Плавание при нарушениях осанки
World Class RedSide
Плавание считается одним из наиболее эффективных методов коррекции нарушений осанки. Почему, объясняет Светлана Хомутова, методист направления «Водные программы» в World Class.
«Для того, чтобы плавать, необходимо удерживать правильное положение тела. Его поможет занять тренер, когда “кладет” человека на воду, — рассказывает Светлана Хомутова. — Если человек будет неправильно держать спину, где-то мышцы будут перенапрягаться, а где-то, наоборот, расслабляться. При изменении положения тела смещается центр тяжести, зачастую в напряжение приходят не те мышцы, которые должны, и из-за начинают формироваться “неправильные” изгибы. Это и есть главная причина нарушений осанки. Анатомически правильное положение тела на воде подразумевает расслабление и вытягивание мышц, иначе удержаться будет очень сложно. Еще одна причина, по которой плавание считается важным методом коррекции осанки — безопасность. В воде происходит укрепление и тренировка абсолютно всех мышц, но без ударной нагрузки на позвоночник и суставы. Вода примерно в 800 раз плотнее воздуха, поэтому движения получаются мощными, как будто вы работаете на тренажере».
Чек-лист правильной осанки
Естественное положение тела подразумевает симметричность треугольников талии, ягодичных складок, ключиц и правильную работу мышц груди, которые сводят и напрягают ключицы, дают округлость спине. Чтобы себя проверить, необходимо:
- Встать перед зеркалом и присмотреться к своей естественной позе, которую мы поддерживаем автоматически, бессознательно: посмотреть, сбалансировано ли положение головы над плечами, симметричны ли ключицы, кости таза, лопатки; проверить, получается ли свести лопатки и насколько поддаются движения лопаток назад-вниз; определить, не болит ли спина.
- Встать к стене и проверить, получается ли прижать лопатки.
- Выполнить более сложный тест: встать к стене, поднять в стороны согнутые под углом 90 градусов руки и проверить, получается ли прижать лопатки к стене.
Чаще всего помогает простой визуальный контроль в зеркало и проверка на наличие симметрии тела и нормы физиологических изгибов (естественные изгибы позвоночника — это S-образный позвоночник), которые и будут говорить об отсутствии нарушений осанки.
В каких случаях стоит обращаться к специалисту?
- Если есть видимые изменения осанки, выраженная асимметрия, то есть сколиоз, нужна реабилитация. Не у каждого тренера есть знания в этой области. Лучше обратиться к лечащему врачу-ортопеду, который даст рекомендации тренеру, или к врачу в фитнес-клубе, который предварительно проведет медицинский тест. Специалисты должны работать сообща.
- Легкая же корректировка сутулости подразумевает укрепление мышц спины и растягивание мышц груди; постоянный контроль положения тела и позы в зеркале. Необходимо симметрично развивать и нагружать тело, правую и левую, переднюю и заднюю стороны; спать в правильном положении на матрасе необходимой жесткости и на невысокой подушке; правильно питаться, обеспечивая поступление с пищей витаминов и минералов; следить за тем, чтобы была постоянная физическая активность, направленная на укрепление не только мышц спины и пресса, но и мышц-стабилизаторов корпуса (они расположены от середины ребер до середины бедер), мышц ног, ягодиц и всех крупных мышц, удерживающих тело в вертикальном положении; отказаться от любимых «неправильных» поз за компьютером, позы «нога на ногу, контролировать удаленность экрана и высоту стула; лечить плоскостопие, которое также влияет на осанку.
Плавание при разных видах нарушений осанки
Люди в большинстве своем не очень правильно плавают, поэтому одной лишь рекомендации врача, что нужно плавать, недостаточно. Тренер подскажет, как делать это безопасно, но эффективно — таким образом можно будет исключить, например, защемления в шейном отделе. Плюс ко всему, тренер укажет на то, как правильно скорректировать технику плавания, исходя из вида нарушений осанки, которых, как правило, выделяют несколько:
- круглая спина (сутулость);
- кругловогнутая спина, при которой формируется увеличение поясничного лордоза (изгиб вперед в поясничном отделе; шейный лордоз — изгиб вперед в шейном отделе) и одновременно с этим усиливается грудной кифоз (изгиб назад в грудном отделе);
- уплощенная, или плоская, спина, когда, наоборот, физиологические изгибы отсутствуют;
- асимметричная осанка, при которой очень сильным отклонением может быть сколиоз (всего выделяют четыре степени сколиоза).
Сколиоз может быть приобретенным — сейчас это очень частая история. Дети сидят неправильно или носят рюкзаки на одну сторону, а уже в этот период начинает формироваться осанка. Окостенение скелета полностью происходит в 20-22 года, так что к этому времени желательно до конца сформировать осанку и мышечный корсет. Если этого не произошло, во взрослом возрасте необходима помощь не только врача-ортопеда и тренера по плаванию, но и персонального тренера в тренажерном зале, который поможет в укреплении мышц спины, пресса, для которого не все упражнения в плавании подходят.
