- Новости
- Классификация затрат, возникающих в ходе выполнения договоров строительного подряда
- КЛАССИФИКЦИЯ ЗАТРАТ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА
- Учет в строительстве: оцениваем договоры и учитываем операции
- Учет расходов
- Обращаем внимание на качество первичных документов — учитываем последствия
- Внимательно оцениваем договор и его условия
- Проверяем договор
- Строительные расходы — отражение в учете
Новости
Классификация затрат, возникающих в ходе выполнения договоров строительного подряда
КЛАССИФИКЦИЯ ЗАТРАТ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА
Метод “процента выполнения” для признания и измерения доходов и расходов, возникающих за отчетный период, определяет соответствующую классификацию затрат. Для расчета расходов, соответствующих произведенным за отчетный период доходам, необходимо иметь информацию о фактических затратах, возмещение которых предусмотрено договором. Согласно МСФО 11, затраты, возникающие в ходе выполнения договора строительного подряда, можно сгруппировать по трем основным элементам:
1. Затраты, которые можно непосредственно отнести на конкретный строительный объект (договор):
- зарплата рабочих
- затраты на приобретение материалов
- амортизация основных средств
- затраты на аренду машин и оборудование
- затраты на перемещение машин и оборудования на строительную площадку
- предполагаемые затраты на устранение недочетов и выполнение гарантийных работ, включая гарантийный ремонт
- затраты на конструкторскую и инженерную поддержку при осуществлении работ по конкретному объекту
- требования третьих сторон.
Требования третьих сторон связаны с необходимостью привлекать в ходе выполнения работ по договору платные услуги сторонних организаций. Например, специализированная пожарная и сторожевая охрана отдельного объекта; услуги транспортной фирмы по организованной транспортировке рабочих до строящегося объекта; привлекаемые услуги по управлению строительством отдельного объекта и т.д.
ПРИМЕР 17-15
Резерв по гарантийному ремонту здания
Из приведенной в МСФО 11 классификации затрат следует, что затраты на гарантийные работы возмещаются заказчиком. В разделе раскрытия рассмотрен пример, когда формой такого возмещения является гарантийный депозит (удержание части выплат, причитающихся подрядчику, до наступления каких-либо условий). Допустимо также формирование соответствующего резерва под возможные расходы по гарантийному ремонту:
Дт Незавершенное строительство
В дальнейшем этот резерв может быть использован компанией при учёте расходов по гарантийному ремонту:
Кт Расходы по гарантийному ремонту
2. Затраты, обусловленные деятельностью по выполнению договора в целом, которые можно отнести на конкретный объект (договор);
- страховые платежи
- затраты на конструкторскую и инженерную поддержку, которые не связаны непосредственно с конкретным объектом
- накладные расходы по строительству (например, на содержание общей бухгалтерии, на ночную охрану и освещение всей строительной площадки и т.д.)
Накладные расходы с одинаковыми характеристиками распределяются между отдельными объектами расчетным способом, исходя из нормируемого (оптимального, нормального) уровня строительной деятельности (ранее, в преимущественно государственном секторе строительства, для этих целей широко применялись так называемые Строительные Нормы И Правила — 4-ая часть СНИПа, сметные нормы и расценки). Предполагается, что данные нормы должны отражать оптимальный технологический и организационный уровень строительства. В настоящее время СНИПы (регулярно обновляемые и утверждаемые Госстроем РФ) по-прежнему широко используются строительными организациями всех организационно-правовых форм в качестве расчетной основы.
В соответствии с МСФО 11, к накладным расходам строительства могут быть отнесены также затраты по использованию заемных средств.
3. Прочие затраты, возникающие в связи с выполнением договора, которые по условиям договора возмещаются заказчиком.
К таким затратам относят ту часть общих административных расходов и расходов на НИОКР, которые обусловлены выполнением работ по договору и отражены в нем как затраты по договору, возмещаемые заказчиком.
Существует еще один элемент расходов подрядчика, который может учитываться двояко:
4. Расходы, связанные с подготовкой и подписанием договора (называемые также предконтрактными расходами).
К ним относятся расходы, понесенные для обеспечения заключения договора, например, расходы по разработке архитектурного проекта, технико-экономического обоснования, страхованию договора и т.д. Если а) эти расходы можно четко идентифицировать и надежно измерить и б) существует вероятность подписания контракта в том же отчетном периоде, в котором данные расходы возникли, то они включаются в затраты по договору. Это значит, что они должны отражаться на дебете счета “Незавершенное строительство”. Если же договор не подписан или существует предположение, что он не будет подписан в том же отчетном периоде, в котором возникли расходы по его подготовке, то понесенные затраты списываются в отчетном периоде их возникновения на расходы текущего периода.
