Основные средства могут быть приобретены следующими способами

Учет поступления основных средств

Больше материалов по теме «Основные средства» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Когда на предприятии начинают функционировать новые материальные активы, их поступление должно быть правильно оформлено, поскольку показатель стоимости введенных на баланс имущественных активов напрямую влияет на многие другие производственные факторы. Процедура оприходования основных средств должна соответствовать нормативным требованиям, подтверждаться документально и быть корректно проведена по бухгалтерским счетам.

Рассмотрим, какими путями могут попадать на предприятие основные имущественные фонды, как их правильно проводить по процедуре учета, в каких документах отображать.

Документальная регламентация поступления основных фондов

Для учета поступивших в организацию материальных активов следует руководствоваться официальными нормативными актами:

  • Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01;
  • Приказом об утверждении ПБУ Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. N 26н;
  • классификацией основных имущественных активов по амортизационным группам (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1).

Первичные документы – основания для учета вводимых основных фондов

Никакой имущественный актив не может возникнуть на предприятии «из ниоткуда»: его введение обязательно сопровождается рядом документальных подтверждений. На основании первичной документации, соответствующей конкретной группе производственных активов, и происходит оформление каждого объекта или их группы на балансовый учет. В зависимости от принадлежности к группе объектов, введение актива может сопровождать следующая «первичка»:

  • акт приема-передачи – для приемки различных объектов предусмотрена определенная его форма (ОС-1а – предусмотрена для сооружений и зданий; ОС-1 – для остальных одиночных объектов; ОС-1б – для групп основных средств, исключая сооружения и здания);
  • накладная (акт) приема оборудования – для оборудования, которому не требуется предварительный монтаж (форма ОС-14);
  • акт (накладная) приема-передачи оборудования с целью произвести монтажные работы – форма ОС-15.

На каждый новый объект из поступивших в эксплуатацию основных фондов необходимо завести специальную инвентарную карточку по установленному образцу:

  • для одиночного объекта ОС – по форме ОС-6;
  • для нескольких сгруппированных объектов – по форме ОС-6а.

В ней средству присваивается уникальный инвентарный номер, постоянный на все время эксплуатации актива (обычно это порядковый номер в определенной серии).

В этих карточках впоследствии будет отражена вся «жизнь» основного актива на предприятии:

  • поступление;
  • амортизация;
  • переоценка;
  • модернизация;
  • консервация-расконсервация;
  • восстановление;
  • выбытие (списание).

Результаты сводятся в единую инвентарную книгу, где окончательно производится учет основных фондов, которую нужно оформлять по форме ОС-6б.

В конце каждого месяца по инвентарным карточкам составляется учетная ведомость динамики основных фондов.

Первичная стоимость ОС

В данные учетные документы в обязательном порядке заносится первичная стоимость основных производственных фондов, ее составляют затраты, которые по факту понесло предприятие на:

  • приобретение;
  • доставку;
  • монтаж;
  • сооружение;
  • приобретение сырья для создания;
  • уплату госпошлины на получение права и др.

ВАЖНО! В первичную стоимость поступивших основных фондов не входит сумма налога НДС и других сборов, подлежащих возмещению.

Аналитический и синтетический и учет ОС

Синтетический учет – это отображение первоначальной (в некоторых случаях, восстановительной) стоимости основного имущественного фонда на счете 01 «Основные средства».

Аналитический учет – отражение динамики каждого конкретного основного средства в любой момент времени (в результате данных этого учета всегда можно узнать, в каком состоянии находится каждый конкретный актив и какова его стоимость на текущий момент).

Каким путем могут поступать на предприятие основные активы

Основные фонды могут поступать в распоряжение предприятия различными способами. Самые распространенные из них следующие:

  • покупка у поставщика за денежный эквивалент;
  • создание собственными силами предприятия;
  • получение в дар (безвозмездно) согласно договору;
  • внесение в ООО уставного капитала или его доли;
  • бартер;
  • получение за вознаграждение в форме, отличной от денежной, по соответствующему договору.

Учет в зависимости от способов поступления ОС

Учет каждого объекта основных средств происходит по-разному, способ зависит от официального источника, откуда основной актив попал на предприятие. Разные пути обусловливают не только различную первоначальную стоимость, но и отличающиеся бухгалтерские нюансы.

