Основным способом формирования нормативного регулятора выступает правотворчество

Билет 49. Правообразование как процесс формирования права. Правообразование и правотворчество. Виды правотворчества

Формирование права представляет собой очень сложный и длительный процесс, включающий в себя много стадий. Весь этот процесс можно назвать процессом правообразования.

Таким образом, правообразование – это естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.

Правотворчество является составной частью, завершающим этапом правообразования, которое выступает более широким процессом.

Правотворчество представляет собой особую форму деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения или отмены юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (местное самоуправление, профсоюзы и т.д.), наделённые соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Принципы правотворчества — это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Наиболее важные из них:

— принцип законности (правотворчество должно осуществляться в рамках т на основе Конституции РФ, иных законов и подзаконных актов);

— принцип научности (заключается в том, что в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

— принцип профессионализма (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди).

— принцип использования правового опыта (подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом);

— принцип демократизма (позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа; характеризует степень участия граждан в процессе правотворчества);

— связь с практикой (выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами).

— принцип гласности (открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности).

— принцип оперативности (своевременность издания нормативных актов).

Правотворчество подразделяется на несколько стадий:

1) законодательная инициатива. Эту стадию проходит принятие законов, кодексов, а также некоторых других важнейших нормативно-правовых актов.

Ст.104 Конституции РФ перечисляет официальных лиц, обладающих правом законодательной инициативы. Если законопроекты или проекты иных нормативно-правовых актов внесены в орган, обладающий правом законодательной инициативы, то такой законопроект должен быть принят законодателем к обсуждению. Круг лиц, обладающим правом законодательной инициативы, довольно широк, а поэтому любые лица или группы лиц, заинтересованные в принятии какого-то закона, должны обращаться к лицам, обладающим правом законодательной инициативы.

2) обсуждение законопроекта. Данная стадия начинается в Гос. Думе. Входе обсуждения устраняются противоречия, пробелы, неточности. Наиболее существенные проекты выносятся на общественное обсуждение.

3) принятие закона (принятие Гос. Думой, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом).

4) опубликование закона.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума.

Читайте также:  Какие существуют способы создания новой презентации кратко охарактеризуйте каждый

2) правотворчество государственных органов (органов законодательной, исполнительной власти).

3) правотворчество общественных организаций (принятие ими уставов, других решений нормативного характера).

4) правотворчество отдельных должностных лиц.

5) правотворчество органов местного самоуправления.

6) локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении и организации).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество – правотворчество высших представительных органов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы.

2) делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определённых проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа.

3) подзаконное правотворчество – принятие и введение в действие норм права структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, руководителями предприятий и т.д. Правовые нормы принимаются на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Источник

Формирование права и правотворчество. Их понятие и соотношение. Разновидности правотворчества. Принципы правотворчества

Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, цель которой — формирование правовых норм, их изменение, отмена или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание, единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих разнообразные отношения, сложившиеся в обществе. Правотворчество является важнейшей составной частью всего процесса правообразования. Правообразование включает в себя не только собственно правотворчество, но и весь предшествующий ему процесс формирования права. Соотношение правотворчества правообразования вообще — достаточно объемный вопрос, но так как целью данной работы не является рассмотрение всего процесса формирования права, мы не будем останавливаться на этом слишком подробно, отметив лишь некоторые моменты.

Писаное право обретает юридическую жизнь в результате правотворчества, которое представляет собой завершающую и конститутивную стадию формирования права. Формирование права (правообразование) по своим исходным началам носит объективный, необходимый характер.

Начальная ступень правообразования — это возникновение потребности в юридическом урегулировании каких-либо (экономических, социально-политических, нравственных и т.д.) отношений. Далее эта потребность преломляется в политических отношениях, в господствующем общественном мнении, когда складывается потребность и интересы получают адекватное (или же искаженное, узкоклассовое) выражение.

Непосредственно же правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его компетентных органов. Именно деятельность таких органов по формированию права и выступает в виде правотворчества. Следовательно, правотворчество — завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения через закон, через иные источники получают статус юридических норм, выступают в виде норм писаного права.

