Основные способы типологизации политической культуры

Типология политической культуры

Политическая культура под влиянием общественных условий, а также новых норм и образцов поведения граждан вырабатывает и совершенствует свои внутренние черты и свойства, имеющие как всеобщее, так и типично групповое значение для отдельных стран, слоев, наций, регионов. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной общности вводится понятие тип политической культуры. С помощью данного понятия можно фиксировать наиболее общие черты поведения и политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на политические события. Поскольку оснований для выделения типов достаточно много, то естественно существуют различные классификации типов политической культуры.

В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная американцами Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделяют три основных типа политической культуры:

1. Патриархальная, для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы для этих изменений. Аполитичность, замкнутость на местной или этнической солидарности свойственны этому типу политической культуры. Такая культура может сразу стать господствующей в молодых государствах, но она присутствует и в развитых странах, когда кругозор большинства граждан ограничен принадлежностью к своим корням, своему месту проживания.

2. Подданическая, отличается сильной ориентацией граждан на политическую систему и результаты ее деятельности. Но одновременно отмечается низкая индивидуальная активность граждан, их слабое участие в функционировании политической системы. Достоинством этого типа политической культуры является ее способность мобилизовать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования. Это достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.

Необходимым компонентом этого типа политической культуры является жесткая централизация управления, келейность процессов принятия политических решений, Происходит постепенное истощение, деградация инициативы граждан. Государственная власть представляется в плане спускания сверху норм, которые необходимо выполнять, и регламента, которому нужно подчиняться. Людьми руководит боязнь наказания или ожидание благ.

3. Активистская (культура участия) – ей присуще высокий интерес граждан к политике, их хорошая информированность, стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели, высокая активность. Граждане пытаются оказывать влияние на процесс выработки и принятия решений. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым законам.

Авторы данной типологизации подчеркивают, что эти три типа на практике взаимодействуют между собой, образовывая смешанные формы с преимуществом тех или иных компонентов.

Для стран со стабильным демократическим режимом характерен гражданский тип политической культуры. Она является как бы синтезом подданической и активистской культур, обеспечивая характерные для демократии примирение крайностей, баланс постоянства и развития, политической активности масс и профессионализма политиков, лояльности граждан к политическим элитам и контроля за ними, автономии правительства и его подконтрольности; самостоятельности политической позиции граждан и их политической ответственности

Согласно Г.Алмонду и С.Вербе, с точки зрения демократического идеала как народовластия гражданская культура не является идеальной, ибо она предполагает ослабление интереса граждан к политике в условиях благополучного правления и активизацию их политического участия в кризисных ситуациях или в случаях неэффективности функционирования власти, нарушений ею конституций и т.п. Однако гражданская культура в целом наиболее соответствует природе современной представительной демократии.

Своеобразную типологию политической культуры предложил российский ученый Э.В. Баталов. Он считает, что на протяжении веков человечество выработало два основных цивилизованных механизма действие и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все стороны материальной и духовной жизни общества. Эти механизмы – рынок и государство. Их функционирование и структура не могут не находить отражения и проявления в политической структуре общества. Рынок регулирует не только экономические отношения. Он во многом предопределяет характер и особенности возникающих и существующих политических институтов и отношений. Он порождает и определенную политическую культуру, которую можно условно назвать “рыночной культурой “, не вкладывая в это понятие никакого ценностного смысла – позитивного или негативного.

Государство также выступает не только в качестве “машины подавления”, но и выполняет регулятивные функции в сфере экономики, политики, культуры. При этом оно как и рынок формирует определенный тип личности, поведения, социальных отношений, отличающихся от тех, которые порождает рынок. Создает оно и определенный тип культуры –“этатистскую”, существенно отличающуюся от рыночной.(Этатизм – от фр.etat –государство- засилие государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и др.деятельности).

Рыночная политическая культураесть культура рассматривающая политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разновидность бизнеса, сам политик или “товар”, или “бизнесмен”. Политические решения – результат “торговой сделки”. Эта культура ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, для которой высшей целью являются частные (реже групповые) интересы. Государство и другие политические структуры рассматриваются и оцениваются как средство реализации интересов.

Читайте также:  Вы не выбрали способ отправки

Этатистская политическая культура – это культура, связывающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Таковы два идеальных полярных типа, которые в чистом виде практически не встречаются, но логически образуют те полюса, между которыми располагаются, тяготея то к одному, то к другому полюсу, реальные политические культуры.

Источник

Типологизация политических культур

Сущность, структура и функции политической культуры.

Сущность, структура и функции политической культуры.

Западными политологами было замечено, что даже при­мерно равные условия развития политических отношений порождают большое разнообразие политических систем. Исследования подтвердили, что, помимо расстановки и соотношения социально-классовых сил, в развитии поли­тических систем большую роль играет политическая куль­тура населения. Пионерами в исследовании феномена по­литической культуры были американские ученые Г.Алмонд, С.С.Верба, Г.Пауэлл и др.

