Основные способы воздействия толпе

Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой

Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.

Толпа с точки зрения психологии

Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.

Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» — кричала толпа на Голгофе. «Жги ведьм!» — бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» — восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.

Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.

Психологические особенности толпы

Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на эмоциях. У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.

Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.

Феномен психического заражения

Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.

В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».

Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает. Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние. Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.

Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.

Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?

Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет лидер), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.

Утрата рационального контроля

Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им. Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.

Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.

Как образуется толпа

Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.

Из кого состоит толпа

Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.

  • Зачинщики — ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
  • Следующий «слой» — наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
  • Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
  • «Хулиганы» — это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.

Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики. Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.

Читайте также:  Нет доступных способов вывода

Стадии возникновения толпы

Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.

  1. Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
  2. Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
  3. Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
  4. Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.

Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.

Виды толп

Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:

  • агрессивной и спасающейся;
  • конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.

Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.

По степени активности

Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.

  • Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
  • Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.

По характеру эмоциональности

Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:

  • Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
  • Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
  • Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.

По степени стихийности

Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.

  • Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
  • Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.

Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.

Как управлять толпой

Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.

Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:

  • С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
  • С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.

Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:

  • Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака — того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
  • Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
  • «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.

Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою индивидуальность, утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью противостоять внушению и эмоциональному давлению.

Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень агрессивности людей.

Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.

Источник

Инструменты воздействия на толпу

Заражение

Это особый способ воздействия, ведущий к интеграции больших масс людей (массовые психозы, ре­лигиозные экстазы и т.п.). Феномен заражения известен уже давно и имеет многообразные проявления, начиная от массовых вспышек различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, религиозного экстаза, вплоть до массового поли­тически окрашенного психоза (например, фашизм). Массовому психозу могут быть подверже­ны целые народы.

Читайте также:  Все способы сделать турник

Многие политические лидеры используют знания ме­ханизма заражения в свой практике. Например, в фашистской пропаганде была разработана особая концеп­ция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения, Т.е. доведения до состояния экстаза. После этого ситуа­ция развивалась по законам заражения.

Феномен заражения может иметь место как в условиях антисоциального и неорганизованного поведения (раз­личные стихийные бедствия и т.п.), так и в массовых сознательных социальных действиях (митинги, манифес­тации и т.п.). Изучение различных форм психического заражения, проявляющихся в массовых социальных дви­жениях, особенно в периоды нестабильности общества, является одной из задач социальной психологии.

Внушение

Это особый вид воздействия на людей. В отличие от заражения, это уже «целенаправленное, неар­гументированное воздействие одного человека на другого или на группу». Таким образом, внушение пред­ставляет собой процесс передачи информации, основан­ный на ее некритическом восприятии.

В научной литературе до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о соотношении внушения и заражения. Одни авторы считают, что внушение так же, как и подра­жание, является одним из видов заражения, а другие приводят ряд отличий внушения от заражения.

Исследования внушения очень важны для таких сфер, как пропаганда и реклама. Метод внушения в ходе пропа­гандистского воздействия выступает как метод своеобраз­ного психопрограммирования аудитории, другими слова­ми, относится к методам манипулятивного воздействия.

Подражание

Один из механизмов воздействия людей друг на друга. Подражание имеет много общего с зараже­нием и внушением. Специфика подражания заключается в том, что это не простое принятие внешних черт поведе­ния другого человека или психических состояний масс, а «воспроизведение индивидом черт и образцов демонстри­руемого поведения». В свое время разработкой идей о роли подражания в обществе занимались Н.К.Ми­хайловский и Г.Тард, ими была выведена так называемая теория подражания.

Толпа оказывает на человека мимолетное влияние, хотя иногда созданное ею настроение удерживается у человека довольно долго. Если новые стимулы, воздействующие на толпу, приведут к созданию новых эмоций, то тогда связь, объединяющая до этого толпу, подвергнется распаду. Например, если толпу демонстрантов поливать водой, то под влиянием инстинкта самосохранения или страха, толпа распадется. Привести к распаду толпы может и влияние других чувств, устремлений (голод, чувство юмора и т.д.), возбуждений, направленных к иным целям, чем первоначальные.

Знание таких психических механизмов, с одной сторо­ны, помогает преодолевать или психически обезоружи­вать толпы, а с другой стороны, знание механизмов, объ­единяющих толпы, может быть использовано для возбуж­дения их и манипулирования ими.

3.1.3. Противодействие толпе [163]

Умение противодействовать толпе – важное качество любого управленца. Основные правила усмирения толпы можно сформулировать следующим образом:

— необходимо структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их лидеров и структуру);

— предложить толпе какую-нибудь значимую цель и программу ближайших действий, чтобы ее поведения стало более осознанным, цели и алгоритмы действий для отдельных частей толпы;

— показать наличие социального контроля (назвать несколько фамилий, имен членов толпы);

— если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шеренги, ряды и развести по частям;

— постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;

— постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет к смене настроения толпы на негативное, к панике.

Публика

Это «формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контак­те; именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию». Другое, более крат­кое, определение приводит Г.М.Андреева советский психолог, основательница советской социальной психологии.

Андреева Г.М. о публике

«Публика — это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т.п.»[164]

Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собра­нием людей.

Несмотря на то, что публика является одной из форм стихийной группы, элемент стихийности выражен в ней слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведе­ние индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в те­атре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе.

Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной. Собранная (собравшаяся) публика — это объединения людей, ожидающих сходные переживания или интересу­ющихся одним и тем же предметом. Основой обособле­ния публики будет выступать общий интерес или поляри­зация установок вокруг одного и того же предмета или намерения. Другой важной чертой объединения публики выступают сходство установок и готовность к реагирова­нию определенным образом.

Так, в собрании людей, произошедшем после воздей­ствия на всех одних и тех же стимулов (фильм, лекция, футбольный матч), образуются определенные сходные или общие реакции, переживания и устойчивые ориента­ции. Но так как публика остается массовым собранием людей, то в ней продолжают действовать законы массы. В публике могут возникнут психические явления, свойст­венные толпе: общее эмоциональное напряжение, утрачи­вание рефлексивности, ощущение единства и солидар­ности. Поэтому порой даже незначительный инцидент легко может превратить некоторые виды публики в агрес­сивную или экспрессивную толпу. Например, во время спортивных зрелищ часто аморфная публика превращается в неуправляемую, терроризирующую толпу, устраивающую беспорядки и вандализм (драки, битье стекол и др.).

Аудитория

(от лат. auditorium — место для слушания) — «совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при ми­нимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодейст­вии их друг с другом». Таким образом, аудито­рия может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудито­рия той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д.

Аудитория представляет собой сложное и неоднород­ное образование, и это во многом обусловлено тем, что разные люди по-разному воспринимают и усваивают ин­формацию из-за различия личных качеств и различия культурных норм и ценностей, присущих каждому инди­виду в отдельности. Поэтому, если одна часть аудитории будет стараться любыми способами ставить барьер на пути усвоения информации, не соответствующей ее куль­турным стереотипам либо кажущейся не важной для нее на данный момент времени и т.д., то другая часть этой же аудитории будет живо воспринимать ту же самую инфор­мацию. Таким образом, для любой аудитории свойствен­но деление на отдельные общности, индивиды которых начинают взаимно общаться и обмениваться мнениями о полученной информации. Подобные общности называ­ются социальными кругами, и в них составляется общее мнение относительно какого-либо события.

Читайте также:  Способ применения инъекций диклофенака

Масса

Масса — это «аморфная совокупность людей с мини­мальным уровнем групповой интеграции и организации».

У массы «нет никакой социаль­ной организации, никаких обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, ни­какой организованной группы установок, никакой струк­туры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые обособлены, изолированы, анонимны и, таким образом, однородны в той мере, в какой имеется в виду массовое поведение».

Несмотря на то, что массовое поведение это не согла­сованное действие множества индивидов, а лишь сово­купность индивидуальных линий поведения, оно может оказывать значительное влияние на общество. Если инди­видуальные линии сходятся, то масса становится могуще­ственной силой. Например, сдвиги в избирательных инте­ресах масс могут привести к краху одной политической партии и возвышению другой, что очень актуально в настоящее время для России.

В отличие от толпы, может быть в некоторой степени организо­ванной. В этом случае большую роль играют организато­ры. Организаторы масс известны заранее, это лидеры тех ор­ганизованных групп, представители которых принимают участие в данном массовом действии. Поэтому в данном случае в действиях массы заранее продуманы и более четки не только конечные цели, но и тактика поведения индивидов.

Несмотря на отмеченные отличия массы от толпы, ее существование также, как и толпы, неустойчиво, так как она достаточно разнородна и в ней могут не только суще­ствовать, но и сталкиваться различные интересы. Органи­зация массового поведения приводит к созданию соци­альных движений, в данном случае «вся его природа меняется, приобретая некую структуру, некую программу, некие определяющие традиции, предписанные правила, культуру, определенную внутригрупповую установку и определенное «мы-сознание».

Общественность

Общественность — это передовая часть общества, вы­ражающая его мнение. По мнению Г.Блумера, это естественный отклик людей на определенную ситуацию, находящий свое выражение в коллективном мнении или коллективном решении. Он выделяет следующие отличительные признаки общест­венности:

— во-первых, наличие какой-то проблемы;

— во-вторых, дискуссия, посвященная этой проблеме, в кото­рую вступают индивиды;

— в-третьих, наличие разного рода коллективных мнений относительно подхода к решению этой проблемы.

Общественность, как правило, состоит из заинтересованных определенным образом решить данную проблему групп и «незаинтересованного корпуса схожих со зрителями индивидов».

Примером общественности — объединение, протестующее против строительства башни «Газпром-сити»

В связи с этим возникает необходимость остановиться на общественном мнении как неком коллективном продук­те, который, с одной стороны, не следует понимать как какое-то единодушное мнение, с которым согласен каж­дый составляющий общественность индивид, а с другой — не обязательно мнение большинства. Его следует пони­мать как «некое мнение, составленное из нескольких мнений, имеющих место в общественности, а лучше — как центральная тенденция, установленная в борьбе между этими отдельными мнениями и, следовательно, оформленная соответствующей силой противодействия, которая между ними существует. В этом процессе мнение какого-либо меньшинства может оказывать гораздо боль­шее влияние на формирование коллективного мнения, чем взгляды большинства».

Формирование общественного мнения происходит в процессе публичной дискуссии, которая может вестись на различных уровнях и с разной степенью основательности. Заинтересованные группы, озадаченные нахождением способа решения появившейся проблемы, стараются за­воевать поддержку и лояльность со стороны внешней незаинтересованной группы, которая в данном случае выступает в роли арбитра или судьи. Качество сформиро­ванного общественного мнения во многом зависит от эффективности общественной дискуссии, которая в свою очередь находится в прямой зависимости от доступности и гибкости существующих механизмов массовой комму­никации (пресса, радио, общественные собрания).

Нередки случаи, когда та или иная заинтересованная группа использует разного рода манипуляции (а именно, пропаганду), для того чтобы привлечь общественное мне­ние на свою сторону, заставить людей принять их точку зрения. Увеличение общественных проблем, с одной сто­роны, и ограничение возможности обстоятельных дискус­сий по их поводу, с другой стороны, заставляют исследо­вателей общественного мнения обратить особое внима­ние на изучение механизма пропаганды. Изуче­ние общественного мнения — это важный ключ к пони­манию современного состояния общества.

Перед тем как перейти к рассмотрению групповых общностей, необходимо выделить и рассмотреть такое понятия, как социальный круг. По мнению Ф.Тенниса, социальный круг — это переходный этап от отношений к группе.

СОЦИАЛЬНЫЕ КРУГИ

Это некоторое количество лиц (со­став может меняться), постоянно встречающихся и под­держивающих постоянные личные контакты с целью об­мена информацией между собой, при этом не обладаю­щих ни четким отличительным признаком, ни определенной внутренней организацией, не ставящих каких-либо общих целей и не предпринимающих со­вместных усилий.

Таким образом, основная функция кругов всегда за­ключается в обмене взглядами, сведениями, новостями, комментариями и аргументами. В связи с этим Я.Щепаньский отмечал, что круги — это «общности дискутиру­ющих людей». Круги никогда не принимают решения, не действуют, не располагают исполнительным аппаратом. Поскольку здесь нет

круги, с его точки зрения, предстают как переходная форма от случайного контакта индивидов к устойчивой социальной группе.

Круги являются важным элементом общественной жизни. Социальные круги являются наиболее близкими к устойчивым реальным групповым общностям, при этом их необходимо отличать от социальных групп. Круг ока­зывает меньшее влияние на поведение своих членов и не осуществляет контроль за их поведением так эффективно, как это делает группа. Главным отличием является отсут­ствие устойчивых отношений, а в связи с этим и устойчи­вых обязанностей членов круга относительно друг друга. Хотя в кругу и существуют определенная солидарность, взаимная ответственность друг за друга, некоторое давле­ние на поведение, но четкой системы контроля нет. В определенных условиях, и это бывает часто, круг превра­щается в группу.

В научной литературе выделяют следующие виды со­циальных кругов: контактные круги, статусные социаль­ные круги, профессиональные круги (круги коллег), дружес­кие круги.

Контактные круги

Это социальные общности, воз­никающие в результате того, что определенное число людей постоянно встречается, например, в транспорте (троллейбусе, автобусе, электричке едут вместе на работу или с работы), очередях или на спортивных мероприятиях. В результате этого чисто пространственного контакта и наличия общей заинтересованности в теме дискуссий возникают мимолетные знакомства, происходит обмен взглядами и мнениями о политических, спортивных и других событиях в стране и за рубежом.

Границы контактных кругов очень размыты и неопре­деленны, их состав в основном определяется пространст­венными контактами. Такие общности не только очень легко создаются, но и распадаются.

Источник

Оцените статью
Разные способы