Несмотря на то, что каждый случай индивидуален, есть общие рекомендации специалистов, которые помогут минимизировать вред от плавания при различных нарушениях осанки и выбрать такие стили плавания, при которых все стороны тела будут равномерно развиты. Вот некоторые из них:
- При сутулой, круглой спине эффективнее всего будет плавание кролем на спине. Брас, наоборот, не будет способствовать коррекции сутулости.
- Если у вас сильно выраженный лордоз поясничного отдела, также нежелательно плавать брасом и с доской (лордоз может усилиться при подъеме головы). Хорошо подойдут кроль на груди и кроль на спине, но с контролем положения тела, при котором поясничный отдел не должен «проваливаться», а ноги не тонуть.
- При плоской спине не рекомендуется плавание на спине.
- Ассиметричная осанка корректируется симметричными стилями плавания — брасом и баттерфляем.
- При сколиозе показаны все симметричные движения, а также специальная корректирующая поза, при которой растягивается та сторона, которая перенапряжена, и укрепляется та, которая расслаблена.
Плавание с доской
Это, скорее, упражнение на ноги, особенно если правильно держать доску, опустить и стабилизировать плечи, а тело вытянуть вперед. Если есть нарушения осанки, необходимо обязательно удерживать статическое положение и проверять, не идет ли перенапряжение мышц спины. Также важна гибкость плечевого сустава. Если он достаточно развит, человек без труда поднимет руки и плавание с доской ему будет только на пользу; если нет — недостаточную гибкость плечевого сустава он будет компенсировать как раз сутулостью.
Температурный режим
В работе над осанкой в идеале должно присутствовать два типа тренировок — расслабляющие и тренировки на укрепление мышц. Каждый тип требует свой температурный режим. Когда человек мерзнет, он «зажимается», поэтому тренировки на расслабление, растягивание мышц, упражнения из направлений Mind Body и аквапилатес лучше выполнять в теплой воде с температурой 30-34°C. Она расслабит мышцы. А тренировки на укрепления мышц спины, пресса, стабилизаторов корпуса лучше проводить в воде с температурой около 27°C, иначе будет не очень комфортно.
Источник
Плавание как средство коррекции нарушения осанки у дошкольников
Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.
Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % детей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %. В нашем дошкольном учреждении таких детей около 19%.
В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи , но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки.
В работе представлена примерные упражнения для занятий в бассейне (рекомендуемые специалистами), также задачи, средства и методы коррекции осанки с помощью плавания в дошкольных учреждениях.
Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки
Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.
Воспитательное значение. Зависит от организации процесса. Систематические занятия по плаванию в детском саду воспитывают чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.
Эмоциональное значение. Заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.
Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.
Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.
Лечебное значение. Плавание – важное звено комплексной программы по коррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).
Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ
Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.
Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)
Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки
Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:
- разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
- воспитание правильной осанки;
- улучшение координации движений;
- увеличение силы и тонуса мышц;
- коррекция плоскостопия;
- постановка правильного дыхания;
- улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- закаливание;
- приобретение навыков плавания – освоение плавания;
- развитие волевых качеств;
- эмоциональная разрядка.
Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ
- дыхательные упражнения;
- упражнения подготовительные;
- упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
- упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
- упражнения для коррекции плоскостопия;
- упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
- свободное плавание и игры.
При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.
При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).
При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.
Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.
Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.
Далее в таблице приведены упражнения, направленные на коррекцию осанки с помощью плавания.
Цель упражнения | Вид упражнения | Методические указания |
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника. | Скольжение на груди, скольжение на спине. | Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки. |
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц. | Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием. | Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты. |
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра. | Плавание брассом на спине. | Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед). |
Коррекция искривления позвоночника. | Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук. | Руку противоположную искривлению поднимают вверх. |
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей. | Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища. | Вдох после толчка ногами. |
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения. | Скольжение на спине, ноги брасс. | По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать. |
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника. | Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения. | Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться. |
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки. | Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников). | Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка.. |
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки. | Плавание брассом в полной координации. | В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны. |
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры. | Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем. | При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно. |
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры. | То же без доски. | Руки все время вытянуты вперед. |
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей. | Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем. | На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки. |
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника. | Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем. | Плечевой пояс и таз не опускать. |
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения. | Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль. | Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией. |
Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.
Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:
- укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
- приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений;
- выработка правильной осанки;
- улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
- повышение общего уровня физического развития;
- улучшение координации движений;
- закаливание;
- функциональная подготовка детей к школе.
Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.
Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж.
Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и педагогов по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.
- Халемский Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
- Петренко Г.Г., Полесся Г.В. Лечебное плавание при нарушении осанки. – Киев: Здоровье, 1980.
- Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1988.
- Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов-на-Дону: «Феникс, 2001.
Источник