  1. Покупка у поставщика. Нужно учесть полностью все расходы, включая транспортные и монтажные, при этом исключая НДС. По бухгалтерии это будет проведено таким образом:
    • стоимость приобретенного актива без НДС (дебет 08, кредит 60);
    • дополнительные траты на доставку, монтаж, наладку и т.п. (дебет 08, кредит 60 или 76);
    • выделение НДС (дебет 19, кредит 60 или 76);
    • введение основного актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
  2. Принятие по договору дарения. Нужно принять во внимание рыночную цену объекта, актуальную на момент принесения в дар (сумму нужно документально обосновать).

ВНИМАНИЕ! Предприниматели и организации не могут делать друг другу «подарки» на суммы, превышающие 5 минимальных заработных плат.

  • Д08 К98/2 — объект-основной актив получен безоплатно и принят к учету;
  • Д01 К08 — данный материальный актив вводится в эксплуатацию;
  • Д98/2 К91 – списание амортизации со счета 98 в «прочие доходы».
  • Внесение своей доли в уставной капитал. Стоимость ОС согласовывается учредителями и регламентируется в учредительных бумагах.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вносится средство на значительную сумма, превышающая 200 минимальных оплат труда, то оно должно быть дополнительно оценено независимым специалистом.

    Данные для бухгалтерского учета:

    • имущественный актив вводится вкладом в уставной капитал (дебет 08, кредит 75);
    • основной актив вводится в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
  • Создание ОС собственными силами производства (хозяйственный способ, строительство и т.п.) – учету подлежат все расходы на сырье, саму работу (если это необходимо, то по подрядам), транспортные затраты, монтаж и т.п. Бухгалтерский учет:
    • оплата труда подрядчиков (дебет 08, кредит 60 или 76);
    • стоимость сырья, материалов (дебет 08, кредит 10);
    • все остальные затраты, понесенные при создании ОС (дебет 08, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);
    • выделение НДС по всем типам расходов (дебет 19, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);
    • ввод нового актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
  • Получение по договорам, где вознаграждение предусматривает иные обязательства, кроме денежных – стоимость определяется таким же образом, как и при передаче объекта в дар (исходя из актуальной рыночной цены на подобные товары или услуги). Проводка по бухгалтерии:
    • прием средства к учету (дебет 01, кредит 08);
    • средство учтено и вводится в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
  • Читайте также:  Противозачаточные таблетки линдинет 20 способ применения

    Неучтенные основные средства

    Периодически на всех предприятиях проводится инвентаризация – дополнительный, промежуточный учет всех имущественных активов. Иногда результатом проведенной инвентаризации может стать обнаружение одного или нескольких основных средств, не поставленных на учет ранее.

    Такие фонды подлежат обязательному оприходованию.

    Для этого нужно выяснить их рыночную стоимость, которая будет действительна на момент обнаружения (этот момент и определит дату внесения на баланс). Учет должен быть произведен на счете «Основные средства» (дебет 01, кредит 91).

    Источник

    Основные средства

    Определение

    Основные средства — это средства труда, имеющие материально-вещественную форму и сохраняющие ее в процессе использования. Объекты основных средств предназначены для использования в течение длительного времени (свыше 12 месяцев). К основным средствам относятся здания, сооружения, земля, станки, оборудование, транспорт и т.п.

    Основные средства относятся к внеоборотным активам. В процессе использования они переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции (работ, услуг) посредством амортизации (износа).

    Критерии основного средства

    В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

    а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

    б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

    в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

    г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

    Амортизация основных средств

    Амортизация основного средства, т.е. ежемесячное списание его стоимости на затраты, может производиться следующими способами:

    • линейный способ;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    Второй и третий способ относятся к ускоренным способам амортизации, когда в первые годы списываются большие суммы, чем в последующие. Последний способ призван отразить зависимость износа оборудования от количества выпущенной с его помощью продукции, когда это сильней влияет на износ, чем срок службы.

    Не подлежат амортизации основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, земля, объекты природопользования, музейные коллекции т.п.).

    Читайте также:  Как заполнить способ ведения трудовой книжки выбранный по прежнему месту работы

    Анализ использования основных средств

    Анализ использования основных средств особенно актуален для фондоемких производств, где в себестоимости продукции большую долю имеет амортизация. На уровне бухгалтерской отчетности анализируют общее изменение стоимости основных средств, их долю в активах организации, а также фондоотдачу – отношение выручки к средней стоимости основных средств (см. подробней в Справочнике финансового аналитика).