Чаще всего под «политической культурой» понимается совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и по­литическими общностями в определенной политической системе.

Сущность и характер политической культуры более детально раскрывается через ее структуру. В качестве ос­новных структурных элементов выделяют:

· исторический опыт и политические традиции,

· культуру политического сознания

· культуру политического участия.

· политический язык, мифы и этику.

Политический исторический опыт — это совокуп­ность политических навыков, знаний, норм поведения, на­копленных в процессе политической практики.

Опыт, накопленный в процессе эволюции политичес­ких отношений в обществе, приобретает устойчивость и трансформируется в политические традиции, т.е. устойчи­вые, передающиеся из поколения в поколение явления и нормы поведения. Сила политических традиций настоль­ко велика, что они могут значительно воспрепятствовать эволюционным и революционным преобразованиям в по­литической системе.

Вместе с тем традиции являются и стабилизирующим фактором. Так, приверженность таким ценностям, как законопослушание, патриотизм, демократия, крепкая семья, нравственность, обеспечивают согласие в обществе, устойчивость политических систем Швейцарии, Англии и других стран Запада.

Политическое сознание — это совокупность полити­ческих знаний, идейно-политических убеждений, полити­ческих ценностей, ориентации и установок, которыми оп­ределяется отношение людей к политической системе, политическим процессам и явлениям. В зависимости от уровня политического сознания это отношение может быть положительным и отрицательным, активным и пас­сивным, рациональным (разумным, целесообразным) и иррациональным (неразумным, бессознательным). Включает в себя такие элементы, как:

1) Политические знания включают в себя знания о поли­тике, власти, политических режимах, о функционирова­нии государства и других политических институтов, спо­собах влияния на власть, формах участия в политических процессах.

2) менталитет (ментальность). Чаще всего под ним понимают сознательное или бессознательное, логическое или эмоциональное проявле­ние человеком или общественной группой представлений о мире, в том числе и мире политическом, о своем месте в нем. Иными словами, это сформировавшаяся в процессе исторического развития устойчивая модель мышления, идеалов и поведения людей. Это понятие дает возмож­ность отличать одни народы, социальные и демографичес­кие группы от других.

Показателями культуры политического участия яв­ляется прежде всего сознательная политическая деятель­ность на благо общества, борьба с аморальными явления­ми в политической жизни: войнами, терроризмом, коррупцией, нарушениями гражданских прав и свобод.

Политическая символика. Символ — это образ, знак, в котором заключен определенный смысл. Через символы выражаются разнообразные политические ценности: суверенитет и мощь государственной власти, единство нации, патриотизм, приверженность демократии, господствующая в государстве идеология и т.д.

Главные государственные символы — государствен­ный флаг (стяг), герб и гимн. Являясь элементом обще­ния, эти символы выступают в качестве своеобразных ви­зитных карточек государства, отражающих его отличия от других стран.

Во многом символический характер носит конституция страны.

Поли­тический язык. Постоянно на слуху современного человека такие слова, как «государство», «власть», «президент», «демократия , диктатура , «мир , война , терроризм , «консенсус» и др. Политическое вербальное (словесное) об­щение дополняется элементами невербального — жестами, голосованием, аплодисментами, рукопожатием, отдачей чести и т.п.

Мифы. Миф — это коллективное фантастическое представ­ление о прошлом. Наиболее распространенным является миф «о золотом веке», который адресуется определенным периодам человеческого общества или государства.

Некоторые политологи выделяют как особый элемент политической культуры политическую этику, которую можно определить как совокупность ценностей и норм, ориентирующих и регулирующих действия полити­ков

Политическая культура выполняет ряд функций, важнейшими из кото­рых являются познавательная, коммуникативная, интегративная, нормативно-регулятивная, воспитательная.

Познавательная функция предполагает усвоение зна­ний о политике и политической власти, о политических системах и режимах, явлениях политической жизни. В итоге в сознании людей формируются политические уста­новки и ориентации, определяются их политическое пове­дение и участие в политической деятельности.

Читайте также:  Прочитайте как меняется смысл высказывания при разных способах выражения сказуемого избирательная

В результате коммуникативной функции передаются из поколения в поколение политический опыт, традиции, осуществляется взаимодействие различных социальных групп и политических институтов.

Назначение интегративной функции — достижение согласия в обществе на основе общепринятых политичес­ких ценностей, согласования интересов различных общес­твенных групп.

Нормативно-регулятивная функция обеспечивает ре­гулирование политических отношений на основе полити­ческих решений государственных органов и сформировав­шихся у граждан политических ориентации и ценностей.