При применении приведенной классификации затрат, следует помнить о существовании различий с традиционной российской классификацией (несмотря на одноименность терминов, например, операционные расходы и доходы). В данном тексте употребляются термины и понятия, принятые в МСФО. Кроме того, нет необходимости и даже некорректно искать какую-либо аналогичную классификацию. МСФО 11, основным вопросом которого является распределение затрат по договору строительного подряда, предусматривает для этой цели особый метод и особую классификацию затрат. Таким образом, единственным критерием выше приведенной классификации затрат является операционная деятельность, ограниченная правилами МСФО 11 и условиями конкретного договора.
В соответствии с МСФО 11 не могут быть отнесены к деятельности по договору и поэтому не должны включаться в затраты по договору следующие статьи расходов:
- общие административные расходы;
- коммерческие расходы или затраты на реализацию;
- расходы на НИОКР;
- амортизация простаивающих машин, которые не используются по конкретному объекту (контракту).
К реализационным расходам относят расходы на упаковку, транспортировку, рекламу. Строительный объект, возведенный для конкретного заказчика по договору, как правило, не требует такого типа расходов. Если же подрядчик использует рекламу строящегося объекта для продвижения своей организации на рынке строительных подрядов, то, очевидно, что заказчик не возмещает подобные расходы. Что касается амортизации простаивающих машин и оборудования, то необходимо разделять вынужденный или неизбежный простой (согласованный с заказчиком) от имеющихся у строительной организации основных средств, не задействованных для выполнения договора в течение всего срока его выполнения. В отношении общих административных расходов и расходов на НИОКР в МСФО 11 сделана оговорка, отдающая приоритет условиям конкретного договора. Та часть этих расходов, которая возмещается заказчиком, включается в затраты при расчете дохода и прибыли отчетного периода и отражается по дебету счета Незавершенное строительство. Невозмещаемая часть относится на расходы текущего периода.
Таким образом, затраты могут быть возмещаемыми, частично возмещаемыми (например, общеадминистративные и НИОКР) и невозмещаемыми (например, на реализацию), что следует из их классификации, приведенной в МСФО 11, а также из конкретных условий договора или из дополнительных соглашений, достигнутых в ходе выполнения работ по договору.
Источник
Учет в строительстве: оцениваем договоры и учитываем операции
Строительство сегодня занимает пятую строчку в структуре ВВП нашей страны, в этой сфере заняты сотни тысяч сотрудников, которые реализуют дорогостоящие промышленные объекты и возводят новые жилые микрорайоны. Все процессы в строительстве, реконструкции зданий, капитальном ремонте осуществляются поэтапно. Каждый этап важен, начиная от разработки концепции, проектной и рабочей документации, инженерно-геодезических изысканий и заканчивая регистрацией готового объекта.
Для бухгалтера, который работает в строительстве, очень важно понимание этих стадий, их взаимосвязь и этапность. Давайте разберемся с тем, какие особенности учета существуют в строительстве, какие операции могут проводить хозяйствующие субъекты, как учитывать операции на счетах бухгалтерского и налогового учета, какими документами в бухгалтерской программе отражать данные операции.
Начнем по порядку. В строительной организации, как и во всех других организациях, все доходы и расходы подразделяются на два больших блока: связанные с основным видом деятельности (строительным) и внереализационные. А расходы, кроме того, делятся на управленческие, которые учитываются по Дебету счета 26 и связанные с реализацией, которые учитываются по Дебету счета 20 в разрезе объектов строительства.
бухгалтерский учет выручки по основному виду деятельности (строительно-монтажные работы)
Д-т 62. 01 К-т 90.01
Дт 90.03 Кт 68.02
себестоимость строительных работ
Дт 90.2 Кт 20.01 при закрытии месяца
бухгалтерский учет доходов по внереализационным доходам (продажа имущества, % по займам и пр., что не связано со стройкой)
Д-т 76.09 К-т 91.01
Учет расходов
Как я уже отметила выше, в строительстве существует два типа расходов:
- строительные, т.е. связанные с основным видом деятельности. Для отражения их учете используется счет 20.01 по Дебету.
- управленческие (общехозяйственные) расходы, т.е. связаны с управлением организации. Это могут быть:
зарплата и налоги управленческого персонала
канцтовары, страховки КАСКО/ОСАГО, взносы в СРО, представительские расходы, почтовые расходы, лизинговые услуги
Д-т 26 К-10,60, 97.21
Какими правилами должен руководствоваться бухгалтер для корректного отражения расходов по строительству на счетах бухгалтерского учета? Какое значение имеют договоры?
Обращаем внимание на качество первичных документов — учитываем последствия
Статья 9 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает, чтобы бухгалтер обращал особое внимание на оформление первичных документов и дает подробный перечень обязательных реквизитов.