Правотворческая деятельность государства должна трактоваться в достаточной степени условно. Государство не творит право. Оно лишь выражает его и способствует реализации юридических норм. Силой, созидающей право, является практика множества общественных индивидов, в которой отбираются правила поведения, обеспечивающие жизнеспособность общества. Правотворчество осуществляется под воздействием всего множества культурных, экономических, политических и др. факторов, и есть все основания утверждать, что в создании права участвует все общество. Именно оно (общество) творит право, а поскольку государство — социальный институт, оно также участвует в этом процессе. Нельзя забывать и то, что государство участвует в правотворчестве отнюдь не всегда, ибо право выражает себя не только через законы и иные нормативные акты государственной власти, но и через иные источники. Итак, правотворчество — форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

Читайте также:  По способу формирования ценные бумаги бывают

Законотворчество является одним из видов правотворческой деятельности. Законотворчество представляет собой процесс создания закона как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой. Правотворчество можно разделить на законотворчество и подзаконное нормотворчество. Последнее представляет собой процесс создания подзаконных нормативных актов (указов, постановлений, инструкций, приказов и т.д.), т.е. всего того, что создается на основе и во исполнение закона. Законотворчество — важнейшая часть правотворческой деятельности государства. Большинство учебных пособий, освещая понятие, принципы и особенно стадии правотворчества, имеют в виду именно законотворческий процесс.

Итак, правообразование является наиболее общим в этом ряду категорий. С юридической точки зрения его наиболее значимой частью является правотворчество, которое, в свою очередь, включает в себя законотворчество.

Как бы то ни было, «государственный момент» является конститутивным на стадии правообразования; именно он определяет принятие соответствующих актов государством. Только будучи принятым государством, нормативные обобщения приобретают свойства писаного права, становятся общеобязательными и поддерживаются государственным принуждением. В дальнейшем мы подробно рассмотрим особенности правотворческого процесса.

Правотворчество — это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, направленная на издание, изменение или отмену норм права.

На основе изложенных выше позиций можно выделить два основных способа правотворчества:

а) санкционирование государственной властью норм, которые сложились, реально существуют в виде фактического обычая, либо в виде нормативных положений, вырабатываемых негосударственными образованиями данной политической системы (например, церковными учреждениями, общественными организациями) или складывающихся в частноправовой сфере (обычаи, деловые обыкновения, договорные принципы и прецеденты и др.);

б) прямая правоустановительная деятельность государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепленная в юридических нормативных актах, которым юридическая система придает значение формы писаного права.

Правотворческая деятельность осуществляется в различных видах и формах. В каждой стране есть свои особенности этой деятельности.

Обобщенно, с точки зрения теории можно выделить два основных вида правотворчества:

1. Правотворчество государственных органов — на этот вид приходится подавляющая часть правотворческой деятельности;

2. Непосредственное правотворчество народа — выражается в референдумах, проводимых по проектам нормативных актов; в отличие от первого вида правотворчества, здесь решение принимается на государственным органом, а населением. В Российской Федерации, согласно Конституции, существуют три основных формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов органами государства;

Читайте также:  Простые способы чистки золота

2. Принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума, как «высшего непосредственного выражения власти народа»;

3. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между РФ и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателем и работником и пр.).

С точки зрения субъектов правотворческая деятельность в России осуществляется: высшими (на уровне федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти и управления; непосредственно народом путем референдума; субъектами федерации — республиками, краями и областями, городами федерального значения (Москвой и Санкт-Петербургом), автономной областью и автономными округами путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные положения и веления.

Теперь рассмотрим подробнее каждый из указанных выше видов правотворчества.

Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в РФ. Правом принятия нормативных актов обладает Государственная дума, представительные органы республик в составе РФ, представительные органы власти иных субъектов РФ (края, области, автономных областей и округов, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга), а также органы местного самоуправления — районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские.

К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ; аналогичные органы республик в составе РФ; главы администраций административно-территориальных образований.

В пределах своей компетенции правотворческими полномочиями обладает администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество).

Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией РФ и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства. Соотношение юридической силы правотворческих решений указанных органов, а также наименование этих решений будет раскрыто в третьем разделе работы.

Референдум как вид правотворчества. Референдум — это форма непосредственного участия народа в правотворчестве, то есть принятие законов путем всенародного голосования. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение.

В соответствии с Законом «О референдуме в РСФСР» решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

Нормативные соглашения. Они содержат обязательные для исполнения правовые предписания и заключаются между различными субъектами права. Примерами могут послужить Федеративный договор о создании Российской Федерации; коллективные договоры, которые заключаются с одной стороны работодателем, а с другой стороны — работниками в лице одного или нескольких профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. Общественные объединения и государственные структуры заключают и иные соглашения, больше всего это относится к сфере трудовых отношений. Профсоюзы различных уровней и соответствующие им по уровню государственные органы заключают генеральные, отраслевые и специальные соглашения.

Источник

Оцените статью
Разные способы