Воспитательная функция проявляется в целенаправ­ленном воздействии на политическое сознание и поведе­ние граждан и социальных групп со стороны различных политических институтов. Кроме внешнего воспитатель­ного воздействия те или иные политические убеждения и поведение формируются в результате политического само­воспитания.

Типологизация политических культур

Политическая культура — явление сложное. Ее неод­нозначность проявляется как в разных политических сис­темах, так и в различные исторические эпохи их развития. Для анализа развития политической культуры использу­ются различные классификации. На сегодняшний день в мировой политологии классической является классифика­ция, разработанная американскими учеными Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделили три так называемых «чистых» типа: патриархальную, или приходскую; подданничес­кую, или культуру подчинения; активистскую, или куль­туру участия.

Патриархальную культуру характеризует полити­ческая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, политической системе и политическим институтам, а отсю­да и неучастие в политической жизни. Политические ори­ентации людей растворены в социальных и религиозных установках и ценностях. Такой тип культуры присущ на­чальным этапам формирования политической системы. Он характерен для африканских племен и автономных об­щин.

Подданническая культура отличается от патриар­хальной тем, что в ней присутствует интерес к политике и политическим институтам, но отношение к политической системе в основном эмоциональное (ощущение гордости за нее или, наоборот, неприязни к ней). Носители этой культуры не стремятся воздействовать на власть и ее поли­тику, а предпочитают подчиняться ей, считая, что госу­дарство само должно решать их проблемы.

Активистская культура характеризуется активной гражданской позицией, стремлением граждан участвовать в политической жизни и по возможности влиять на поли­тику государства.

Выделив отмеченные типы политической культуры, Г.Алмонд и С.Верба признают, что в чистом виде они не существуют. На практике эти культуры представляют со­бой сочетание тех или иных типов с преобладанием како­го-либо одного из них. На основе «чистых» типов они сформулировали три смешанных: патриархально-поддан­нический, подданническо-активистский, патриархаль­но-активистский. В качестве оптимальной в цивилизационном плане они определили гражданскую культуру. В ней доминирует при наличии элементов патриархальной и подданнической культуры активистская культура. Такая культура, по их мнению, характерна для США и Англии. Гражданскую культуру отличает вера граждан в закон­ность политических институтов, верность основным нап­равлениям государственной политики, терпимость к про­явлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно примирить и гармонизировать.

Наряду с рассмотренной типологией существует це­лый ряд других классификаций политической культуры. Так, русский исследователь Э.Я.Баталов различает куль­туру рыночную и культуру этатистскую. Первой присущи такие элементы рынка, как конкуренция, саморегулирова­ние политических отношений и функционирование политической системы. Для второй характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества.

Польский ученый А.Боднер делит политическую куль­туру на замкнутую и открытую. В первой выразительно проявляется приверженность национальным политичес­ким ценностям и нормам, религиозным и социальным тра­дициям. Такая культура консервативна, существует авто­номно. Она не воспринимает ценности и нормы, присущие другим политическим системам. Открытый тип культуры характеризуется восприимчивостью к изменениям и ис­пользованием ценностей других политических систем.

Определенному политическому режиму свойственно навязывать гражданам страны свои модели политической культуры, основными из которых являются либераль­но-демократическая и авторитарно-тоталитарная.

Либерально-демократическую модель характеризуют свобода, права человека, гражданское общество, парла­ментаризм, правовое государство, добровольное и созна­тельное политическое участие, плюрализм (многообра­зие) форм собственности, идеологий, мнений, т.е. все то, что принято называть демократией. Причем эти демокра­тические ценности не только декларируются, но и реали­зуются на практике.

Для авторитарно-тоталитарной модели свойствен­ны единая (общественная) собственность, единая идеоло­гия, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, дик­татура правящей партии, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы только провозгла­шаются, но в действительности не осуществляются.

В политической культуре, помимо типов, выделяют под­типы, или субкультуры: региональные, демографические и др. Так, исследователи региональных особенностей полити­ческой культуры Запада отмечают прежде всего либераль­но-демократические ценности; Востока — приверженность историко-религиозным традициям, ее харизматичность, превосходство административной власти над представи­тельной и судебной.

Различаются политические культуры демографичес­ких общностей. Так, нередко различаются требования сельского и городского населения, предъявляемые к кан­дидатам в органы власти. Имеются отличия в субкультурах пожилых людей и молодежи. Для первых в большей степени характерна приверженность к традициям, для мо­лодежи — к изменениям в политических системах. Имеют особенности политические культуры социальных групп, этносов, религиозных общностей.

Читайте также:  Как быстро похудеть способы легкие

Носителем определенного типа или подтипа полити­ческой культуры является и личность. Индивидуальные особенности, участие в политике, качества политического деятеля формируются в процессе политической социали­зации личности. В этом процессе человек принимает ту или иную политическую роль под воздействием различ­ных факторов и средств политического воспитания.

Под политической социализацией личности понимается усвоение индивидом политических ценностей, норм, устано­вок, образцов поведения (т.е. политической культуры), при­сущих данному обществу, социальной общности, группе.

Развитие политической культуры в Беларуси.Поли­тическая культура в Беларуси развивалась в русле поли­тических культур и культурных процессов, протекавших на ее историческом пути. В ее развитии можно выделить

третий — современный этап.

Современная политическая культура республики не только сложна по своему характеру, но и противоречива по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о по­литических ценностях. Эти тенденции особенно заметны стали после «перестроечного смятения» политического сознания масс, вызванного развалом СССР и обвальным разрушением политической системы социализма.

К числу таких тенденций относится консервация сохра­нившихся социальных и политических установок и возврат к исчезающим ценностям социалистического общества.

В числе таких установок и ценностей можно выделить следующие; порядок и стабильность общественной жизни; ориентации на социальную справедливость и равенство (хо­тя на практике это равенство в бедности); установка на то, что общественные и личные проблемы могут и должны ре­шать государство и харизматический лидер; коллективизм, ориентация на коллективистские формы профессиональной деятельности (совхозы, колхозы, государственные Пред­приятия); негативное отношение к частному предпринима­тельству; интернационализм, союзная наднациональная форма государственности; приоритетная ориентация внеш­неэкономической и внешнеполитической деятельности на Восток; неприятие инакомыслия и оппозиции.

Носителями этой тенденции являются поколения пожи­лых людей и часть людей среднего возраста. Социалистические ценности и установки ха­рактерны для значительной части политической элиты, многих руководителей промышленных предприятий и сельскохозяйственных коллективов. Особенно активно и настойчиво культивируются они политическими партиями левого направления.

Сторонники новационной политической культуры ориентированы на либерально-демократические ценности: демократию, и в первую очередь на утверждение реаль­ных прав и свобод граждан (право на частную собствен­ность, свобода слова, печати и др.); правовое государство и гражданское общество, разделение властей; свободу час­тного предпринимательства, конкуренцию; неприятие ав­торитаризма и тоталитаризма; государственный суверени­тет; приоритетную ориентацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на Запад.

Выразителями новационной тенденции в развитии по­литической культуры Беларуси являются значительная часть молодежи, небольшая часть критически настроен­ных к социалистическим и коммунистическим идеям лю­дей среднего и пожилого возраста. По социальному поло­жению носители этой тенденции — работники, занятые в сфере частного бизнеса и предпринимательства, часть на­учной и творческой интеллигенции. Активистский элемент новационной культуры — члены партий и движений пра­вого направления.

Безусловно, выделение этих тенденций в обобщающем плане не означает, что отмеченные традиционные и либе­рально-демократические политические ценности и ориен­тации в полном наборе проявляются на личностном уров­не. В индивидуальном политическом сознании они могут существовать и в комбинированном виде, в том или ином количестве. В переходный период их сочетание естествен­но. И относиться к ним следует не с радикально отрица­тельных и тем более с враждебных позиций, а с точки зре­ния национальных (государственных) интересов, принимая во внимание мировой опыт и политические тра­диции населения своей страны.

Политическая культура всегда взаимодействует с эконо­мическими отношениями. Рыночные отношения, как пока­зывает мировая практика, благоприятствуют демократичес­кой направленности развития политической культуры, командно-административная экономика обусловливает го­сударственный и авторитарно-тоталитарный характер поли­тической культуры. Не принимать во внимание эту связь в политике нерационально и неэффективно.

Являясь составной частью политической системы, поли­тическая культура испытывает на себе влияние таких ее эле­ментов, как государство, политические партии, обществен­ные организации, средства массовой информации. От культуры их деятельности и воздействия на население во многом зависит будущее политической культуры Беларуси. Дальнейшее развитие политической культуры Белару­си зависит от хода и характера политических процессов в целом, от того, по какому пути пойдет республика. В зна­чительной степени ее будущее зависит от состояния общей культуры населения республики в целом и культуры по­литической элиты в частности. Не следует сбрасывать со счетов и внешнекультурные факторы, т.е. влияние на нее стран Востока или Запада.

Литература

Алмонд Г., Верба С. Политическая культура и стабильность демок­ратии //Полит, исследования. 1992. № 4.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в политическую этику. М.; Тюмень, 1990.

Баталов Э.Я. Политическая культура современного американско­го общества. М., 1990.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.

Канашевич Н.М. Политическое сознание и менталитет: Учеб. посо­бие. 4.1. Могилев, 1995.

Политическая культура России. М., 1990.

Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996.

ТЕМА 11. МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (2 часа).

Источник

Оцените статью
Разные способы