточности, чтобы понять, сколько блюд ресторан должен продать в течение суток, чтобы покрыть расходы.
При определении точки безубыточности важно такое понятие, как маржинальная прибыль (разница между выручкой от реализации и переменными затратами). В примере с рестораном это будет цена за блюдо. Например, клиент платит 500 руб. за блюдо. Затраты на его приготовление составляют 100 руб., а стоимость приготовления и подачи еды составляет 150 руб. Маржинальная прибыль составляет 250 руб. (500 — 100 — 150 = 250). Ориентируясь на эти показатели, вы можете определить, какой должна быть выручка от реализации, чтобы бизнес стал безубыточным.
Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник