- Средства и приемы юридической техники
- Приемы юридической техники
- Приемы (способы) юридической техники
- Средства юридической техники
- Юридическая техника: понятие, виды, роль в правовом регулировании
- Понятие юридической техники
- Основной объект юридической техники:
- Задачи юридической техники:
- Технические средства юридической техники:
- Технические правила юридической техники:
- Виды юридической техники:
- Значение юридической техники для правотворчества, правоприменения и систематизации законодательства
- Юридическая техника: понятие и виды. Средства и приемы юридической техники
Средства и приемы юридической техники
Существуют различные определения понятия «юридическая техника». Суммируя различные понятия, можно отметить, что юридическая техника — совокупность правил (приемов), средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.
Соответственно, юридическую технику можно разделить:
- на правотворческую;
- правореализационную (правоприменительную);
- интерпретационную.
Приемы юридической техники
Важнейшим видом юридической техники является правотворческая, которой присущи свои приемы (способы) и средства. Учитывая это, можно сказать, что правотворческая техника — это совокупность приемов (способов) и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативных правовых актов.
Приемы (способы) юридической техники
По степени обобщения конкретных показателей:
- абстрактный — при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;
- казуистический — при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.
По способу изложения элементов юридической нормы:
- прямой — гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;
- отсылочный — отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;
- бланкетный — разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.
Средства юридической техники
В качестве средств правотворческой техники, в частности, используются:
1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль права;
2. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.;
3. структурное построение: определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.);
4. правовые презумпции — предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом;
5. правовые фикции — несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим;
6. правовые аксиомы — положения, не требующие в юридическом процессе доказательств (нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; нет преступления без указания на то в уголовном законе и др.);
7. правовые оговорки — имеющие специальную нормативно- лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок — те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.).
Источник
Юридическая техника: понятие, виды, роль в правовом регулировании
Понятие юридической техники
Юридическая техника — совокупность методов, принципов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенствования.
Иначе, юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности (А.В. Малько).
Юридическая техника — это система профессиональных юридических правил и средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности в сферах правотворчества, правоинтерпретации, властной и невластной реализации права, обеспечивающих совершенство его формы и содержания (М.Л. Давыдова).
Таким образом, Давыдова определяет юридическую технику как более широкое понятие.
Важнейшая разновидность юридической техники — законодательная (правотворческая), в частности, кодификационная техника.
К основным принципам ЮТ относят:
- общие принципы управления применительно к правотворчеству:
- соответствие правового воздействия государственной политике в данной сфере общественных отношений;
- полнота и конкретность регулирования;
- своевременность введения правового акта в действие;
- реализуемость правового решения (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов и т.д.);
- принцип системности права :
- структурирование права на отрасли, подотрасли, субинституты и институты, а также установление взаимоотношений правовых актов по их юридической силе;
- соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов;
- соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа;
- изменение действующего законодательства в связи с принятием нового акта;
- соответствие выражения языковыми средствами существу (концепции) правового решения;
- обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений;
- правильность оформления акта как официального юридического документа.
Основной объект юридической техники:
-
- текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний.
При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.
Задачи юридической техники:
-
- структурирование правового материала;
- совершенствование языка правовых актов (делать его более понятным, точным и грамотным).
Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
Технические средства юридической техники:
-
- юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта);
- юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п. — те или иные правовые режимы, юридический составправонарушения и т.п.).
Технические правила юридической техники:
-
- ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
- сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
- последовательность в изложении юридической информации;
- взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
Технические приемы юридической техники — это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).
Виды юридической техники:
-
- законодательная (правотворческая);
- систематизация нормативных актов;
- учет нормативных актов;
- правоприменительная.
Значение юридической техники для правотворчества, правоприменения и систематизации законодательства
Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования — от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.
Источник
Юридическая техника: понятие и виды. Средства и приемы юридической техники
Виды юридической техники:
1) законодательная (нормотворческая, законотворческая техника);
2) правоприменительная (правореализационная или техника индивидуальных правовых актов);
3) интерпретационная или техника актов официального толкования;
4) техника систематизации и учёта нормативных правовых актов;
5) техника обнародования (опубликования) нормативных правовых актов.
В качестве самостоятельных видов юридической техники иногда также рассматриваются:
— техника судебной речи;
— следственных действий и т.д.
Каждый вид юридической техники в различных отраслях права (помимо общих) имеет свои особые технико-юридические приемы и средства выражения.
К числу основных общих правил юридической техники (в большей степени законодательной) чаще всего относят:
1) наиболее полное, адекватное выражение воли законодателя;
2) рациональную организацию и логическую последовательность изложения нормативных предписаний, помещаемых в нормативном правовом акте;
3) отсутствие пробелов и противоречий в нормативных правовых актах и во всей системе законодательства;
4) краткость и компактность изложения правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания;
5) ясность, простоту и доступность языка нормативных правовых актов, точность и определенность используемой терминологии;
6) сведение к минимуму количества нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им;
7) своевременное обнародование и вступление в силу законов и других правовых актов в соответствии с установленным порядком.
Три группы юридической техники:
1. Правила, приемы, средства, способы и методы, используемые для внешнего оформления нормативных и индивидуальных правовых актов.
2. Правила, приемы, методы рациональной организации структуры, стиля, логико-языкового построения содержания правовых предписаний, обеспечения взаимосвязи юридических норм, изложения их структурных элементов.
3 Правила, приемы и способы разработки и оформления правоприменительных и интерпретационных актов.
4. Правила, приемы систематизации и учета нормативных правовых актов. Каждый вид систематизации (инкорпорация, консолидация и кодификация) имеет свои особенности, свои специфические приемы и правила.
5. Правила, порядок и условия опубликования, содержащиеся в Конституции РФ, Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указе Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», а также в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Что касается группы правил, приемов и других элементов юридической техники, относящихся к структуре, языку, логике изложения, то тут на первое место выходят требования о непротиворечивом изложении нормативного материала, его полноте, ясности, понятности, взаимосвязи с уже действующими правовыми предписаниями в рамках соответствующих институтов, отраслей и всего законодательства в целом. Логическую схему построения нормативных правовых актов и прежде всего законов можно свести к трем наиболее значимым частям: общей, основной и заключительной. Структурными элементами текста акта выступают разделы, главы, статьи, пункты.
Общая часть включает в себя положения, определяющие предмет регулирования, значение используемых терминов, принципы правового регулирования.
В основной части находят отражение компетенция органов государственной власти, права и обязанности субъектов права, порядок осуществления деятельности в рамках регулируемых отношений, меры ответственности и другие вопросы.
В заключительной части (заключительных и (или) переходных положениях) устанавливаются порядок и сроки вступления акта в силу, предстоящие изменения в законодательстве и некоторые другие вопросы.
Отдельную и довольно обширную тему в рамках юридической техники составляет язык законодательных актов. Своеобразие нормативно-правового стиля языка состоит в том, что он выражает волю законодателя, формирует официальные документы. Его характерными чертами являются безличность, нейтральность, точность, конкретность, простота и лаконичность. Язык закона, других правовых документов строг, стандартен, официален. Отметим, что образцом блестящей лаконичности и афористичности, но одновременно непревзойденной точности и глубины мысли до сих пор является язык законов Древнего Рима. Сегодня во многих странах установлены нормативные предписания по формулированию текстов законов, использованию определенного словарного арсенала в юридических конструкциях.
Основные требования к стилю и языку нормативных правовых актов выражаются, в частности, в необходимости использования в тексте закона терминов с четким и строго очерченным смыслом, употребления слов и выражений в прямом и непосредственном их значении, отказа от неоправданных неологизмов, неустоявшихся терминов, жаргонизмов, перебора с иностранной лексикой.
Глобализация, расширение международных контактов, однотипность многих юридических процедур с неизбежностью ведут к выработке своеобразного юридического «эсперанто», широкому употреблению международной правовой терминологии, иностранной лексики. Общее правило в правотворчестве здесь сводится к тому, что использование иностранных терминов допустимо в тех случаях, когда они понятны и когда отсутствует соответствующий термин в русском языке.
Важным элементом юридической техники является юридическая терминология – словесное обозначение государственно-правовых понятий. Она имеет своеобразную классификацию и состоит из определенных подвидов: общеупотребительная терминология, специальная юридическая терминология и специальная неюридическая терминология.
Кроме того, в составе юридической техники выделяют специальные средства или нетипичные нормативные построения и предписания.
К ним относят:
Правовые презумпции – это предположения о наличии или отсутствии определенных фактов, которые подтверждаются или опровергаются в процессе доказывания. Классическим вариантом является презумпция невиновности (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ). Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые презумпции. К общеправовым презумпциям, многие из которых одновременно являются принципами права, относят: истинность и целесообразность норм права; правосубъектность лиц и организаций, вступающих в правовые отношения; добропорядочность граждан; знание законов субъектами права и др. Межотраслевые презумпции: презумпция отцовства (ч. 2 ст. 48 СК РФ); презумпция равенства доли имущества каждого из супругов при разделе его и др. Примером отраслевой презумпции служит презумпция о значительном повышении степени общественной опасности деяния при его совершении группой лиц (ч. 7 ст. 35 УК РФ).
Правовые фикции – сформулированные в законодательстве положения о несуществующих фактах, которые признаются существующими, а потому имеющими определенные юридические последствия. Применение фикций имеет длительную историю – они использовались еще в практике римского права. Общеизвестен пример, когда при одновременной смерти родителей и детей в результате кораблекрушения или сражения применялось следующее правило: если вместе с родителями погибали несовершеннолетние дети, то пережившими предполагались родители; если же погибали родители и их совершеннолетние дети, то пережившими предполагались дети. Это имело очень важное значение при рассмотрении дел о наследстве.
С известной долей условности к правовой фикции можно отнести и теорию юридического лица. Известный немецкий юрист Савиньи считал юридическое лицо «субъектом права, фактически не существующим в реальности». Классическим примером фикции в гражданском праве является начало исчисления срока для признания гражданина умершим (ст. 45 ГК РФ) или безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ). Применяя этот прием юридической техники, законодатель дисциплинирует участников гражданского процесса, добивается четкой организации судопроизводства, своевременного разрешения дел в судах.
Правовые аксиомы – это положения, которые не требуют доказательств в юридическом процессе. Они так же, как и неопровержимые презумпции, взаимосвязаны и очень схожи с принципами права, хотя и не тождественны с ними. В отечественной юридической науке этот термин появился сравнительно недавно – примерно в 60-е гг. прошлого столетия. Хотя многие аксиомы были известны с глубокой древности: никто не может быть судьей в собственном деле; никто не может передавать другому больше прав, чем имел бы сам; никто не обязан сам себя обвинять; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; закон обратной силы не имеет и т.д.
Юридические конструкции – идеальные модели, схемы, шаблоны структурного построения прав, обязанностей, ответственности и иных элементов, используемых законодателем для формулирования правовых норм. Юридические конструкции – результат многовековых усилий науки и практики. Они упрощают процесс правового регулирования, делают его более четким, ясным, определенным. Например, в сфере гражданского права – это договор, право собственности; в уголовном праве — состав преступления, невменяемость и др.
Правовой символ – создаваемый или санкционируемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое или слышимое образование, которому придается политико-правовой смысл, используемый для передачи правовой информации адресату (Государственный флаг, Государственный гимн, Государственный герб, сигналы светофора при регулировании дорожного движения, дорожные знаки, логотипы и т.д.).
Кроме того, существует целый ряд правил, приемов и способов юридической техники, которые применяются при построении легальных дефиниций, формулировании норм права (абстрактный, казуистический способы); изложении их в статьях законодательных актов (прямой, отсылочный, бланкетный способы); при перечислении в текстах законов объектов, условий, обстоятельств (исчерпывающий, примерный перечни); при внесении изменений и дополнений в законы, официальном признании их утратившими силу; при использовании примечаний, оговорок, написании количественных показателей меры, веса, объема, длины, расстановке знаков препинания, употреблении аббревиатур, разделительных и соединительных союзов, и множество других способов.
Минюст России особо подчеркнул необходимость разработки и применения в нашей стране общих правил законопроектной работы, в том числе технико-юридических, которые должны быть установлены Правительством РФ.
В нашей стране требования юридической техники получили нормативное закрепление в регламентах ГД, Совета Федерации и Правительства РФ, правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Трудно переоценить роль, которую призваны сыграть в развитии юридической техники недавно подготовленные по инициативе Правового управления Аппарата ГД Главным государственно-правовым управлением Президента РФ, Правовым управлением Аппарата Правительства РФ, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации и Министерством юстиции РФ Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Этот документ, безусловно, окажет положительное влияние на преодоление ошибок, связанных с содержанием и формой законопроектов, устранение разнобоя реквизитов и рубрик законодательных актов, утверждение стереотипной структуры, единого стиля изложения, тщательной отработки механизма действия законов.
К сожалению, приходится констатировать, что хорошо продуманной, научно выверенной нормативной базы по вопросам юридической техники в стране не существует. Предполагалось, что начало их решения будет положено в Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», принятом ГД в первом чтении еще в 1996 году. Однако работа над ним по непонятным причинам была приостановлена. Лишь недавно Президент России по докладу Минюста РФ поручил вновь подготовить и внести такой акт.
Источник