Пункт 2: Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
- подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Также бухгалтеру стоит обратить особое внимание на два пункта из вышеуказанной статьи:
«Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок» (пункт 1 ст.9).
«Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания» (пункт 3 ст.9).
Кроме этого, при принятии первичных документов к бухгалтерскому учету делается их анализ, в результате которого выясняется, а возможно ли конкретный документ принять к налоговому учету.
Важное условие: чтобы полученные документы бухгалтерия могла учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли и принять НДС к вычету, эти документы должны соответствовать п.1 ст.252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованы, а все затраты документально подтверждены.
Обоснованные расходы — это экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденные расходы— это затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Внимательно оцениваем договор и его условия
Любой бухгалтер, работающий в строительстве, понимает, что договор — это очень важная составляющая строительного бизнеса и он важен по трем причинам:
- договор формирует либо доходную, либо расходную часть бизнеса,
- любым договором можно сэкономить либо полностью использовать объемы своих оборотных средств.
- от содержания договора, корректности отраженной в нем информации, зависят финансовое состояние организации, которое отражается в итоговых формах бухгалтерской отчетности и важно для инвесторов, партнеров-займодавцев и налогооблагаемая база по налогам, которую контролируют налоговые органы.
Сразу отмечу, что п.2 ст.54.1 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик при исчислении налога на прибыль вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно двух условий:
- Основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- Обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Именно такое понимание договора и особое внимание деталям при заключении его позволят минимизировать правовые, финансовые и налоговые риски.
Поэтому, после того как бухгалтер проверил соответствие первичных документов положениям 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и положениям статей 54.1 и 252 НК РФ, необходимо детально ознакомиться с содержанием договора, чтобы понять какие проводки надо сделать в бухгалтерском учете и каким документом оформить операцию в бухгалтерской программе.
Проверяем договор
Строительство — это сложная отрасль, где очень много рисков, связанных с проектировкой объекта, правильно проведенными геодезическими изысканиями, качеством строительных материалов, слаженной работой подрядчиков и прочими условиями. Поэтому договор в строительстве имеет особо важное значение и является одним из самых сложных договоров. Мы разработали свой алгоритм проверки договора, предлагаю вам попробовать использовать его в своей работе. Если вы пользуетесь своим алгоритмом, то, возможно, какие-то пункты, приведенные ниже, могут оказаться вам также полезны.
1. Реквизиты (название, отражающее вид договора, дату, номер, место заключения). Например, для строительной отрасли — это договор подряда, аренды строительного инструмента или строительной техники, субподряда, договор поставки строительных материалов.
2. Вводная часть договора («преамбула»). Как правило, в этой части договора содержится информация, идентифицирующая участников договора: название организации, должность, ФИО лица, представляющего ее интересы (по доверенности или на основании Устава), заключающего договор.
При проверке этого раздела вам необходимо сверять информацию, указанную в договоре с выпиской из ЕГРЮЛ, которую можно найти на сайте ФНС. Помните, что если договор заключен лицами, которые не имеют юридических полномочий представлять интересы организации, то он будет считаться юридически незаключенным. Для строительных организаций в данном разделе по уже сложившейся практике, указываются также данные СРО (номер и дата), так как без СРО строительные работы проводить нельзя. А также многие организации, которые находятся на упрощенном режиме налогообложения, указывают в этом разделе информацию о своем режиме (поставщики сырья и материалов могут применять УСН). Следует обратить внимание на то, что организации, которые выполняют строительно-монтажные работы, имеют право использовать только основную систему налогообложения.
3. Предмет договора. В предмете договора указывается информация — что это за договор: подряд, субподряд, поставка сырья и материалов, аренда строительного инструмента или строительной техники с экипажем.
Что строительным организациям важно отразить в данном разделе договора, чтобы не было претензий со стороны контролирующих органов?
При формировании этого раздела очень важно учитывать, что все расходы строительной организации делятся на два крупных блока. Либо это расходы управленческие (административные), либо это расходы, связанные с объектом строительства.
Если расходы, указанные в договоре, связаны с конкретным объектом строительства, то вам необходимо указывать наименование объекта строительства и его адрес буква в букву в полном соответствии с разрешением на строительство объекта либо в договоре подряда с заказчиком.
Также в данном разделе указывается вариант выполнения строительных работ (собственными силами или с привлечением субподряда). Данное условие является очень существенным для строительного договора, т.к. влияет на налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль.
Кроме того, вам нужно учитывать, что часто, раздел предмет договора, а также другие разделы договора содержат отсылки на приложения. Сама нумерация разделов договора, абзацев правовых положений внутри каждого раздела, приложений договора, названия приложений должны четко совпадать с информацией текста договора. В реальной жизни на практике этому не уделяется достаточно внимания, при этом такого сорта разночтения могут иметь для организации серьезные правовые последствия.