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Источник

    Способы покупки основных средств: какой самый выгодный

    Покупка основного средства, как правило, дорогостоящее удовольствие. Здания, оборудование, автотранспорт: собственных денег компании на все может не хватить. Чтобы не извлекать их из оборота, бизнесмены предпочитают оформлять лизинг, кредит или рассрочку.

    Какой способ покупки ОС более выгодный, как внести основные средства на бухгалтерский и налоговый учет и в каких случаях применяется амортизационная премия: об этом и многом другом говорим в статье.

    Основное средство (и в бухгалтерском, и в налоговом учете) — это имущество , использование которого для хозяйственной деятельности компании предполагается дольше, чем в течение 12 месяцев. При этом первоначальная стоимость объекта ОС должна быть не менее 100 000 рублей (для налогового учета) и не менее 40 000 рублей для бухучета (с 2022 года этот лимит можно будет менять на усмотрение собственника — см. ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденные Приказом Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н).

    Варианты покупки основного средства

    1. На собственные деньги.

    Это наиболее простой способ приобретения ОС по оформлению и трудозатратам. Но главный его минус в том, что из оборота сразу выводится значительная часть денежных ресурсов. Приходуется объект проводками на сумму всех потраченных денежных средств (с учетом транспортных, монтажных, пуско-наладочных расходов и иных совершенных затрат).

    Гражданский кодекс дает возможность бизнесу приобретать основные средства с рассрочкой платежа. Согласно ст. 823 ГК РФ, продавец имущества может предоставить так называемый коммерческий кредит. Преимущества такой сделки в том, что ее можно оформить без третьего участника — кредитного учреждения, лизинговой компании, плюс — на цену объекта не начисляются проценты. Обычно рассрочка предполагает, что оговоренная сумма просто распределяется равными платежами на определенный период времени. Но в договоре могут быть подводные камни в виде уплаты страховок, комиссий, серьезного первоначального взноса (около 30%), так что итоговые затраты получатся такими же, как при кредите.

    Лизинговый договор можно оформить на любое «непотребляемое имущество»: имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, за исключением земельных участков (ст. 3 закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ). Предмет сделки обычно остается в собственности лизинговой компании, пока компания-лизингополучатель не выплатит полностью его стоимость. По сути это аренда с последующим выкупом. Но от обычной аренды эта сделка отличается тем, что сумма месячного платежа и срок выплат обычно подбираются так, чтобы за период действия договора лизингополучатель выплатил стоимость объекта с учетом вознаграждения лизингодателя.

    Отражение в бухгалтерском балансе возможно двумя способами (по договоренности сторон): имущество может учитываться на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя.

    Различные программы лизинга предлагает компания АК Барс Лизинг. Насколько покупка ОС с помощью лизинговой компании будет выгодней приобретения его в кредит можно посчитать с помощью специального калькулятора на сайте.

    4. На кредитные средства.

    В отличие от лизинга денежные средства, полученные в кредит от банка, компания может направить на покупку любого основного средства (в т. ч. и земельного участка). Еще один важный момент: объект сразу переходит в собственность, однако на него накладывается обременение в виде залога , который будет снят только в момент полного погашения кредита. При кредите имущество учитывается на бухгалтерском балансе заемщика (т.е. вашей компании).

    Как правило, проценты по банковским кредитам ниже, чем по лизингу. Но у лизинговых компаний налажены связи с поставщиками оборудования, автодилерами, которые предоставляют льготные условия, поэтому данная разница в процентах, вероятно, будет компенсирована за счет предоставляемой скидки.

    Многие банки с готовностью предоставляют заемные средства на приобретение объектов ОС. Например, по одной из программ Ак Барс Банка можно получить кредит под ставку от 7,42 % на покупку транспортных средств, спецтехники (в т. ч. сельскохозяйственной пр-ва Республики Беларусь).

    Проводки в бухучете при покупке ОС

    Основные средства принимаются к учету по их первоначальной стоимости (сумма покупки по договору, а также другие, связанные с ней, расходы: монтаж, транспортировка, вознаграждения посредникам, таможенные сборы и т. д.).