4. Цена договора и условия оплаты. Это очень важная часть любого договора в бизнесе, а тем более в строительстве. Цена договора должна соответствовать итоговой строке сметы. Когда цена договора указана в формулировке сумма, в т.ч. НДС, то и в смете формулировка должна быть такой же. Не допускайте в формулировке никаких разночтений и обязательно указывайте ставку НДС. Часто, на практике, встречаются варианты, что в смете, в отличие от договора, НДС выделяется сверху без указания ставки. Очень важно выделять ставку НДС и указывать ее, особенно учитывая, что с 01 января 2019 г. она стала 20%.
Практика показывает, что часто в данном разделе есть разночтения следующего характера. Содержится формулировка, что цена по договору устанавливается ведомостью согласования договорной цены, а между тем прикладывается смета. Обратите внимание: это два разных документа. Лучше придерживаться формулировки сметаи в указании цены договора и названии самого документа, которая является приложением к договору и его неотъемлемой частью. Тем более, что ст.743 ГК РФ такой подход поддерживает:»Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ».
На практике разночтения в названии документов почти всегда имеют правовые последствия. Если вы упомянули в договоре оба документа (ведомость согласования договорной ценыи смета), то они должны быть оба приложены к договору для обоснованности расходов.
5. Права и обязанности сторон— это самый емкий из всех разделов. В договорах подряда и субподряда он содержит детальное описание процедур выполнения, извещения о готовности и сдаче выполненных строительных работ. Обратите внимание на следующие три пункта:
1) Обязательно должна быть прописана в договоревозможность принятия частями работ и расходов для бухгалтерского и налогового учетана подрядные или субподрядные работы. Например, работы сдаются поэтапно или согласно графику выполнения работ (графиком следует предусмотреть хронологию сдачи работ).
2) Возможность отказа в приемке работ с написанием мотивированного отказа. Спорные ситуации, которые возникают при исполнении строительного договора связанны в том числе и с качеством принимаемых выполненных работ. Эти ситуации влияют на расходы и доходы организаций-участников договора подряда и субподряда, а также на обязанности оплаты выполненных работ (т.е. расходования оборотных средств) и формирования налогооблагаемых баз по НДС и, конечно, прибыли у участников договора.
Важно понимать, что существует обратная пропорциональная зависимость между участниками договора. Что для заказчика и подрядчика, для подрядчика и субподрядчика, соответственно, расходы по налогооблагаемой базе по прибыли и НДС к зачету для одной стороны, то является налогооблагаемой базой по этим налогам для другой стороны.
На практике нередко встречаются ситуации, когда заказчик, испытывающий трудное финансовое положение, не готов платить за выполненные работы и отказывает в приемке работ. В такой ситуации для подрядчика важно не допустить, чтобы выполненные объемы работ не стали налогооблагаемой базой по НДС и прибыли и вы, со своей стороны, должны получить мотивированный отказ в приемке работ. Такой отказ должен содержать обоснованную причину в отказе приемки работ и ссылку на ГОСТы и строительные нормативы.
3) Многие строительные подрядные организации прибегают к услугам организаций-субподрядчиков. Строительные организации-заказчики, чтобы обезопасить себя от финансовых потерь в части получения вычета по НДС и расходов по прибыли, когда договор содержит условие выполнения работ с привлечением субподряда, прописывают в договоре свое право компенсации такой потери за счет стороны подрядчика.
Если при проверке всех субподрядчиков выявится схема или какой-то один субподрядчик будет признан недобросовестным, то указание такого условия в договоре позволит в досудебном или судебном порядке получить компенсацию в размере незачтенного налоговиками НДС и расходов по прибыли.
6. Ответственность сторон. В данном разделе договора предусматриваются пени и штрафные санкции для каждой из сторон участников договора за нарушение сроков оплаты, выполнения работ, использование некачественных материалов и др. Вам как бухгалтеру нужно учитывать, что возможность взыскания штрафных санкций прописывается в договорах строительства вариативно. Это может быть либо правом заказчика, подрядчика, либо обязанностью. Обратите свое внимание на то, что формулировка обязанности имеет налоговые риски, а именно, обязанность начислить эти санкции и включить в налогооблагаемую базу по прибыли.
Строительные расходы — отражение в учете
Итак, мы с вами разобрались с понятием первичных документов и договора в строительстве, а также определились с необходимыми требованиями к ним. Теперь разберем вопрос отражения расходов строительной организации при осуществлении основного вида деятельности. Какие это могут быть расходы и как они отражаются в бухгалтерской программе:
1. Поступление товаров, работ, услуг.
Источник