    НДС не включается в первоначальную стоимость актива, если компания его возмещает (п. 8 ПБУ 6/01). Плательщики УСН (т.е. компании, которые не являются плательщиками НДС) учитывают НДС в составе первоначальной стоимости приобретенного имущества.

    Первоначальная стоимость формируется по Дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Способ поступления имущества в компанию роли не играет. В момент ввода в эксплуатацию ОС с этого счета списывается стоимость объекта.

    Читайте также:  Вид светильника по способу установки

    На деле это выглядит так:

    • Дт 08 Кт 60 (10, 70, 76, 69) — приняты к учету расходы на приобретение или создание основного средства;
    • Дт 01 Кт 08 — сформирована первоначальная стоимость ОС;
    • Дт 19 Кт 60 — выделен входящий НДС.

    Если основное средство приобретается на денежные средства, полученные в кредит, то бухгалтер использует также следующие записи:

    • Дт 51 Кт 66 — получен заем на покупку ОС;
    • Дт 91-2 Кт 66 — начислены проценты за пользование займом;
    • Дт 66 Кт 51 — уплата процентов.

    Компании на УСН проценты по кредитам и займам могут включить в состав прочих расходов, согласно ст. 6 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

    Если приобретенное имущество находится в залоге у продавца (при рассрочке и кредитовании), тогда до момента снятия обременения необходимо отражать его стоимость на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

    Учет амортизации при покупке основного средства (в кредит и на собственные средства)

    Имущество, которое компания приобретает на заемные средства, в учете отражается в общем порядке. А именно:

    • принимается в состав ОС с момента ввода в эксплуатацию;
    • на него начисляется амортизация и сумма списывается в расходы (в бухгалтерском и налоговом учете);
    • проценты за пользование кредитом учитываются также в составе расходов в полном объеме.

    При учете амортизации не имеет значения на собственные или заемные средства компанием приобрела имущество, до или после полной оплаты переходит право собственности (см. п. 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91Н, п. 4 ПБУ № 6/01).

    Записи амортизации в бухгалтерском учете ведут следующим образом:

    Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 02 — начислена амортизация по ОС.

    По отдельным видам ОС амортизация не начисляется. К таким объектам относятся активы, которые не изменяют своих производственных качеств в процессе хозяйственной деятельности (например, земля, природные объекты, объекты культурного наследия и др).

    Применение амортизационной премии при покупке ОС

    Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ, часть суммы, затраченной предприятием на покупку основного средства (от 10 % до 30 %), допускается списать на расходы (амортизационную премию), остальные деньги отнести в первоначальную стоимость. Это позволит уменьшить налог на прибыль.

    Например, организация приобрела в качестве основного средства оборудование на 150 000 рублей. Амортизационная премия составит 15 000 рублей, а к налоговому учету принимается сумма 135 000 рублей.

    Амортизационная премия не применяется к имуществу, которое было куплено в лизинг и ставится на баланс лизингополучателя (письмо Минфина от 10.03.09 № 03-03-05/34).

    Срок полезного использования определяет сама организация на дату, когда ОС введено в эксплуатацию. Но она не берет ее «с потолка», а ориентируется на классификацию, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1.

    Все основные средства по этой классификации распределены на 10 амортизационных групп. И для каждой из них есть нижний и верхний предел.Так, компьютеры — это 2 группа ОС, и период их полезного использования составляет от 2 до 3 лет включительно.

    Важно: амортизационная премия применима только в налоговом учете. В бухучете — все средства, затраченные на приобретение ОС, идут на формирование стоимости актива.

    Подведем итог

    Итак, компании не хватает собственных денежных ресурсов на покупку ОС, можно попытаться получить рассрочку или обратиться за поддержкой в банк или лизинговую компанию.

    При этом учитывайте не только общую цену объекта и процентные ставки, но и применяемый в организации налоговый режим, возможность получить амортизационную премию и т.д.

    Ищите льготные программы кредитования бизнеса на внеоборотные цели. Их перечень вы можете найти на сайте Ак Барс Банка по ссылке .

    В частности, можно под разумный процент приобрести коммерческую недвижимость, купить новое оборудования или отремонтировать и модернизировать имеющиеся основные средства. Ак Барс участвует в программах льготного кредитования для малого бизнеса в рамках Постановления Правительства РФ № 1764 от 30.12.2018 и поддержки МСП для города Москвы, а также других программах поддержки бизнеса.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы